Современное государственное регулирование делопроизводства и документооборота
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра информатики и математики
делопроизводство в овд
РЕФЕРАТ
На Тему: «Современное
государственное регулирование делопроизводства и документооборота»
Подготовил:
Слушатель 676 группы
Усанников А.Д.
Белгород
2008
Современное государственное регулирование
делопроизводства
Законодательное регулирование делопроизводства
В настоящее время
регламентация документирования, организации и технологии документационного
обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное
регулирование, стандартизация, разработка нормативных и
нормативно-методических документов общегосударственного действия.
Высшей правовой
значимостью обладают законы Российской Федерации.
Федеральный закон
Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации»
закрепил обязательность документирования информации, установил ряд терминов
(информация, информатизация, информационные ресурсы, документированная
информация и др.), урегулировал отношения, возникающие при создании и
использовании информационных технологий, установил обязательность
предоставления информации государственным органам.
Федеральный закон
«О бухгалтерском учете», указав, что бухгалтерский учет осуществляется путем
сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций,
специальной статьей (ст. 9) определил правила оформления первичных учетных
документов. В ней подчеркивается, что все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы
служат первичными учетными документами. При этом закон допускает создание
первичных и сводных учетных документов на бумажных и машинных носителях информации.
В последнем случае организация должна изготовлять копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль.
Об обязательности
документирования говорится и в других законодательных актах. Так, Гражданский
кодекс Российской Федерации определил правовые основы не только деятельности
юридических лиц, но и ее документирования. Например, ст. 184 и 185 определяют,
что коммерческое представительство осуществляется на основании договора,
заключенного в письменной форме, и доверенности, т.е. письменного уполномочия,
выдаваемого одним лицом другому.
В ряде статей
установлены требования к составу информации (содержанию) документов и их
оформлению. Так, ст. 52 ГК РФ содержит требование к содержанию устава и
учредительного договора, на основании которых действуют юридические лица; ст.
185 и 186 определяют реквизиты такого документа, как доверенность; в ст. 878
определен формуляр чека и т.д.
Федеральные
законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной
ответственностью» наряду с правовыми нормами создания, реорганизации,
ликвидации обществ значительное внимание уделяют порядку документирования их
деятельности, правилам составления и оформления ряда документов.
Статья 89 закона
«Об акционерных обществах» и ст. 50 закона «Об обществах с ограниченной
ответственностью» определяют обязанности обществ по хранению документов. Закон
установил обязательность хранения документов обществ по месту нахождения их
исполнительных органов. Общества отвечают за упорядоченность документов, должны
проводить работу по их сохранности в соответствии с указаниями и рекомендациями
архивных органов Российской Федерации.
Эта норма тесно
связана с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об Архивном
фонде Российской Федерации и архивах, которые установили, что в Архивный фонд
Российской Федерации входят документы, находящиеся на ее территории,
независимо от формы собственности организаций, в которых они образовались.
Поэтому многие документы учреждений, организаций и предприятий по истечении
определенного срока должны передаваться на хранение в государственные архивы в
порядке, определенном нормативными документами.
Закон «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 1998 г.) (ст. 16)
определяет обязательность ведения делопроизводства на территории России на
русском языке.
В Федеральном
законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященном
правовым основам организации государственной службы и положению
государственных служащих, регламентируется порядок документирования прохождения
государственной службы, оформления трудового договора и обязательность ведения
личного дела.
Постановлением
правительства Российской Федерации в 1997 г. утверждены «Правила подготовки
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации». В Правилах указан процесс подготовки проекта нормативно-правового
акта, его согласования, подписания, утверждения, оформления, сроки подготовки.
Определен также порядок его государственной регистрации в Министерстве юстиции
РФ (внесение в Государственный реестр нормативных правовых актов и присвоение
ему регистрационного номера). При нарушении требований, изложенных в Правилах,
документ не вступает в силу.
