В последние
десятилетия в мировой управленческой мысли было сформулировано несколько
теорий, по-разному относящихся к взаимоотношениям людей в управленческих
процессах.
Еще в 60-х годах
нашего века профессором Дугласом Макгрегором были обоснованы две концепции
организации управления, основанные на различении типов людей: теория
"X" и теория "Y".
Согласно теории "X" средний индивид в силу своей природы не любит
работать и при возможности стремится избежать труда; вследствие прирожденной
неприязни к труду большую часть людей необходимо принуждать, контролировать,
направлять или угрожать им наказанием, с тем чтобы они работали достаточно
напряженно для достижения целей организации; средний человек предпочитает,
чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно
нечестолюбив и более всего предпочитает собственную безопасность.
По теории
"Y" затраты физических и умственных усилий в процессе труда столь же
естественны, как и в играх или на отдыхе; человек способен и будет сам себя
контролировать, если он стремится к целям, в достижении которых он
заинтересован; усилия, прилагаемые индивидом к достижению поставленных перед
ним целей, пропорциональны ожидаемому вознаграждению за их осуществление;
средний индивид при соответствующих подготовке и условиях не только принимает
на себя ответственность, но и стремится к ней; способности ярко проявлять
творческую фантазию, изобретательность и творческий подход к решению проблем организации
свойственны, скорее, широкому, а не узкому кругу людей; в условиях современного
производства интеллектуальные возможности среднего человека используются далеко
не полностью.
Попыткой
совместить указанные теории является теория "Z", которая исходит из
целесообразности коллегиального принятия решений, при ответственности за
принятое решение одного лица; значимости неформальных отношений, при которых
все общаются со всеми; способности каждого человека действовать по своему
усмотрению и работать автономно, без контроля, потому что он пользуется доверием
использования самоконтроля и иерархических форм контроля.
Надо сказать,
что, хотя за последующие годы управленческая мысль весьма продвинулась в
поисках и введении в практику различных управленческих ресурсов, что особо
заметно в области менеджмента, все же координатной сеткой, в рамках которой
изыскиваются основные источники рационализации управления, остается человек.
Его ресурс безграничен и возобновляем – это одна посылка. Человек предельно
разнообразен, переменчив, каждый уникален – это вторая посылка. Добро и зло,
позитивное и негативное в человеке соседствуют, в разной пропорции проявляются
при разных обстоятельствах – третья посылка. Поэтому к распределению
управленческой деятельности в рамках управляющей системы и формированию
определенного стиля государственного управления нельзя подходить с абстрактных,
умозрительных позиций и легковесно утверждать, что демократия, свобода,
децентрализация, самостоятельность и т.п. представляют собой сплошное благо для
управления. Все определяется качеством человеческого потенциала, вовлеченного в
управление.
Вопрос состоит не
в том (как это часто понимается), кто выполняет те или иные по характеру и
объему управленческие функции и полномочия, а в том, как и с какими
результатами, совершается эта деятельность. Многие исторические факты
свидетельствуют, что попытки бездумной ломки общегосударственных органов
управления, реорганизаций и трансформаций в среднем звене государственного
управления, внедрения начал самоуправления на низовом уровне давали лишь одно
последствие: потерю управляемости и "разбалансировку" общественных
отношений. Только в XXв. в России подобных "сюжетов" было несколько,
и очередной мы переживаем в его конце.
Прежде всего,
распределение управленческой деятельности должно идти на основании
управленческих потребностей и интересов, объективных закономерностей и
организационных форм управляемых объектов. Именно этим объясняется, к примеру,
та ситуация, при которой на уровне области, города или района постоянно
удерживается определенный набор управленческих структур при любых формациях,
укладах, революциях и реформах. Есть объективная структура общественной
жизнедеятельности, и она требует соответствующей структуры государственного
управления и управленческой деятельности. Пора бы здесь уйти от безмерного
субъективизма, разрушающего только что установившиеся управленческие процессы.
Важным условием
правильного распределения управленческой деятельности является ее ориентация на
обеспечение реализации компетенции органов государственной власти и местного
самоуправления. Причем имеется в виду распределение управленческой деятельности
не только внутри органа, но и вне его, ибо существует общая заинтересованность
в надлежащей реализуемости компетенции всех организационных структур. Не дело,
когда вышестоящий орган видит, что нижестоящий орган не справляется с
компетенцией, и относится к этому безразлично. В государственном управлении все
системно взаимосвязано, и слабая деятельность одних органов непременно сказывается
на других.
