Организация документооборота
Проблема совершенствования документооборота
Объем
документации, создаваемой в учреждениях как всего мира, так и нашей страны,
имеет тенденцию к постоянному и все более ускоряющемуся росту. В связи с научно-техническим
прогрессом увеличение объемов управленческой документации происходит
пропорционально изменению роста объемов производства продукции и
производительности труда. Это первая закономерность документообразования.*
Рост объемов
производства приводит к стремительному росту объемов информации. В то же время
производительность труда в производственной сфере растет гораздо быстрее производительности
труда в управлении. Этот разрыв — одна из основных причин роста аппарата
управления во всех развитых странах мира.
Причины роста
объема документооборота подразделяют на объективные и субъективные.
Главными
объективными причинами увеличения объемов документов являются влияние
научно-технического прогресса, развитие экономики, расширение и усложнение
номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых районов, строительство
новых объектов, усложнение процессов управления. При этом объемы создаваемых
документов увеличиваются с ростом количества документируемых действий и
количества адресатов, которым эти действия направлены. Таким образом,
возрастание или сокращение объемов документов значительным образом связано с
процессами документирования.
* Мингалев B.C. Общие закономерности документообразования в социально-экономических
системах управления. — М.: МГИАИ, 1983, с.28.
К субъективным
причинам относят:
• бюрократизацию
аппарата управления, с которой связано увеличение количества проверяющих
инстанций, разбухание контролирующих органов, ущемление и игнорирование
законных прав граждан. Все это приводит к созданию документов, не обусловленных
деловой необходимостью, для подстраховки, на всякий случай;
• незнание или
несоблюдение работниками управленческих структур законодательства, нормативных
актов, устанавливающих юридические требования к оформлению документов. В
результате возникает недоверие к документам и их перепроверка, т.е. создание
новых документов;
•
неквалифицированное документирование распорядительной деятельности. Например,
приказ, содержащий неясные задания, нереальные сроки исполнения,
противоречащий изданным ранее приказам, обязательно вызовет поток писем или
докладных записок управляемых организаций (структурных подразделений)
разъяснительного характера;
•
несвоевременное, некачественное выполнение заданий, поручений, договорных
обязательств, срыв сроков их исполнения порождает потоки документов с
просьбами переноса сроков, рекламациями, объяснениями, претензиями и т.д.;
• отсутствие прав
у подведомственных или подчиненных организаций в решении стоящих перед ними
задач вынуждает постоянно обращаться в вышестоящие учреждения за разъяснениями
или разрешениями спорных вопросов;
•
некомпетентность управленческого персонала в решении производственных,
экономических, управленческих задач приводит к выбору нецелесообразных
вариантов их решений, что отражается на документировании самих этих действий,
а затем исправлении принятого решения и т.д.;
• отсутствие в
управленческом аппарате регламентации документообразования приводит к
использованию значительного количества разнообразных видов и форм документов,
предназначенных для документирования идентичных функций и содержащих
аналогичную информацию, но отличающихся по форме представления информации или
по составу показателей;
• широкое
распространение копировальной техники и ее бесконтрольное использование в
учреждениях приводит к созданию огромного количества копий документов, которые
используются в незначительной мере;
• использование в
процессах создания и подготовки документов компьютеров, с одной стороны,
значительно повысило скорость подготовки документов, сократило трудоемкость
этих операций, но, с другой стороны, привело к значительному увеличению
количества документов за счет создания одного и того же документа в бумажной и
электронной форме.
Таким образом, в
числе субъективных причин, влияющих на увеличение документооборота, мы видим
как связанные с отдельной личностью (деятельность руководителя, специалиста),
так и с нарушениями требований законодательства, с организацией
документирования. К субъективным причинам надо отнести и новые технологии
подготовки документов, которые, сократив время на создание текста, его
распечатку и копирование, увеличили их потоки и видовое разнообразие, но не
решили проблему управления этими потоками. Этот вывод сделан и отечественными
документоведами, и зарубежными специалистами в области управления
документацией.
Понятие «документооборот», его развитие и
нормативно-методическая регламентация
Документооборот —
движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения
исполнения или отправки.*
Организация
документооборота — это правила, в соответствии с которыми происходит движение
документов в учреждении. Организация документооборота предусматривает
рациональное движение документов, включающее как операции с документами, так и
все их перемещения в аппарате управления, т.е. их получение, рассмотрение,
передачу на исполнение, организацию исполнения, удостоверения, оформления и
отправки.
Документооборот
является важным звеном делопроизводства, так как определяет не только
инстанции движения документов, но и скорость этого движения.
