Статистика товарооборота розничной торговли
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Статистический анализ розничной
торговли…………………………………5
1.1 Динамика
показателей за последние несколько лет………………..11
2. Индексный
анализ…………………………………………………………….17
3. Корелляциаонно-регрессионный
анализ…………………………………….31
4. Сущность и понятие товарных
запасов и товарооборачиваемости………..34
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной
литературы…………………………………………...35
Введение В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления. В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и оборачиваемость товаров. Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития. Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся: получение статистической информации о товарообороте розничной торговли" анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети; анализ динамики товарооборота розничной торговли; расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли; анализ организационной и территориальной структуры товарооборота розничной торговли. Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса. Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы. Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров.
1. Статистический анализ розничной торговли
Розничный
товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в
сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного
(индивидуального или совместного) потребления.
Розничный
товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он
отражают экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни
страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития
народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного
обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в
частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль
и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он
сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных
затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный
товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует
объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного
потребления.
Во-вторых,
розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в
основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку
торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается
из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т.
п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных
льгот и выплат и других источников.
Статистический
учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете
прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного
товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной
выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве
основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить
следующие:
определение
объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном
разрезе и в целом по стране;
контроль за ходом
выполнения плановых показателей;
определение
товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов,
определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по
стране;
изучение
покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;
исследование
динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
исследование
закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным
группам;
изучение
региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым
системам;
анализ факторов,
оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и
анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале
имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных
вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе
розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный
метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не
менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного
товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для
практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных
решений.
Все известные
статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей
универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для
решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая
торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа
розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей,
изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов,
выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного
товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными
параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью
торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные
процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим
законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку
на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки).
Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в
банк
Ки =
———————————————————————— * 100 (1)
Объем розничного
товарооборота
Анализ выполнения планируемых
результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической
процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на
группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным
единицам.
Выполнение плана
розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и
организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о
степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на
примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом
за год.
Для расчета
коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить
коэффициент вариации V, который равен:
σ * 100
V=
———— (2)
Ŷ
Средний процент
выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическое
отклонение (σ) рассчитаем по формуле
2
∑(Y- Ŷ)
48803,48
σ = —————
= ————— = √567,4 = ± 23,8% (3)
∑m
86
Коэффициент
вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно,
коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении
плана розничного товарооборота торгом за год.
Квартал
|
План розничного товарооборота, млн. руб. (m)
|
Фактически выполнено, млн. руб.
|
Процент выполнения (Y)
|
Y - Ŷ
|
(Y - Ŷ)
|
2
(Y - Ŷ) m
|
I
II
III
IV
|
20
21
23
22
|
16
18
28
28
|
80,0
85,7
121,7
127,2
|
-24,6
-18,9
+17,1
+22,6
|
605,16 357,21 292,41 510,76
|
12103,20 7501,41 6725,43 11236,72
|
И т о г о
|
∑m = 86
|
90
|
Ŷ = 104,6
|
—
|
—
|
48803,48
|
Полученный
показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к
разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение
достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере
отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6
%). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был
распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше.
Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим
достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не
использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения
плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной
таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения
плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню
выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены
показатели поступления товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2
Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV
квартале
Группы магазинов по уровню выполнения плана, %
|
Число
магазинов
|
Розничный
товарооборот, тыс. руб.
|
Розничный
товарооборот в расчете на один магазин, тыс. руб.
|
Поступление товаров в расчете на один магазин
|
план
|
фактически
|
тыс. руб.
|
отклонение от товарооборота
(+. -), %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
До 80
|
5
|
280
|
210
|
42
|
36
|
-14,3
|
80—84,9
|
6
|
590
|
492
|
82
|
72
|
-12,2
|
85—89,9
|
10
|
2800
|
2490
|
249
|
^229
|
-8,0
|
90—94,9
|
2
|
450
|
430
|
215
|
229
|
+6,5
|
95—99,9
|
7
|
2320
|
2268
|
324
|
344
|
+6,2
|
100—104,9
|
46
|
19700
|
19883
|
432
|
435
|
+ 0,7
|
105 и выше
|
24
|
9070
|
9802
|
408
|
411
|
+0,7
|
Итого
|
100
|
35210
|
35575
|
356
|
—
|
—
|
Для того чтобы
выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая
сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в
том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что
чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это
несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия,
показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в
процентах к товарообороту.
Во-первых, данная
группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа)
не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень
выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана
составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма
недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили
план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило
бы не 101,0%, а 102,6%
Во вторых, доля
магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ¼
(164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым
заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в
расчете на один магазин.
В-третьих,
выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная
зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения
поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка
товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае
сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству)
спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного
товарооборота.
Страницы: 1, 2, 3
|