Б. ван дер Аст, с его поисками внешней занимательности
натюрморта, шел по ложному пути, отвергнутому его последователями, но
беспредельная любовь художника к малым формам и мельчайшим деталям предметного
мира стала национальной чертой голландского натюрморта. Подобных бабочек, мух
стрекоз, у которых тщательно выписаны все перепонки на крыльях, мы встретим
позже у многих голландских натюрмортистов, вплоть до середины ХУ111 века.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются
в харлемских "завтраках". Обилие яств и посуды в ранних работах
харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных
стодол, изображавшихся на групповых корпоративных портретах. От показа этого
обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в
сторону скромного завтрака или закуски на одну персону, от праздничной
торжественности и порядка еще не нарушенного следами пиршества, - к интимности
и "живописному" беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком.
Создателями более демократического варианта
"завтраков" были харлемские живописцы В. К. Хеда и П. Клас.
"Действующими лицами" их натюрмортов стали немногочисленные и, как
правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного
домашнего быта. Голландский художник сумел увидеть за вещью человека,
разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Опрокинутый бокал,
скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого
присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.
Питер Клас (1597 – 1661) был
первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов,
окружающих человека в его повседневной жизни. "Трубки и жаровня"
(1636) – лучший тому пример.
Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой
тлеет торф, две глиняные трубки из Гауды, известного центра их производства,
табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее? Художник так
располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ,
объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Приглушенная
колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина, и
розовый - грелки, и красно-коричневый – стакана с пивом.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету "Завтрак
с ветчиной" (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному
серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно
выявляя фактурное разнообразие вещей.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую
очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Питеру
Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как
главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра
так называемых "монохромных завтраков".
Виллем Клас Хеда (1594 –
1680\82), автор "Завтрака с омаром" (1648), - второй ведущий мастер
жанра "монохромных завтраков". Колорит его произведений в большей
степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из
предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные
тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный
кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым
"воздушным" фоном и белой или оливково-зеленой скатертью.
Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и
всегда крепко построена. За кажущей случайностью расположения вещей скрывается
тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и
настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Этим же целям служит
льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов
обобщающий все предметы.
Вокруг П. Класа и В.К.Хеды образовалась
большая группа последователей, работавшая в традициях жанра "монохромных
завтраков". Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.1606 –
1652) и Паулюс ван ден Бос (1614 – 1664).
На пути к дальнейшей демократизации жанра натюрморта
важную роль играла "роттердамско-тенирсовская группа" живописцев,
создавшая тип "кухонного натюрморта", который имел распространение
как во Фландрии, в кругу Д.Тенирса Младшенго, так и в Голландии, где в
развитии этого жанра участвовали главным образом роттердамские мастера – братья
Корнелис и Херман Сафтлевены, С.М. Сорг, Э.
ван дер Пул, а также харлемец Ф. ван Схотен и мастер
из Мидделбурга Ф.Рейкхалс.
Флорис ван Схотен (ок.1599 –
после 1655), которого можно считать родоначальником жанра, воскрешает в своей
большой картине "Домашняя утварь" традиции нидерландских мастеров
середины ХУ1 века – П. Артсена и И. Бекелара. Он
изобразил все эти горшки, кувшины, чашки, плошки, сковороды, котлы и бочки не в
интерьере, а под открытым небом, на крестьянском дворе, куда их выносит во
время уборки молодая хозяйка под наблюдением хозяина. Но это не жанровая сцена:
присутствие человека здесь всего лишь одухотворяет предметный мир.
Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 –
1647), у которого на картине "Кухня" (1638) хозяйка совсем
затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари.
Лучшие достижения кухонного натюрморта связаны с
деятельностью братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.
Херман Сафтлевен Младший
(1508 – 1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата,
Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды.
Главным выразительным средством у него становится тонко градуированная
светотень, благодаря которой и многочисленные предметы, занимающие обычно весь
передний план картины, и сопровождающие их люди органически вписаны в интерьер.
