Сторонники
“крайнего” шиизма в своём большинстве проповедовали идею обожествления Али и
представителей его рода. Мусульманские теологи и ересиографы различали три
формы обожествления людей: зухур (“проявление”) – отражение
божественной силы в человеке; иттихад (“единение”) – соединение
божественного и человеческого начала в одной душе и хулуль (“воплощение”)
– инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом
изменяется в божественную. Если мнения богословов относительно зухур
расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались. В тоже время
некоторые шииты ревностно защищали “божественную сущность” имамата и
представление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных знаниях его
носителей.
Обычно шииты насчитывают всего двенадцать святых имамов, должность и
благодать котрорых передавались по наследству от Али через Хасана, Хусейна, их
детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммада бен аль-Хасан, который в возрасте
подростка в IX в. якобы исчез
в пещере под Самаррой в Ираке.
В
шиитском исламе широкое распространение получили мессианские идеи. Учение о Махди
(араб. руководимый, ведомый Аллахом) – мусульманском мессии,
провозвестнике близкого конца света, слилось в шиизме с верой в возвращение
“скрытого”(ал-Ка`им) имама, который вернёт попранные права
богоизбранному роду Али и восстановит на земле справедливость. В период
ожидания Махди посредническую роль между “скрытым” имамом и общиной берут на
себя шиитские религиозные авторитеты. Опираясь на эту легитимистско -
эманационную концепцию высшей власти, шииты добавили к сунитским
"столпам" религии и догмат об имамате. Теоретически его обосновал Джафар
ас-Садик (700-765), который считается шестым имамом. Кроме шиитов,
признающих законными 12 имамов (их поэтому называют "двунадесятниками",
"дюжинниками" - арабское "иснаашарий"), есть
семеричники, которые признают семь имамов, а также много других шиитских сект
(исмалииты, зайдиты).
Идейные вожди шиитов.
Как и
все гонимые сектанты, шиты со временем сплачивались вокруг своих духовных
вождей, считая их слово конечной инстанцией. Это привело к резкому возвеличению
статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать
голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них –
муджтахиды, обладавшие авторитетом знания, набожности и благочестия,
становились подчас подлинными вождями, затмевая своим влиянием политическую
администрацию. Авторитет такого руководителя не умаляется тем, что он не всегда
заметен снаружи. Практика такийи даже увеличивала авторитет того духовног
вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как
полагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло
отражение в шиитском шариате: в отличие от четырёх мазхабов суннитского толка
шииты выработали собственные приёмы толкования исламского права, причём особое
внимание они уделяли малораспространённому у суннитов методу рая (иджтихада),
то есть индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида.
Важным
элементом организационной структуры шиитов были алиды. Причастные к клану
пророка, все они обычно воспринимались как представители особого сословия,
осенённого высшей благодатью и потому заслужившего специальные права и
привилегии. Представители этого сословия, сейиды, выделялись даже внешне
(они носили одежду преимущественно зелёного цвета – цвет пророка – и чёрные
тюрбаны) и обладали большим престижем. Далеко не все сейиды были духовными
вождями и знатоками ислама, но все политические авантюристы и амбициозные
предводители шиитов всегда стремились опереться на их авторитет, а то и просто
примкнуть к их сословию, доказав своё отдалённое (подлинное или мнимое) родство
с алидами. И это имело свой смысл: престиж и влияние каждого, кто был причастен
к алидам, во много раз возрастали в глазах шиитов, что имело большое значение
для достижения конечной цели, вплоть до создания новых государств на развалинах
дряхлевшего Халифата.
Ашура – декада траура
Начало нового года
по лунной хиджре шииты отмечают не как праздник радости и надежд, а как дни
скорби по имамам Али, Хасану, Хусейну, другим "мученникам за веру".
