|
Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения о свободной торговле с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с присоединившейся позже к КАФТА Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия). Продолжается работа по продлению и оптимизации различных преференциальных программ США, механизм действия которых позволяет эффективно открывать рынки стран-бенефициариев подобных программ для американского экспорта. Президент Буш подписал закон о продлении срока действия т.н. "Закона о содействии Африканскому развитию", предусматривающего предоставление торговых преференций для 37 государств Африки к югу от Сахары1. Вступление в силу 1 января 1994 г. соглашения между США, Канадой и Мексикой о НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли) означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения, способного стать важным фактором изменения соотношения позиций в глобальном контексте между основными полюсами экономической силы и политического влияния. На протяжении 15 лет подлежат ликвидации почти все торговые и инвестиционные барьеры, чтобы обеспечить свободное движение товаров, услуг и капиталов через границы стран, подписавших соглашение о НАФТА. Этот документ в деталях регулирует темпы и полноту устранения таможенных и других ограничений, которых на старте насчитывалось около 25 тыс. Создание Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) является одним из важных элементов внешнеэкономической стратегии США. Решение о формировании было принято на созванной по инициативе США встрече глав государств и правительств стран Западного полушария (кроме Кубы) в декабре 1994 г. (саммит Америк-94). Цель создаваемой интеграционной группировки - гармонизировать правила осуществления торговли и инвестиций, регулируемые в настоящее время различными региональными и субрегиональными торговыми соглашениями (НАФТА, МЕРКОСУР и др.). МАЗСТ объединит 34 государства, население которых составляет более 800 млн. человек. Торговый оборот внутри американского континента составит 20% от мировой оборота, ВВП стран МАЗСТ составит более 40% мирового2. Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей - открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции. Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%.3 В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны. Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить «пиковые» тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов4. Импорт некоторых сельскохозяйственных товаров в США в пределах тарифных квот осуществляется по достаточно низким ставкам, а за их пределами – по значительно более высоким. Согласно информации Комитета по сельскому хозяйству ВТО, таможенные тарифы на импорт в США в пределах квот составляют (%): для сахара –2, молочных изделий – 11, мясопродуктов – 5. В то же время за пределами квот тарифы на импорт тех же товаров достигают 129, 70 и 26% соответственно. Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты5. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми. В стране сформировалась чрезвычайно дробная система регулирований по вопросам защиты здоровья и безопасности потребителей, особенно касающихся продовольственных и фармацевтических товаров, автомобилей, бытовых электроприборов и электрооборудования. По мнению ЕС, информация, которую должны представлять экспортеры в таможенные органы США, намного превышает разумные требования. Так, сроки одобрения в США новых лекарств и косметики, произведенных за рубежом, значительно больше, чем произведенных местными фирмами. США отказываются принимать сертификаты происхождения ЕС и требуют указывать конкретную страну, в которой товар был произведен. Требования к маркировке вина на федеральном уровне и в отдельных штатах зачастую различаются и являются весьма дорогостоящими. США нередко используют достаточно экзотические экологические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам. В 1999г. в стране было проведено расследование, в ходе которого установлен факт демпинга со стороны японских поставщиков стали. Были введены антидемпинговые пошлины в размере от 17 до 67%. В начале 2002 г1. Комиссия ВТО признала эти пошлины незаконными и обязала США их отменить, но США уже успели ввести защитные пошлины, что поставило японских и российских экспортеров стали в одинаковое положение. Закон «покупай американское», одобренный в 1933 г., является важнейшей государственной преференций в отношении правительственных закупок. Ряд его положений весьма дискриминационен для поставщиков товаров и услуг из других стран. Некоторым государственным учреждениям прямо запрещено закупать товары и услуги за границей. Федеральные ведомства могут приобретать необработанные товары только американского производства, а продукцию обрабатывающей промышленности – только при условии, что «национальное содержание» в ней превышает 50% по стоимости. Этот закон затрагивает государственные контракты общей стоимостью до 35 млрд. долл. в 2005 г.2 Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США налагают ряд налогов на продажи автомобилей, которые существенно удорожают стоимость импортируемых автомобилей. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов. В ряде штатов действуют программы стимулирования иностранных инвестиций с помощью налоговых льгот. Автомобильная отрасль одна из немногих в США, где иностранным компаниям были созданы значительные стимулы под флагом создания новых рабочих мест. Так, компании Mercedes были предоставлены налоговые льготы в размере 300 млн. долл. и прямые субсидии на сумму 253 млн. долл.3 Кроме того, администрация следит за сохранением на определенном уровне доли американской добавленной стоимости в продукции этой отрасли. Президент США может регулировать иностранные инвестиции в определенных пределах и при определенных обстоятельствах, включающих интересы национальной безопасности. Американские законы ограничивают доступ иностранного капитала в ряд «чувствительных» отраслей хозяйства. Иностранная собственность и контроль над атомными электростанциями запрещены. Имеются ограничения на вылов рыбы во внутренних и территориальных водах, участие иностранных фирм в закупках для государственных нужд, разработку полезных ископаемых. Иностранные корпорации не могут получить лицензию для вложения капитала в сферу коммуникаций (радио, телефон, телевидение). Перевозки пассажиров и грузов на внутренних авиалиниях могут осуществляться только самолетами, зарегистрированными Федеральной авиационной администрацией. Каботажное судоходство, а также судоходство на внутренних водных бассейнах и реках. может осуществляться только на судах, принадлежащих компаниям, которые контролируются американским капиталом не менее чем на 75%, и только на судах, построенных и зарегистрированных в США. Переводимые за границу проценты, дивиденды облагаются «удерживаемым налогом» в размере 30%, если иное не оговорено в двусторонних соглашениях об устранении двойного налогообложения. Размер льгот для американских экспортеров, среди которых Boeing, Microsoft, Motorola, Procter & Gamble, Mars и Nike оценивается в 2.5-5 млрд. долл. ежегодно. В соответствии с решением ВТО европейцы получили право ввести пошлины в размере до 100% на обширный список товаров стоимостью порядка 4 млрд. долл4. С 1980 г. в составе министерства торговли действует международная торговая администрация по вопросам координирования торговой политики и разработке мероприятий по защите американской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг от «несправедливой конкуренции», на цели которой ежегодно выделяется до 345 млн. долл. Для защиты наукоемких отраслей федеральное правительство принимает на себя значительную часть расходов на НИОКР, на эти цели ассигновано 112 млрд. долл. в 2003. г.5 США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США. Так, шесть фирм американского кино практически поделили мировой кинорынок. В то же время сами американцы пускают к себе лишь около 2% чужих картин. Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Стремительно развивается электронная торговля. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за «беспошлинное киберпространство», чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли. Промышленность США стала мировым лидером по производству ряда видов стальной продукции. Общая сумма государственных гарантий по кредитам компаниям черной металлургии, предоставленных в рамках Закона о чрезвычайной программе гарантирования займов для сталелитейной и нефтегазовой промышленности, составляет 1 млрд. долл. В 18 штатах действуют многочисленные программы поддержки предприятий черной металлургии. Многие предприятия получили «подъемные» на развертывание производства, суммы колеблются от 120 до 250 млн. долл.6 После 1998 г. почти 40% всех расследований «несправедливой конкуренции» в США относились к стальной продукции. Более половины из них имели своим результатом предоставление сталелитейной отрасли помощи от государства в той или иной форме. В соответствии со ст. 201 Закона о торговле 1974 г. США могут вводить тарифы или квоты на временной основе в случае, если импорт причиняет существенный ущерб национальному производству. При этом не требуется представления доказательства факта субсидирования. Так, в 2001 г. Комиссия рекомендовала в целях ограничения импорта применить тарифы на стальную продукция в размере до 40%. Защита национального сельского хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. На субсидирование производства сельхозпродукции только в 2001 г. было затрачено 29.9 млрд. долл.1 В мае 2002 г. президент США подписал Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства. Закон рассчитан на 10 лет, в течение которых из федерального бюджета будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства. Импорт рекламных услуг превышает 1 млрд. долл. в год.2 Регулирование рекламного бизнеса в США имеет также замаскированную цель ограничить спрос на некоторые товары импортного производства. Комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «сделано в США», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства. ЕС. На ЕС сегодня приходится 20% мирового экспорта и импорта. Свободная торговля между странами-членами лежала в основе зарождения ЕС почти 50 лет назад и вызвала рост благосостояния всех его государств. Поэтому Союз возглавляет движение по либерализации мировой торговли в интересах как богатых, так и бедных стран. Общая торговая политика ЕС работает на двух уровнях. Во-первых, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Европейский Союз активно участвует в установлении правил многосторонней системы мировой торговли. Во-вторых, ЕС заключает двусторонние торговые соглашения со странами или региональными группами стран. ЕС предусматривает отказ от импортных и экспортных таможенных пошлин и любых сборов между странами-членами, а также введение единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Автономные ставки пошлин, являющиеся максимальными и применяются в отношении тех стран, с которыми не существует на договорной основе режим РНБ или преференциальный, составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара-80%, табачных изделий – 180%.3 Конвенционные ставки применяются к государствам-членам ВТО, а также к тем, с которыми заключили соглашение о предоставлении РНБ. Среднеарифметический уровень этих ставок на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию составляет 10.3%. Для остальных товаров средний уровень ставки составляет 4.2%.4 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.