Распределение
управленческой деятельности обусловлено также уровнем и новизной ее
научно-технического обеспечения, наличием и состоянием освоения управленческих
технологий. Здесь важно многое: типовые образцы документации; унифицированная
система показателей, адекватно характеризующих качество и количество
соответствующих явлений; создание организационных и технических условий для
оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные звенья,
подразделения и органы, вовлеченные в данные процессы; компьютеронасыщенность
служебных мест; применение идентичных методов, процедур и операций, анализа и
характеристики изучаемых и программируемых объектов; актуальность методологии
прогнозирования, программирования и планирования развития управляемых объектов
и самих управленческих процессов и другое. И все это не для отчетов или
теледемонстрации кабинетов с десятками телефонов, а для реального улучшения
управления.
Большое значение
в распределении управленческой деятельности имеет, наконец, действующая в
системе государственного управления философия управления со своими символами,
ценностями, традициями, из которой исходят и на которую опираются поведение и
поступки людей. Такая философия может объединять и мобилизовать людей на решение
крупных государственных проблем, на возвышение Отечества, а может и, наоборот,
разъединять и противопоставлять должностных лиц и иных участников
управленческих процессов друг другу и тем самым разрушать само управление. При
"негативной" философии управления происходит не распределение
управленческой деятельности, а ее развал. В таком случае ситуацию не исправляет
даже авторитарный стиль управления.
Естественно, что
распределение управленческой деятельности как в целом в управляющей системе,
так и в каждом государственном органе тогда приобретает смысл и превращается в
соответствующий стиль государственного управления, когда оно получает надежную
правовую регламентацию. В отличие от правового регулирования организационной и
функциональной структур, компетенции органов, форм, методов и процедур ее
реализации, правовая регламентация стиля управления (управленческой
деятельности) должностных лиц и других служащих государственного аппарата имеет
своим объектом личную и коллективную деятельность персонала управления в рамках
соответствующего органа государственной власти и местного самоуправления,
связанную с реализацией его компетенции и поддержанием собственной
жизнеспособности. Ее можно и должно рассматривать как одно из средств
формирования и совершенствования научной организации управленческой
деятельности.
Цель правовой
регламентации стиля государственного управления состоит в закреплении,
удержании и "тиражировании" лучших форм, методов, средств, способов,
операций и процедур исполнения государственных должностей и реализации
компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
В связи с
правовой регламентацией управленческой деятельности логично возникают весьма
практические вопросы: что регламентировать, в каком объеме и в какой форме? В
ряде научных суждений и практических рекомендаций порой просматривается
стремление регламентировать и по содержанию, и по форме буквально каждый шаг
или каждый час служащего аппарата. Такие попытки, однако, не приносили и не
приносят искомого результата. Дело в том, что управленческая деятельность очень
подвижна, переменчива, зависима от множества заранее непредвидимых
обстоятельств и факторов, как внутренних, связанных с работоспособностью и
жизнью служащих, так и внешних, определяемых запросами и состоянием окружающей
среды. В государственных органах часто один работник заменяет другого или
выполняет вроде бы не положенную по должности деятельность.
В этих условиях
целесообразно сосредотачивать внимание лишь на описании комплекса вопросов,
подлежащих ведению определенной должности (рабочего места в аппарате), и формах
закрепления их анализа и оценки. Тогда в любое время можно воспользоваться
результатами деятельности того или иного служащего, поручить кому-то другому
продолжение данных функций, передать вопросы из ведения одного служащего
другому. В результате создается "поле" маневра и для руководителя, и
внутри самого управленческого коллектива. Кроме того, правовая регламентация
управленческой деятельности должна быть таковой, чтобы она не бюрократизировала,
не сковывала формальными запретами эту деятельность, а, наоборот, открывала
простор для самостоятельности, инициативы, творчества, поиска все новых путей
решения управленческих вопросов.
В среде ученых и
руководителей также немало сторонников того, чтобы имелись инструкции либо
положения по каждой должности с детальным описанием всего, что к ней относится.
Думается, что это и невозможно осуществить в полном объеме и на должном уровне,
и просто нецелесообразно. Сегодня управленческая деятельность даже в органах,
построенных на принципе единоначалия, – дело коллективистское, осуществляемое
большими или малыми управленческими коллективами и вовлеченными в управление
гражданами, дело, в котором широко приняты взаимовыручка, взаимозаменяемость.
Следовательно, и
регламентироваться оно должно таким образом, чтобы не разрушать, а именно
развивать, укреплять коллективистские начала в управленческой деятельности,
обеспечивать в ней комплексность и эффективность. Это не означает, что не надо
индивидуализировать способы исполнения должностей или описывать конкретные
должности, но такая индивидуализация (описание) должна вестись взаимосвязано в
рамках определенного целого – структурного звена, подразделения, органа, их
подсистемы. Необходимо в одном регламентационном акте рационально распределять
совокупную управленческую деятельность и излагать как функции и правомочия по
каждой должности (рабочему месту в аппарате), так и взаимосвязи и
взаимозависимости между должностями, с тем чтобы каждый служащий знал и свою, так
сказать личную, деятельность, и свое место в общей деятельности управленческого
коллектива. Причем желательно, чтобы такой регламентационный акт имел у себя
каждый служащий соответствующего структурного звена, подразделения, органа. В
результате можно одновременно достигать нескольких целей: определять содержание
и объем деятельности каждого служащего, оставлять широкое поле маневра
управленческой деятельностью в органе, улучшать обмен информацией и опытом
между служащими, обеспечивать взаимоконтроль за продуктивностью и качеством
деятельности, формировать здоровые социально-психологические отношения в
управленческом коллективе.
