-                    
неприменение
ревизором методов и приёмов исследования данных бухгалтерского учёта, которые,
по мнению следователя, могли привести к выявлению фактов преступной
деятельности;  
-                    
обоснованное
опорочивание выводов ревизии заинтересованными лицами;  
-                    
неполнота
и поверхностность ранее проведённой ревизии, в частности, если её выводы не
обоснованы документами или противоречат обстоятельствам дела;  
-                    
при
установлении некомпетентности ревизора в тех вопросах, которые он выяснял.  
Основаниями для производства
дополнительной ревизии могут являться:  
-                    
имеющиеся
в деле фактические данные о том, что преступления могли быть совершены не
только в указанных предприятиях, но и в других, связанных с ними преступными
действиями;  
-                    
наличие в
деле таких же данных о лицах, деятельность которых раньше не проверялась;  
-                    
необходимость
исследования не проверявшихся ревизией отдельных операций.  
Документальная ревизия – это
проверка по документам и записям в учётных регистрах законности, правильности и
целесообразности хозяйственной деятельности. Это форма последующего контроля.  
Перед каждой
ревизией ставится определённые задачи:  
-                    
выяснить,
не допущены ли в учёте или в отдельных документах за весь ревизуемый период
неправильные записи, в результате которых остатки ценностей на момент
проведения инвентаризации определены неверно;  
-                    
установить
причины и условия, которые привели или могли привести к присвоению и растрате
денежных средств и материальных ценностей. 
-                    
выяснить,
кто из должностных лиц не принял необходимых мер к устранению условий,
обеспечивающих совершение нарушений или скрывал их в учёте;  
-                    
установить
кому и в каком размере причинён материальный ущерб.  
Классификация
документальных ревизий 
1. По основанию
назначения:  
·                  
плановая
– по плану ревизующей организации. Проводится не реже одного раза в год. Если
предприятие не осуществляет производственную деятельность, то не резе одного
раза в два года 
·                  
неплановая
– назначается руководителем ревизующей организации при получении информации о
нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или по требованию
правоохранительных органов. 
2. По
осуществляющим органам:  
·                  
ведомственная
– вышестоящая организация; 
·                  
вневедомственная
– КРУ Минфина по требованию правоохранительных органов. 
3. По объёму
проведения:  
·                  
полные –
охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность за определённый период; 
·                  
частичная
– проверяется одна или несколько сторон деятельности за конкретный учётный
период. 
4. По методу
проведения:  
·                  
сплошная
– проверяются все без исключения документы; 
·                  
выборочная
– например, документы т.** авансовой отчётности; 
·                  
комбинированная.
 
5. По
повторяемости:  
·                  
первичная
– документы проверяются впервые; 
·                  
повторная
– для проверки выводов первичной ревизии (например, если при первичной не было
материально-ответственного лица); 
·                  
дополнительная
– появились новые обстоятельства, которые не исследовались. 
6. По составу
ревизионной группы: 
·                  
бухгалтерские; 
·                  
комплексные.
 
Документальная
ревизия рассматривается как средство управления и средство профилактики и может
выявить факты правонарушений.  
 
Этапы проведения
ревизии 
1. Подготовительный этап. 
Издаётся приказ
ревизующей организации, определяется состав ревизионной группы и сроки
проведения (максимум – 24 дня) – плановая ревизия.  
Ст. 70 УПК РСФСР
определяет, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе
требовать производства ревизий и документальных проверок. Выносится
постановление с конкретными вопросами ревизору, которое направляется в КРУ
Минфина.  
Задание ревизору
должно быть конкретным, вытекать из материалов дела.  
2. Ревизионные действия. 
Ознакомительный
этап. Чтобы не останавливать работу на предприятии, в касе или местах хранения
ценностей снимают остатки и оформляют актом.  
3. Проведение документальной
ревизии. 
Первоначально
проводятся общие исследования:  
-                    
изучение
документооборота на предприятии (ознакомление с графиком документооборота,
утверждённого руководителем, а также с учётной политикой предприятия); 
-                    
знакомство
с учётными регистрами;  
-                    
знакомство
с формами отчётности.  
Сомнительные
операции детально исследуют по первичной документации.  
Ревизор имеет право:  
-                    
требовать
предъявления документов; 
-                    
во время
ревизии опечатывать места хранения ценностей и документов; 
-                    
запрашивать
справки от взаимосвязанных организаций; 
-                    
осматривать
производственные и служебные помещения, места хранения ценностей; 
-                    
проводить
контрольные операции (замеры, взвешивания, обмеры и т.д.), для чего может
привлекать работников;  
-                    
может приглашать
специалистов для консультаций.  
4. Документальное оформление
результатов.  
Составляется акт
документальной ревизии в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в
трёх – если по требованию правоохранительных органов. Два вида актов:  
-                    
промежуточный; 
-                    
основной.
 
Назначение
промежуточного акта – отражение действительного состояния хозяйственных и
финансовых операций на момент проведения проверки (например, акт снятия остатков,
итоги конкретного взвешивания). Промежуточные акты и объяснения по ним прилагаются
к основному акту, который обобщает сведения промежуточных в целом по предприятию.
 
