В
годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (175—164 гг. до н.э.)
усиливаются гонения на иудейскую религию: иудеям возбранялось читать Тору на
иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены
статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало
восстание иудеев, верных Закону Торы, во главе которых находились представители
рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи. В освободительной
войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы хасидеев
(правоверные иудеи) и эллинизированных жителей Иудеи (митявним). Восстание
Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний; Второй
Храм был очищен от греческих богов (165 г. до н.э.). Однако короткий период
политической независимости (142 г. до н.э.—6 г. н.э.) сменяется подчинением
Иудеи власти римских прокураторов.
Завоевание
Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов,
в том числе и Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н.э.), массовыми гонениями на
евреев. В этих условиях борьба против римского государства, как и прежде,
принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько
религиозно-политических течений. Как и во время освободительного движения
Маккавеев, снова периферии суждено было стать средоточием борьбы против внешних
завоевателей. В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших
Риму непримиримую войну. Наряду с зелотами возникло движение сикариев, которые
вместе с антиримской войной параллельно вели борьбу социальную, обвиняя
зажиточных иудеев и даже служителей Храма в продажности и стремлении к
компромиссам с врагами. Свое отношение к новой ситуации пришлось проявить и традиционным
иудейским религиозно-политическим течениям — фарисеям, саддукеям и ессеям.
Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие Мессии, бессмертие души
и возможность интерпретации Письменного Закона, после окончательного подчинения
Иудеи Римской империей разделились на умеренных и непримиримых к чуждым
влияниям. Саддукеи, сила и влияние которых проистекали из их принадлежности к
священническому роду левитов, видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского
Храма и сохранении вековых традиций Торы. В основной своей массе саддукеи
занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму. Ессеи, предпочитавшие
жить в уединении и верившие, как и фарисеи, в пришествие Мессии, воскрешение
души, относились крайне враждебно к римским завоевателям. Ряды зелотов
пополнялись представителями всех трех течений. Сикарии объединяли
преимущественно маргинальные слои иудейского общества. Серьезные политические
потрясения в Иудее в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию
идей первоначального христианства.
Поражение
иудеев в войне 66—73 гг. н.э., а также подавление антиримских выступлений
еврейского населения в странах Восточного Средиземноморья в 115—117 гг. и
восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины
и расширение географической зоны их расселения. Важным общественно-религиозным
фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом
проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые
вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает
господствующее положение, и руководство еврейскими общинами переходит к
законоучителям Торы и Устной традиции —хахамам. Во влиятельной вавилонской
общине наиболее авторитетных толкователей Письменного и Устного Закона
называли раввинами (от ивритского «рав» — «великий»). Очень скоро в Европе и
ряде стран Востока раввины стали активно способствовать формированию
разветвленного иерархического института руководства еврейскими общинами
—раввината.
В
конце II—начале III вв. н.э.
самым авторитетным раввином Палестины Иегудой га-Наси (вторая половина II—начало III в.) на
основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к Торе был составлен
сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли
свод нормативных актов Галаха (Закон) и Аггада (Предание) — собрание рассказов
и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Устной традиции. В IV—V вв. аммораи
(толкователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был
назван Гемара (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение).
Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский,
созданный в диаспоре Вавилона. Талмуд стал основой законодательства,
судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако
очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине
их архаичности (например, закон о жертвоприношениях или закон о левиратном
браке), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех
стран, где жили евреи. Начиная со Средних веков и вплоть до наших дней,
большинство верующих евреев соблюдают те разделы талмудического права, которые
регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.
Интенсивное
распространение галахических положений происходило с 650 по 1040 гг. и было
связано с активной деятельностью гаонов (так называли глав самых влиятельных
школ талмудического права Суры и Пумбедиты в Вавилонии). Благодаря их усилиям
вавилонский Талмуд приобрел преобладающее значение в еврейских общинах Европы,
Азии и Северной Африки. Постановления вавилонских гаонов (такканот), касавшиеся
вопросов гражданского и уголовного права, проведения судебной процедуры,
организации религиозной жизни общин, считались до середины XI в.
обязательными для исполнения.