Законодательными
актами Российской Федерации регулируются требования к документам, пересылаемым
с помощью разнообразных средств связи (почта, телеграф, факсимильные и
электронные сообщения), требования к защите информации на разных стадиях ее
создания и хранения, приданию документам официальности (юридической силы). В
них также содержатся основы регулирования процессов информатизации. Законом
установлены право собственности на отдельные документы и массивы документации,
категории информации по уровням доступа к ней.
Ряд правовых
актов содержит нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении
управленческих документов. К таким актам относятся, например, закон РФ «О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров», который определяет порядок регистрации эмблемы предприятия,
помещаемой на бланке; постановление Правительства РФ «Об упорядочении изготовления,
использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением
государственного герба Российской Федерации» и др.
Таким образом, в
действующем законодательстве содержится значительное количество обязательных
для исполнения норм, правил и требований к документированию различных
направлений деятельности государственных и негосударственных организаций, к
оформлению тех или иных видов документов, их содержанию и структуре текста.
Специалист в области делопроизводства обязан знать действующее законодательство
страны и следить за его изменениями, так как эти знания составляют одно из
важнейших профессиональных качеств, без которого невозможно заниматься
делопроизводством на современном уровне.
Нормативно-методическое регулирование
делопроизводства
Общее
методическое руководство постановкой делопроизводства в Российской Федерации,
как и в большинстве цивилизованных стран мира, осуществляют архивные органы,
так как наиболее ценные документы после использования их в оперативной работе
передаются на постоянное хранение в государственные архивы.
В Положении «О федеральной
архивной службе России», утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.12.1998 № 1562, к главным задачам федеральной архивной службы
России (Росархив) отнесены: «развитие и совершенствование совместно с
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации ... делопроизводства, в том числе
государственной системы делопроизводства и унифицированных систем
документации». Росархив в соответствии с возложенными на него задачами
«осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль
за ... организацией документов в делопроизводстве федеральных органов
государственной власти». Росархив «проверяет выполнение организациями
независимо от их ведомственной подчиненности требований законодательства в
области ... организации документов в делопроизводстве». Росархиву предоставлено
право утверждать типовые перечни документов, подлежащих передаче на постоянное
хранение, и типовые перечни с указанием сроков хранения документов,
согласовывать отраслевые стандарты, инструкции по вопросам организации
документов в делопроизводстве, разрабатывать и утверждать обязательные для
исполнения нормативно-методические документы по организации документов в делопроизводстве.
Действующие
сегодня общегосударственные нормативно-методические документы по организации
делопроизводства должны быть в каждой организации. К ним относятся:
1.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные
положения. Общие требования к документам и службам документационного
обеспечения.
В настоящее время
в соответствии с федеральной целевой программой разрабатывается новая редакция
ГСДОУ — системы положений, определяющих основные правила работы с документами
в организациях. Система ориентирована и на коммерческие структуры. Она будет
состоять из двух частей: нормативной и методической. В нормативной части, как и
в существующем сегодня документе, определяются основные задачи и функции,
правовое регулирование деятельности службы документационного обеспечения в
организации, ее примерная структура; порядок подготовки и оформления документов;
все этапы работы с ними: доставка, прохождение, обработка, учет, регистрация,
контроль исполнения, информационно-справочная работа, оперативное хранение
документов, поиск документов и информации; защита информационно-поисковых
систем; подготовка документов в архив; порядок проведения экспертизы ценности
документов; организация хранения документов.
Главное отличие новой системы
заключается в том, что она будет представлять собой единый комплекс
автоматизированного документирования на базе современных текстовых редакторов,
автоматизированного документооборота (включая электронную почту), баз данных и
автоматизированного хранения и использования документов (в том числе
автоматизированные номенклатуры дел, описи дел и т.д.).*
2. Типовая инструкция по
делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Инструкция зарегистрирована в
Министерстве юстиции РФ. Она включает как общий порядок подготовки и оформления
документов, так и особенности подготовки отдельных видов документов: приказа,
указания, инструкции, протокола. В ней расписаны процедура регистрации
документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация
контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой
дел, формирование дел, проведение экспертизы ценности документов, оформление
дел, составление описей, оперативное хранение дел и передача их на архивное
хранение. В приложении к Инструкции даны формы номенклатуры дел, акта о
выделении документов к уничтожению, описей и др. Как видно из краткого
перечисления содержания Инструкции, она отражает практически все вопросы
организации делопроизводства. Хотя она предназначена в первую очередь для
министерств и ведомств, ею могут воспользоваться и найдут много полезного для
себя службы делопроизводства организаций любых форм собственности. Она может
быть
* Банасюкевич
В.Д; Ларин М.В. Разработка государственной системы документационного
обеспечения управления — актуальная задача // Делопроизводство. — 1998. - № 1.
