Формализация социальной системы может осуществляться двумя
путями: во-первых, легализация уже естественно сложившегося состояния, это так
называемый «рефлексивный» способ формализации; во-вторых, разработка программы
(специального проекта, плана работы и т.д.), в соответствии с которой в
дальнейшем осуществляется организация той или иной социальной системы, это уже
«конструкторский» способ формализации[4].
Все формальные организации имеют специальный административный
аппарат, основная функция которого заключается в координировании действий
членов организации в целях ее сохранения. Крайняя степень развития формальной
организации, выражающаяся в максимальной стандартизации внутри организации с
целью повышения эффективности организационного механизма, превращает ее в
бюрократическую систему. Понятие бюрократия (от франц. bureau - бюро, канцелярия
и греч. kratos - власть, сила)
буквально переводится как власть канцелярии. Сущность бюрократии заключается в
нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках
чиновников, которые всячески стремятся избежать или ослабить демократический
контроль за своей деятельностью.
Большой вклад в разработку проблем бюрократии внес М.Вебер[5]. Он очень высоко
оценивал роль бюрократии, рассматривал ее как необходимую форму общественного
порядка и эффективной социальной организации и считал, что без нее невозможен
технический, технологический, организационный прогресс. М.Вебер сформулировал
основные признаки идеального типа бюрократической системы. В идеальном виде
бюрократия, по его мнению, представляет собой наиболее эффективную машину управления,
основанную на строгой рационализации. В то же время ему принадлежит ряд верных
мыслей относительно опасности, к которой может привести усиление бюрократии в
формальных организациях и в обществе в целом. Высказанная М.Вебером точка
зрения относительно роли бюрократии в формальной организации и обществе была
подвергнута основательной критике, но в последние десятилетия наблюдается
возврат к его идеям, своеобразная их модернизация.
2.2.Исторические типы бюрократии, Российский тип
Обратимся
к истории вопроса. Специалисты обычно выделяют три-четыре основных типа
бюрократии в истории развития общества: патриархальную, восточную, рациональную
(веберовскую ) и «отзывчивую», которая с трудом формируется сейчас в
цивилизованных странах Запада.
В
России бюрократия долгое время сохраняла и, к сожалению, продолжает сохранять
многие черты патриархального типа. Что такое российская бюрократия в прошлом?
Лучший ответ на этот вопрос дает, на мой взгляд, бессмертное произведение
Н.В.Гоголя «Ревизор». Основные черты ее стиля управления, собственно, две: 1)
служу своему начальнику; 2) обществу, гражданам служу в той мере и таким
образом, как этого хочу я сам. При такой организации государственной службы на
объективность, компетентность, справедливость, деловитость чиновника
рассчитывать не приходится: сроков рассмотрения дел не существует, порядок
делопроизводства и подведомственность крайне неопределенны, а главное - во всем
господствует произвол, личное усмотрение решающего вопрос с непременными
спутниками -взятками, вымогательством, протекцией. Исход дела решает не правота
человека, не объективные обстоятельства, а его статус, богатство, связи,
ловкость, умение «задобрить» нужную персону.
Патриархальная
система имела и некоторые достоинства. Так, если просителю удавалось установить
с должностным лицом личный контакт и возникали не холодные, деловые, а теплые,
почти дружеские отношения, то проситель мог без формальных проволочек решить
свое дело. Но недостатки явно преобладали.
В качестве альтернативы патриархальной системе постепенно стала
складываться иная, современная форма решения текущих государственных дел,
которой в идеале присущи такие черты, как компетентность; ведение дел
бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законодательством;
упорядоченность делопроизводства; свобода от субъективных влияний. Словом,
организация государственной службы современного типа предполагает господство
общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не должно
зависеть от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны
перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков
конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной
бюрократии, как ее сформулировал М.Вебер[6].
