Стратегия и тактика переговорного процесса
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Г. МОСКВЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине "Основы коммерческой деятельности"
на
тему: "Стратегия и тактика переговорного процесса"
Студентка , 3
курс
Шифр___________
_________________ Т.В. Куцикова
подпись
Руководитель _________________ ____________
Подпись
Москва 2003
Содержание
стр.
Ведение…………………………………………………………………3
1. Маркетинг - теория и практика коммерческого успеха…...4
2. Проблемы в российской коммерции…………………………6
3. Простые истины коммерции………………………………….9
4. Риск переговорного процесса…………………………………10
5. "Оснастка" в коммерческой деятельности………………….15
6. Факторы коммерческой успехи………………………………19
7. Стратегия и тактика переговорного процесса………………22
Заключение…………………………………………………………26
Литература………………………………………………………….27
Ведение
Национальная экономика
рассматривается в системе национальных счетов как совокупность институциональных
единиц, т.е. самостоятельно хозяйствующих субъектов. Деятельность
институциональных единиц, т.е. самостоятельно хозяйствующих субъектов.
Деятельность институциональных единиц подразделяется на коммерческую и
некоммерческую.
Коммерческая деятельность сопряжена
с производством товаров и оказанием рыночных услуг. Предприятия и организации,
занятия коммерческой деятельностью, реализуют свою продукцию (товары, работы,
услуги) в порядке свободной торговли по рыночным ценам, возмещают свои затраты
из выручки, преследуя цель получения прибыли от своей деятельности.
Коммерсант - слово, которое
для нас 70 лет звучало как ругательство, а сейчас, в условиях перехода к
рыночным отношениям, становится привычным. Мы уже начинаем его выговаривать
правильно и пониманием, что деятельность коммерсантов - это то, без чего
общество не может иметь нормального благополучия. Но чтобы коммерсант стал
работать хорошо, чтобы он имел успех, который может обернуться благом для нас.
Ему нужна, особенно в переходный период. Серьезная психологическая поддержка.
Прежде, всего, ему детально
разобраться в теории маркетинга, но этого недостаточно: ему надо знать
психологические закономерности и психологические тонкости коммерческой
деятельности в условиях рыночной экономики, а также "умелый"
коммерсант должен быть прирожденным оратором и уметь правильно и качественно
провести переговоры. О чем дальше и пойдет речь в моей курсовой работе.
1. Маркетинг - теория и практика коммерческого успеха.
Маркетинг - это особая
теория и специфическая практика, объединенные одним общим понятием. Не зная
маркетинга и не имея навыков работы по его правилам, мы обречены на провал в
сфере рыночных отношений.
Маркетинг - это теория,
которую без всяких преувеличений
можно назвать руководством по достижению успеха в
области
коммерции. Маркетинг - это двуединая система. Идеология
маркетинга,
возникшая в начале XX в.
для обслуживания потребностей в
успешном осуществлении коммерческой деятельности (изучении спроса, вкусов и потребностей людей и формировании покупательских предпочтений), быстро встроилась в экономическую систему
свободного рынка как "исходный пункт" и решающий
детерминатор предпринимательской деятельности и организации
любого производства. Грамотный предприниматель (в
смысле знания маркетинга) едва ли позволит себе такую вольность,
как создавать новое производство, не исследовав рынка и
не обеспечив условий для формирования спроса на свои товары или услуги. Легко
понять, что с возникновением маркетинга как теории и, в
особенности, с осуществлением его на практике начинается новый этап в развитии
экономики капитализма, начинается его перерастание в
систему, для которой такие понятия экономической теории, как социализм,
капитализм, империализм..., либо вообще не подходят, либо
могут быть использованы с весьма серьезными уточнениями.
Совсем недавно некоторые
наши экономисты утверждали,
что маркетинг как теория и тем более как практика
применим
лишь в условиях перепроизводства товаров. И поэтому, мол,
маркетинг не везде следует использовать.
В таком подходе коренится
серьезная ошибка. Ее суть в том,
что без принятия и освоения основной идеи маркетинга, а
именно идеи о том, что производство вторично по отношению к потребностям людей (сначала разработка своей рыночной ниши, потом организация производства новых товаров или услуг), невозможна успешная работа в условиях рыночной экономики.
Член исполкома Европейской
Академии маркетинга профессор А. Горячев в
предисловии к русскому изданию "Маркетинга"
Дж. Р. Эванса и Б. Бермана в преддверии рыночной реформы в
России писал: "Маркетинг - эффективный инструмент перестройки
подхода хозяйственных руководителей к управлению;
перехода от ориентации на всемерный рост производства к
ориентации на максимальное удовлетворение потребностей, "экономизации"
народного хозяйства. Именно он может помочь преодолеть
крайне негативное и парадоксальное положение, когда
наряду с нехваткой многих видов продукции наблюдается крупномасштабное
затоваривание, практически на склад работают многие
производства: впустую расходуются колоссальные объемы
доброкачественного (и к тому же остродефицитного) сырья, труд десятков и даже
сотен тысяч людей"*. [1]
2. Проблемы в
российской коммерции.
