Меню
Поиск



рефераты скачать Статистика товарооборота розничной торговли

Статистика товарооборота розничной торговли

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5

1.1 Динамика показателей за последние несколько лет………………..11


2. Индексный анализ…………………………………………………………….17

3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31

4. Сущность и понятие товарных запасов и товарооборачиваемости………..34

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...35

Введение

В  современном  обществе   статистика   стала   одним   из   важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает  информацию, характеризующую развитие экономики  страны,  культуры  и  жизненного  уровня народа. С  помощью  статистической  методологии  вся  полученная  информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность  увидеть  стройную систему  взаимосвязей  в  экономике,  яркую  картину  и  динамику  развития, позволяет делать международные сопоставления.

      В  данной  работе  будут  рассмотрены  такие  разделы  статистики  как

статистический  анализ  розничного   товарооборота,   а   также   запасы   и

оборачиваемость товаров.

      Задачи статистики товарооборота  розничной  торговли  должны  отражать процесс  удовлетворения  спроса   населения   на   потребительские   товары, показать, в какой мере  развитие  розничной  торговли  отвечает  требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.

      Статистика  должна  всесторонне  охарактеризовать   выполнение   плана

розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций,  систем  и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить  причины,  обусловившие  тот или иной  уровень  выполнения  плана,  найти  резервы  дальнейшего  развития товарооборота.  К  задачам  статистики  товарооборота   розничной   торговли относятся:

      получение  статистической   информации   о   товарообороте   розничной

торговли"

      анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;

      анализ динамики товарооборота розничной торговли;

      расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;

      анализ  организационной  и  территориальной  структуры   товарооборота

розничной торговли.

      Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и  объективно,  на  научной  основе  охарактеризовать  объем  и структуру продажи товаров населению, выявить основные  пропорции,  тенденции и причинно-следственные  связи  розничного  товарооборота,  вскрыть  резервы более  полного  удовлетворения  спроса   населения   в   товарах   народного потребления  через  розничную  торговую  сеть.   Она   должна   обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может  быть  использована для  планирования   и   руководства   торговлей,   давать   предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика  товарооборота  розничной  торговли  тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Методология   статистики   товарооборота   розничной   торговли   использует практически все методы и приемы,  разработанные  общей  теорией  статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.

      Основным источником информации  о  розничном  товарообороте  розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки  представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие  предприятия  и организации, занимающиеся наряду со своей основной  деятельностью  розничной продажей товаров.










1. Статистический анализ розничной торговли

Розничный товарооборот представляет собой послед­нюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отража­ют экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народно­го хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рента­бельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.

Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.

Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя склады­вается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.

Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной вы­ручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:

определение объема розничного товарооборота по тор­говым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;

контроль за ходом выполнения плановых показателей;

определение товарной структуры розничного товаро­оборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;

изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;

исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

исследование закономерностей развития товарооборо­та в целом и по отдельным товарным группам;

изучение региональных особенностей развития това­рооборота в целом и по торговым системам;

анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.

Современная методология изучения и анализа розничного това­рооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется боль­шое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные резуль­таты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем рознич­ного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми пред­приятиями и принятия хозяйственных решений.

Все известные статистические методы анализа розничного то­варооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кон­чая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: рас­чет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выяв­ление влияния отдельных факторов на изменение величины рознич­ного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и из­держками обращения, численностью торговых работников, разме­ром торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры ана­лиза розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое тор­говое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:


Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ———————————————————————— * 100   (1)

Объем розничного товарооборота


Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различ­ных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассмат­риваться как по предприятиям и организациям, так и в терри­ториальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, кото­рый равен:

 σ * 100

    V= ————     (2)

Ŷ

Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Сред­нее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле

                                 2

            ∑(Y- Ŷ)                 48803,48

σ =         ————— =          ————— = √567,4 = ± 23,8%   (3)

                     m                        86


Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следо­вательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

Таблица №1

Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Квартал

План розничного товарообо­рота, млн. руб. (m)

Фактически выполнено, млн. руб.

Процент выполнения (Y)

Y - Ŷ

(Y - Ŷ)

           2

(Y - Ŷ) m

I

II

III

IV

20

21

23

22

16

18

28

28

80,0

85,7

121,7

127,2

-24,6

-18,9

+17,1

+22,6

605,16 357,21 292,41 510,76

12103,20 7501,41 6725,43 11236,72

И т о г о

m = 86

90

Ŷ = 104,6

48803,48


Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, по­скольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана роз­ничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступле­ния товаров. (Таблица №2)

 Таблица №2

Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале

Группы магазинов по уровню выполнения плана, %

Число

магазинов

Розничный

товарооборот, тыс. руб.

Розничный

товарообо­рот в расчете на один магазин, тыс. руб.

Поступление товаров в расчете на один магазин

план

фактически

тыс. руб.

отклонение от товарооборота

(+. -), %

1

2

3

4

5

6

7

До 80

5

280

210

42

36

-14,3

80—84,9

6

590

492

82

72

-12,2

85—89,9

10

2800

2490

249

^229

-8,0

90—94,9

2

450

430

215

229

+6,5

95—99,9

7

2320

2268

324

344

+6,2

100—104,9

46

19700

19883

432

435

+ 0,7

105 и выше

24

9070

9802

408

411

+0,7

Итого

100

35210

35575

356


Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления дели­лась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товаро­оборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исклю­чить влияние размера торгового предприятия, показатель откло­нения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%

Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ¼ (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.

В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.