По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к
следующим четырем: 1) бюрократическая юрисдикция четко зафиксирована нормативным
образом: 2) иерархическая организация бюрократической структуры основана на
твердо установленных принципах должностной субординации; 3) вся формальная
внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие
решений, директивы и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих
последующему хранению; 4) все должностные лица должны быть хорошими
специалистами в области администрирования, компетентными не только в сфере
собственных должностных обязанностей, но и в области норм, правил и процедур
деятельности бюрократической организации в целом.
Технически, по М.Веберу, это самая совершенная форма
организации государственной службы. Ее превосходство проявляется в четкости,
быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации,
стабильности, относительной дешевизне и, наконец, безличном характере
деятельности.
«Идеологической» основой веберовской модели были три
постулата: 1) бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому
«хозяину», не вмешиваясь при этом в его компетенцию; 2) это наилучшая из всех
возможных форм организации; 3) важнейшее ее достоинство - эмансипация от
субъективных человеческих влияний на принятие решений. Нет сомнения, что подход
Вебера составил эпоху в административной науке и практике, стал фундаментальной
основой теории управления в индустриальном обществе. И значение его до сих пор
далеко не исчерпано.
Но жизнь все же оказалась сложнее идеальных схем М.Вебера.
Уже начиная с К.Маркса, исследователи часто отмечают у бюрократии развитых
государств такие черты, как своекорыстие, корпоративность, формализм,
карьеризм, притязание на монопольную компетентность, отношение к гражданам как
«винтикам» безличной машины. И как общественный результат - перерождение
рациональной бюрократии, фактическое отчуждение рядовых граждан от власти и
управления. Как заявил в свое время В.Остром, один из наиболее авторитетных
политологов современности, практическое воплощение в жизнь веберовского
идеального типа «полностью развитой бюрократии» способно создать такую
бюрократическую машину, при которой профессиональные бюрократы соединятся в
цепи, а граждане превратятся в зависимые массы, в беспомощных «дилетантов» при
своих политических «хозяевах». Господство полностью развитой бюрократии
превратит все формы конституционного правления в равнозначные фикции.
Единственной политической реальностью останется бюрократия.
2.3. Проблемы формирования государственной службы
демократического общества
В работе мы будем рассматривать понятия «бюрократия» и «государственные
служащие» как синонимы для обозначения тех, кто занят на государственной
службе. «Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающийся в
практическом осуществлении государственных функций работниками государственного
аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от
государства вознаграждение за свой труд».[7]
При использовании понятия «бюрократия», мы опираемся на веберовские
представления о бюрократии. Идеальная бюрократия, по Веберу, рациональна,
аполитична и высококвалифицирована . Этому способствует целый ряд факторов и
специальных процедур. В их числе: рекрутирование на основе открытых конкурсов;
внутреннее продвижение по иерархической лестнице с учётом определённых
критериев; деполитизация карьеры и функциональных обязанностей (служение
закону, а не партиям или идеологии); профессионализация деятельности
(образование и ориентация на приобретение длительного опыта на государственной
службе); конкурентно способное вознаграждение. Все эти процедуры и правила
нацелены на то, чтобы бюрократия идентифицировала себя с государством, а не с
конкретными идеологиями, политиками или лоббистскими группами.
2.4.Количественные
характеристики численности государственных служащих РФ
Все должности государственной гражданской службы делятся по ветвям власти
(законодательная, исполнительная, судебная), уровнями управления (федеральный,
региональный, муниципальный), категориям: руководители, помощники (советники),
специалисты, обеспечивающие специалисты и группами должностей внутри категорий
(от высших до младших).
Работники, занимающие должности специалистов, вместе с основной массой
муниципальных служащих, работающих в органах местного самоуправления,
составляют ядро российского чиновничества.
Ранее многочисленный вспомогательный персонал (секретари, водители,
работники, обслуживающие здания и оборудование, и т.п.) не включался в систему
должностей государственной службы. Теперь они входят в категорию обеспечивающих
специалистов, существующих для организационного, информационного,
документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения
деятельности государственных органов.[8]
Ранее они формально и статусно не являлись чиновниками, однако в статистике в
настоящее время они объединяться с государственными служащими в одну группу,
как занятые в органах государственной власти и управления. Это важно учитывать,
сравнивая численность чиновников в разные периоды времени.