Конкретно это связано с десятидневной осадой суннитами окруженного отряда
Хусейна и его гибелью. С тех пор ежегодно в первую декаду года шииты поминают
убиенного имама, а заодно и других шахидов (павших за веру). Это и есть ашура -
декада траура (от арабского "ашара" - десять). Как и
все остальные даты лунного календаря, она наступает каждый год на 10 - 11
дней раньше, чем в предыдущем году, если определять ее по григорианскому
(солнечному) летоисчислению. В обрядах ашуры развились мистические,
эмоциональные, экстатические черты. Рассказы об убийстве Хусейна обросли
легендарными подробностям, стали сюжетами стихотворных повествований и
театрализованных представлений. В "шиитских" странах - Ираке, Иране в
дни ашуры по улицам городов проходят траурные процессии с черными знаменами. В
Иране, где ислам шиитского толка - государственная религия, все дни ашуры -
нерабочие и траур по Хусейну отмечается особенно широко. Всюду ощущается
атмосфера скорбного экстаза. Радио и телевидение почти все время отводят
религиозным передачам. В дни ашуры старики запрещают молодежи улыбаться, не
говоря уже о каких либо развлечениях. Ни какие радостные события - дни
рождения, свадьбы и т.д. в дни траурной ашуры не празднуют. Следуя обычаям,
унаследованным от дедов, некоторые шииты проводят эти дни в непрерывных
молитвах и посте. Траурные процессии и мистерии нередко сопровождаются
самоистязанием религиозных фанатиков. Одетые в белые халаты, с бритыми
головами, они нанося себе удары тяжелыми цепями, острыми саблями и кинжалами,
колют тело гвоздями, выкрикивая при этом: <Шах Хусейн, вах, Хусейн!" - "Государь
Хусейн, ах, Хусейн!".> По этим восклицаниям,
искаженным в русской передаче, самобичевания шиитов иногда называют "шахсей-вахсей".
Религиозный экстаз во время "шахсея-вахсея" достигает предела :
одежда добровольных мученников становится красной от крови.
Шиитское духовенство
в декаду траура активизирует религиозную пропаганду, усиливает психологическое
воздействие на верующих. Муллы ведут бесконечные рассказы о страданиях
мученников-имамов, призывают верующих обратить все помыслы к Аллаху, Али,
Хасану, Хусейну. Нагнетание религиозных страстей среди верующих шиитов имеет
особо отрицательные последствия в наши дни. Оно ведет к оживлению старой вражды
между приверженцами основных направлений ислама - суннитами и шиитами, которая
казалась давно должна стать достоянием истории.
История раскола
Шиизм
возниккак религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными
кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки её уходили ко
времени соперничества двух родов племени курайш: хашим и умаййа. В борьбе за
право наследовать власть Мухаммада переплелись политические интересы феодальных
группировок с родовыми амбициями семейств из племени курайш. Дело в том, что
Пророк не оставил прямых наследников мужского пола. Только Фатима (дочь
Пророка) оставила двух внуков.
Фатима
была женой Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Пророка. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Мик-дад и
др.) выступила за преемство имама Али. Исходя из
близкородственных связей с Мухаммадом и будучи одним из его приближённых, Али
мог претендовать на должность халифа, но выбор общины пал на другого
сподвижника Пророка – Абу Бакра, который тоже имел веские основания
стать духовным и светским главой мусульман,так как он был старше Али, был
спутником Мухаммада при Хиджире (указано в Коране/9:40/), участвовал в
военных походах и руководил общей молитвой при болезни Пророка, то есть
практически был назначен имамом и эмиром, кроме того были и родственные связи:
его дочь Аиша была третьей женой Мухаммада. Абу Бакр умер после двух лет
правления, но успел назначить своим преемником `Умара. В 644 г.
`Умар успер назначить шесть человек, которые должны были решить вопрос о
преемнике. Им стал `Усман, при нем усилились усобицы и смуты.
Завоёванные области управлялись наместниками, следовательно обладали сравнительно
большим экономическим и военным потенцилом, поэтому ужесточилась борьба за
власть в халифате. В 656 г. `Усман был убит. Халифат находился в состоя
нии внутренней борьбы между сторонниками различных феодальных группировок. В
это врем возникла идея законности права Али на престол, так как он являлся
одним из ближайших сподвижников Пророка, его кузеном и зятем, кроме того
обращалось внимание на его личные качества. Кроме того, утверждают шииты,
имеется несколько ахбаров с "ясными указаниями" на особую миссию Али,
на то что Мухаммад объявил его имамом после себя, "повелителем
верующих". В таком смысле они толкуют высказывание пророка, сделанное им
яко бы в Гадир уль-Хумме, после его прощального паломничества в Мекку 18
зу-ль-хиджа: " Кому я глава, тому и Али господин". Эта дата
мусульманского календаря стала шиитским праздником – “ид уль – газир”( у шиитов
арабов) или “кадир-ком” (у персов). Али был избран халифом, но его поддержала
не вся община. Против выступали два сподвижника Пророка Зубайр и Тальха, а
также Аиша (вдова Пророка, свояченница Зубайра /племяннк Хадиджи/) и Муавия
(наместник Сирии). Али поддерживали мусульмане Египта, жители Мекки и Медины,
мусульмане Ирака. Но Зубайр и Тальха решили добиться своих прав силой оружия, в
результате состоялась битва под Басрой, в которой победа была на стороне Али.