Раввинистическая
эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся поныне, делится на период ришоним
(включает всех известных комментаторов Талмуда до 2-й половины XVI в.) и
ахароним (от появления кодекса «Шульхан Арух», представляющего собой
практическое пособие по Галахе, составленное в середине XVI в. цфатским
раввином И. Каро, и до настоящего времени). Безусловно, теоретическая и
практическая деятельность раввинов способствовала национальному сплочению
евреев, сохранению их древних традиций и развитию духовного творчества. Вместе
с тем очевидно, что радикально менявшиеся с конца Средневековья условия жизни,
углубление политических, социально-экономических, культурных и других
несоответствий между рассеянными по всему миру еврейскими общинами, появление и
распространение новых универсальных общественных взглядов — все эти факторы
свидетельствуют, что на последнем этапе раввинистической эпохи ортодоксального
образа жизни придерживается лишь небольшая часть еврейского населения.
Подавляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают
только те положения Торы и Талмуда, которые касаются праздников (Моэд) и
наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов (Мицвот).
Самые значительные из них: шаббат (суббота) — время отдыха и запрета на любую
деятельность; рош-га-шана — еврейский Новый год; йом-киппур (день всепрощения)
—суточный пост, символизирующий покаяние в грехах; лесах (пасха) — праздник,
знаменующий начало весны и исход народа Израиля из египетского рабства; швуот и
суккот —праздники, посвященные сбору урожая, предусматривающие комплекс
обрядов, символизирующих религиозное и национальное единство евреев; симхат
Тора (радость Торы) — празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в
синагоге; тиша бе-Ав — пост скорби и траура в память о разрушении Первого и
Второго Храмов в Иерусалиме; Ханукка — праздник зажигания свечей в честь
освобождения Иерусалимского Храма в годы восстания Маккавеев; Пурим — праздник
спасения народа Израиля от полного уничтожения во время вавилонского пленения.
Многие евреи соблюдают обряды инициации—обрезание мальчиков на восьмой день
после рождения, церемонии бармицва и батмицва, знаменующие вступление в
совершеннолетие соответственно мальчиков и девочек, а также многочисленные
обряды, освящающие супружество, смерть и траур по усопшему. Все же другие
многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, посты, пищевые запреты и
разрешения (кашрут) и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только
немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.
Сразу
после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления:
1)традиционалистское, отвергающее институт раввината, а зачастую сам Талмуд и
прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы) и
2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления
иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах
Арабского Халифата в X—XIII вв. под влиянием исламской философии
и философии неоплатонизма широкое хождение получили идеи рационалистического
толкования иудаизма (Саадия Гаон (892— 942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол
(1021—ок. 1050), Иегуда гa-Леви (ок. 1075—1141) и др.). Наряду с
рационалистической школой развивались мистические направления — Мэркава (Божья
Колесница) и Сефирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную
символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения
нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкена-назийского
хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула
инквизиции.
В
XII—XIII вв. среди
еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится
система философских взглядов Каббалы; она быстро распространилась в странах
Европы, особенно в Испании и во Франции, а также среди евреев Палестины.
Священная книга каббалистов — «Зогар» («Сияние»). Каббалисты исходили из того,
что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о
сотворении мира и человека; на протяжении столетий они занимались постижением
взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм
эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на
принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники
уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию
Чертогов Бога. Каббалисты этого направления после интенсивных специально
разработанных тренировок могли вводить себя в состояние транса, которое в их
представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению.
Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались
друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так,
в XVII—XVIII вв. идеи
каббалиста Саббатая Цви (1625—1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне
неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи
Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов. Каббала оказала влияние на
возрождение в XVIII—XIX вв.
хасидизма2, который в это время становился доминирующим течением
еврейской общественной мысли, прежде всего в странах Восточной Европы. Согласно
хасидскому учению, каждый, кто соблюдает заповеди Торы, еще при жизни способен
стать цадиком — хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт — ум.
1760 г.) был первым, кто начал проповедовать доходчивым языком среди простого
еврейского люда идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,
элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму и альтруизму.
Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже
возглавил так называемое движение «митнагдим» («противостоящие»), которое
ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики
приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения
очень скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.
С
середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и
духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных
тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных
предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические
ответвления этого движения получили собирательное название —реформизм.
Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное
звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. В первой
половине XIX в. среди еврейских интеллектуалов Европы чрезвычайно популярными
становятся идеи Хаскала (Просветительство), представлявшие собой попытку
секуляризации еврейской жизни и приспособления ее к светской культуре развитых
европейских стран. Однако с конца прошлого — начала нынешнего столетия
наибольшее влияние в еврейских массах приобретают националистические концепции
сионизма. В основе сионизма, как известно, лежит концепция создания еврейского
государства, и реализацию этой идеи на практике в основном осуществляли
светские представители еврейской общественности различных стран мира. Однако
по сути своей сионистская идея представляет собой политизацию многих положений
иудаизма (например, призывы к необходимости собирания евреев на «землях
библейских предков» или пропаганда представлений о богоизбранности еврейского
народа). С образованием в мае 1948 г. государства Израиль последнее становится
центром притяжения для верующих иудаистов всех направлений и течений.
Хотя
иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса
официальной религии, его институты тесно переплетены с государственными
структурами и финансируются из государственного бюджета. С момента образования
Израиля в нем действует так называемое «общепринятое соглашение», представляющее
собой исторический компромисс между всеми политическими силами страны.
В
конце XVIII — начале XIX в.
формируется направление в православной философии, получившее название
академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами
философских кафедр Московской духовной академии — Ф. А. Голубинским (1797 —
1854), В. Д. Кудрявцевым-Платоновым (1828 — 1891), Казанской духовной
академии—А. И. Бровковичем (? — 1890), В. И. Несмеловым (1863 — 1920),
Петербургской духовной академии — М. И. Карийским (1840 — 1917), Ф. Ф.
Сидонским (? — 1873), В. Н. Карповым (1798—1867), Киевской духовной академии—П.
Д. Юркевичем (1827—1874), С. С. Гогоцким (1813 — 1889).
Общей
задачей православной философии ее представители считали формирование
христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических
представлений с различными способами познания божественной сущности. Но в
отличие от богословия философия, по их мнению, может помочь верующим усвоить
христианские принципы жизни на основе всестороннего обоснования их разумности
и полезности. Задачей православной философии считалось также изучение
особенностей самого религиозного миросозерцания. Оно признавалось истинным
только в том случае, если опиралось не на эмпирические данные, приобретенные в
процессе практической деятельности, а на сверхопытное разумное знание о Боге,
или, что то же самое, на идеальное знание. Это идеальное знание, по мнению
Кудрявцева-Платонова, представляет собой совпадение того, чем должен быть
предмет, с тем, что он есть или бывает. Истина содержится не в материальном
мире, а в идее о мире. Бог является основой окружающей действительности, ее
творцом и движущей силой. Поэтому истиной должно считаться только то, что
совпадает с божественной идеей, воплощенной в окружающей человека действительности.
Сторонники академической философии оценивают и процесс познания, считая
познание достоверным только в том случае, если оно наряду с материальным и
духовным миром включает мир сверхъестественный. Само познание разделяется на
эмпирическое, рациональное и идеальное. Эмпирическое познание объявляется
предельно ограниченным, рациональное — недостаточным. Основным является
идеальное познание, т. е. совокупность представлений о божественной истине,
добре, красоте, об абсолютном и всесовершенном существе, стоящем над миром. Оно
достигается не эмпирическим или рациональным путем, а верой. Представители
академической философии утверждают, что увлечение практической проверкой
высших истин способно породить «материализацию научного знания», вызвать
сомнения среди верующих ученых.
В
онтологии центральное место отводится доказательствам бытия Бога, божественного
происхождения мира и человека. Многие представители академической философии
считают вполне оправданными рациональные доказательства: космологическое, телеологическое,
психологическое, онтологическое, нравственное. Но при этом они подчеркивают,
что ни одно из перечисленных доказательств бытия Бога не выдерживает проверки,
если к нему подходить только с рациональных позиций. Когда же эти доказательства
будут дополнены евангельским представлением о Богочеловеке, верой в Иисуса
Христа, они станут бесспорными. Единство разума и веры в познании Бога, по
мнению В. Д. Кудрявцева-Платонова, способно утвердить в сознании человека
трансцендентальный монизм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|