Становление класса собственников в современной России
Министерство образования
Российской Федерации
Курганский государственный
университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
студентки 3 курса заочного
отделения
экономического факультета
Шапошниковой Елены
Владимировны
Курган
Задание 1
Вариант 8
Реферат
«Новые русские»: социальные
проблемы становления класса собственников
План
Введение………………………………………………………………………С.4
1.0.
Становление
класса собственников в России………………………………………………………С.5
1.1.
Определение
предпринимательства………………………………С.5
1.2.
Состав
класса собственников……………………...С.6
2.0.
Социальные
проблемы становления класса собственников………………………………………………С.9
2.1.
Условия
развития предпринимательства в России …………………………………………………………С.9
2.2.
Причины
преобладания торгово-посреднических предприятий ……………………………………….С.10
2.3.
Условия
развития класса собственников………..С.12
Заключение…………………………………………………………………С.14
Литература…………………………………………………………………С.15
ВВЕДЕНИЕ
Глубочайшие изменения социальной структуры,
которые происходят в российском обществе в последнее десятилетие, стали
предметом пристального изучения ведущих отечественных социологов. Тема эта уже
обрела достаточно обширную литературу, в которой обращается внимание на
происходящие изменения социальной картины, появление новых социальных страт и
исчезновение старых, изменение социальной роли тех или иных слоев российского
общества. В частности, рассматривается вопрос о формировании и становлении в
России среднего класса, класса собственников, предпринимателей, или, как
принято говорить в обиходе, «новых русских».
Состояние среднего класса — один из индикаторов
уровня развития, экономики и характера политической системы. Значительная доля
этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны. Не
случайно формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в России
декларируется как одна из целей преобразований. Но достичь ее, по признанию
самих реформаторов, в частности А. Чубайса, так и не удалось[1]. Еще недавно исполнительная
власть с уверенностью говорила о достижении данной цели в краткосрочной
перспективе. Правда, уже иными путями. Если в начале реформ провозглашалось,
что массовый средний класс возникнет как широкий слой частных собственников в
результате непосредственной передачи бывшей государственной собственности
раскрепощенным для частной инициативы российским гражданам, то теперь вывод о
скором формировании массового среднего класса обосновывается, во-первых,
неизбежностью возникновения у крупных собственников острой нужды в услугах
специалистов и управленцев и мультипликативным эффектом от этого для других
рынков[2];
во-вторых, макроэкономической стабилизацией, создающей условия для внешних и
внутренних инвестиций.[3]
1. Становление класса
собственников в России
1.1. Определение
предпринимательства
При Иване Силаеве
одну из дверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил
Ходорковский ". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы
"Менатеп" не был, пожалуй, первым, кто начал лоббировать в
правительстве интересы предпринимателей.
Деформация бывших
классов, маргинализация населения как результат распада общественных отношений,
порождают новые социальные силы. К ним относится достаточно устойчивый,
автономный слой предпринимателей. Впервые понятие "предприниматель"
ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это
человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник,
нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо",
которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо
продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов,
которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Автор
учебника "Основы маркетинга"[4]
определяет "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет
бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая
собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.
Предпринимательство, по его мнению, это частный случай бизнеса, т.е.
деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной
продукции или услуг.
1.2.
Состав класса собственников
Предпринимательство,
однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически
является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного
хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр
капиталистического производства, заметно влияет на динамику общественного
развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия,
чувства социальной ответственности?
Статистические
данные о численности нынешних предпринимателей отсутствуют, представление об
этом можно составить лишь по косвенным данным. Так, в конце 1992 г. в России
было зарегистрировано около 950 тыс. новых хозяйственных формирований. В этих
структурах было занято около 16 млн. человек. В промышленности на условиях
аренды работало 3,5 тыс. предприятий. В частной собственности находилось около
6% промышленных предприятий.
Кто же у нас
вышел в класс собственников?
Во-первых, теневики всех мастей.
Перестроечный курс позволил легализоваться тем, кто делал "бизнес в
подполье" и обеспечил условия выхода из тени на свет
"протобизнесменов" брежневской эпохи. В одних случаях это была
простая регистрация собственности с уплатой налогов, в других - "отмывание"
денег, полученных криминальными путями.
Во-вторых, те, кто использовал
служебное положение для дополнительных заработков, проявляя завидную энергию в
недрах социалистической экономики.