Но халифат был разделён на двое Сирией (наместник – Муавия), поэтому борьба
продолжалась. Сначала военные успехи были на стороне Али, однако он вздумал
уладить распрю миром. Это вызвало недовольство самых решительных его
сторонников, требовавших продолжения боевых действий. Они покинули лагерь Али
под Куфой (Ирак) вместе с несколькими тысячами воинов и бали твёрдо настроены
против него. (Так выделилось третье течение – хариджиты (араб. хараджа
– выступать) – самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка)
Следовательно силы шиитов были ослаблены. Они оказались межди двух огней: с
одной стороны Муавия, с другой – хариджиты. В 661г. Али был убит, и
власть оказалась в руках Муавии(впоследствии была отменена выборность халифов).
Это было торжество племееной знати курайшитов, мекканской партии богатых
торговцев и сирийской феодальной группировки. После гибели Али иранские шииты
провозгласили главой общины его старшего сына Хасана, но он отрёкся от своих
прав за вознаграждение от Муавии и удалился в Медину, где вскоре скончался.
Хасан после Али стал вторым “мученником за веру”в шиитском мартирологе. Муавия
завещал халифат своему сыну Язиду, но шииты выдвинули кандидатуру младшего сына
Али Хусейна (626 – 680гг.). Он откликнулся на их просьбу и выступил с
небольшим войском, но был окружён войсками Язида и убит в неравном бою у
Кербелы. Он тоже стал “мученником за веру”. Так произошёл самый большойт раскол
в исламе, и сформирровался культ мученников у шиитов. Гибель Хусейна положила
конец честолюбивым амбициям шиитов в их попытках вернуть власть алидам. Эта
смерть означала необходимость коренной внутренней организационной перестройки
шиизма, переходившего отныне на положение опозиционной доктрины. Конечно, шииты
не отказывались от возможности при случае вновь выйти на политическую арену,
что не раз было продемонстрировано ими, будь то Египет при Фатимидах, Йемен или
сефевидский Иран. Однако вне этих немногих и обычно кратковременных
государственных образований шииты продолжали оставаться гонимым меньшинством, и
это определило особенности их организационной структуры.
Различия между суннизмом и шизмом
Cуннизм
|
Шиизм
|
Отношение
к Пророку.
|
Для суннитов
Мухаммад был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную
связь правоверных с Аллахом.
|
Шииты
воспринимают Пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделённую
сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и
передать эту благодать своим потомкам.
|
Отношение
к Али.
|
Сунниты отвергают
идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, не
приемлют идею о “божественной” природе Али и праве его потомков на духовное
верховенства в мусульманской общине.
|
Для шиитов важна
святость Али, чей авторитет базировался как на родственной близости к
Пророку, так и на личных качествах, благодаря которым наследственная
благодать, выпавшая на долю Мухаммада и Али, становиться ещё более весомой и
неопровержимой. Вот почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено
в их учении был со временем обожествлён ими не менее, чем Пророк, а в
некоторых шиитских сектах даже больше.
|
Коран.
|
Коран был
канонизирован при третьем “праведном” халифе `Усмане, сунниты до сегодняшнего
дня придерживаются именно этого текста Корана.
|
Приняв
канонический текст Корана в его усмановской редакции, шииты не были
удовлетворены им потому, что в нём не отражена роль Али. Якобы 666
ссур, отражающие роль Али, были выкинуты из Корана суннтами. Существуют даже
шиитские версии Корана с добавлением суры “Два светила”, в которой
Мухаммад и Али поставлены рядом. Шииты верят, что истинный текст Корана,
известный святым имамам, появиться вместе с Махди, после чего правда и
справедливость восторжествуют.
|
Сунна.
|
Сунна была
зафиксирована в хадисах. Сунниты признают достоверность
канонических сборников хадисов. Всего
существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных
сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези,
ан-Насаи и Ибн Маджа.
