Государственно-общественные формы устройства детей-сирот – это
такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или
кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным
обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их
воспитании. 
     Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации
жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского
фонда в 1988 году. Впоследствии получила название «приемная семья». Граждане
(супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не
менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на
воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья –
приемной.  Дети находятся на полном государственном обеспечении,
родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей
включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия,
приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до
18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление
об  образовании семейного детского дома принимается местным органом
исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства.
Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на
основании решения местной администрации. По данным научной литературы в
настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в
статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный
договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [11,
с.65]. 
     В России к началу 2001 года насчитывалось 386 приемных семей, в
которых воспитывалось более 2,3 тысяч детей. Однако в последние годы из-за
сложной социально-экономической ситуации в стране число приемных семей заметно
сокращается, а новых почти не создается. 
     Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным
воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой
конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская
деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером.
Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира
[1,с.54].  
В основе деятельности детских деревень лежат следующие
основные принципы: 
1.    
Мать в детской деревне –
глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту
роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным
детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое
обучение. 
2.    
В детской деревне
воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую
деревню никогда не разделяют. 
3.    
Каждая семья  постоянно
проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня
состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс
зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц,  прежде
всего, это общество единомышленников. 
4.    
Руководство нетрадиционным
детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей
семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16,с.90]. 
     В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино
Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала
работать детская деревня SOS [1,с.55]. 
     Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на
время помещают в семью,  до разрешения его проблем и определения его дальнейшей
судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя,
прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов,
педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту,
то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей
определенной профессиональной квалификации, соответствующей
психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи,
время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных
родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме. 
     Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей
приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность
такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются  из
семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной
семье, болезнь или отсутствие родителей [22,с.82]. 
    Временная приемная семья является чрезвычайно, распространенной в
ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства. В
России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и
распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими
катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения
настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких,
исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной
семьи [7,с.3]. Деятельность, временной приемной семьи,  предполагает пребывание
ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью,
направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении
ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых
ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи.
Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до
нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное
нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи
ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере
родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в
приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной
семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента
детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность,
болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться
особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая
обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку
выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией
[22, с.81]. 
     Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими
родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение
ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не
состоится решение суда в отношении судьбы ребенка. 
     Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой
помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных
условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует,
прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы
эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки
приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей
[30,с.42]. 
     Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма
устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в
семью, патронатного родителя  при сохранении части обязанностей опекуна
(попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного
органа). 
     В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения
его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или
опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае
патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую
помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей  по причине
угрозы для их здоровья и жизни. 
     Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что
полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне
нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть
заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка  с его
биологическими родителями. 
     Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также
использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной
семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных
ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для
выпускников интернатных учреждений. 
     Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные
условия для временного пребывания ребенка. 
    Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов
заключаются в следующем: 
-       подобрать семью, готовую стать патронатной
(через тестирование, собеседование, сбор информации); 
-       подготовить ее к патронату (через систему
обучения); 
-       провести социальную, педагогическую,
психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную
семью;  
-       обеспечить условия для реабилитации, адаптации
ребенка  через его пребывание в патронатной семье; 
-       обеспечить социальную защиту прав ребенка при
его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи [23.с.32]. 
      Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения
родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это
обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан
на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием
экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму
наибольшему числу детей. 
     На сегодняшнее время по данным Министерства образования
проживание, содержание одного ребенка в детском доме, обходится примерно в 6
тысяч рублей в месяц. В то же время выплаты, гарантируемые государством на
содержание ребенка в приемной семье, не достигают даже 3 тысяч рублей в месяц
[6,с.13]. 
     Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для
воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям
родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям  с дефектами
физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от
рождения  до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4
лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из
семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и
лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются
питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с
утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при
возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования,
дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление,
опеку. 
     Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3
тысяч детей [таблица]. 
     Детский дом – государственное образовательно-воспитательное
учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и
воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей  (вследствие
их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и
других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их
содержании и воспитании. 
     Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет),
школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети
из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей,
родственников), из приемников-распределителей системы МВД. 
    Основная задача детского дома: создание детям условий для
воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии,
подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они
обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам,
игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в
самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в
различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих
конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их
замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на
работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило,
обучаются в ближайшей общеобразовательной школе. 
    Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает
содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а
также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. 
    Различают несколько типов интернатов: 
-       интернаты с общеобразовательной  программой
для детей без серьезных проблем в личностном развитии; 
-       вспомогательные интернаты для детей с легкой
степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и
первые, находятся в ведении Министерства образования); 
-       интернаты для детей с глубокой умственной
отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной  защиты. 
     В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей,
оставшихся без попечения родителей. 
     Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и
воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с
недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1
тысяч детей-сирот [таблица]. В указанных учреждениях более 90% детей имеют
живых родителей. 
     Приют – государственное специализированное учреждение системы
социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям,
оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными
организациями. 
    Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами
сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки,
их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка. 
    Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего
типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам
определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей,
находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка)
консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. 
    Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания
ребенка с соответствующими целями. Такой  приют в основном рассчитан на детей,
недавно оставшихся  без попечения родителей, из кризисных семей, на детей,
сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа
является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и
определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего
определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных
учреждений.  
     По статистическим данным научной литературы сегодня в России
действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети
России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа [8, с.1]. 
     Центры временного содержания – форма временного устройства
ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной
помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке
изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной
психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением  работы
центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще
всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также
общественными организациями. 
     Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных
центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного
пребывания детей-сирот [8,с.1]. 
 
 
 
 
 
 
                                                           
                                                   
     Отмечаются основные типы адаптации человека, через приспособление
к существующим обстоятельствам  путем врастания в среду или изменения себя (активность
человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление
к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов), и
самоустранение, уход из среды, если невозможно применять ценности окружения как
свои, и не удавалось изменить, и покорить окружающий мир, (в этом случае у
человека может пропасть ощущение собственной ценности того, что окружает).
Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство [10,с.62]. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |