-
наркологическая помощь больным наркоманией;
-
заключительные положения.
Что
нового мы видим в положениях Федерального закона?
В нем
конкретизируется предмет преступных посягательств -
это
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Впервые в
законодательном акте дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии
международного права, что способствует единообразному толкованию основных
терминов, используемых в практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков
специалистами различных ведомств.
К
примеру, дано определение понятия наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров (веществ, из которых или с помощью которых изготавливаются
наркотики), а также их законного и незаконного оборота.
В
следственно-судебной, экспертной и медицинской практике впредь необходимо
учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в
трактовке закона становятся таковыми, если они включаются в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от
применяемых государством мер контроля эти вещества распределяются по 4 спискам:
-
Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в
Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список
№1);
-
Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в
Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры
контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации (далее - Список №2);
-
Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и
в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации (далее - Список №3);
-
Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в
отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с
законодательством Российской Федерации и международными договорами. Российской
Федерации (далее-Список №4).
Указанный
Перечень в соответствии со ст. 2 Закона уже утвержден Правительством Российской
Федерации по представлению Минздрава и МВД России и официально опубликован.
Одновременно
с утверждением Перечня постановлением Правительства Российской Федерации
установлен порядок внесения в него изменений и дополнений.
Отдельно
следует остановиться на психотропных веществах. Ранее в российском
законодательстве такого понятия не было, а вещества, классифицируемые в
международном праве как психотропные, в России включались в списки
наркотических средств и сильнодействующих веществ. Вместе с тем контроль за
легальным оборотом этих веществ и средств в нашей стране в полном объеме
соответствовал требованиям международных конвенций.
Несмотря
на то, что в соответствии с новым Законом существует деление контролируемых
веществ на наркотические средства и психотропные вещества, все-таки перечень и
списки, утвержденные Правительством в соответствии с данным законом, не в
полном объеме соответствуют спискам, утвержденным международными конвенциями. По-прежнему
часть психотропных веществ, контролируемых в соответствии с конвенциями, в
России относится к сильнодействующим веществам, а наиболее опасные из них для
здоровья человека отнесены к наркотикам.
В целом
в соответствии с Перечнем в России контролируется больше наркотических средств
и психотропных веществ, чем это предусмотрено международными конвенциями. Так,
национальный Список №1 включает в себя 161 наркотическое средство и
психотропное вещество, в том числе 102 внесены из списков Конвенции 1961 г., 30
- из Конвенции 1971 г., 1 - из Конвенции 1988 г. и 28 веществ, контроль над
которыми установлен российским законодательством.
В
Список № 2 включено 54 наркотических средства и психотропных вещества,
соответственно 17 - из списков Конвенции 1961 г., 15 -1971 г. и 22 взяты под
контроль в России. Список № 3 состоит только из 17 психотропных веществ, 11 из
которых контролируются в соответствии с Конвенцией 1971 г., 6 - только в
России.
Кроме
Перечня и списков, утвержденных в соответствии с данным Законом, в России есть
Список сильнодействующих веществ, контроль над которыми осуществляется в
соответствии с Конвенцией 1971 г., но утвержден этот Список Постоянным комитетом
по контролю наркотиков. В этот Список включено 105 наименований различных
веществ, в том числе 62 контролируются указанной Конвенцией, 7 - Конвенцией
1988 г., а 36 контролируются Россией дополнительно.
Завершается
глава общих положений ст.ст. 4 и 5, определяющими государственную политику в
сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и в
области противодействия их незаконному обороту, которая строится на принципах
государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом
наркотиков, ее лицензирования, приоритетности мер по профилактике наркомании,
правонарушений в этой области и др.
На
осуществление основных видов деятельности Закон установил государственную
монополию, в частности, на разработку, переработку, изготовление, производство,
экспорт, импорт, распределение, уничтожение наркотических средств и
культивирование наркотикосодержащих растений.
Осуществление
любых видов деятельности по обороту наркотических средств и психотропных
веществ на территории Российской Федерации теперь законодательно запрещено
физическим лицам, что усиливает меры контроля.
Глава 2
Закона определяет организационные основы деятельности в сфере оборота
наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.
В ст. 6
(ч.1) предусмотрена возможность образования специального федерального органа
для решения задач в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их
незаконному обороту. Однако в условиях недостаточного бюджетного финансирования
создание каких-либо дополнительных специальных самостоятельных структур
оказалось пока невозможным. С учетом этого указанная координирующая функция
отнесена к компетенции созданной в 1994 году Правительственной комиссии по
противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
В
соответствии с Законом впервые в стране вводится специальный контроль
инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления
наркотиков. Установлено, что Правительство определяет перечень контролируемых
инструментов и оборудования и правила их разработки, производства,
изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения,
приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию России и вывоза с
нее, уничтожения.
Правительству
также предоставлено право устанавливать порядок допуска лиц к работе с
наркотиками.
