§
Система
явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами
пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или
пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно
этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить
импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление
на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система
использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;
§
Распределение
лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые
продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее
эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной
комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных
мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса,
что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Страны используют при
распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с
последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя
к первому, наиболее рыночному методу.
1.4.4.
«Добровольные» ограничения экспорта
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за
счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных
квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в
рамках так называемых «добровольных» ограничений. «Добровольное» ограничение
экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более
крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних
ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт,
который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта,
основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по
крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального
межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на
экспорт товара.
«Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер,
относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на
завоевание государственного положения на рынке и злоупотребление этим
положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как
средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной
борьбе друг с другом.
Раздел 2. Механизмы
многостороннего регулирования
2.1.
Система международных организаций
В конце ХХ в. проявилась
тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу
важнейших процессов международной экономики в рамках небольшого количества
организаций. Ключевым и наиболее универсальными из них являются организации,
которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня
важнейшими форумами согласования экономической политики между странами.
Международный валютный фонд
является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих,
функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики
каждой из 182 стран, являющейся ее членом в частности. Группа Мирового банка состоит
из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития,
Международной ассоциации развития (159 членов), Международной финансовой
корпорации (170 членов) и Международного центра по урегулированию
инвестиционных споров (126 членов). Их главной задачей является предоставление
кредитов развивающимся странам с переходной экономикой для осуществления мер
структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка
труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.
Всемирная торговая организация, членами которой являются 131 государство,
концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики –
торговли товарами и услугами. ВТО возникла в 1995 г. на основе Генерального
соглашения по тарифам и торговле, которое было подписано в 1947 г. Наконец, ООН
сама является системой многих организаций, которая находится в процессе
реорганизации.
Официально система ООН
включает:
§
Программы
ООН – штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, офисы в Женеве и Вене; региональные
экономические комиссии – для Африки в Аддис-Абебе (ЕСА), для Европы в Женеве
(ЕСЕ), для Латинской Америки и Карибского залива в Сантьяго (ECLAC) и др.
§
Специализированные
агентства ООН – Международная организация труда, Продовольственная и
сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки
и культуры, Мировой банк, Международный валютный фонд и др.
§
Автономные
организации ООН – Международное агентство по атомной энергии, Международная
туристическая организация.
2.2.Сферы деятельности
Функции международных
организаций определяются теми задачами, которые на них возложены международным
сообществом. Практически все остальные формы международных экономических
отношений в той или иной степени регулируются международными организациями,
задачи которых в той или иной конкретной сфере нередко пересекаются или
дополняют друг друга.
В силу большого разнообразия
международных организаций их классификация может быть осуществлена по одному
ключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой, и поэтому не
может не быть несколько эклектичной. Среди международных организаций,
отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной
экономики, можно выделить следующие функциональные группы:
§
Консультативные
группы стран – относительно постоянные механизмы согласования экономической
политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию,
но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение
страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией.
Группа пяти стоит из крупнейших промышленных стран, представители которых
проводят совещания преимущественно в рамках Банка международных расчетов.
Группа семи объединяла до принятия в нее России в 1997 году основные
промышленные страны, президенты или премьер-министры которых проводят с 1975
года ежегодные совещания, на которых согласовываются магистральные направления
макроэкономической политики по таким вопросам, как стимулирование
экономического роста, бюджетные дефициты, инфляция, валютные курсы, занятость,
отношения с развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Группой
восьми называют либо расширенную за счет присоединения России Группу семи, либо
Группу G-8. Группа десяти объединяет
11 стран, согласившихся в 1962 году предоставить кредитную линию МВФ в рамках
Общего соглашения о займах. В их числе была Швейцария, которая вступила в МВФ
только в 1992 году. Группа двадцати четырех объединяет страны – члены Комитета
по развитию, собирающегося во время ежегодных совещаний МВФ и Мирового банка,
который выносит предложения по решению структурных и макроэкономических проблем
развивающихся стран. Группа семидесяти семи – коалиция примерно 100
развивающихся стран, созданная на заседании ЮНКТАД в 1964 году, с целью координации
их усилий в международных переговорах по ключевым проблемам международной
экономики.
§
Универсальные
международные организации – объединяют подавляющее большинство стран мира,
собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических
отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО,
Международная организация труда.
§
Отраслевые
международные организации – регулируют определенные отрасли производства
товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из
них является Организация стран – экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом
12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы
устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что
считается механизмом поддержания мировых цен на нефть. В числе других
организаций этой группы выделяются товарные соглашения, такие как международные
организации по какао, кофе, джуту, натуральному каучуку, сахару и др. Их
главная задача – обеспечить стабильность мировых цен на соответствующие товары,
служить форумом для обсуждения проблем, возникающих на товарных рынках, между
их производителями и импортерами, собирать и анализировать статистические
данные о мировом рынке соответствующего товара.
