Сущность мелкотоварной политической экономии и экономические взгляды русских народников
Работа по предмету
«История экономических учений»
2005
Связь современных
концепций с предшествующими взглядами и разработками
Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и
взглядам прошлого. Они считают, что эти теории и взгляды «обросли ракушками»,
потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить
время.
Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения,
сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.
Почему же экономисту полезно, a подчас просто необходимо знакомиться с историей
возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и
концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет
тому назад?
Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы
ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять
внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.
Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в
лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка,
вводный курс экономической теории.
Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в
экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических
взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями
экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.
Важно уловить последовательность, понять причины эволюции 'научных положений,
идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.
В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует
умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и
осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного
уточнения, углубления, совершенствования.
Как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних
представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не
принадлежат исключительно истории; они несут элементы наших сегодняшних и
нередко завтрашних, будущих взглядов.
Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если, угодно,
к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого уже потому, что
хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние проблемы, освободиться от
устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Для этого
недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов,
как бы популярны они ни были.
Экономические школы и теории, так или иначе, отражают сложность и
противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются,
переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем
экономические учения сами «выходят» из прошлого, органично сохраняя связь с
патриархами экономической науки, порой весьма прочно и в то же время
противоречиво.
Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции
экономистов?
Отвечая на этот и подобные вопросы, важно избежать двух крайностей.
С одной стороны, нельзя признать правомерным проведение прямой и
непосредственной связи между изменением социально-экономических условий и
отражением этих условий и соответствующих интересов в экономических теориях и
концепциях. Эта связь существует, но она не носит прямого, «жесткого»
характера.
С другой стороны, при рассмотрении объективных основ появления
той или иной концепции не следует абсолютизировать значение какого-либо одного
фактора. Взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями
весьма многогранна, противоречива, изменчива. Да и сами теории, в том числе
взгляды теоретиков, принадлежащих к одной школе, далеко не однозначны.
Попытаемся выделить лишь наиболее существенные факторы, под
воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и
концепции.
Вполне очевидно, что появление тех или иных идей и положений так
или иначе связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой
экономической практики. К примеру, своей популярностью, возникшей во второй
половине 70-х гг., монетаризм обязан обострившейся инфляции, проблему которой
стремились разрешить представители этой школы. Не следует лишь упрощать и абсолютизировать
потребности и нужды практики.
На формирование и развитие экономических теорий воздействуют
также:
— труды и взгляды представителей более ранних концепций, их
подходы, терминология, проблематика;
— взаимовлияние национальных школ;
— развитие смежных разделов экономической науки — статистики,
математики, демографии, социологии и др.;
— совершенствование методов научного исследования;
— расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической
науки;
— взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории,
наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности
экономических законов и категорий.
На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие
тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает
под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и
уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности
и несомненной преемственности знаний и выводов.
В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах
мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы
по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные
за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о
хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий,
сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»),
то он пришел к нам из древнегреческого (oikos — дом, хозяйство; nomos— закон,
правило).
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях
и трудах мыслителей далекого прошлого — Древнего Востока, Древнего Рима,
Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и
сегодня.
Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде
рабов, был Катон Марк Порций (234—149 до н. э.), автор трактата «О земледелии».
Катон — военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и
наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев,
как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И
доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной
книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как
приобретать имение («не бросайся на покупку — не жалей своего труда на осмотр и
не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство,
«подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину,
маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на
продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязанностях
вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом,
о постройках и сельскохозяйственных орудиях.
Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной
жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и
торговли, о даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не
просчитаться на имении»).
О характере экономического строя Древней Греции узнаем из трудов
Ксенофонта Афинского (444—356 до н. э.). Своеобразны названия его
трудов: «Домострой», «Экономиксе». Трактат Ксенофонта «О земледелии» —
настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, в ней 12 томов. И у греков
сельское хозяйство — наиболее ценимая сфера деятельности. Ремеслом занимаются
рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Интенсивно развита
в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств — налоги, пошлины,
дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин — основа их
военного могущества.
К. Маркс об
обнищании рабочего класса.
На основании многообразных проявлений закона тенденции нормы прибыли к
понижению К. Маркс выдвигает теорию цикличности экономического развития при
капитализме, т.е. явлений, характеризуемых им как “экономические кризисы”.
Центральная идея этой теории, направленной на выявление особенностей воспроизводственного
процесса в условиях экономики свободной конкуренции, состоит в том, что
достижению макроэкономического равновесия и последовательному экономическому
росту препятствуют внутренне присущие антагонистическому капиталистическому обществу
противоречия – увеличение производства безотносительно к наличию эффективного
спроса. Как пишет В. Леонтьев, “выступая против рассуждений Жана Батиста Сэя о сведении в конечном счете валового продукта
общества к доходам, Маркс... создал основополагающую схему, описывающую взаимосвязь
между отраслями, выпускающими средства производства и предметы потребления”.
Однако значение его схемы, в которой экономика делится на два подразделения,
сводится далеко не только к отображению различий между простым и расширенным
типами воспроизводства, но и к попытке окончательно убедить читателя в
фатальном характере “основного противоречия капитализма” — производить не для
потребления, а ради прибыли.
С этим Маркс и связывал экономические кризисы капиталистического
общества.
Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его
предшественников по “классической школе” экономической мысли, особенно А.