Мнение о том, что постсоветская бюрократия очень многочисленна и раздута
сверх необходимости, разделяется не только широкой публикой, но и рядом
журналистов и исследователей. Обычно используемый аргумент в пользу такого
утверждения: приводятся ссылки на статистические данные, согласно которым,
занятых в сфере управления, в наши дни в России больше, чем это было в годы
существования Советского Союза. В середине 1980-х общая численность занятых в
аппарате управления в СССР колебалась от 2 млн. до 2,4 млн. человек.[9] Однако нужно учитывать
процедуры подсчёта соответствующих статистических показателей, изменения правил
отнесения тех или иных лиц к категории работников сферы государственного
управления, появление у органов государственного управления новых функций.
Во-первых, любые статистические сравнения предполагают, что используемые
показатели сопоставимы. Определение точной численности работников сферы
государственного управления в советское время – непростая задача, поскольку
соответствующие функции были «размыты» между разными ведомствами и
организациями. К тому же многие функции государственного управления выполнялись
освобождёнными работниками партийного и профсоюзного аппаратов, которые могли
формально не включаться в численность органов государственного управления.
Во-вторых, публикуемые данные о численности занятых в органах управления
в России в 1990-е годы и в настоящее время также нуждаются в пояснении. Эти
цифры могут включать не только собственно управленцев, большинство из которых
занимают государственные или муниципальные должности, но и многочисленную армию
работников, их обслуживающих. Понятно, что, согласно таким подсчётам,
численность собственно тех, кто выполняет функции государственного управления,
преувеличена.
В-третьих, внутри самой бюрократии произошли глубокие структурные
изменения, затрагивающие функциональные основы её деятельности и способствующие
увеличению её численности. Проведены анализ и классификация функций, осуществляемых
федеральными органами исполнительной власти. Всего в рамках работы
Правительственной комиссии по проведению административной реформы было
проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными - 1468,
дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Приняты и
готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих
функций.
В-четвёртых, происходят децентрализация и расширение функций местных
органов управления. Это объективно вызывает рост численности занятых в данной
сфере на региональном и местном уровнях.
Наконец, в-пятых, создание и функционирование демократической
политической системы предполагают значительную занятость в органах, её
обеспечивающих.
Последние три обстоятельства объясняют наличие определённых объективных
предпосылок к росту численности занятых в сфере государственного управления и
местном самоуправлении при переходе к рыночной экономике и более
демократическому устройству общества. Всё это, однако, не исключает и внутренне
запрограммированную в любой бюрократии тенденцию к неуклонной экспансии вне
связи её с объективным расширением полномочий и обязанностей.
Специальное статистическое обследование государственных и муниципальных
органов было начато только в 1994г., поэтому мы не располагаем сопоставимыми
данными за более ранний период. Но судя по косвенным данным, относящимся к
органам управления и включающим одновременно органы милиции, полная численность
занятых здесь сократилась в 1992 г. по сравнению с 1991 г. Это стало
закономерным следствием распада СССР и быстрого демонтажа советских
государственных институтов (министерств и ведомств). Однако уже в 1993 г. она
вновь начала быстро расти в результате создания новых и расширяющихся
действовавших министерств и федеральных служб.
В 1995 г. численность занятых в органах управления возросла примерно на
6% (самый значительный прирост за весь период наблюдения). В целом в 1994-2000
гг. численность занятых в органах исполнительной власти увеличилась на 15,1%, а
общий прирост (по всем ветвям власти) составил 15,8%.
По регионам прирост занятости в сфере государственного управления
распределялся неравномерно, а межрегиональная вариация увеличивалась. На начало
2000 г. плотность госслужащих в расчёте на 1000 человек постоянного населения
варьировалась от 4 (в Ингушетии) до 58 (в Эвенкийском автономном округе) при
средней по стране 8 человек[10].