|
Шииты признают значительную
часть хадисов сунны. В противовес остальным они создали собственные предания
– хабара (ахбары). Шиитские ахбары (араб. известия,
сообщения) более позднего происхождения по сравнению с сунницкими. Их
своеобразная канонизация относится к X – XI вв. Сборники их являются у шиитов законным источником
мусульманского права наряду с Кораном. Содержание хадиса иди ахбара делится
на две части: сначала идет иснад (опора), то есть как бы ссылка на
источник рассказа, в которой перечислены лица, передавшие его. Далее идет матн (текст) предания. Так вот, для шиитов очень
важен иснад , ибо
они признают только тот матн, который опирается на свидетельство
близкого родстввенника Мухаммада. Шииты как бы создали нечто вроде
«родственнической» апологии в исламе, явились, как заметил французский
исламовед Анри Массэ, мусульманскими легитимистами. Шииты отвергают те
предания, которые восходят к соратникам Мухаммада – заведомым противникам
Али. Из шиитских собирателей мусульманского священного предания прославились
Мухаммад аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.),
Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8г.).
|
Шахада.
|
"Нет бога,
кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его.»
|
К шиитской шахаде
добавлены слова, что Али – наместник Аллаха.
|
Хадж.
|
Мекка и Медина.
|
Кроме Мекки и
Медины шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак),
где находится могила халифа Али, в Кербелу - место гибели и могилы Хусейна и
в Мешхед (Иран) - к гробнице имама Али ар-Ризы, Казимейн, Кум.
|
Культ
мученичества.
|
На культ
мученничества, усиленно насаждемый шиитским духовенством, сунниты смотрят как
на ересь. Шииты же считают лишь свои верования истинными.
Все это усиливает политические разногласия меджу общинами суннитов и шиитов в
арабских странах, сеет подозрения у арабов по отношению к Ирану.
|
Имамы.
|
По представлениям
суннитов имам не может обладать сакральными свойствами и нуждается в
дополнительных источниках власти, каким, например является иджма.
|
Шииты наделяют
своих имамов сверхъестественными качествами и считают, что имамы не нуждаются
в дополнительных источниках власти.
|
Духовные
титулы.
|
Разнятся меэду
собой духовные титулы сунитских и шиитских богословов – правоведов (улемов),
имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У
суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий (например у турок), шейх
аль- Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла, моджтахед
(например у персов). Это различие отражает и существо подхода к решению тех
или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед (по арабски - ааайтуллах
и муджтахид) - орудие "сокрытого имама": он вещает их
устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить
решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить
решение только исходя из прецендента, строго согласуясь с шариатом, и,
естественно, они не пользуются таким неприрекаемым авторитетом у верующих,
как их шиитские коллеги. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной
из причин политической активности иранского духовенства: некоторые моджтахеды
критиковали шаха.
|
Праздники.
|
"ид
аль-адха" - праздник жертвоприношения (10 числа месяца
зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" - праздник разговения (1-2
числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" - день рождения
пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" -
ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб),
"лайлат аль-кадр" -ночь предопределения (27 числа
месяца рамадан)
|
День рождения Али
(13 раджаба), день рождения Хусайна (13 шаббана), день рождения
12 имама (15 шабана),
Особый
поминальный цикл: дата гибели Хусейна (10 мухаррама), 28
сафара отмечается день смерти Мухаммеда, 19 рамадана -день ранения
Али, 21 рамадана - день смерти Али, 1 шавваля - день смерти
шестого имама Джафара ас-Садика. Особые моления происходят 20 сафара -
в сороковой день смерти Хусейна, 13 джу-мада аль-уля - в день кончины
Фатимы, “уш-ид уль-газир” (18 зу-ль-хиджа). Особая траурная
декада ашура, связанная с осадой отряда Хусайна и его гибелью.
Шииты широко
празднуют Ноуруз (Новый день, Новый год) весной, 22-23
марта; праздник восходит к доисламским обрядам возрождения природы.
|
Мечеть.
|
Для суннитов
мечеть – молельный дом.
|
Для шиитов мечеть
– место, где они могут собраться, поговорить о религии, обменяться мнениями и
т.д.
|
Суннитский ислам
запрещает изображать людей и животных. У шиитов это предписание исполняется
не так строго.
В отличие от
суннитов, у шиитов сохранился институт временного брака.
|
Страницы: 1, 2, 3
|