Органами государственной власти и местного самоуправления нарушают
действующее законодательство в части обеспечения выплаты пособий опекунам.
Ежегодно около 40% выявленных детей-сирот передаются под опеку или
попечительство, однако в ряде муниципальных образований допускаются случаи
нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года №
409 в части расчета суммы денежных средств, выделяемых на содержание опекаемых
детей, а также их несвоевременные выплаты. Правительством Российской Федерации
до настоящего времени не утвержден порядок возмещения из федерального бюджета
расходов на указанные цели [27,с.117].
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно
отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства
и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и
школы-интернаты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи
проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и
количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение
жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание
психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно
отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и
интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций,
психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение
нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и
подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют
развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно
влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает
один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные
трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно
сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них
чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних
нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические
отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка
становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем
возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении,
около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома,
школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на
увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в
интернатные учреждения, не снижается.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не
получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую
полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные
системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих
родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального
сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся
преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь
10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.
При этом парадоксально, но именно профилактически –
восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России
практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для
большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для
комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного
законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации
есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения
родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское
попечение ребенка.
1.
Брускова Е. Если вместе…:
Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.-
№2.-с.54-62.
2.
Василькова Ю.В. Социальная
педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб.
заведений-2 изд. стереот. - М: «Академия», 2000.- 440с.
3.
Великанова Л. Сирота с
Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11.-с.17-27.
4.
Владимирова Л. Дети и общество
//Грани общества.- 1999.- август.- с.8-9.
5.
Воронова Е. Социальная
работа с уличными детьми // Социальная работа. -2003. - №4.-с.44-48.
6.
Головань А. Доклад о
деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и о соблюдении и
защите прав, свобод и законодательных интересов ребенка в 2004 г.// Социальная
педагогика.- 2005.- №3.- с.7-28
7.
Гордеева М. От
компенсаторных мер – к опережающему развитию //Социальная работа.- 2003.
-№4.-с.2-5.
8.
Дармоделин С.
Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.
9.
Дементьева И. Дети,
нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.-
2003. №3. –с.69-72.
10.
Дерманова И.Б. Типы
социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник
Санкт-Петербургского университета.- 1996. –сер.6.-Вып.- №6.- с.59-68.
11.
Зезина М.Р. Система
социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. – 2000. -3№. –с. 58-67.
12.
Конвенция о правах
ребенка.
13.
Костюнина М. Из опыта
работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание
школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.
14.Красницкая Г., Пронина С.
Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.
15.
Милз Теодор М.О социологии
малых групп // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М.: Прогресс.
– 1972. –с. 82-93.
16.
Митяев Л. Детская деревня SOS –
новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. – 2003. -№3.
– с. 88-93.
17.
Назарова И. Возможности и
условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2001. - №4.- с.70-77.
18.
Нестерова О. Кого назвать
мамой // Труд. - 2005.-18 нояб.- с.1,2.
19.
Нестерова О. Сирота до
востребования уд. – 2005.- 23 сент.с.1,2
20.
Овчарова Р.В. Справочная
книга социального педагога. – М.; ТЦ. Сфера. – 2002. – 480с.
21.
Ожегов С.И. Словарь
русского языка: ОК 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е
изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,1987. – 797с.
22.
Ослон В., Холмогорова А.
Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы
сиротства в России //Вопросы психологии. – 2001. - №3. – с.79-90.
23.
Пименова О.
Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте //
Воспитание школьников. – 2003. - №4. – с.29-32.
24.
Пименова О.
Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте //
Воспитание школьников. – 2003. – №5. – с. 20-27.
25.
Письмо Министерства
социальной защиты РФ от 25.01.95г. - №318/1-34.
26.
Работа в пустую: сирот не
становится меньше // Социальная педагогика. – 2004.- №4. – с.113-117.
27.
Современный словарь по
педагогике /сост. Рапацевич Е.С.- Мн.: «Современное слово». – 2001. – 928с.
28.
Сорокин П. Системы
социологии. Том. 2. Социальная аналитика. Часть 2. Учение о строении сложных
социальных агрегатов. – Сыктывкар: Коминвест. – 1992. – 189с.
29.
Тростанецкая Г. Социальные
сироты в нашем обществе // Социальная педагогика. – 2004. - №4. – с.3-8.
30.
Черняк А. Хмурое утро:
проб леммы детей-сирот в России// Российская Федерация. – 2000. - №7. –
с.41-43.
31.
Чуев А. Укрепление семьи
возможно только на основе возрождения традиционных ценностей //Социальная
педагогика. – 2003.- №4. – с.6-8.
32.
Федеральный закон «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в
редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ).
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети-сироты" (2001-2002 годы) Наименование - федеральная целевая программа программы "Дети-сироты" (2001-2002 годы) Дата и номер решения - поручение Правительства о разработке Программы Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы Государственный заказчик - Министерство образования Программы Российской Федерации Основные разработчики - Министерство образования Программы Российской Федерации Министерство труда и Социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Цель Программы - предупреждение сиротства и Создание условий для полноценной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Срок реализации - 2001-2002 годы Программы Исполнители мероприятий - Министерство образования Программы Российской Федерации Министерство труда и Социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Объемы и источники - 652,150 млн. рублей за счет средств Финансирования Программы федерального бюджета, в том числе на 2001 год - 325,89 млн. рублей 276,4 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) 5,89 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников (по согласованию) Ожидаемые конечные - увеличение числа своевременно результаты реализации выявленных детей, нуждающихся в Программы помощи государства, увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширение сети учреждений по защите прав детей, повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширение сети инновационных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Система контроля за - контроль за реализацией исполнением Программы программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации. Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на федеральном уровне программными методами. На основе федеральной целевой программы "Дети-сироты" (далее именуется - Программа) в большинстве регионов Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Дети-сироты". В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства во многих регионах России, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время федеральный банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами Российской Федерации. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан. Открываются психолого-медико-педагогические центры, обеспечивающие индивидуальную диагностику, социально психологическую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей. Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей-сирот стало введение в действие социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание первых центров постинтернатной адаптации помогает смягчить процесс интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создана сеть детских домов, в которых дети овладевают профессиональными навыками. Для детских домов в 76 регионах Российской Федерации приобретено оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, физкультурно-оздоровительное и медицинское оборудование, автотранспорт. В целях укрепления здоровья детей используются новые технологии немедикаментозного оздоровления детей - 6 детских домов в 6 регионах России работают по технологии "Детский дом здоровья". На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, построены и введены в строй 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 43 детских дома находятся в стадии завершения строительства. Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне. Решение этих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка. Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным. Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), создать инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей и т. п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот требуют ее реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами, допрофессиональной подготовки самих сирот, обучения конкурентоспособным профессиям. Цель и задачи Программы Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа предусматривает решение следующих основных задач: формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов. Основные направления реализации Программы Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т. п.). Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей. Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников. Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 году планируется ввести в эксплуатацию 53 учреждения для детей-сирот в большинстве регионов Российской Федерации, осуществить плановое завершение строительства и реконструкцию 16 учреждений для детей-сирот. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 652,15 млн. рублей, в том числе на: предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1,2 млн. рублей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3,275 млн. рублей; ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новые технологии, поддержку инновационных проектов - 47,675 млн. рублей; капитальное строительство - 600 млн. рублей. Объемы финансирования Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 276,4 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5,89 млн. рублей. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком – Министерством образования Российской Федерации - с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Для оперативного управления реализацией Программы, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий создана исполнительная дирекция Программы. Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|