Теперь сосредоточимся только на работниках органов исполнительной власти,
то есть на тех, кого обычно и зовут «бюрократами». Почти 90% всех
государственных и муниципальных служащих заняты именно в учреждениях
исполнительной власти. За 6лет (1994-1999 гг.) их численность возросла с 894
тыс. до 1029,5 тыс. человек, то есть на 15% (см. табл.1). На начало 2001 года в
расчёте на 1000 человек приходилось 7 человек, занятых в органах исполнительной
власти всех уровней.
Таблица1
Численность работников,
занятых в органах государственной власти и местного самоуправления в
Российской Федерации (на начало года, тыс.человек)
|
годы
|
всего в органах власти и управления
|
Законода-тельной
|
исполнительной, из них:
|
судебной власти и прокурату-ры
|
других государст-венных органах
|
всего
|
федераль-ной
|
субъектов РФ и МСУ
|
Всего работников
|
1994
|
1004,3
|
7,1
|
894,4
|
379,9
|
514,5
|
102,7
|
0,1
|
1995
|
1061,8
|
8,8
|
945,1
|
416,2
|
529,0
|
107,3
|
0,6
|
1996
|
1093,0
|
10,5
|
971,3
|
433,0
|
538,3
|
110,1
|
1,2
|
1997
|
1108,9
|
11,1
|
984,4
|
442,5
|
542,0
|
111,5
|
1,8
|
1998
|
1102,8
|
11,0
|
983,9
|
409,9
|
574,0
|
105,6
|
2,3
|
1999
|
1133,7
|
14,5
|
1006,5
|
412,8
|
593,7
|
110,1
|
2,6
|
2000
|
1163,3
|
15,5
|
1029,5
|
404,7
|
624,8
|
115,2
|
3,1
|
2001
|
1140,6
|
19,1
|
983,7
|
377,1
|
606,6
|
134,3
|
3,5
|
На федеральном уровне
|
1994
|
39,3
|
3,1
|
33,8
|
33,8
|
|
2,2
|
0,1
|
1995
|
39,8
|
3,5
|
33,8
|
33,8
|
|
2,2
|
0,2
|
1996
|
37,9
|
3,7
|
31,2
|
31,2
|
|
2,5
|
0,6
|
1997
|
37,5
|
3,9
|
30,4
|
30,4
|
|
2,5
|
0,7
|
1998
|
35,9
|
3,0
|
28,9
|
28,9
|
|
3,0
|
0,9
|
1999
|
38,7
|
3,9
|
30,9
|
30,9
|
|
3,0
|
1,0
|
2000
|
38,8
|
4,2
|
30,3
|
30,3
|
|
3,2
|
1,2
|
2001
|
37,2
|
3,8
|
28,8
|
28,8
|
|
3,3
|
1,3
|
На региональном уровне
|
1994
|
965,0
|
4,0
|
860,6
|
346,1
|
514,5
|
100,5
|
0,02
|
1995
|
1022,0
|
5,3
|
911,3
|
382,4
|
528,9
|
105,1
|
0,03
|
1996
|
1055,1
|
6,8
|
940,1
|
401,8
|
538,3
|
107,6
|
0,6
|
1997
|
1071,4
|
7,2
|
954,0
|
412,1
|
541,9
|
109,0
|
1,1
|
1998
|
1066,9
|
7,9
|
955,0
|
381,0
|
574,0
|
102,6
|
1,4
|
1999
|
1095,0
|
10,6
|
975,6
|
381,9
|
593,7
|
107,1
|
1,6
|
2000
|
1124,5
|
11,3
|
999,2
|
374,4
|
624,8
|
112,0
|
1,9
|
2001
|
1103,4
|
15,3
|
954,9
|
348,3
|
606,6
|
131,0
|
2,2
|
Страницы: 1, 2, 3
|