При формировании
структуры управления целесообразно придерживаться следующей последовательности [1, С.98]:
1. определить приоритетные
направления деятельности организации 9производство, торговля, финансирование,
снабжение, реклама и т.д.);
2. выделить основные
функциональные задачи управления (планирование, стимулирование, учет, контроль
и т.д.);
3. выяснить какие из направлений
и функциональных задач могут быть лучше всего реализованы с помощью линейных,
функциональных и целевых структур.
4. определить объекты
управления, необходимые для решения функциональных задач по всем основным
направлениям (цехи, отделы, бригады и т.д.);
5. определить органы управления
всеми объектами и их иерархию;
6. установить прямые и обратные
связи между органами управления и объектами управления.
В особом внимании нуждается решение проблемы
рационального соотношения централизации и децентрализации в иерархии
управления. Суть решения заключается в следующем:
-
централизация
должна осуществляться в вопросах общей политики, при децентрализации в решении
оперативных вопросов. На высшем уровне принимаются решения стратегического
порядка, а полномочия по принятию других решений, равно как и ответственность
за качество их исполнения, делегируются на низшие ступени управленческой
иерархии;
-
решения,
определяющие планомерное развитие подсистемы, принимаются тем органом, который
несет ответственность за ее эффективное функционирование;
-
содержание
и каналы информации должны соответствовать потребностям принятия эффективных
решений.
Для настоящего времени характерен процесс
децентрализации многих видов управленческих работ, т.к. чрезмерная централизация
управления сковывает инициативу руководителей, ограничивает гибкость
производства и нередко ведет к недостаточно аргументированным решениям, в
которых не учитываются в полной мере специфика работы отдельных трудовых
коллективов и имеющиеся на местах внутренние резервы [12, С.134]. С учетом указанного
централизация управления оправдывает себя при решении тех проблем, которые по
своим характеристикам делают необходимым единое целенаправленное регулирование
(определение направлений и темпов развития организации, ее реорганизации,
установление шкалы заработной платы и т.д.).
Децентрализация управления особенно рекомендуется в
ситуации, когда деятельность данного подразделения относительно независима и другие
подразделения не оказывают или почти не оказывают на него влияние – в условиях
территориальной разрозненности объектов или при иных обстоятельствах,
затрудняющих связь между центром принятия решений и исполнителями.
Реальные возможности организации и средства их
наиболее полного использования не могут быть с достаточной полнотой и точностью
определены в централизованном порядке. Поэтому ей предоставляются полномочия
для самостоятельного определения наиболее целесообразных путей реализации
вышестоящими уровнями решений. Разграничение функций между уровнями управления
основано на том, что в централизованном порядке принимаются решения только те
вопросы, которые с такой же эффективностью не могут быть решены низовыми
звеньями [12, С.136].
На соотношение
централизации и децентрализации в системе управления существенное влияние
оказывают объем, особенности движения и преобразования информации, ориентируясь
на которую можно определить относительную
Право решения
отдельных вопросов предоставляется уровням, своевременно получающим необходимую
для этого информацию. Чем дальше подразделение, в котором принимается решение,
от этого уровня, тем труднее руководителю ориентироваться в состоянии дел и
осуществлять гибкое управление, что приводит к тому, что полномочия и
ответственность за решения целесообразно передать «вниз», как можно ближе к
месту функциональной деятельности [12, С.139].
Смысл разработок
проблем соотношения централизации и децентрализации заключается в определении
наиболее рациональных основ формирования организационных структур. Главными
направлениями деятельности по созданию и рационализации аппарата управления
являются [12, С.141]:
1. всемерная централизация –
отделение общих и стратегических функций от оперативной деятельности и
предоставление высшему звену управления возможностей для решения задач
принципиального и перспективного характера;
2. соответствующая
децентрализация, повышение самостоятельности подразделений организации путем
распределения обязанностей между руководителями различных ступеней;
3. разделение труда и
специализация работников аппарата управления;
4. обеспечение единства
распорядительства;
5. установление диапазона
управления, т.е. определения пределов руководства одним должностным лицом.
Для решения
указанных задач необходимо нормативное соблюдение принятого соотношения
централизации и децентрализации на всех уровнях организационной иерархии
посредством распределения обязанностей и ответственности не только между
подразделениями, но и отдельными работниками.
3. ТИПЫ И ВИДЫ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
3.1 Типы
организационных структур.
3.1.1
Иерархические структуры.
Структуры
управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в
результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на
это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение.
Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения
организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип.
Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления
к условиям внешней среды, получивший название органического.
При первом
подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и
соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям.
В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры
управления, которые получили название иерархических, или бюрократических
Концепция иерархической структуры была сформулирована
немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель
рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения [8, С.83]:
1.
четкое
разделение труда, следствием которого является необходимость использования
квалифицированных специалистов по каждой должности;
2.
иерархичность
управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется
вышестоящим;
3.
наличие
формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами
своих задач и обязанностей;
4.
дух
формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои
обязанности;
5.
осуществление
найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной
должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве
гаранта рациональности такой структуры.
3.1.2 Органический
тип структуры.
Данный тип
структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по
видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления,
которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.
Главным свойством таких
структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, является
присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться
к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры
ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках
крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они
формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы,
решения проблемы или достижения поставленных целей [8, С.91].
Органический тип в отличие от
иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления,
для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и
отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень
горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений
на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей
решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.
Иерархический тип
структуры управления имеет много разновидностей: линейно-функциональная,
линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями органического типа структур
являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации
управления.
Многообразие
функциональных связей и возможных способов их распределения между
подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов
организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в
основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным,
дивизиональным и адаптивным.
3.2 Виды
организационных структур.
3.2.1 Линейная
структура.
Линейная
структура управления является простейшей, сущность которой состоит в том, что
управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным
лицом – руководителем, получающий официальную информацию только от своих,
непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам,
относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность (рис. 1) [13, С.257]. Другими словами все функции
управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается
вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных [2, 54].
|