В картине "Кухня" (1659) Филипса ван Ангела
(1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. Металлическая
посуда, стоящая вокруг бочки, вместе с битым петухом, висящим на столбе,
образуют центр композиции, наиболее ярко высвеченный и выделенный цветом.
Остальное пространство строится по концентрическим кругам, расходящимся от
этого центра и как бы затухающим в тоне и цвете. Один из этих кругов включает
кошку, охотящуюся за мышью, второй – женщину с ребенком, третий, почти совсем
монохромный, - лестницу, окно и камин.
Главной особенностью этой разновидности натюрморта было,
как мы видели, наряду с демократизмом тематики, большее, чем обычно при
изображении предметов, внимание к окружающей среде и присутствию в ней
человека.
Демократизация содержания и форм натюрморта проявилась и
в творчестве П. де Пюттера и А. ван Бейерена, создавших едва ли
не самую популярную в Голландии разновидность этого жанра – изображение речной
и морской живности.
Питер де Пюттер (до 1600 –
1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского
натюрморта. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже
лишь два их вида: щука и окунь. Подобное самоограничение в начале ХУ11 века
было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что
избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и
мореплавателей. Его "Рыбы и кувшин на столе", простое по композиции и
скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей
лапидарности. Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня,
лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина, изгибов
скатерти, - благодаря чему возникает единый волнообразный ритм.
Большой натюрморт "Рыбы на берегу моря"
принадлежит ученику де Пюттера, лучшему "живописцу рыб" Абрахаму
ван Бейерену (1620\21 – 1690). Морской улов, вываленный из корзины на
берег, включает – помимо рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских
звезд. Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и
тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким
парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни
голландского побережья. Следует отметить, что ван Бейерен
писал также морские виды. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж
в глубине рассматриваемой картины.
Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640
– 1650-х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже
оживляют монохромное видение мира. Бейерен, конечно, знал работы своих
фламандских современников А. Адриансена и Ф.
Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям),
но декоративное начало фламандского натюрморта было ему абсолютно чуждо.
Голландский характер мастера обнаруживается, как только он переходит к более
скромным вариантам темы.
Лучшим примером этого является натюрморт "Рыбы в
корзине". Угол стола и стены с лежащей в корзине семгой и подвешенной на
крюк камбалой освещен падающим слева направленным светом, создающим
повышенный контраст света и тени; в противопоставлении розового среза семги и
зелени овощей намечается и цветовой контраст.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается
к теме "завтраков", но не в прежнем скромном, типичном для Класа и
Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй
половины ХУ!1 столетия. "Закуска", где помимо краба , креветок,
вина и фруктов, изображены золотые часы и серебряная чаша, свидетельствует о
новых вкусах голландского общества, точнее – его господствующей верхушки.
Оранжево-красная скатерть, синяя ленточка часов, яркая желтизна лимона и
серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об отказе от монохромного
начала, о новом понимании колорита.
Это явление находит свое объяснение в исторической
обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648)
упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих
классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных
и демократических явлений. Предметный мир в жизни Голландии второй половины
века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной
буржуазии. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом
заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные
отношения.
Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не
в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной,
подчеркивающей его "избыточные" свойства - блеск, роскошь,
изящество, соответствие изысканному вкусу.
Именно в этот период на основе реалистических достижений
голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени
и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии –
Виллема Калфа.
В истории многочисленных разновидностей жанра натюрморта
Калфу выпала задача завершить создание "роскошного"
натюрморта, который занял видное место в изобразительном искусстве второй
половины ХУ11 века.
Уже учитель Калфа, автор "кухонных"
натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни
серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское
стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами.
"Плоды и омар на столе" (1940) - одна из лучших работ Рейкхалса.
