Еще один очень важный
фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад
производства.
Все это приводит к тому,
что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не
состоянии приступить к реальному производству продукции.
2.3.
Условия
успеха развития класса собственников
Как показывает изучение
зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого и среднего
бизнеса является положение о том, что малые и средние предприятия, а также
малое и среднее предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной
поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем
стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции,
предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования,
создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития
системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную
роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация
конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема
формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса.
Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы
по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не
только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое и
среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют
предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление
совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в
развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на
инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период
становления предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие
ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны
только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования
малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.
Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует,
как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых и средних предприятий.
По моему мнению, комплекс
первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен
осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное
обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной
программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой,
бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы
официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий
в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо
предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры,
товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного
предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской
деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы
поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев
населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку
внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к
развитию предпринимательства.
Для реализации данных
программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета,
сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и
иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных
ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и
предоставление гарантий под кредит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамизм, развитие и
диверсификация форм малого и среднего бизнеса дают основания предполагать, что
в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет
развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в
ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по
пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним
экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие
корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не
используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в
повышении его эффективности и сбалансированности. Развитие предпринимательства
ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.
Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была
бы государственная политика правительства, направленная на расширение и
развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в нашей стране, на
поддержку становления класса собственников.
Хотелось бы заметить, что
несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в
современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует
рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как
долговременное направление структурной политики, естественным образом
обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в
российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в
течение долговременного перехода. Ибо, именно средний класс, особенно в случае
удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого
предпринимательства, может стать основой рыночных структур во многих отраслях,
обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов
и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование
всероссийского рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев С. Структура власти и
задачи общества. // Нева, 1989, № 1.
2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы
становления // Российский экономический журнал, 1993, № 12.
3. Блинова А. Направления
финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический
журнал. 1994, № 1.
4. Гимпельсон В. Новое
российское предпринимательство: Источники формирования и стратегия социального
действия. // МэиМО, 1993, № 6.
5. Лапина Н. Предпринимательство
в политическом пространстве. // МэиМО, 1993, № 6.
6. Мягков П., Фесенко Е. Малое
предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический
журнал, 1993, № 12.
7. Носов В. Предприятие и
государство: механизм взаимодействия. // Проблемы теории и практики управления
1993, № 6;
8. Оноприенко В.И. Малые
предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 1991.
9. Певзнер А.Г. Новое о малых
предприятиях. - М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990.
10. Разумнова И. Мелкие
предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления,
1990.
11. Серегин А.С. Эффективность
малого бизнеса. - М.: Экономика, 1990.
12. Симонян Р. Предпринимательство
и власть. // Диалог, 1993, № 5-6.
13. Шахмалов Ф. Малое
предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания //
Вопросы экономики, 1993.
14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в
условиях рынка // Деньги и кредит, 1992, N1.
Задание 2
Тест на знание
понятийно-категориального аппарата.
Выпишите номера тех из приведенных
понятий, которые относятся к социологии.
1. Обычаи
|
62. Банк социологических данных
|
117. Неравенство
|
7. Толпа
|
64. Аффект
|
118. Касты
|
9. Фрустрация
|
65. Коллектив
|
119. Флегматик
|
13. Средние слои
|
66. Социализация
|
120. Стресс
|
16. Меланхолик
|
73. Поколение
|
121. Сублимация
|
18. Капитал
|
74. Сословие
|
123. Община
|
20. Банкрот
|
75. Бюрократия
|
124. Миграция
|
22. Мафия
|
76. Приватизация
|
127. Товар
|
23. Роль социальная
|
78. Потребность
|
128. Традиции
|
29. Суггестия
|
79. Память
|
129. Бедность
|
30. Бонус
|
81. Производство
|
132. Спрос платежеспособный
|
31. Производительность труда
|
82. Субкультура
|
136. Нация
|
32. Позиция социальная
|
85. Психика
|
139. Воля
|
39. Общество
|
87. Анкета
|
142. Девиация
|
42. Депрессия
|
89. Культура
|
143. Самоуправление
|
44. Ценности
|
90. Респондент
|
144. Аномия
|
46. Урбанизация
|
96. Валюта
|
148. Поставки
|
47.Класс
|
97. Статус
|
149. Опрос
|
48. Образ жизни
|
99. Чувство
|
151. Репрезентативность
|
51. Биржа
|
100. Рынок
|
154. Санкция
|
54. Престиж
|
101. Стереотип
|
155.Интервью
|
56. Внушаемость
|
106. Эмоции
|
156. Наблюдение
|
57. Рейтинг
|
108. Интересы
|
159. Когорта
|
59. Индексация
|
110. Мобильность
|
160. Маркетинг
|
60. Экстравертный
|
111. Власть
|
|
61. Клан
|
116. Характер и содержание труда
|
|
Задание 3
Вариант 7
1.
Социализация
– совокупность традиций и норм, передаваемых от поколения к поколению.- Да
2.
Статусы
связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные
отношения. - Да
3.
Первый
закон Макиавелли гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив
власти. – Да.
4.
Вся
мировая социология формировалась как противостояние марксизму. – Да.
5.
Чем выше
факторы случайности в отборе респондентов, тем выше точность и надежность
результатов опроса. – Да.
6.
Латентные
функции социальных институтов вредны. – Нет.
7.
Отличительная
черта общества – суверенность. - Нет
8.
Скачкообразный
вид социального прогресса называют реформой. – Нет, не совсем так. (Реформа –
преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни
(порядков, учреждений) при сохранении существующего социального строя).
9.
Близость
– первичные отношения. – Нет.
10. Любое взаимодействие есть
обмен. – Нет
11. Социализация – коммулятивный
процесс накопления социальных навыков. - Да
12. Агенты социализации –
учреждения, влияющие на процесс социализации. - Нет
13. Делинквентное поведение –
преступное поведение. – Да (лат. Delictum – проступок, правонарушение).
14. К социальным группам
правильнее относить только территориальные группы. – Нет
15. Малую группу называют
вторичной группой. – Нет.
16. В Индии существуют шесть
основных и тысячи неосновных каст. – Да.
17. Сущность социального
неравенства в том, что меньшинство владеет большей частью национального
богатства. - Да
18. Заработная плата
характеризует все слои населения. – Да.
19. Перемена религии – пример
нисходящей мобильности. – Нет.
20. Социальные революции –
причина групповой мобильности. – Да.
[1] Чубайс не читатель, Чубайс - писатель // Коммерсантъ-daily. 1997. 28
октября.
[2] Замечен из-за прилавка // Эсперт. 1997. № 23.
[3] Надо развести власть с капиталом - считает начинающий вице-премьер //
Общая газета. 1997. 11-17 сентября.
[4] Котлер Ф. Основы маркетинга. –М, 1990.
Страницы: 1, 2
|