«Жанры с трудом
поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы),
упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой
художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах
стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на
протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от
Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами
(такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья).
Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»[4].
В отличие от
других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик
творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки.
Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция,
а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является
предметно-функциональным понятием.
Сам термин «жанр»
возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение
существовало много раньше. В XVI в.
теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр
в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в
практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким»
считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» —
портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж,
натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии
Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной
живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В
протестантской Голландии XVII в.,
напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки —
оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на
«высокие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообщениям
Плиния Старшего, наряду с художниками, выполнявшими ответственные
«официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Плиний
называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители
комического жанра. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано
прежде всего тем, что общественные, социальные интересы сосредоточены на тех
сторонах действительности, которые могут быть наилучшим образом отражены
посредством этого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в
античности, романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIX века, портрета в эпоху Возрождения и
в русском искусстве XVIII - XIX веков, оперы и симфонии в русской
музыке 19 века. Эстетика современного искусства утверждает необходимость
использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых
структур. Без какого-либо иерархического соотнесения, поскольку оно
ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни,
современной, прошлой и будущей, - природы, мира вещей, практических деяний
человека и его внутренней духовной жизни.
Если считать жанр
условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры
журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно
отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства,
нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве
взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в
журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые
жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и низкопробных теле-
и радиопередач.
«Жанр определяет
способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о
направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах
и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к
цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь
только основных ориентиров»[5].
Под
журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций,
объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода
признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает
более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных
жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в
качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет
отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения»[6].
В качестве
предметов отображения в журналистике может выступать любой факт
действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества,
морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление,
предметом журналистики в целом признается современность в совокупность
множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не
следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в
понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конкретный смысл. В
частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного
типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и
процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные
события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Кроме того, еще
одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах,
свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не
значит, что события не отображаются в материалах аналитических и
художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают
как объект углубленного исследования или художественного осмысления.
«Событие можно
определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным
началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные
явления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики
значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людей с
определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный
процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными
общественно-политическими ситуациями, экономическим, нравственным и иными
состояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое
станет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то
мере исследовать»[7].
Последовательность
взаимосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих
действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления
последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное
следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи
«если... то» («если наступит это, то должно наступить то-то...»). Если
перевести это общее представление о сути процесса на язык обычного журналистского
понимания «движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном
порядке следования результатов действий, которые выражают различные степень и
состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе
процессов. Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают интенсивно
разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование
процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки
взаимосвязанных событий.
Ситуация, как и
процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего
в аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное,
повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений,
сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между
социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных
требований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит в
окружающем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди как
основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных
особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как
«человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».
Значительными
жанрообразующими свойствами обладают целевые установки журналистского
творчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, которая
наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием
предмета отображения — проблемы, какого-то события, явления, процесса,
заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве
синонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, поскольку
наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности,
метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент в
осмыслении журналистом явления, его истолкования.
Третьим, по
мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования
объективной действительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две
больших группы методов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы
понять, к чему ведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают
два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического
исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций.
Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих
основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются, прежде
всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных
отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Применение
художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением
рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно
художественных, а художественно-публицистических произведений.
Однако, другой
теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природу
этого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр - это
категория исторически конкретная претерпевающая изменения. Жанр – особая форма
организации жизненного материала, представляющая собой специфическую
совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело
не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура
заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура
интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику
журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в
существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения
происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности).
Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных
пространственно-временных границах: иллюзия наглядности возникает благодаря
последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Жанр –
категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся
признаков. Именно это помогает понять смысл известной метафоры М.М. Бахтина:
«Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития».
Способ отражения действительности в каждом жанре свой и предопределяется прежде
всего познавательными задачами, решаемыми публицистом. Жанр – категория
гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или
иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что
познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Жанр – категория
морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения.
Объем познаваемого материала в заметке, интервью, репортаже, отчете,
корреспонденции, статье различен, что предопределяет структуру повествования –
максимально сжатую в заметке, развернутую в статье. Таким образом, морфология
жанра – это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в
повествовании; в) образный строй повествования; г) специфика разработки проблемы
(конфликта). Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную
оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает
что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его
мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория
творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом
создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных
авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление
о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и
убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она
аудиторией»[8].
Жанр
всегда остается оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда
жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи,
определяет выбор жанра. Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с
объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б) с конкретными
задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими и
индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатывая
тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на
предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра,
останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее
подходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре
предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно,
противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная часть
творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя
необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.
1.2. Типология
жанров в науке о журналистике
Еще во введении
мы обозначили три базовых способа отображения действительности в журналистском
произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они
опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от
первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому
освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного
образа предмета (в том числе — его художественного образа).
На основе этих
способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей
классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного,
выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.
1.
Информационные
жанры.
Для текстов
составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту,
в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода
отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?
Ядро этих текстов
– новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную
аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во
времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его
вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта
бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня
аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных,
профессиональных). «Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том,
чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий
запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для
себя то, что его интересует в данный момент». Важнейшие требования,
предъявляемые к информационному сообщению:
·
оперативность;
·
релевантность
– соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
·
декодируемость
– понятность для аудитории сути сообщения;
·
очищенность
сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и
подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|