Суннизм и Шиизм
Реферат на тему:
"СУННИЗМ И ШИИЗМ"
Автор: Саакян Анна,
слушательница
ШМВ 2002/03 гг.
Москва. 2002 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………
Суннизм…………………………………………………
Шиизм…………………………………………………...
§
Учение об
имамате………………………………
§
Идейные вожди
шиитов…………………………
v Ашура – декада траура……………………
История
раскола………………………………………...
Различия между
суннизмом и шиизмом………………
Географическая
локализация…………………………..
v Шиизм в Иране……………………………
Течения внутри
суннизма и шизма……………………
§
Течения
суннизма………………………………..
§
Течения
шиизма………………………………….
Заключение………………………………………….......
Список
использованной литературы………………….
|
Стр.
3
4
4
6
7
8
8
10
12
12
13
_
14
16
_
|
СУННИЗМ И ШИИЗМ.
Введение.
Ислам (араб. – предание себя Богу,
покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом),
относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду
с христианством и иудаизмом).
Ислам
возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии
считается житель Мекки Мухаммед (570–632).
В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником
единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период
каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у
некоторых племен стали выделяться главные боги.
Мухаммед призывал
соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам,
верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему
Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым
Богом Аллаха и Мухаммеда – "посланником Аллаха" ("ля иляха
илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").
Учение
ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени
курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена
Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со
своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее –
Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622,
начинается летосчисление ислама.
На
формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и
давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии – иудаизм и
христианство.
На
сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и
объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане
составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама
представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан
государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак,
Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман
сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.
Священными городами мусульман являются Мекка и Медина.
Хотя
ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но
национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они
постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.
Суннизм
и шиизм – направления ислама, имеющие наибольшее количество последователей. Хронологически
суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В
X – XI вв.
суннизм приобрёл контуры самостоятельноготечения, которое воспринималось прежде
всего как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин
“суннит” имеет менее чёткое смысловое наполнение, нежели термин “шиит”, и
только в случае использования его в качестве антитезы этому термину становиться
действительно значимым.
Суннизм.
Суннитская
догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и,
несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех
мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским
“правоверием”, то есть считается ортодоксальной. В странах распространения
ислама приверженцы суннизма — сунниты, составляют большинство. При решении
вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм опирается
формально на “согласие всей общины”.
Последователи
суннизма называют себя “ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа” (людьми Сунны и
согласия общины), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Cунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским
ценностям, зафиксированным в священном предании и идея руководящей роли общины
в решении жизненно важных проблем. Считается, что суннитом является тот, кто
признаёт первых четырёх “праведных”(рашидун) халифов — Абу Бакра, Омара I, `Усмана и Али, достоверность канонических сборников хадисов
(преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале
передавались изустно и были записаны в VIII—IX вв.), которые являются основой всей религиозной и общественной
деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ (мазхабов). Верховным главой «общины верующих», обладающим
духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка
Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского
первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.
Развитие
мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну (свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория
мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах, кодифицирована в IX
в.), иджму и кияс. На основе Корана и
Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат
(конец VIII — начало IX вв.). Кроме того применение мусульманского права к новым общественным и политическим
явлениям производиться при помощи фетв (заключений высших авторитетных
духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных фетв),
так как после выделения четырёх мазхабов, двери иджтихада (самостоятельное,
не зависимое от других толкование религиозного права, применявшееся мазхабами)
были закрыты. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена.
В суннизме
имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их
проведением. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится
к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну,
которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по
возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.
Шиизм
Шиизм или
шиат Али /партия Али/ (от араб. ши’а
— секта, партия, группа приверженцев) - второе по
значению и числу последователей направление в исламе. Побудительным мотивом его
возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной. Зародившись в Арабском халифате в период правления третьего “праведного
халифа” `Усмана как группировка, выступавшая в защиту прав Али
ибн Аби Талиба (ум. 661г.), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, и его потомков от Фатимы (дочери
Мухаммеда) на имамат-халифат, приобрел характер религиозно-сектанского
движения, противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов (включая все
его течения и секты). Шииты считают, что халиф не может избираться людьми, в
связи с этим не признают термин “халифату расулиль-ллахи” равно
как и умма. Оформление шиизма приходится на период утверждения династии
Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после
покушения, и его сына Хусейна, убитого под Кербелой в 680 г.,
способствовал превращению шиизма в религиозное течение. Как и ислам в целом, не
представляет собой единой консолидированной системы. Наиболее благоприятной
почвой для распространения Шиизма стал Иран (где на него существенное влияние
оказали зороастризм, несторианство и митраизма). Также был шроко распространён в Персии, поэтому его часто назывют
релиигиией персов.
Основоположником
шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла
ибн Саба`, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о
том, что каждый пророк, в том числе Мухаммад, имел помощника, или “восприемника
духовного завещания” (васи). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса –
апостол Пётр. Мухаммад же, согласно Абдалле ибн Саба`, личным распоряжением
избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к
этому. Поскольку же Мухаммад был лучшим из пророков, то Али объявлялся лучшим
из воспреемников завещания, чем подчёркивалась избранность и его рода.