В-третьих, директора и руководители
госпредприятий и учреждений. Постоянные неувязки в народном хозяйстве
заставляли их поддерживать производство подчас с истинно предпринимательскими
усилиями и бешенной энергией. Хозяйственная элита заняла ныне очень выгодные
позиции. На их стороне ряд преимуществ: практический опыт управление
производством, разветвленные социальные связи и фактическая близость к
приватизируемому имуществу. Конечно, директорский корпус неоднороден и
предпринимателем не может стать каждый, но в основном это люди не исчерпали
себя и набирают темпы деловой активности.
В-четвертых, предприниматели новой
волны. Типичные представители ее - грамотные специалисты, которым смертельно
надоела косная государственная система научно-исследовательских институтов,
государственных предприятий и министерств. Эти люди хотели и умели думать своей
головой и делать дело своими руками. Особенно много их оказалось среди физиков,
математиков, инженеров высокой квалификации: средний возраст 30-40 лет, многие
имеют ученые степени. На этот источник предпринимательства уже обратили свое
внимание исследователи.
Настоящей
кузницей кадров нового Российского предпринимательства стали
военно-промышленный комплекс, обладавший колоссальным человеческим потенциалом,
и Академия наук. Умение логически мыслить, отсутствие идеологических шор,
хорошее образование, общая эрудиция и готовность к разумному риску позволили им
быстро добиться успеха. От составления компьютерных программ через торговлю
компьютерами к созданию банков, бирж, холдингов - таков типичный путь многих
предпринимателей этого потока.
В-пятых, партийно-государственная
номенклатура. Старт в предпринимательство этим потоком был взят в 1989-1990 гг.
Переход власти из одних рук в другие, никем не контролируемый, новые формы
собственности и доступ к ресурсам обусловили их появление. Начался активный
переход номенклатуры в бизнес с прихваченными партийными, комсомольскими и
государственными ресурсами. Целый ряд банков, холдингов, концернов, ассоциаций,
занимающих ключевые позиции, создан именно номенклатурой. Это стало возможным
потому, что на начальном этапе партийно-комсомольские органы и министерства
имели наибольшую свободу в создании новых коммерческих организаций: они
принимали решения о новых формах собственности. Часть представителей этого
потока позднее была отнесена, но многие хорошо укоренились.
В-шестых, люди, пришедшие из
специфического советского предпринимательства - сезонных, строительных бригад,
старательских артелей, комсомольских центров технического творчества молодежи,
студенческих стройотрядов и др. Все эти объединения быстро переросли в
посреднические коммерческие структуры.
При всей
разнородности социальных источников, стартовых позиций и используемых ресурсов
представители перечисленных потоков имеют немало общего. Прежде всего, это
разрыв со старой системой. Общими были и высокий потенциал активности, и
склонности к действию, и наличие возможностей для действия. Далее. Все они в
той или иной степени и форме действовали и прежде, находя для себя ниши в
социалистическом хозяйстве, что требовало от них известной изворотливости.
Сейчас же появился законный канал для реализации накопленного потенциала в
открытые предпринимательские действия. Их объединяет отличительная особенность
российского предпринимательства. В сложившемся рыночном обществе
предприниматель, как бы ни были его действия новыми, воспроизводит доминирующие
социальные отношения. В России собственно-производственная функция
предпринимателя сопровождается социальными действиями, которые направлены на
изменение социальных отношений, на создание новых (приватизация, формирование
независимых субъектов гражданского общества и др.).
Итак, появилась
новая социальная сила. Предпринимательский слой только начинается формироваться
и его влияние на политику пока невелико.
2.0.
Социальные проблемы становления класса собственников
2.1. Условия развития
предпринимательства в России
Какие же условия необходимы
для развития предпринимательства в нашей стране?
Конечно же, наивно
предполагать, что для страны таки масштабов малый и средний бизнес может стать
основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном,
которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий.
Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых
предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том
числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и
оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
Во-вторых, это торгово-закупочные
операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих
условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести
страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного
функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и
среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую
атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной
конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает
дополнительные рабочие места, является основным источником формирования
среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что
наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко
замедлился, а сейчас снова возобновился. Тем не менее, сейчас у нас в малом и
среднем частном бизнесе около 1,5 млн.чел.
В условиях инфляции,
налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие
предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро
перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие
коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные
закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения,
не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли,
многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в
массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом,
неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного
управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,
что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере,
оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая
высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого
и среднего бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые и средние предприятия в
неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
2.2.
Причины
преобладания торгово-посреднических предприятий
Анализ развития
предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере
торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует
большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или
многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг),
но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве,
например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по
официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков
торгово-закупочных.
Высокие налоги,
всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие
фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной
деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение
производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса
в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной
инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Страницы: 1, 2
|