2.2.
Усиление организованности управленческих процессов
Совершенствование
стиля государственного управления предполагает постановку, анализ и решение
многих проблем. Но если их попытаться обобщить, то можно свести к тому, что в
этом процессе главное – организованность всего, что составляет управленческую
деятельность. Именно организованность (в предметном, атрибутивном и
функциональном аспектах) управляющей и управляемых систем способствует, прежде
всего, рациональности и эффективности государственного управления. Это – начало
начал.
Повторим кратко и
в логической последовательности те моменты организации, о которых в той или
иной мере уже говорилось. Начнем с государственной должности и рабочего места в
органе государственной власти и местного самоуправления.
Должность
нуждается в четком определении ее места и значения в структуре деятельности
коллектива любого органа по реализации его компетенции. Для этого она сама
должна быть четко организована с точки как зрения внутреннего содержания
деятельности (объем, функции, полномочия, формы и методы деятельности,
показатели и оценки ее, стимулы и санкции и т.д.), так и внешних взаимосвязей с
другими должностями (линии подчинения, сотрудничества, информационного,
технического и иного обслуживания). Кроме того, каждая должность в органе
нуждается в оформлении в праксеологическом (кабинет, стол, стул, другие
предметы интерьера, освещение, доступ свежего воздуха и т.д.) и эргономическом
(телефон, узел связи с подчиненными, технические средства работы, микроЭВМ,
дисплеи и т.д.) отношениях.
В современных
условиях процесс совершенствования или создания должностей призван идти таким
образом, чтобы открывать все более широкие возможности для самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности, способствовать самовыражению каждого
человека, занимающего определенную должность. Как обоснованно писал польский
ученый С. Ковалевски, если путем соответственно сформулированных задач и
полномочий должностного лица в какой-то мере обеспечены условия для
самовыражения, то тем самым мобилизуется мощный фактор мотивации, чего не
сможет дать никакая формальная дисциплина. И далее: управленческая деятельность
тогда обеспечивает принцип самовыражения, когда она: 1) соответствует
способностям и влечениям исполнителя; 2) самостоятельна; 3) соответствует
квалификации; 4) создает лучшие условия для самоконтроля; 5) обеспечивает
влияние на формирование методов исполнения; 6) комплексна и разнообразна; 7)
является понятным, нужным и полезным элементом более крупного и известного
исполнителю целого; 8) наглядно способствует удовлетворению насущных
общественных потребностей.
Следующая задача
заключается в организации групп должностей или, иными словами, в организации
звеньев и структурных подразделений органов. Традиционно в основу формирования
должности и звена (структурного подразделения) ложится принцип специализации. В
общем это обоснованно, но до известных социально-психологических пределов,
переход через которые резко снижает интерес к исполнению должностей. Учитывая
все возрастающие требования к комплексности управления, сегодня можно ставить
вопрос о том, что не только должность по своему содержанию должна становиться
все более разнообразной, но и структурное звено, подразделение в плане
содержания решаемых вопросов тоже должно быть все более комплексным. Речь идет,
в общем, о горизонтальной концентрации управленческих функций. Подобная
концентрация имеет ряд преимуществ: делает содержательной, насыщенной и
интересной управленческую деятельность, способствует взаимообмену информацией,
знаниями и опытом, обеспечивает безболезненное замещение отсутствующих,
усиливает влияние взаимного контроля, повышает надежность информации, сокращает
расстояние между руководителями и исполнителями, улучшает межличностные
контакты и способствует позитивному решению многих вопросов совершенствования
стиля государственного управления.
Между прочим,
выбор горизонтального расчленения, "поля" структурного звена
(подразделения) органа о многом говорит. Он свидетельствует о понимании
сущности управления и управленческих процессов, ибо чем меньше у руководителя
подчиненных, тем больше он их опекает, лишает самостоятельности и
ответственности и тем меньше в звене реализуется внешних управленческих
функций. Он демонстрирует также правильность распределения мощности аппарата
органа между руководящим и исполнительским составом, поскольку, чем больше в
органе руководящих должностей, тем больше передаточных "узлов" и
меньше возможностей для серьезной исполнительской деятельности (ведь, как
правило, начальники не очень склонны непосредственно вести дела, – их
деятельности скорее присущ метод получения – передачи указаний). Сказывается
здесь и уровень демократизма в организации органа: чем сложнее вертикальная
структура, тем больший разрыв между первым руководителем и исполнительским
составом и сложнее их контакты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|