В делопроизводстве
документооборот рассматривается как функция коммуникации, реализация которой
должна соотноситься, субординироваться с общими целями делопроизводства —
информационным обеспечением деятельности аппарата управления, его
документирования, хранения и использования ранее созданной информации.
С нечеткой
организацией движения документов в настоящее время связывают многие недостатки
в организации документационного обеспечения деятельности аппарата управления.
Например, процесс документационного обеспечения принимаемого управленческого
решения включает три составляющие: информационную поддержку решения
(обеспечение принимаемого решения достоверной и достаточной информацией); документирование
решения (создание распорядительного
* ГОСТ Р 51141-98
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М., Госстандарт
России, 1998, с.З.
документа); контроль за его
выполнением (организация работы, выполнения задания, соблюдение определенных
условий, сроков и т.д.). Пооперационно этот процесс состоит из сбора информации,
подготовки проекта документа, его редактирования, согласования, изготовления,
удостоверения. Каждая операция сопровождается перемещением документа в
управленческом аппарате из одного структурного подразделения в другое,
передачей от технических исполнителей к специалистам, а затем — к руководителям.
Следовательно, скорость перемещения документов и качество выполнения каждой
операции оказывают влияние на процесс управления в целом.
Термин
«документооборот» появился в литературе в 1920-е годы. В работах таких крупных
специалистов в области управленческого труда и делопроизводства, как З.К.
Дрезен, Р.С. Майзельс, Д.Р. Покровский, П.М. Керженцев и др., сформулированы
основные положения его организации, которая и в то время связывалась с
рациональным построением структуры государственного аппарата, с четким
распределением функций между различными службами и исполнителями. Теоретически
были обоснованы главные положения рациональной организации движения документов
— распределение документов по исполнителям, сокращение инстанций их
прохождения, направление документов непосредственному исполнителю,
регламентация порядка подписания. В литературе того времени обоснована методика
обследования маршрутов движения документов, разработана технология их доставки
(«кольцевая курьерская связь»).
Первая попытка
нормативной регламентации единых принципов организации документооборота
сделана в проекте «Общих правил документации и документооборота»,
подготовленном в 1931 г. Институтом техники управления. В проекте изложены
правила приема, сортировки, доставки, исполнения, контроля, отправки
документов, т.е. практически всех этапов обработки документов. В этом
документе даны единые рекомендации по организации рационального
документооборота, включающие централизацию операций по приему и отправке,
разработке рациональных маршрутов движения, сокращению видов документов.
Последующие
нормативные акты по регламентации работы с документами — Примерная инструкция о
делопроизводстве в учреждениях РСФСР (1961 г.); Основные правила постановки
документальной части делопроизводства и работы архивов (1963 г.) — не имели в
своем составе разделов по организации документооборота. В эти годы в литературе
термин «документооборот» практически не употреблялся. Обозначаемое им понятие
или отождествляли с делопроизводством в целом, или заменяли термином
«организация переписки». Термин «документооборот» в эти годы обозначает и
движение документов, и их объем (количество)*, поэтому в нормативных документах
1960-х годов внимание уделяется не движению документов, а отдельным
технологическим операциям, выполняемым в процессе этого движения: приему,
отправке, регистрации и т.д.
С середины
1970-х годов понятие «документооборот» становится однозначным, чему
способствовало закрепление определения термина в государственном стандарте на
терминологию.*
В этот период во всех
прикладных разработках и исследованиях документационных процессов проводится
углубленное изучение параметров документопотоков, разрабатывается методика
обследования документооборота, его количественных и качественных
характеристик. Проведение широких исследований такого плана связано как с
документоведческими прикладными разработками, выполняемыми в рамках подготовки
Основных положений ЕГСД, так и с разработкой и внедрением
* Малитиков АС.,
Сельский Д. И. Руководство по делопроизводству. — М., 1969, с. 109.
* ГОСТ 16487-70
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М.: Изд-во
стандартов, 1970.
автоматизированных систем
управления (АСУ). При разработке информационного обеспечения
автоматизированных систем была создана методика изучения маршрутов движения
документопотоков, их параметров с помощью математических методов. Комплексное
исследование делопроизводства в аппаратах управления различных уровней в
значительной части было посвящено проблемам организации движения документов. В
результате этих исследований выявились типовые недостатки в организации движения
документов:
• отсутствие
регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях
одинаковых уровней и направлений деятельности;
• наличие
множества инстанций на пути прохождения документов в аппарате управления;
• неоднократные
возвратные движения документа (в процессе регистрации, согласования,
редактирования и др.);
• несовершенство
технологии обработки документов, приводящее к повторным операциям, к передаче
документа разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции;
• отсутствие
правил передачи документов, их доставки, курьерской связи.
