Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru",...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Волгоградский
государственный университет»
Факультет
филологии и журналистики
Кафедра
журналистики
Своеобразие
жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»).
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
ВЫПОЛНИЛ
студент группы
Ж-031
Федоров Илья
Иванович
НАУЧНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Заведующий
кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр
Владимирович
РЕЦЕНЗЕНТ
Доцент кафедры
литературы
ВГПУ, к.ф.н.
Баранов Сергей
Валерьевич
ДОПУЩЕН К
ЗАЩИТЕ
Заведующий
кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр
Владимирович
Волгоград
2008
Содержание
Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной
журналистики
1.1. Понятие
жанра и жанрообразующие факторы
1.2. Типология
жанров в науке о журналистике
Глава 2. Жанровая структура сетевых
публикаций
2.1. Интернет
как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в
распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика
сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика
жанровой структуры массовых Веб – изданий
(на примере
он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)
2.4 Особенности
функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на
примере молодежной газеты «Территория» и сетевого журнала «Beautytime.ru»)
Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Использованная
литература
Введение
Проблема жанровой
структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений
научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня
задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько
тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике,
исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра,
то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении
остаются мене всего изученными.
С развитием
глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств
массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали
и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать
факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых
стала компьютерная сеть Интернет.
С каждым годом, а
в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается
в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело
появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические
признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной
паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно
выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти
оригинальный веб-репортаж достаточно трудно.
Именно
своеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом
исследования моей работы. Это популярные интернет - газеты и журналы, такие
как: Ytro.ru, Lenta.ru, молодежная газета «Территория» и женский интернет –
журнал «Beautytime.ru».
Предметом
исследования
является жанровая разновидность он-лайн публикаций.
Цель моей работы –
охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и
выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение
частных задач:
1.
Дать
теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
2.
Обосновать
специфику жанровой структуры интернет-изданий.
3.
Выявить
жанровые особенности веб-публикаций.
4.
Определить
специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой
направленности.
Соответственно
поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования:
типологический метод и метод контент – анализа. Поскольку, как известно, любой
текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и
формой (дизайном), а выражение типологии форм и является жанр.
Исследования
жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу для
дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры
периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В.
Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной
журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».
В своем
исследовании мы будем опираться на три базовых способа отображения в медийном
пространстве, которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы
при анализе интернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют
определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от
первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому
освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного
образа предмета (в том числе — его художественного образа).
Фактография
фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где,
что и когда произошло, т.е. отражают свойства предметности (где и что) и актуальности
(когда) действительности. Факт — это явление действительности.
Аналитика
фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления
закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных
событий (фактов).
Образотворчество
создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного
образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это
обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или
даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной
литературой.
Изучение способов
отображения важно для идентификации жанра – задача, которая постоянно ставится
в журналистской среде.
Другое измерение
жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает
определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений.
Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями
языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой
уровень обобщения фактов. Жанр — исторически складывающийся вид произведения.
В литературоведении — тип художественного произведения (в единстве
специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным
литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты,
принадлежащие обширной группе произведений.
Это позволяет
рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое,
свойственное произведениям разных эпох и направлений.
К жанрообразующим
факторам относят:
• содержание произведения
(тематика, проблематика);
• способ
повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов,
героев;
• отношение
автора к изображаемому;
• способы и
приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
• стилевая манера
(сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и
комедию);
• пафос
произведения;
• характер
конфликтов и их развитие в сюжете.
В журналистике
жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качестве элемента
метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, это своего рода современный
код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется
аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль. Качества,
которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и
постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно
реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный
аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с
другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой
контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Это стирает
какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью
интернет-журналистики.
Но даже в
общепринятой науке о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в
настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью,
оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую,
художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая
реплика, сатирический комментарий) публицистику.
Другие включают в
информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию,
блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относят
аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий,
социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью,
журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент,
письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к
художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию,
сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию,
анекдот, шутку, игру.
Подобная несогласованность
говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих системных оснований
для описания многообразия жанров, и, кроме того, это свидетельствует в пользу
жанра, как практического инструмента журналиста. А сетевые издания, как новый
вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не
исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое
количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует
специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих
пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем
более типологии жанров интернет-изданий. Этим и определяется актуальность
исследования.
Степень
изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся
жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в
учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что
«первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую
типологию публикаций в сети, это присутствие всего во всем, и в каждом, и
везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона,
корреспонденции и других — можно найти, если поискать, в любой сетевой
публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон,
оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы
можно встретить только в изданиях-клонах, но, как мы уже договорились, к
веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по
телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»[1].
Немалый вклад в
типологизации сетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского
университета А.И. Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и
статей, опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в
1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное
казино или новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор
попытался выявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы
и перспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическом
вестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети, как новый вид
СМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду с
Интернетом, описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении нового
информационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит:
«Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологии
электронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки,
детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру,
жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики».
Кроме того, в
1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской
электронной газеты (www.relga.ru), одной из целей которой
является изучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году Александр
Иванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», где
предпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы,
связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети,
но и в реальной действительности существует все разнообразие устной и
письменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сети
многочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливый
конгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов»[2].
Но все эти
исследования проводились для изучения сетевой прессы, как единого целого,
акцентировалось внимание лишь на видах интернет-изданий, изучались публикации
на соответствие аудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был язык
написания материалов.
Я же в своем
исследовании попытаюсь обозначить жанровую структуру веб-публикаций,
охарактеризовать жанры, которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж,
или веб-фельетон, а также проанализировать, как особенности всемирной паутины
влияют на формирование жанра публикаций.
ГЛАВА 1
Жанры в арсенале
современной журналистики
1.1 Понятие
жанра и жанрообразующие факторы
Понятие жанр
происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в
которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал.
Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое
жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия
жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид
и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном
источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры
менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства,
литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты;
некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая
из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования
художественного произведения.
«Жанр – особая
форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую
совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем
дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[3].
В искусстве и
литературе жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в
процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному
смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и
аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая,
онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений
искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по
видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, -
по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства,
обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения
действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его
прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни.
Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества
путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый; в большинстве
случаев именно тот, который требуют заказчики или за который можно получить
вознаграждение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени
функция мастерства, нежели таланта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|