Особо
интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства велась в VIII столетии. Появилось множество трудов, обосновавших право “семейства
Прорка” в лице Али и его потомков на верховенство в общине. Основные положения
шиитской доктрины власти, признанные современными последователями
сформировались к началу X в. В последующие века шёл процесс кодификации шиитской догматики,
углубления её философского основания. Общими догматами шиизма стали: признание
исключительного права Али и его
потомков — алидов на духовное и светское руководство в
мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых
халифов — Абу Бакра, Омара I, `Усмана, Умаййадских и Аббасидских халифов, а также идея о
том, что заместитель пророка, халиф, не должен быть избираем людьми. Эти тезисы
стали фундаментом последующего учения шииитов во всех его деталях и вариантах.
Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны. Поскольку в
Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские коментаторы прибегли к
аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать
свою точку зрения.
Сам
Али весьма настороженно относился к появившимся в его окружении людям,
боготворившим и обожествлявшим его. Али сознательно отдалил от себя Абдаллу ибн
Саба` за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах
правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу
людей, провозглассивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его
увещевания. Со словами <Теперь мы знаем, что ты – действительно Бог,
потому что только Бог наказывает огнём.> они с
достоинством приняли смерть.
Становление
собственной доктрины шиитов побудило их обратить внимание на оформление своего
корпуса священнах текстов. Шииты признают Сунну (с некоторыми изменениями), считая её вторым источником
мусульманского вероучения, Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую
редакцию безупречной).
Историческая
роль шиитов очень велика. Они составили немалую силу восстания, приведшего к
падению Умаййадов. Они принимали активное участи и во многих других движениях.
Как опозиционная доктрина, шиизм служил знамением всех недовольных и нередко
прикрывал религиозной оболочкой те острые социальные и экономические причины,
которые лежали в основе этих движений. Кроме того, сохранивший своё этническое
лицо Иран, центр шиизма, на протяжении веков был центром не только религиозной,
но и этнической и политической оппозиции Арабскому халифату.
Для
шиитов характерен культ мучеников. Шииты придают исключительное значение идее
величия страданий за веру, воплощённой в трагической судьбе ряда шиитских
имамав, начиная с Али и его сына Хусайна. Вообще шиитская традиция рисует Али
истинным героем легенды, идеальным рыцарем ислам: набожным, чуждым честолюбием
и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах.
В
практике шиизма нашёл широкое применение принцип такийя (араб.
осмотрительность, благоразумие) – “благоразумное скрывание своей веры”, то
есть право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной
безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь в душе
преданным своей религии, игравшее роль защитной мимикрии в обстановке преследований.
Шииты прибегали к такийе, поскльку на протяжение своей истории они часто
оставались в меньшинстве и являлись объектом преследований.
Центром
шиитов является город Куфа. В Средние Века говорили: <Хочешь стать шахидом - отправляйся в Куфу,
встань там на базарной площади и начни кричать: <Храни Аллах Османа Ибн
ал-Аффана!> - шииты мигом разорвут
тебя в клочья>. Общая численность сторонников шиизма - 180
млн. человек (16% всех мусульман).
Учение об имамате
Учение
об имамате стало основополагающем в шиизме. В шиизме Али обожествляется, не
менее, чем Пророк, а иногда даже больше. Возникли легенды, призванные
подтвердить божественность Али и благоволения Аллаха лично к нему, иногда
содержавшие намёк на то, что Аллах почитал Али за равного Мухаммаду или что
посланник его, архангел Джебраил, просто перепутал Мухаммада и Али, так как они
были очень похожи. Легенды эти ставили своей целью не столько умалить величие Пророка,
сколько поднять статус Али как высшего и бесспорного носителя небесной
благодати.
В
соответствии с этим в догматике шиизма сложилось представление о святых имамах.
Суть учения в том, что предводителем правоверных может быть лишь имам из числа
потомков Пророка, точнее – из числа алидов. Такие имамы рассматриваются как
единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. В
соответствии с шиитской доктриной имамат представляет собой милость Божью,
своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу
“божественного установления”, которое передаётся устами Пророка или
предшествующего имама. Признание божественной природы имамата обуславливает
веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необходимость
безоговорочнлого им повиновения. В религиозно-философской трактовке имамат
предстаёт как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного
божественного света. Первым его носителем был прочеловек Адам, от него
божественный свет перешёл к избранным Богом его потомкам – пророкам, отразился
на деде пророка Мухаммада – Абд аль-Мутталибе, затем божественный световой
поток разделился на две части и отразился на Абдалле, отце Пророка, ина Абу
Талибе, брате Абдаллы и отце Али. После Али божественный свет отражался из
поколения в поколение на имамах, потомках Али. Будучи носителями божественной
манифестации, шиитские имамы представляются как исполнители предписаний Аллаха,
высшие и неприкасаемые авторитеты в делах веры и мирской жизни. Шииты
умеренного направления проповедуют веру в “имама данного времени”, без которого
невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания “имама данного
времени” должны восприниматься безоговорочно как истина в последней инстанции,
поскольку он является носителем сокрального знания, ему ведом скрытый смысл
Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть до Судного дня.
Страницы: 1, 2, 3
|