Итак, суть
концепции правового государства — в том или ином ее варианте — состоит в том,
что власть государственных структур ограничивается правом.
Концепция
правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и
желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом
разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании
свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства
общественных идеологий и теорий. К этому следует добавить, что развитие
представлений о государстве, власти, праве в истории человеческой мысли следует
рассматривать конкретно-исторически, с учетом реальной среды, в которой эти
идеи возникли и получили распространение.
Теоретические
концепции правовой государственности, разработанные в трудах Д.Локка,
Ш.Л.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Гегеля и др.
опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной,
политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и
апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений,
а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и
институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и
правопорядка.
Теория правового
государства сегодня вовсе не застывшая догма. Она развивается, постоянно
наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых
и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить,
что «в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой
общепризнанной концепции правового государства»[37]. Она может
обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках
различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных
политических и правовых систем и т.д.
Несмотря на всю
критику первых шагов Советского государства, следует отметить попытки
утверждения законности как принципа государственной деятельности, которая
развивалась вместе с другими государственными институтами, выражала органичную
связь права, государства и демократии в тех трудных условиях, ибо
государственность немыслима без законности. Из-за отсутствия разработанной
системы законодательства революционные суды активно руководствовались правосознанием.
Нельзя не отметить низкую общую правовую культуру правоприменителей,
нигилистическое отношение к праву, закону в целом. Имели хождение представления
о том, что законотворческая деятельность не требует специальной
профессиональной подготовки.
Тем не менее,
именно в этот период, при жизни В.И.Ленина, последовательно формировались
правовые устои Советского государства. В начале 1920-х годов принимаются первые
кодексы законов. Повышается роль суда и адвокатуры, упраздняются или
преобразуются чрезвычайные органы, сужается сфера государственного принуждения.
Создается прокуратура, главным назначением которой становится надзор за
законностью деятельности органов государственного управления. Ведется активный
поиск эффективных правовых форм регулирования политических и
социально-экономических процессов.[38]
В ноябре 1918 г. VI Чрезвычайный Всероссийский
съезд Советов принимает постановление «О точном соблюдении законов».
В этой связи
уместно отметить, что уже в 1920-е годы ставился вопрос о применимости к
Советскому государству концепции правового государства. Так, А.Малицкий
утверждал, что Советская республика есть государство правовое, осуществляющее
свою деятельность в условиях правового режима.[39]
Однако вывод был поспешным, так как в дальнейшем официальное отношение к
доктрине правового государства было сформулировано в докладе Л.М.Кагановича по
случаю 12-й годовщины Советской власти, с которым он выступил в Институте
советского строительства и права при Коммунистической академии: «... мы
отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства...
Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы
скрыть классовую природу буржуазного государства... Конечно, все это не
исключает закона. У нас есть законы. ... Но наши законы определяются
целесообразностью в каждый данный момент»[40].
Однако даже
В.И.Ленин не отвергал роли закона, права в жизни общества. А, говоря о
диктатуре пролетариата[41],
предполагал при этом ее обязательные созидательные, демократические функции.
Надо сказать, что
в 1930-е годы ряд ученых-юристов защищали ленинское наследие по вопросам права,
закона, но говорить в эти годы о правовом государстве нельзя было даже с
натяжкой. Тем более что в те годы официальная доктрина по проблемам становления
социализма исходила из того, что для того, чтобы построить социализм вполне
приемлемыми считались не только государственное принуждение, но и беззаконие, и
массовые репрессии.
Подобная практика
обернулась трагическими последствиями для сотен тысяч людей, оказала пагубное
воздействие на социально-экономическое развитие страны, утверждала в сознании
пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни. А проблема правового
государства на многие годы ушла со страниц теоретических исследований. Было
принято считать, что это буржуазно-либеральная концепция, призванная
завуалировать классовую сущность буржуазного государства, хотя многие
принципиальные положения, составляющие суть правового государства, активно
изучались в рамках проблем, посвященных законности, правопорядку.[42]
В
«послеперестроечное» время перед российскими теоретиками и практиками встала
конкретная задача сформулировать более четкое концептуальное представление о
правовом государстве, ибо нельзя свести его функционирование только к
обеспечению законности и правопорядка.
Очевидно, что
Советское государство за все время своего существования было антиподом
правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался
процесс создания этого государства в России.
Понятие правового
государства, как мы уже выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все
то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И
в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской
Конституции:
1) Высший
приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в
конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство
признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и
охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип
правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает
Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть
гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл.2
Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
В современном
российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и
обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению
Е.А.Лукашевой[43],
связана не только с историческими традициями России, в которой права человека
никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в
государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась
связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной
экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан,
общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные
структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека.
Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование,
согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность
государства.
В нынешних
условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения -
вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов,
пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул,
который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь
своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что
правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств
государства способно обеспечить все права человека - и политические и
экономические, и социальные, и культурные. Для России -это большая цель, пока
еще весьма отдаленная.
Права человека -
это явление, имеющее не только юридические, но и нравственные, и
социокультурные характеристики. Обеспечение прав человека зависит не только от
четко отлаженных государственных механизмов и процедур их защиты, но и от
факторов нравственных, культурных. Поэтому на неблагоприятное положение дел с
правами человека влияет и нравственное состояние общества, утратившего старые
ориентиры и не получившего новых, и уровень культуры населения, на которое
обрушиваются потоки низкопробной литературы, пошлой рекламы, различные несуразицы
стиля СМИ, пытающихся привлечь к себе внимание сенсациями, сплетнями,
оккультными сообщениями. Все это пагубно отражается на нравственности и
культуре народа, унижает его достоинство.
Просветительские,
образовательные телевизионные программы, посвященные правам человека,
практически отсутствуют. Люди плохо знают свои права, даже конституционные, не
умеют их отстаивать и в ряде случаев вынуждены прибегать к крайним мерам. Такая
ситуация была бы невозможна, если бы государство выполняло свои обязанности по
обеспечению и защите прав своих граждан.
2)
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в
состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной
власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена
независимость суда от любых властных и общественных структур.
Принцип
независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также
обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и
неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы
судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на
исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не
может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст.35; арест,
заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному
решению — ст.22 Конституции РФ, ч.2 ст.29 УПК РФ и др.).
Несомненно, в
ходе судебной реформы будут существенно углублены и детализированы
конституционные гарантии независимости судов и расширена их компетенция.
3)
Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или
другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более
противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент
всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы
закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и
верховенство права тождественны.
В Конституции РФ
закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет
высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей
противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и
законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от
главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с
правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную,
гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение
принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит,
создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся
недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Немаловажно,
каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в
тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так
называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено,
что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не
применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения.
4) Приоритет
международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в
цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои
законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву
мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права
происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом
высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и
социального прогресса.
В Конституции РФ
(ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две
части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил
закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам
международного договора.
Реформы 1990-х
годов, осуществляемые в постсоветской России, как мы уже выяснили, пока не
привели к правовому обществу. Эта проблема по-прежнему остается одной из
ключевых в нашем жизнеустройстве и в государственном строительстве. И хотя в
ч.1 ст.1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация — Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления», правовое государство - это скорее пока лишь цель, к
которой необходимо стремиться.
Одной из самых
существенных ошибок российского переустройства стало то, что реформаторы пошли
в общем-то по самому легкому пути -пути освобождения: от цензуры, политических,
духовных и экономических запретов. Этот путь в кратковременном плане всегда
приносит лавры. Однако, следуя по нему в долгосрочном плане, невозможно
провести переустройство страны. России, наряду с освобождением, требовалось
планомерное, последовательное и системное преображение государственности на новых
мировоззренческих основах.
Однако в
политическом классе, да и в обществе в целом, господствовали представления о
том, что экономическая и политическая либерализация, разгосударствление (в том
числе приватизация так называемой общенародной собственности) способны сами по
себе преобразить Россию. А ведь еще П.И.Новгородцев сказал в 1923 году:
«Наивная и незрелая политическая мысль обыкновенно полагает, что стоит только
свергнуть старый порядок и провозгласить свободу жизни, всеобщее избирательное
право и учредительную власть народа, и демократия осуществится сама собой... На
самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не
демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем
в случае наступления анархии ближайшим этапом политического развития бывают
самые сильные суровые формы демагогического деспотизма»[44].
Это очень близко
к нашей реальности. «Водворившийся» в России образ настолько непривлекателен и
далек от рисовавшегося в туманных представлениях о будущем, что оттолкнул от
самой идеи преобразований большинство ее приверженцев. Это демонстрируют даже
данные социологических исследований. Нынешний реальный совокупный электорат
партий, относящих себя к правым (СПС и «Яблоко»), дотягивает в лучшем случае до
15%. Партии же «порядка» (неважно, идет ли речь о КПРФ и ее союзниках или о
«Единой России») привлекают к себе примерно 60-65% избирателей.[45] При всех различиях
последние две политические силы (хотя в принципе мировоззренческие различия
между ними невелики, ибо оба лагеря представляют собой осколки номенклатуры
КПСС) выглядят в глазах избирателей именно силами «антихаоса». Этот феномен
означает фактически общественный провал идеи правового государства, провал пока
на нынешнем этапе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|