§
универсальные
организации, охватывающие большинство стран мира; отраслевые организации,
занимающиеся проблемами производства и торговли определенным товаром
§
региональные
организации, концентрирующиеся на вопросах взаимного интереса обычно
географически и экономически близких стран
§
финансовые
организации, среди которых выделяются банки развития.
В международной экономике
международные организации выполняют следующие основные функции – содействие,
заключающееся в организации международных переговоров и конференций;
наблюдение, включающее возможность определения точки зрения организации на те
или иные проблемы; надзор, означающий обязательство стран предоставлять данные
о своем экономическом положении и проводить консультации; регулирование,
опирающееся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного
сообщества.
Раздел 3. Регулирование
международной торговли
ВТО: торговля товарами
Мировая торговля товарами
была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых
послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по
тарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО)
задумывалась как третья , наряду с МВФ и Мировым банком, организация, которая
приняла бы на себя функции регулирования международного экономического
сотрудничества. Устав торговой организации еще разрабатывался, а около 23 стран
уже согласовали и подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая,
что за этим последует создание МТО. Однако история распорядилась иначе:
несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и
прежде всего США, отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество
подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось
единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.
ГАТТ являлось главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и
несколько позже – о сокращении нетарифных ограничений. Переговоры в ГАТТ осуществлялись
в рамках раундов торговых переговоров, последний из которых – Уругвайский –
увенчался созданием ВТО.
Всемирная торговая
организация – законодательная и институциональная основа международной торговой
системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики
стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых
споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.
ВТО была образована в 1995
году на основании Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 года в
г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов
и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках
многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое
в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. с
последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994»,
входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в 3/4
голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего
торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого
таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требует
согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран,
ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерской
конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе
принципа «одна стран – один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО
принимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом.
Принципиальное различие между
ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил,
многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является
постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения,
ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как
соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов.
ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента
создания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвящено
практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования
торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как
права на интеллектуальную собственность. Многие соглашения по отдельным
товарам, входившие в ГАТТ, и поэтому были селективными по характеру своего
действия. Наконец, система урегулирования торговых споров, действовавшая в
рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным
странам блокировать принятие решений. Система урегулирования торговых споров,
действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие
решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на
автоматической основе.
Соглашение об образовании ВТО
носит чисто институциональный характер и определяет такие организационные
параметры, как функции, сфера деятельности, структура, бюджет, формирование
секретариата, механизм принятия решений и пр., но в качестве приложений в него
включены все основные соглашения, подписанные в рамках Уругвайского раунда
ГАТТ. Таких приложений – четыре, причем документы, содержащиеся в первых трех
из них, являются обязательными для исполнения всеми членами ВТО, тогда как
документы, содержащиеся в четвертом приложении, обязательны для тех
стран-членов ВТО, которые их подписали. Из правил ВТО возможны изъятия –
временное освобождение стран-членов по их просьбе и с согласия остальных стран
от отдельных обязательств, накладываемых многосторонними торговыми соглашениями
в рамках ВТО. Наиболее распространенные изъятия связаны с изменением тарифной
классификации или введением новой классификации, что делает необходимым вновь
провести переговоры с торговыми партнерами о предоставлении взаимных торговых
уступок, а также о вступлении стран в региональные интеграционные группировки.
На основе совокупности
соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международная
торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной
организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной
собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов
поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых
под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на
которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
Ø
Торговля
без дискриминации – страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по
сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны
предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с
иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми
странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ, закрепленное в ст. 1
ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной
собственностью, правило, означающее обязательство распространить на третьи страны
льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. Это
фундаментальное для многосторонней торговой системы требование ВТО направлено
против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их
происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны,
если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер
проводит несправедливую торговую политику, наносящие ущерб национальным
производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в
соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим,
означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные
товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые
технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим
должен применяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому
изменение таможенной ставки не является нарушением национального режима.
Ø
Либерализация
международной торговли – проведение многосторонних переговоров по снижению
таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной
торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми
раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%.
Последний раунд таких переговоров – Уругвайский – привел к договоренности о
снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будет осуществлено
постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов
на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%, что приведет к росту
импорта промышленных товаров, на которые распространяется режим беспошлинного
ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.
Ø
Применение
мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от
использования протекционизма как средства торговой политики. Однако
либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна
полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой
внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами
ВТО, весьма широк. Он включает:
1.
Защитные
меры – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его
масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным
товаропроизводителям;
2.