Третья
глава целиком посвящена особенностям лицензионной деятельности. В соответствии
с Законом на все виды деятельности, связанные с легальным оборотом
наркотических средств, требуется получение лицензии в специальном лицензионном
органе. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законодатель
определил основные требования к лицензионной деятельности и отразил особенности
лицензионных требований и условий выдачи лицензий.
В
Законе закреплено положение, в соответствии с которым любое решение о выдаче,
прекращении или приостановлении действия лицензии должно быть доведено до
сведения соответствующих органов внутренних дел.
Законом
налагаются дополнительные ограничения при выдаче лицензий на право занятия
деятельностью, связанной с легальным оборотом. В частности, в руководстве
юридического лица должны быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, а
среди сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами,
психотропными веществами, не должно быть судимых или привлекаемых к уголовной
ответственности за тяжкие или особо тяжкие преступления либо преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также наркоманов и алкоголиков.
Закон
вводит новый вид лицензий на право использования объектов и помещений для
производства, хранения и реализации наркотических средств и психотропных
веществ. Лицензирование деятельности существовало и ранее, а вот лицензирование
объектов впервые установлено в соответствии с рекомендациями ООН.
Значительная
по объему 4 глава Закона посвящена условиям осуществления отдельных видов деятельности,
связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров.
Наибольшее
значение имеет ст. 14, в соответствии с которой оборот наркотиков, внесенных в
Список №1 (то есть запрещенных в легальном обороте), допускается только в
научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. То
есть легальный оборот веществ, включенных в этот список, практически в стране
запрещен.
При
этом проведение экспертиз с использованием наркотических средств и психотропных
веществ или их идентификация разрешается юридическим, лицам при наличии
лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных
подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального
органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа
исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности,
судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в
области юстиции осуществляется без лицензии. Без лицензии используются
наркотики и в оперативно-розыскной деятельности субъектами, ее осуществляющими.
Впервые
законодательно введено ограничение на оборот прекурсоров, то есть веществ часто
используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
Прекурсоры,
оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых
устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами, внесены в Список №4.
В
данный Список включены все 22 прекурсора из Списков №1 и №2 Конвенции ООН -
1988 года, а также четыре химических вещества, которые в России наркоманы стали
наиболее часто использовать для изготовления наркотиков (красный фосфор,
метилэфедрин, норпсевдоэфедрин, фенилпропаноламин).
Юридические
лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры
только при наличии лицензии на указанные виды деятельности в количествах,
которые не превышают производственных нужд (ст. 30 Федерального закона).
В целях
ужесточения контроля за использованием прекурсоров и повышения ответственности
за незаконную деятельность с наиболее распространенными из них, они внесены в
Список №1 Перечня и списки сильнодействующих и ядовитых веществ.
Лизергиновая
кислота отнесена к наркотическим средствам, а норпсевдоэфедрин -
к психотропным веществам Списка №1, оборот которых в Российской Федерации
запрещен. Ответственность за незаконный оборот этих веществ наступает, как и за
наркотические средства.
Не
менее примечательным является положение Закона, в соответствии с которым
производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список
№2, осуществляется по лицензиям в пределах государственных квот
государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями,
находящимися в федеральной собственности, и приватизация их запрещается.
Производство
и изготовление веществ, внесенных в Список №3, может осуществляться также
только по лицензиям, но уже любыми юридическими лицами независимо от форм
собственности.
Законодатель
определил порядок культивирования наркотикосодержащих растений, разрешив его
только по лицензиям государственным унитарным предприятиям и в пределах
государственных квот.
И,
наконец, в этом разделе закреплена обязанность юридических и физических лиц,
являющихся собственниками или пользователями земельных участков, уничтожать
произрастающие на их участках наркотикосодержащие растения, включенные в
Перечень. Эта законодательная мера, на наш взгляд, сможет активизировать работу
по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений, которыми у нас в
стране засорено более 1 млн. га земель.
Несомненный
интерес представляют положения главы пятой Закона. Необходимо особо
остановиться на ст. 31 - использование наркотических
средств в медицинских целях. Закон установил, что в медицинских целях могут
использоваться только средства, внесенные в списки №2 и №3. Использование этих
наркотических средств в медицинских целях запрещено частнопрактикующим врачам.
Запрещено
также лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами,
внесенными в Список №2.
В этой
же главе Закона определен порядок использования наркотических средств и
психотропных веществ для лечения транзитных пассажиров, для применения в
ветеринарии, в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной
деятельности. Определен порядок отчетности, инвентаризации и регистрации
операции с наркотиками.
Одной
из существенных новелл главы шестой Закона, посвященной противодействию
незаконному обороту наркотиков, является восстановление запрета на потребление
наркотических средств без разрешения врача, которое существовало ранее в
России.
Немедицинское
потребление наркотических средств представляет значительную общественную
опасность. Во-первых, наркотики - это не алкоголь или табак, оборот которых
находится под специальным государственным и международным контролем. Во-вторых,
последствия потребления наркотиков гораздо более пагубны для человека, здоровье
которого небезразлично для общества. Кроме того, потребление наркотиков носит,
как правило, групповой характер, что во многом предопределяет вовлечение в
наркоманию несовершеннолетних и молодежи.