§
Региональные
международные организации – многочисленные объединения небольших групп стран,
не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для
обслуживания региональных проблем, представляющих взаимный интерес,
согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли,
сбора и обобщения информации о данном регионе. Примерами региональных
международных организаций являются Балтийский совет и Балтийская ассамблея,
Латиноамериканская энергетическая организация (OLADE), Союз стран реки Мано и пр. В числе региональных
международных организаций выделяется подгруппа региональных комиссий ООН – для
Латинской Америки, Африки, Европы и т.д.
§
Банковские
международные организации – включают такие организации, как Банк международных
расчетов, Скандинавский инвестиционный банк, Латиноамериканский экспортный
банк. Отдельной группой в числе международных банковских организаций являются
международные банки развития – Европейский банк реконструкции и развития,
Африканский банк развития, Западно-Африканский банк развития, Межамериканский
банк развития, Скандинавский банк развития, Исламский банк развития, Банк
развития Карибского бассейна и пр. Характерной чертой банков развития является
то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное
с другими банками финансирование проектов в странах членах. Поскольку
финансирование предоставляется на более льготных, чем рыночные, условиях и
многие кредиты не возвращаются в срок, некоторые банки развития, объединяющие
развивающиеся страны, находятся на грани банкротства.
2.3.Выполняемые функции
Функции, выполняемые
международными организациями, весьма многочисленны и зависят от того, какие
задачи возлагают на них участвующие страны. С точки зрения международной
экономики наиболее важными являются следующие основные функции:
§
Содействие – организация международных
конференций, сбор и анализ статистических материалов, публикация и
распространение статистики и исследований, предоставление помещений и
секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров. Страны
предоставляют в международные организации, занимающиеся содействием, только те
данные, которые правительство считает нужным предоставить, и зачастую это
ограничивается просто подпиской на текущие статистические и аналитические
публикации, которые пополняют собой архивы и библиотеки. Эти функции выполняют,
например, секретариаты Парижского клуба или Совета сотрудничества стран
Персидского залива.
§
Наблюдение – содействие с возможностью
формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или
иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания
тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наблюдение
осуществляется в основном с помощью анализа вторичных источников, на основе
которых секретариат готовит доклады, и путем обмена политическими декларациями
во время сессий. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию
наблюдения, - ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает
страны к проведению определенной экономической политики. Однако никакими
реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.
§
Надзор – более жесткая форма
наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по
установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать
рекомендации по существу текущего экономического развития. Правительства,
подписавшие устав международных организаций, осуществляющих надзор, обязаны с
определенной частотой принимать у себя мисси экспертов из этих организаций и
предоставлять им помимо текущих публикаций также и первичную информацию,
отвечать на их вопросы и быть максимально откровенными. Содержание дискуссий,
по желанию правительства, может оставаться конфиденциальным и не обнародоваться
международной организацией, с которой велись дискуссии. Типичный пример – МВФ,
главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической
политикой стран-членов с целью предоставления им опирающихся на мировой опыт
рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических
дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем. Практически,
однако, страны-члены могут игнорировать такие рекомендации.
§
Регулирование – надзор, опирающийся на
принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через
разработку соответствующих норм и механизмов принуждения к их использованию.
Регулирование в международной экономике основано на том, что страны добровольно
принимают решение о создании международного механизма решения тех или иных
проблем, договариваются о принципах его функционирования и о том, как они будут
совместно наказывать те страны, которые не будут следовать принципам, под
которыми они сами же подписались. Примером является ВТО, в рамках которой
установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось
более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые
применяются против нарушителей согласованных правил.
Содействие – наблюдение –
надзор – регулирование исчерпывают весь спектр ключевых функций, которые могут
возложить на себя международные организации. По сути, все эти функции
многостороннего регулирования основаны лишь на доброй воле участвующих стран.
Если правительство той или иной страны не видит выгод от членства в
международной организации, никто не может заставить принять его. Так же как,
даже будучи членом организации, независимое государство может проигнорировать
его рекомендации или иные касающиеся ее решения. Некоторые надгосударственные
функции, приближающие международную организацию к роли мирового или хотя бы
регионального правительства, будут иметь только некоторые органы ЕС после
перехода стран ЕС к единой валюте и начала работы Единого европейского
центрального банка. Тем самым надгосударственность , приводящая к управлению
экономическими процессами в нескольких странах из единого центра, может быть
только в рамках высокоразвитого интеграционного объединения стран. Частично
функцию надгосударственного регулирования выполняет МВФ в странах, которые
используют его кредиты на основе того, что условием предоставления кредита
является выполнение правительством с МВФ программы экономических реформ.
Итак, в конце ХХ века
проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и
мониторингу важнейших процессов в рамках небольшого количества организаций.
Наиболее универсальными из них являются МВФ, занимающийся макроэкономической
политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, последние годы все
больше направляющая свои усилия на социальные вопросы; и группа Мирового банка,
концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах. Эти организации
возникли в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования
экономической политики между странами. В силу большого разнообразия
международных организаций их классификация может быть осуществлена по одному
ключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой. Они делятся
на:
§
консультативные
группы стран, обычно не имеющие жесткой организационной структуры
Страницы: 1, 2, 3, 4
|