Антидемпинговые
пошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
3.
Компенсационные
пошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в
явной или скрытой форме.
Для использования защитных
мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого
ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов
национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр.
Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию
извещения о начале расследования, расследование компетентными органами
импортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведение
консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада,
содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран,
экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны
активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в
1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22
раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг.
проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию
другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том
числе в США 85 раз.
Ø
Предсказуемость
торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами
и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны,
инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения,
прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с
определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости
торговой политики является связывание тарифов – принимаемое страной
обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного
предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после
переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый ущерб. Одно
из главных достижений Уругвайского раунда ГАТТ заключается в том, что удалось
договориться об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 98% в
развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с
переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все
100% тарифов связанные. Предсказуемость торговой политики также означает ее
максимальную транспарентность и открытость, что означает прежде всего
побуждение стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного
таможенного тарифа, методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние
налоги или субсидии местным производителям.
Ø
Содействие
конкуренции
– принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов
торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых
рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО
предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые
пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование
понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и
запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой
торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный
анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее
соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению
их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в
мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется
каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные
страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна
предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее
внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со
своей стороны, также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики
страны-члена. Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых
сотрудниками секретариата с официальными лицами страны, публикуются и
передаются на рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к
сведению.
Прием в члены ВТО состоит из
трех этапов. На первом страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике,
ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения
соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом
ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по
вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран. Если переговоры
привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях
ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к
которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. После
голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в
ВТО. На начало 1997 года более 30 стран подали заявление на вступление в ВТО.
Если страны вступают в ВТО и
подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать
заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма
сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их
разрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров –
процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее
экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членом
ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а
также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих
правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле. Рассмотрением споров
занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу
которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в
интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит их
консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение
проблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трех
квалифицированных специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6
месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, который
основывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точку
зрения экспертов. Доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров,
после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с
выводами доклада, может апеллировать решение Органа по рассмотрению споров,
которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение снова
выносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которого
считается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна,
которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не принимает действий по
исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО
отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей
в соответствии с правилами ВТО.
Несмотря на то, что процедура
урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесс
переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину
1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть из
которых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют
претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами
торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по
поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который
подвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и
анализу, что затрудняет экспорт.
В числе прочих функций ВТО:
§
содействие
развитию международной торговли путем разработки стандартной внешнеторговой
документации и систематической рационализации внешнеторговых процедур;
§
техническое
содействие в области внешнеторговой политики и регулирования через проведение
семинаров, «круглых столов», посылку миссий экспертов в развивающиеся страны и
страны с переходной экономикой.
Новым направлением
деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем
окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
Вывод
Государственное регулирование
международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.
Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на
тарифные – те, что основаны на использование таможенного тарифа, и нетарифные –
все прочие (квотирование, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта).
В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических
эффектов (например, эффекты защиты и потребления, представляющие собой в
совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа). Наряду с тарифными
методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для
количественной квалификации которых используются индексы частотности, покрытия
торговли и воздействия на цены.
Наиболее важная сфера
международной экономики – международная торговля товарами и услугами –
регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной
является Всемирная торговая организация (ВТО).
Список использованной
литературы:
1.
Грис Т.
Мировая экономика: Учебник для вузов / Грис Т., Леусский А.И.; Ред. Тарасевич
Л.С. – СПб.: Питер, 2001. – 318с.
2.
Буглай
В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под
ред. Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 159с.
3.
Ломакин
В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.6 Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727с.
4.
Мировая
экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для вузов / Ред. Колесов В.П.;
Академия пед. и соц. Наук; Московский Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд.
– М.: Флинта, 2001. – 479с.
5.
Новицкий
В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг. – К.: МП «
Изд-во Либра», 1994. – 190с.
6.
Тэор Т.Р.
Мировая эк-ка: Пособие для подготовки к экзамену. – СПб.: Питер, 2001. – 218с.
7.
Косалапов
Н. Развитие международного общения и координация международных отношений //
Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №10. – с.105-104.
8.
Мадиссон
В.В., Шахов В.А. Международные отношения и мировая политика // Политология
международных отношений. – К.: «Либідь», 1997. – с.34-52.
9.
Хозин
Т.С. Каким быть международным отношениям в ХХ веке // Международная жизнь –
2001. - №2. – с.73-86.
Приложение 1.
Таблица 1. Виды таможенных
пошлин
|