Несмотря на перегруженность, композиция держится четким противопоставлением
горизонталей и вертикалей, а сами предметы переданы тонким и острым рисунком с
выявлением их фактурных качеств. Впечатление цельности композиции
поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Виллем Калф (1622 – 1693),
крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века, исходил в своем
творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. К первому из
них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности
жанра натюрморта – от "кухонного" до "роскошного". К
"кухонному" натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы,
которые он провел в Париже. Но обе ранние работы - "Уголок кухни"
и "Двор крестьянского дома" – написаны им позже, в Амстердаме, после
знакомства с творчеством Рембрандта, влияние которого было решающим в
становлении его как художника.
Никто другой, включая и самых талантливых учеников Рембрандта,
не мог достичь того богатства и тонкости светотени, той сочности и глубины как
бы изнутри светящихся красок, того горячего золотистого колорита, какие
отличают произведения Калфа.
Изображая те же, что и его предшественники, обыденные,
"демократические" предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный
горшок и медный котел, - художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи
золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб
в изысканные произведения ювелирного искусства. В умении видеть живописную
сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на
поэтический язык живописи Калф не имел соперников.
Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в
натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в
быт знатного буржуа второй половины ХУ11 века.
Картина "Десерт" – подлинный шедевр мастера.
Она свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой
красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной
живописной пластики.
Виллем ван Алст и Юриан
ван Стрек в своих лучших произведениях не уступали Калфу в изобразительном
мастерстве, однако никогда не достигали его поэтической силы.
"Натюрморт с фруктами" (1681) Виллема ван
Алста (1625\26 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным,
но уже несколько холодным мастерством. И персики, и вишни, и виноград исполнены
очень точно, но безжизненно. Несравнимо живее написан натюрморт
"Закуска", созданный в более ранние годы.
Юриан ван Стрек (1632 – 1687) любил, как и Калф,
изображать изящные предметы и изысканные завтраки. В его натюрморте
"Закуска" с фарфоровым китайским кувшином соседствуют европейские
часы, а южные апельсины и грецкие орехи – с голландской сельдью и луком. Все
эти предметы погружены в мягкую полутень, которая становится еще заметнее рядом
с палевой занавеской, перекинутой через медный прут.
Задуманный как "обман зрения" этот мотив
деликатно введен в живописую ткань картины, подчеркивая глубину пространства и
оживляя колорит. Часы, которые голландские натюрмортисты нередко включают в
свои композиции, являются символом быстротечного времени. Богатая красочная
гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень,
отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших
представителей голландского натюрморта.
Интерес к символике и эмблематике был в ХУ11 веке
особенно велик, особенно в Голландии. Но символика, демонстративно выставляемая
напоказ в аллегорических картинах других стран, в Голландии включается в
произведения иных жанров – бытовую сцену, натюрморт, портрет, даже пейзаж как
их естественная деталь; она выступает здесь в завуалированной форме, раскрывая
второй, подспудный смысл картины.
Нигде, пожалуй, кроме Голландии, не встречаются
изображения карманных часов в натюрмортах типа "venitas". Карманные часы вошли и в иконографию классического
голландского натюрморта типа "Завтраков". Они символизировали здесь
идею "умеренности". При этом особая любовь голландцев к тщательному
выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого
часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ.[2]
Искусство во Фландрии достигло расцвета уже в начале
ХУ11 столетия, в то время как в Голландии оно проходило лишь период
становления. Это связано с тема, что еще в ХУ – ХУ1 веках на юге Нидерландов
были сконцентрированы основные художественные центры, так что и до
Нидерландской революции искусство там было более развито, чем на севере.
Наибольшего расцвета достигла живопись, во главе которой
стоял Рубенс вместе со своими сподвижниками – Ван-Дейком, Снейдерсом,
Иордансом, Броувером.
Рубенс, закладывая основы
новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских
романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько
лет. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения. Собственно,
итальянское барокко для Рубенса не было образцом – вернувшись в 1608
году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно
итальянской, а не следом за ней.[3]
Страницы: 1, 2, 3
|