Каковы же основные проблемы современного
маркетинга и
их решения, которые должны помочь российскому бизнесмену
поднять планку своих достижений в коммерческой сфере.
Для нашего хозяйственного
управления, несмотря на 10-летний период рыночного
реформирования, все еще крайне актуальной является проблема
освоения уже давно применяющихся в развитых странах
методов изучения рынка. Методы изучения рынка условно можно разбить на два
типа.
Первый - методы прямых опросов населения с последующей статистической обработкой и коррекцией результатов на различия людей и
их потребностей. Второй тип - методы моделирования потенциала спроса на основе учета тенденций развития всей совокупности потребностей населения и динамики его платежеспособности. Здесь
на выходе изучения будут не прямые данные о стабильности
и возможных изменениях потребительского спроса, а сложная система представления
о спросе с учетом погашающих этот спрос факторов.
Вторая проблема, более
сложная и потому более интересная, - это проблема
формирования спроса на новые товары в условиях жестких
ограничений по критериям безопасности (безвредности)
и социальной и моральной их приемлемости. По сути,
вторая проблема типично психологическая - воздействовать
на психику людей ради достижения целей, не являющихся, по крайней мере, в
начале пути, целями этих людей. Для многих
российских руководителей это совсем недавно было совершенно новой задачей. И потому здесь необходимы наибольшие усилия. Самое
главное для успешного решения этой задачи — овладение
наукой и искусством формирования психологии потребителей,
с тем чтобы сделать их потенциальными покупателями до того, как появятся
практически проверенные данные о достоинствах и преимуществах нового товара.
Третья проблема -
организация предпринимательской деятельности в строгом
соответствии с цепочкой: спрос - производство товара. Здесь
нашим предпринимателям нередко приходится начинать практически
с нуля. Ведь за лозунгом "все во имя человека, все
для блага человека" совсем недавно у нас не
стояло ничего, кроме слов.
Есть теоретики, которые считают,
что эта проблема уже решена в нашей стране полностью, но есть
и практики, которые своей деятельностью доказывают обратное. Они-то и создают предприятия "наобум" на основе ничем не обоснованных представлений о том, что организуемые дела дадут ожидаемые результаты. И
это не такое уж редкое явление. Взять хотя бы совсем
недавние лозунги, которые озвучивали некоторые государственные
руководители, призывающие развивать "реальное" производство
в противовес рынку ценных бумаг. Как будто не действуют объективные
экономические законы, диктующие людям
вкладывать деньги туда, где они дают большую прибыль и дают ее быстрее, чем в других местах. Что это,
как не экономический идеализм
социалистического хозяйствования, в котором призывы создавать, развивать и ускорять экономические процессы всерьез и вопреки потребностям людей
становились руководством к действию из-за страха перед власть имущими.
Как такие типично
социалистические подходы после 10 лет
рыночного реформирования
"вдруг" возрождаются и тиражируются? Объяснения нельзя получить, если
не учитывать особенностей действия
объективных законов функционирования и развития
психики людей. В недалеком прошлом производство создавалось и развивалось не на основе учета потребностей людей, а по велению тех, кто узурпировал право
определять за народ, чего этот народ
хочет, "какие потребности имеет" и кто
присвоил себе единоличное право
решать, как производить то
самое, что "народу надо".
В нашей стране практически
не существовало методологии
учета связи между потребностями людей и производством. Не
было у нас и удовлетворительной психологической теории потребностей.
За этот прошлый произвол мы
расплачиваемся тем, что, будучи самой богатой в
ресурсном отношении, наша страна за годы планового управления
экономикой оказалась одной из немногих самых бедных, а один из самых
трудолюбивых народов в мире был доведен до уровня жизни, ни в коей мере не
соответствующего богатству территории, таланту этого
народа и его
усилиям.
Понятно, что даже самый
малый успех в создании предприятий на основе формулы "потребности —
производство" надо приветствовать и поощрять.
Ведь для нас ростки того нового, что в развитых странах давно уже
"старое", обладают особой притягательностью хотя бы
потому, что они могут способствовать развитию рыночного
хозяйства и увеличить шансы отдельных людей на успех внутри
именно такого хозяйства.
В условиях, когда решения об
организации бизнеса принимаются некоторыми людьми, еще
не избавившимися от экономического
"идеализма" старых структур управления и вопиющей коммерческой некомпетентности носителей идеологии этих структур, освоение и применение теории и опыта маркетинговой деятельности в России не пожелание, а жесткое требование по отношению к тем, кто желает преуспеть в экономической сфере.