Смита и Д. Рикардо. Однако их теоретико-методологические позиции, как полагал
автор “Капитала”, стали лишь вершиной основ “буржуазной” экономической теории,
и после их трудов “классическая политическая экономия” якобы себя исчерпала.
Уже в главе 1 тома 1 “Капитала” К. Маркс заявляет, что “вульгарный экономист”
отошел от принципов Смита—Рикардо, игнорирует “реальные” и “определяющие
факторы”, скользит по поверхности экономических явлений и имеет дело с
субъективным отношением к денежным издержкам экономических агентов. При этом
“вульгарный экономист”, по Марксу, является выразителем буржуазной (классовой)
идеологии и по данной причине (даже не имея намерений быть неправдивым) лишен
возможности толковать реальность объективно.
В свою очередь, можно сказать, что теория Маркса также явилась лишь
классовой идеологией – только другого класса (пролетариев). Как едко заметил
один из современных авторов : “Теория Маркса неверна потому что бессильна”.
Указанные выше противоречия в построении теории, неоспоримые признаки
тенденциозного подхода и запрограммированности конечных результатов, намеренное
усложнение и введение абстрактных эмпирически не подтвержденных понятий, явное
несоответствие реальности – вот неполный перечень того в чем обвиняют Маркса.
Ученый может допускать ошибки но не имеет право на недобросовестность и
тенденциозность. Как бы то ни было, его экономические, политические,
философские воззрения оказали столь значительное воздействие на умы людей как
прошлого так и настоящего века, что отказать Марксу в значительности его трудов
невозможно. В ответ на ретроспективные доказательства неправоты Маркса,
заметим, что Марксов постулат о пролетарской революции в наиболее развитых
странах был отвергнут в России – революция произошла в самой отсталой и
непролетаризированной стране Европы. Как журналисту Марксу невозможно отказать
в убедительной силе фактического материала приведенного в его работах – картины
обнищания и деградации пролетариата и т.п. Очевидно, что лишь недостаточным
развитием производственных сил, как утверждает М.Блауг, данные примеры
объяснены быть не могут – дело в действительно хищническом и бесчеловечном характере
производства современного Марксу капитализма. Тем не менее, переиначив
известный афоризм Черчилля о демократии, возразим, что капитализм – самое
худшее общественное устройство, но другие – еще хуже.
Вклад В.Парето в
изучении проблемы ценности.
До сих пор в центре нашего внимания были вопросы поведения экономических
субъектов (потребителей и фирм), исследование условий оптимизации их
поведения, которое сводится к максимизации полезности. Это предопределило наш
интерес к проблемам формирования цен на факторы производства, которые
одновременно являются доходами собственников этих факторов, и цен на продукцию
фирм. Однако остался открытым вопрос, означает ли оптимизация поведения отдельных
лиц максимизацию общественного благосостояния в целом? Ответ на данный вопрос,
среди прочего, поможет определить, препятствует ли существование монополий
достижению этого состояния.
И. Бентам провозгласил в качестве единственной цели любого правительства
«обеспечение наибольшего счастья наибольшему числу людей». Но каким образом?
Принципиально различный ответ на этот вопрос дают авторы двух наиболее
известных теорий экономического благосостояния — итальянский экономист В.
Парето и английский экономист А. Пигу.
По своим экономическим взглядам В. Парето (1848—1923) можно
отнести к представителям Лозаннской экономической школы.
Как и Л.. Вальрас, В. Парето считал политическую экономию своеобразной
механикой, раскрывающей процессы экономических взаимодёйствий на основе теории
равновесия. По его мнению, данная наука должна исследовать механизм,
устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами
их удовлетворения.
Существенный вклад внес В. Парето в разработку теории потребительского
поведения, введя вместо количественного понятия субъективной полезности —
порядковые, что означало переход от кардиналистской к ординалистской версии
теории предельной полезности. Далее, вместо сопоставления порядковой полезности
отдельных благ Парето предложил сопоставление их наборов, где равно предпочтительные
наборы описывались кривыми безразличия. По мнению Парето, всегда существует
такая комбинация ценностей, при которой потребителю безразлично, в какой
пропорции он их получит, лишь бы сумма этих ценностей не подвергалась
изменениям и приносила максимум удовлетворения. Эти положения В. Парето легли
в основу современной теории потребительского поведения.
Но наиболее известен Парето своим принципом оптимальности,
получившим название «оптимум по Парето», который лег в основу так называемой
новой экономики благосостояния.
Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества достигает
максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое
изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта
экономической системы. В ситуации, оптимальной по Парето, нельзя улучшить
положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая
благосостояния как минимум одного из остальных. Такое состояние рынка
называется Парето-оптимальным состоянием.
Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния),
движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов,
которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, ни нанося
ущерба никому другому.
Воззрения В. Парето состояли в том, что порядковый показатель,
который способен правильно указать на степень индивидуального предпочтения
данного варианта потребления в сравнении с альтернативными вариантами, вполне
достаточен для экономической теории, причем абсолютная величина показателя не
имеет ни малейшего значения. Так было положено начало ординалистской теории
полезности, в рамках которой полезность предстает в виде порядкового индекса
предпочтений и только. При этом в предельных условиях рыночного равновесия
(модель рыночного равновесия Вальраса) никаких изменений не произошло, так как
предельные полезности всегда могут быть представлены как соотношения, не
зависящие от абсолютного размера предельных величин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|