Становление правового государства на современном этапе (на примере Российской Федерации)
Становление
правового государства на современном этапе (на примере Российской Федерации)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1
Концепция правового государства. 6
1.1
Становление и развитие идеи правового государства. 6
1.2
Современная теория правового государства. 16
2
Формирование правового государства в Российской Федерации. 21
2.1
Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России 21
2.2
Основные признаки современной конституционной модели российской правовой
государственности. 23
2.3
Препятствия и ошибки на пути к достижению Россией идеалов правового государства. 27
3
Проблемы и перспективы становления правового государства в России. 36
Заключение. 46
Список
использованной литературы.. 50
На сегодняшний
день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже
межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили
широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные
методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа
закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является
построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят
универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и
правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом
процессе.
Актуальность нашего исследования обусловлена
тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является
очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику
этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе мы
попытаемся в данной работе.
Цель
исследования:
изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового
государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления
правового государства в контексте соотношения с феноменом гражданского общества.
Устоявшийся
термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas,
обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до
конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского)
общества и политического государства. Идея правового государства, при этом,
была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое
государство» сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой
юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон
Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства (как вокруг идеи, так и
вокруг практики) ведутся с самого зарождения этой политико-юридической
конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового
государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации,
потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в
котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах
права и исключали бы взаимный произвол.
Правовое
государство - объект изучения в работе - это и определенная
философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической
власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность
определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и
развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России. Что также
говорит об актуальности обращения к данной теме.
Специфика
феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе
формирования правовой государственности в России выступит предметом нашего
рассмотрения.
Исходя из цели и
учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены
следующим образом:
1. Анализ
теоретических основ концепции правового государства, включающий: краткий
экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности и
знакомство с исходными положениями современной теории правового государства.
2. Рассмотрение
особенностей конституционной модели российской правовой государственности.
3. Выделение
проблем формирования правового государства в России.
4. Формулировка
выводов.
Эмпирическую базу
исследования составили:
а) правовые
положения, изложенные в Конституции РФ (1993г);
б) научные
работы и тематические исследования в области государствоведения в целом и
посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как
И.Кант, Гегель, П.И.Новгородцев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен,
В.С.Нерсесянц, И.Ю.Козлихин, Е.А.Лукашева, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко,
О.В.Родионова, Н.С.Серегин, Н.Н.Шульгин, В.А.Четвернин и др.;
в) публикации
по теме исследования в специализированных изданиях: «Собрание законодательства
РФ», «Законодательство», «Государство и право», «Российская юстиция»,
«Общественные науки и современность», «Вестник МГУ. Серия 11, Право», «Вопросы
философии», «США. Экономика, политика, идеология» и др.
В работе
использована следующая методологическая база: метод аналитического
преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и
литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации,
обобщения, а также метод системного подхода.
Источниковедческую
базу исследования составили библиотечные фонды, информационные ресурсы
справочно-правовой системы «Консультант Плюс» и системы ИНТЕРНЕТ.
Сегодня, когда
Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на
правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки
соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и
политической реформ, несомненно, предлагаемая работа будет представлять
практический интерес, так как посвящена концепции правового государства,
которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей
функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и
субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений,
обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также
усиления взаимной ответственности.
С древнейших
времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства,
сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на
первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для
государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и
обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства,
отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода
правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных,
общества.
Ведь государство,
так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в
различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам,
элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего
общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором - в роли
«слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт
государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном
счете, данный институт существует не ради самого себя (не государство ради
государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для
развития личности. Государство, подобно любому явлению, способно привносить в
жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты: упорядоченность,
гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но
и минусы (негативные последствия: бюрократизм, произвол, злоупотребления
властью, коррупцию, террор и т.д.).
С возникновением
государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что
данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах,
что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных
целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из
«слуги» общества превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству,
подавляло его, чинило произвол.
Любая власть, и
главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится
к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к
ущемлению интересов личности. «Каждый человек, - по Расселу, — изначально
наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремлением к власти
и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны»[1].
Как же быть? Что
противопоставить такой страсти и такой тенденции к неограниченному расширению?
С помощью чего государственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди
все больше и больше стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы
государство не превращалось из «слуги» в «хозяина», как и с помощью какого
средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое
противоядие можно использовать в целях минимизации произвола и различных
злоупотреблений?
На эти вопросы
существует много ответов - широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают,
что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Например,
Л.Н.Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить
людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для
того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено
средств для достижения ни того, ни другого...»[2].
Другие ученые
исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать.
Подобные идеи характерны для этатистов (этатизм — от фр. etat - государство), которые всячески
возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения
государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает
практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой
и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит
огосударствление социальной сферы.
Третья точка
зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти,
а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти
главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греч. anarhia — безвластие) — политическому
течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых
форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки
зрения анархистского типа политического сознания всякое право и правление
(правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех
социальных зол.[3]
Мнение четвертой
группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против
ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с
другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть
абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Представители
концепции правового государства в качестве средства, организующего
государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства
выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той
«золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние
мудрецы.
Именно через
право предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные
интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев,
традиций, религиозных норм и т.п.), носило формально определенный (письменный)
характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что
облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти
качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать
право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны
государства.[4]
Идея утверждения
права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда
начали возникать первые государства. Уже тогда начинаются поиски принципов,
форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и
согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся
представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о
разумности и справедливости организации такой политической формы общественной
жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти,
становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная
сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а
следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (т.е.
соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как
правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой
государственности.[5]
Еще Платон писал:
«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его
рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут
даровать государству боги»[6].
Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует
власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон
должен властвовать над всеми...». Согласно Цицерону, государство есть
дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в
вопросах права и общностью интересов»[7].
Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности
вообще.
Идеи
древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той
эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о
становлении концепции правового государства во времена античности — значит,
делать очень большое допущение...»[8].
Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели
шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена
действительность не могла еще дать необходимой информации.
В теоретически
развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях
борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период
буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на
античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс,
Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., вывели проблему соотношения государства и
права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного
мировоззрения.
В их трудах
проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы, и
прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти.
Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства.
Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку
государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти,
призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать
возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось
средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью
и общим благом.
В трактовку
соотношения государства и права в XVI-XVII веках были привнесены идеи,
неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи
правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для
всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения
власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности
индивида и государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|