положена в основу при
разработке инструкции по делопроизводству конкретной организации.
3. ГОСТ Р 6.30—97
УСД Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов (с изменениями от 21.01.2000 г.).
Стандарт распространяется на
«организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной
системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), — постановления,
распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др…., используемые в
деятельности:
· федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским
языком в качестве государственного национальный язык, органов местного
самоуправления;
· предприятий, организаций и
их объединений независимо от организационно-правовой формы».
4. Основные
правила работы ведомственных архивов:
Правила условно
можно разделить на две части. В первой (разд. 2—4) детально освещены
делопроизводственные вопросы:
· требования к номенклатурам
дел, их виды, порядок их составления, заполнения, ведения;
· порядок формирования дел в
делопроизводстве;
· организация и порядок
проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
· порядок выделения документов
к уничтожению;
· подготовка дел к передаче в
архив: оформление дел (нумерация, подшивка, дооформление обложки и т.д.), составление
описей, передача в архив.
В другой части
правил (разд. 5—14) подробно раскрывается работа с документами в архиве.
Для коммерческих
организаций, не передающих документы на государственное хранение, а хранящих их
у себя, правила являются незаменимым подспорьем в организации их архива.
5. Перечни
документов с указанием сроков хранения (Типовой или ведомственный)*.
6. Типовое
положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В этом акте
описаны принципиальные положения по организации работы с этой категорией
документов: особенности регистрации, сроки исполнения, ведение справочной
картотеки, формирование дел, сроки хранения дел, ведение аналитической справки
по обращениям. Методика, изложенная в Положении, может быть использована для
организации работы с любыми документами частных лиц.
Кроме того, надо
знать, что работа с определенной категорией документов регламентируется
специальными актами. Так, например, правила работы с бухгалтерскими документами
отражает не только Федеральный закон о бухгалтерском учете, но и Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
от 28.07.1998 № 34н.
При работе с
кадровой документацией необходима Инструкция о порядке ведения трудовых книжек
на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена постановлением
Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в редакции от 2 августа 1985 г., с
изменениями и дополнениями от 19 октября 1990 г.).
Пакет этих документов надо
постоянно обновлять по мере замены нормативно-методических актов новыми.
* О перечнях
подробно см. гл. 14.
Но помимо того, что надо знать как выполнять ту или иную работу, надо еще
иметь представление о нормах времени или выработки, существующих на эти виды
работ.
Центральным бюро нормативов по труду разработано достаточно большое
количество нормативных документов, содержащих нормы времени на работы, выполняемые
работниками управленческого аппарата. Работу с документами отражают:
• Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по
документационному обеспечению управления (утверждены постановлением
Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72);
• Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и
документационному обеспечению органов управления (утверждены постановлением
Министерства труда Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. № 152);
• Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы (утверждены
постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1984 г. №
189/11—64);
• Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по
комплектованию и учету кадров.
Последний нормативный документ нужен для работы с кадровой
документацией.
Все эти нормативы рекомендуются для применения в управленческом аппарате
учреждений, организаций, предприятий, фирм независимо от форм собственности.
Пакет
общегосударственных нормативно-методических документов необходимо иметь каждой
делопроизводственной службе как справочный материал. Он используется при
разработке таких индивидуальных организационных документов, как Положение о
службе ДОУ, должностные инструкции ее работников и инструкция по
делопроизводству конкретной организации.
Страницы: 1, 2, 3
|