Материалы
исследования позволили включить в Основные положения ЕГСД принципы организации
движения документов, т.е. теоретические основы организации документооборота:
• оперативность
движения;
• единообразный
порядок прохождения однотипных категорий документов;
• однократность
операций одинакового целевого назначения;
• исключение
лишних инстанций (каждое перемещение документа оправдывается только деловой
необходимостью).*
в Основные
положения ЕГСД включены и практические правила по организации движения
документов и технологии их обработки применительно к основным документопотокам,
правила доставки и передачи документов, методика учета документооборота.
Основные
положения ЕГСД, таким образом, были первым нормативным документом, определившим
теоретические и практические основы организации движения документов. Главное
правило документооборота — оперативное движение документов по наиболее
короткому пути с минимальными затратами времени и труда. Реализовать это
правило в конкретных учреждениях можно путем четкой регламентации путей
прохождения документов, в ходе которой проверяется обусловленность всех
операций, целесообразность всех перемещений. Регламентация должна была
проводиться путем разработки инструкций по делопроизводству, где
устанавливаются схемы движения основных документопотоков, а также пути
прохождения отдельных видов документов (наиболее важных для деятельности организации).
В период разработки Основных положений ЕГСД исследователи исходили из
необходимости организации только традиционных (бумажных) документов. Как и в
других странах, у нас в тот период совершенствование приемов и методов работы
с машиночитаемыми документами проводилось независимо и без связи с этими
процессами. Во многих прикладных разработках, связанных с
* Единая
государственная система делопроизводства. Основные положения. — М., 1974,
с.23-24.
Кроме того,
созданием АСУ, целью изучения документопотоков
было повышение эффективности электронной обработки данных в вычислительных
центрах. Такие работы широко проводились на Западе* и у нас в ЦЭМИ АН СССР.
Разработка
Основных положений ГСДОУ не принесла значительных изменений в концепцию
движения документов. Хотя как раз на рубеже 1980-х годов во всем мире начинает
активно обсуждаться вопрос об интеграции нетрадиционной документации, в том
числе и машиночитаемой, в сложившиеся системы управления документами.
Исследователи при этом исходили из тех же задач, которые ставились при
управлении документами — совершенствование делопроизводства и создание условий
для передачи документов на архивное хранение. Эта интеграция предполагала:
• объединение
различных источников документной информации в единую сеть;
• организацию
документов с различными носителями на основе общей классификационной схемы;
• устранение
дублирования информационных и документационных потоков;
• унификацию
приемов работы с документами.
В Основные
положения ГСДОУ включены правила приема и обработки поступающих и отправляемых
документов, их передачи и учета. Направления движения документов и инстанции
закрепляются в схемах прохождения документопотоков или отдельных категорий
документов (например, распорядительных), которые включают все пункты обработки
документов (в том числе и автоматизированные). Схемы разрабатываются
* Брандон Д.Х.
Организация работы на вычислительном центре: Пер. с англ, — М.: Статистика,
1970, с.295.
службой делопроизводства и
утверждаются руководством организации. Эти схемы могут существовать как приложение
к инструкции по работе с документами или в виде приказа руководителя.
Изначальную
основу, документооборота отражают такие организационные документы, как устав,
положения, приказы о распределении обязанностей, организационная структура
учреждения, а в инструкции по работе с документами они закрепляются вторично
(см. гл. 8).
Таким образом,
документооборот учреждения представляет собой главную организационную проблему
деятельности службы делопроизводства и проблему технологии документационных
процессов, поэтому занимает место узлового звена любой системы
делопроизводства.
Основные правила организации
документооборота в учреждении
Документооборот —
сложный технологический процесс, характеризующийся различными параметрами,
связанными с процессами документирования и со всей деятельностью организации.
Организация документооборота включает все операции по приему, передаче,
составлению, согласованию, оформлению, удостоверению и отправке документов.
Основными
характеристиками документооборота являются маршрут движения, который включает
все инстанции на пути движения документа от создания черновика (или от получения)
до подшивки в дело, и время, затрачиваемое на прохождение документов по этому
маршруту. Отсюда главное правило организации документооборота — оперативное
прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими
затратами времени. Кроме того, при организации движения документов необходимо
выполнение следующих правил:
• максимальное
сокращение инстанций прохождения документов (за счет исключения
технологических операций по обработке документов и управленческих звеньев, не
обусловленных деловой необходимостью);
• исключение или
максимальное ограничение возвратных движений документов (при их обработке —
регистрация и доставка, при их подготовке — визирование и согласование и
т.д.);
Страницы: 1, 2, 3
|