Кроме
запрета на потребление наркотиков Закон ввел еще один немаловажный и крайне
актуальный сегодня запрет на пропаганду и ограничение рекламы в сфере оборота
наркотических средств и психотропных веществ (ст. 46). Так, запрещается
пропаганда наркотиков, то есть деятельность физических или юридических лиц,
направленная на распространение сведений о способах, методах разработки,
изготовления и распространения в компьютерных сетях указанных сведений.
Реклама
наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это
распространяется на определенные группы наркотиков, а именно, включенные в списки
№2 и №3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в
специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и
фармацевтических работников. Нарушение норм, установленных настоящей статьей,
влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Введение
норм, запрещающих пропаганду и рекламу наркотиков, является, несомненно,
существенным вкладом в области организации противодействия незаконному обороту,
так как некоторые средства массовой информации превратили сложную проблему в
некую привлекательную и даже занимательную область рекламной индустрии.
Сегодня
газета, радио, телевидение, это тот источник информации, который способен
донести до сознания простого обывателя всю остроту проблемы злоупотребления
наркотиками и их незаконного оборота и помочь убедиться в необходимости
принятия конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации.
В
Законе содержится также комплекс мер, направленных на противодействие
незаконному обороту наркотиков. Например, в указанных целях в стране вводится
контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств и
прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих
растений, включенных в Перечень, а также в местах возможного осуществления
незаконных перевозок указанных веществ.
Введение
подобного контроля направлено на пресечение изготовления и перемещения
контролируемых веществ, поскольку определяются так называемые криминогенные
регионы, в пределах которых вводится специальный контроль. При этом должностные
лица контролирующих федеральных органов (МВД, ФСКН, ГТК, ФСБ и др.) вправе
производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных
средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что
осуществляется незаконная перевозка или пересылка наркотиков.
Закон
установил правовые основания для проведения таких методов оперативно-розыскной
деятельности, как контролируемая поставка и проверочная закупка.
До
принятия Закона нуждалось в более четком правовом регулировании и проведение
проверочных закупок, то есть операций по приобретению наркотиков, а также сырья
и оборудования для их производства, проводимых органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность.
Важную
профилактическую роль может сыграть статья Закона, предоставляющая возможность
ликвидировать в судебном порядке юридическое лицо, предоставляющее услуги (в
том числе рестораны, кафе, бары, казино, дискотеки и др.), в случае непринятия
со стороны его администрации мер по устранению причин и условий для
распространения наркотиков в помещениях указанного юридического лица.
С
вступлением в силу Федерального закона создана законодательная база для
оказания больным наркоманией наркологической помощи (глава 7). Каждому больному
наркоманией гарантированы государством обследование, консультирование,
диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.
При
этом лечение является исключительной компетенцией учреждений государственной и
муниципальной систем здравоохранения, а иные виды медико-социальной помощи
могут осуществляться и частными учреждениями по соответствующим лицензиям.
Заключение
В целом
государственная политика, выраженная в Законе, направлена на установление
строгого контроля за оборотом наркотиков, постепенное сокращение числа больных
наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с
незаконными действиями с наркотиками и их прекурсорами.
Литература
1.
О наркотических средствах и психотропных
веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №2, ст. 2198.
2.
О лекарственных средствах: Федеральный закон РФ
от 22 июня 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №26.
3.
Об утверждении инструкции о порядке изъятия из
незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем
и используемых для производства и изготовления наркотических средств и
психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и
уничтожения: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ,
ФСБ РФ, ФПС РФ №840/320/388/726/530/585 от 9 ноября 1999 г.
4.
Об утверждении перечня предметов, запрещенных к
пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения:
Постановление Правительства РФ №260 от 6 марта 1996 г.//СЗ РФ, 1996, №12, ст.
1136.
5.
О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза
из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ: Постановление Правительства Российской Федерации №278 от 16 марта 1996
г.//СЗ РФ, 1996, №13, ст. 1350.
6.
Перечень наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден
Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №27, ст.
3198.
7.
Калачев Б.Ф., Рогозин В.В., Степанов А.В.,
Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении
наркоситуации в России и за рубежом// «Вестник МВД России», 1999, №1. - С.
69-79.
8.
Совершенствование борьбы с наркотизмом
(отечественный и зарубежный опыт). - М.: Академия МВД России, 1997.
9.
Совершенствование борьбы с организованной
преступностью и наркобизнесом: Материалы Всероссийской межведомственной
научно-практической конференции (16-17 декабря 1997 года). Выпуск 1 и 2. - М.,
1998
[1] См. Унифицированный
ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов
распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[2] См. там же.
[3] См. там же.
[4] См. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[5] См. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[6] См. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[7] См. там же.
[8] См. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[9] См. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[10] См. там же.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|