3. Простые истины коммерции.
Для того чтобы овладеть
методологией рыночной экономики, надо усвоить некоторые
простые истины.
Истина первая — невозможно
достичь успеха в реальном рыночном хозяйстве, если не
принять за основу формулу "потребности - производство".
Истина вторая - производство
нового товара и новых услуг
только тогда имеет шанс на коммерческий успех, когда оно
осуществляется на действительно точном знании рыночной конъюнктуры или последствий нашего формирующего спрос воздействия на него.
Истина третья - прочный
(устойчивый) успех в сфере коммерции возможен лишь тогда, когда организаторы
производства товаров и услуг для рынка будут опираться на научно обоснованные прогнозы тенденций изменений рыночной конъюнктуры.
Истина четвертая касается готовности
руководителя-коммерсанта к постоянным изменениям
"всего своего хозяйства" под влиянием любых
изменений в главном - в потребностях людей.
Истина пятая - настоящий
коммерсант это тот, кто ради того, чтобы его организация
постоянно была способна к диктуемым рынком изменениям, готов
изменяться сам так, чтобы каждый раз, когда того требуют
обстоятельства, адекватно вписываться в среду, создаваемую
новыми условиями или требованиями новых задач, возникающих
из-за изменений в потребностях людей и их платежеспособном
спросе.
4. Риск переговорного процесса.
Большая часть сделок между
коммерческими партнерами заключается при большом
дефиците информации. Это означает, что большая часть принимаемых решений в
процессе переговоров носит рисковый характер. Слишком много факторов, которые могут не допустить осуществления сделки в благоприятном ключе, чтобы игнорировать необходимость работы по
понижению риска в коммерческих сделках. Но для этого
надо
понимать механизмы принятия рисковых решений и владеть методологией хеджирования.
Риск - ситуативная
характеристика деятельности, состоящая в неопределенности
ее исхода и возможных неблагоприятных
последствиях в случае неуспеха - так определяет это
понятие "Краткий психологический словарь".
По мнению авторов словаря, понятие "риск" имеет три
связанных по смыслу значения. Первое: риск
рассматривается как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе деятельности.
Второе: риск рассматривается как действие, грозящее какой-либо
потерей (проигрышем, травмой, ущербом...). Третье: риск
рассматривается как ситуация выбора между двумя возможными
вариантами действия: менее привлекательными, однако более надежным и более
привлекательным, но менее надежным. Исход такого выбора
проблематичен и связан с возможными неблагоприятными
последствиями.
В психологии понятие риска
раскрывается в аспекте принятия или непринятия риска,
то есть в предпочтении человеком опасного варианта действий
безопасному ("рисковый" человек, в предельном случае - это
"безрассудный" человек) или обратном
предпочтении безопасного варианта действия опасному (осторожный
человек, в предельном случае - перестраховщик).
Психологическая наука
подходит к измерению риска через
понятие "уровень притязаний": чем более высок
уровень притязаний человека на какое-либо достижение, тем выше у него степень риска при одинаковом уровне неопределенности ситуации. Это значит, что "величина рискованности каких-либо действий
человека не является чем-то только объективно заданным,
а выступает производным от ориентации человека на достижение успеха.
Исходя из соотношения
ожидаемого выигрыша и возможного ожидаемого проигрыша
при осуществлении каких-либо действий, можно выделить
оправданный риск (приемлемый выигрыш и не очень уж
тяжелый проигрыш в случае неудачи) и неоправданный риск
(не очень большой выигрыш и чувствительный, а, быть может, и
катастрофический проигрыш).
При выборе рискованного
варианта достижения цели человек вдвойне ставит себя в
ненадежное положение. Во-первых, он просто может не достичь
того, что намечал, из-за изменения рыночной конъюнктуры
(падения или подъема цен на товары или услуги), возникновения природных
катаклизмов или социальных потрясений... Во-вторых, он может в случае большого достижения "нарваться" на "непонимание" других
людей, успехи которых значительно скромнее.
Самый лучший способ
избежать неудачи в делах - это не
ввязываться в рискованные предприятия. Но этот способ поведения
никуда не ведет. В лучшем случае он обеспечивает сохранение
достигнутого. Умножение же достигнутого возможно лишь
путем решения проблем с высокой степенью неопределенности.
А это весьма рискованно. Но ведь и риск не фатально
ведет к неудаче. Совсем наоборот, риск при грамотном отношении к нему и при умелом поведении может и никогда не привести к неудаче или, по крайней мере, не привести к серьезной неудаче.
Но как можно реально
увеличить шансы на то, чтобы риск
не приводил к неудаче или катастрофе?
Первое, надо уметь
рассчитывать риск, вероятность риска и
предопределять подключение средств, нейтрализующих опасность неудачи.
Страницы: 1, 2
|