Реквизиты акта:  
1.                
дата и
место составления; 
2.                
наименование
объекта проверки и кто проверял; 
3.                
краткая
характеристика объекта проверки; 
4.                
лицо, ответственное
за объект проверки; 
5.                
описание
ревизионных эпизодов – это факты недостач, растрат, порчи, хищений, перерасход
товарно-материальных ценностей или переплата денежных средств; 
6.                
результат
проверки, подписи проверяющих и проверяемых лиц.  
Ревизионный эпизод – в его
описании необходимо раскрыть их характеристику:  
-                    
в чём
заключается сущность нарушения или злоупотребления; 
-                    
кто
допустил нарушение или злоупотребление; 
-                    
какие
обстоятельства способствовали этому; 
-                    
меры,
предпринимаемые для устранения недостатков и их предотвращения;  
-                    
сумма
ущерба, кто и в каком размере его возместил, кто привлечён к ответственности.  
Акт ревизии используется вместе
с другими материалами в предварительном и судебном следствии, чтобы установить
сумму ущерба, способы сокрытия недостач и хищений в документах и записях учёта,
и установить круг лиц, участвующих в нарушениях.  
Акт ревизии может
быть использован для доказывания противоправных действий ревизора.  
Ревизия кассы 
Назначается
ежемесячно (плановая) приказом руководителя. Комиссия – не менее трёх человек.
Проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Кассир несёт полную
материальную ответственность за ценности, хранящиеся в кассе и правильность
оформления документов.  
Кассир должен
составить отчёт о кассовых операциях и вывести остаток денежных средств на
момент проверки. С него берётся расписка, что все приходные и расходные документы
включены им в отчёт, неоприходованных и несписанных сумм в кассе нет. Кроме
денежных средств в кассе могут храниться ценные бумаги, денежные документы и
бланки документов строгой отчётности (которые имеют серийные номера).  
Полученный
остаток сверяется с остатком в отчёте кассира. Результаты проверки оформляются
актом (промежуточным). Основное внимание – исследование кассовых документов.  
Расписки в
получении сумм, не оформленные расходными кассовыми документами (расходный
кассовый ордер – типовая форма КО-2 или платёжная ведомость) к рассмотрению
комиссией не принимаются. Суммы считаются недостачами, которые относятся на
счёт кассира. Денежные средства, не принадлежащие организации, в кассе хранить
запрещается, их наличие считается излишком, который приходуется на финансовый
результат операции. акт подписывают все члены комиссии, главный бухгалтер и
кассир.  
 
Тема
6. Процесс и стадии проведения судебно-бухгалтерской экспертизы 
Судебно-бухгалтерская
экспертиза – это экономическое исследование конфликтных ситуаций в
хозяйственной деятельности, которые стали объектами расследования правоохранительными
органами, с целью их устранения.  
Судебно-бухгалтерская
экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность
предприятий, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, отражённые в
бухгалтерском учёте и отчётности.  
Предмет
судебно-бухгалтерской экспертизы – хозяйственные операции и достоверность их
отражения в системе бухгалтерского учёта и отчётности.  
Проводит
экспертизу эксперт-бухгалтер, направление его деятельности – проверка качества
проведённой документальной ревизии.  
Объекты
судебно-бухгалтерской экспертизы – предметы и орудия труда, сам труд,
отражённые в системе учёта и отчётности, имеющие отношение к уголовным и гражданским
делам.  
Метод
судебно-бухгалтерской экспертизы – это совокупность методических приёмов,
которые применяются с помощью специальных процедур при экспертном исследовании
хозяйственных операций, отражённых в бухгалтерском учёте.  
В
судебно-бухгалтерской экспертизе различают процессуально-правовое и экономическое
содержание, т.е. ответственность за причинённые убытки устанавливается законодательством,
а их размер в денежном выражении определяется судебно-бухгалтерской экспертизой,
которая либо подтверждает либо опровергает факты, отражённые в акте документальной
ревизии.  
Судебно-бухгалтерская экспертиза
назначается в случаях:  
-                    
когда
результаты проведённой ревизии противоречат материалам дела; 
-                    
при
обоснованном ходатайстве обвиняемого; 
-                    
если
ревизор не принял для отражения в учёте и снижения выявленной недостачи у
материально-ответственных лиц документы; 
-                    
если
необходимость вызвана выводами другого вида экспертиз.  
Процесс
судебно-бухгалтерской экспертизы и стадии проведения 
1. Организационная стадия
делится на две части:  
1 часть –
Подготовительная работа. Готовится постановление согласно ст. 70 УПК РСФСР,
подбирается эксперт-бухгалтер. В постановлении указывается фамилия эксперта,
вопросы на экспертизу и прилагается материал для исследования (акт
документальной ревизии, первичные документы, учётные регистры, итоги
инвентаризации). Вопросы должны быть чётко сформулированы, без обобщений и
должны вызывать необходимость исследования, т.е. не носить справочный характер
(рассчитать, подсчитать). Вынесенное постановление вручается
эксперту-бухгалтеру вместе с материалами. Обычно судебно-бухгалтерская
экспертиза назначается по решению суда и проводится в помещении суда.  
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |