Меню
Поиск



рефераты скачать Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ ...

Организуя работу по перекрытию каналов транзита наркотических средств через Россию, правоохранительные органы пресекли десятки таких преступлений. Предотвращены поставки в Великобританию, Грецию, Польшу, Финляндию, Югославию, на Украину, в Белоруссию, Нидерланды, США, Италию и целый ряд других государств. Например, пресечена контрабанда гашиша (около двух тонн) из Афганистана в Нидерланды, перевозимого в 20-тонных контейнерах в брикетах с эмблемой шампуня. Маршрут следования - через Латвию.

Вывоз наркотиков непосредственно из Российской Федерации, по нашим сведениям, еще не принял значительных размеров. Однако он из года в год возрастает. Зарегистрированы факты их вывоза в Германию, Финляндию, Швецию, Израиль, Австралию, США и ряд других государств.

Выводы и прогноз развития наркоситуации в России. Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, и результаты научных исследований наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино мало качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности.

Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик «эффективного и быстрого излечения от наркозависимости».

Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков. Расширяется растительная сырьевая база для незаконного производства наркотиков, растет число подпольных нарколабораторий. Сильнодействующие наркотики, поступающие контрабандным путем, заполняют российский наркорынок.

С учетом сложившихся тенденций следует ожидать значительного увеличения количества ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков.

Главным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и органов внутренних дел страны, является ее недостаточное ресурсное обеспечение.

Слабое финансирование мешает совершенствованию орга­низационно-кадровой работы, что в свою очередь тормозит развитие системы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые из-за своей малочисленности не могут в должной мере справиться с возрастающим объемом работы.

Отрицательную роль играет слабая материально-техническая обеспеченность подразделений и служб правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркоугрозой. Сложная экономическая ситуация в стране и, как следствие этого, невозможность финансирования необходимых потребностей правоохранительных органов приводит к кадровой неукомплектованности, недостаточному оснащению средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, специальными средствами по обнаружению, изъятию и исследованию наркотических средств, что значительно снижает эффективность их деятельности.

Слабость ресурсного обеспечения сказывается практически во всех сферах противодействия наркоугрозе. Например, недостаток финансовых и материально-технических ресурсов препятствует активной работе по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов.

По оценкам специалистов, только для полного картирования мест произрастания наркорастений необходимо обследовать свыше 300 млн. га незанятых земель, при этом потребуется финансовых затрат на сумму 2 млрд. руб.

Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере ведомственного и межведомственного взаимодействия.

Например, проведенный анализ оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков показал, что без тесного взаимодействия территориальных и транспортных подразделений органов внутренних дел, ФСКН, таможни, ФСБ практически невозможно проведение межрегиональных контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью документирования и последующего пресечения преступной деятельности всех звеньев, которые входят в наркогруппировки, особенно специализирующихся на контрабанде наркотиков.

Недостаточно налажено сотрудничество органов исполнительной власти и в профилактической работе антинаркотической направленности. Особенно это касается взаимодействия органов внутренних дел, ФСКН, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и другими одурманивающими веществами в подростковой среде.

В некоторой степени преодолению недостатков в антинаркотической деятельности правоохранительных органов может способствовать и решение имеющихся существенных проблем в правоприменительной практике. Это касается как повышения качества документирования и расследования преступной деятельности наркодельцов, так и внесения изменений в действующее законодательство по вопросам участия понятых в оперативно-следственных действиях, производства исследований и экспертиз наркотических средств и психотропных веществ, а также выработки единого подхода к вопросам учета и регистрации наркопреступлений.

Не все благополучно и в сфере судопроизводства. Нередко судами назначаются чрезмерно мягкие наказания опасным наркопреступникам, не используются предоставленные законом возможности принудительного лечения от наркомании и направления на лечение наркоманов как обязательного условия назначения условного наказания.

Опыт стран, добившихся существенных результатов в борьбе с наркотизмом, свидетельствует, что указанная работа требует больших материальных затрат. В России несколько лет назад была разработана и утверждена Правительством Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005- 2008 годы».

Катастрофическая проблема с финансированием на федеральном уровне усугубляется нехваткой средств в регионах.

Эти и другие проблемы предопределяют необходимость безотлагательного принятия чрезвычайных и комплексных мер, направленных на предупреждение дальнейшего распространения незаконного употребления наркотиков и их незаконного оборота.

По оценкам экспертов сформируется наркоситуация, характеризующаяся:

- значительным ростом спроса на наркотики, увеличением числа лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями;

- увеличением числа несовершеннолетних и молодежи в числе потребителей наркотиков;

- изменением структуры немедицинского потребления наркотических средств в сторону увеличения доли «жестких» наркотиков, прежде всего героиновой и амфетаминовой групп;

- возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность, общественный порядок, проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, сопровождающимся коррумпированном государственных служащих, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;

- распространением преступности, связанной с незаконными посевами наркотикосодержащих растений и производством наркотиков в подпольных лабораториях.

Высока вероятность усиления активности противоправной деятельности организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными и международными связями, усилением в этой связи контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности общества в целом.

В связи с ростом объемов незаконного производства наркотиков опийной группы в странах Центральной Азии и «Золотого полумесяца» увеличится транзит героина, опия через Россию в страны Европы.

Значительные площади дикой конопли на территории России, Казахстана, Киргизии и других стран Центральной Азии и «Золотого полумесяца» будут стимулировать незаконное производство в этих государствах и вывоз в другие страны, прежде всего европейские, гашиша и марихуаны.

Этому процессу способствуют высокая степень коррумпированности властных структур некоторых государств Центральной и Юго-Восточной Азии, проведение органами власти скрытой и явной поддержки наркобизнеса (Афганистан, Пакистан, Камбоджа и др.), тесная связь наркобизнеса и незаконной торговли оружием, обеспечивающих финансовую подпитку деятельности террористических и экстремистских группировок.

Наличие развитой химической индустрии и несовершенство контроля в этой сфере деятельности будут стимулировать незаконную реализацию химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств, в страны традиционного нелегального производства наркотиков, а также утечку прекурсоров в сферу незаконного производства и изготовления наркотиков внутри страны.

По оценкам специалистов, главным фактором, определяющим оперативную обстановку в сфере контрабанды наркотиков, в ближайшее время, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России. Пространство бывшего СССР будет и далее использоваться для транзита наркотиков в страны Западной Европы, однако это направление контрабандной деятельности пока не будет играть решающей роли. Международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут главным образом нацелены на освоение и развитие наркорынков на территории бывшего СССР, в первую очередь на территории России, где имеются более выгодные перспективы по сравнению с традиционно сложившимися наркорынками в государствах Западной Европы и Северной Америки.

Таким образом, в ближайшее время негативное развитие наркоситуации будет в первую очередь направлено против России. Определенную роль в этом будут играть существующий уровень криминализации общества, неготовность правоохранительных органов к широкомасштабному противодействию, а также благоприятные экономические условия для отмывания доходов наркобизнеса.

Прогнозируемая обстановка на предстоящий период, в дополнение к изложенным выше факторам будет осложняться следующими обстоятельствами:

1. Весовые характеристики изъятия контрабандно перемещаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре контрабанды наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы;

2. Возможности повышения эффективности таможенного контроля на наиболее наркоопасном центрально-азиатском направлении сдерживаются идущими объективно необходимыми процессами интеграции стран СНГ и формирования таможенного союза и поэтому требуются новые решения;

3. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов и анальгетиков. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита;

4. В крупномасштабных операциях, связанных с контрабандой наркотиков и прекурсоров, все более активно будут использоваться международные грузовые перевозки в адрес как реально существующих, так и фиктивных юридических лиц;

5. Поскольку организованные преступные группы, действующие на региональном и местном уровнях, заинтересованы в контактах с международными и зарубежными структурами наркобизнеса как в источнике валютных поступлений, борьба с контрабандой наркотиков будет все более приобретать характер борьбы с организованной преступностью;

6. В ближайшее время возрастет опасность контрабанды наркотиков в Россию из Украины, где имеются значительные площади посевов опийного мака. Можно предположить возможность увеличения контрабанды продуктов переработки мака - ацетиллированного опия, морфина и появление контрабанды героина. Наиболее вероятным каналом для транспортировки украинских наркотиков в Россию будет территория Белоруссии;

7. Следует ожидать роста контрабанды синтетических стимуляторов, наркотикосодержащих и психотропных лекарственных препаратов в Россию из государств Прибалтики, Польши, Германии и Голландии;

8. Одновременно с увеличением контрабандного ввоза препаратов эфедрина из КНР будут предприниматься попытки ввоза таких препаратов из стран Восточной Европы. Основным направлением нелегального перемещения эфедрина будут крупные города в центральных областях России;

9. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака на территории КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда;

10. Международными экспертами отмечается рост незаконного производства амфетаминов в странах «Золотого треугольника» и их контрабанда в страны Европы. Этот процесс обязательно коснется и Российской Федерации.

Сложившаяся наркоситуация в Российской Федерации и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности.


Вопрос 3. Сущность и значение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»


Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества.

Организация Объединенных Наций, признавая, что отсутствие эффективных мер контроля над наркотиками способно превратить их незаконное распространение в широкомасштабную угрозу здоровью людей и общественному прогрессу, приняла три международные конвенции: 1961 г. (о наркотических средствах), 1971 г. (о психотропных веществах) и 1988 г. (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Участницей этих конвенций сегодня стала и Российская Федерация. Они составляют правовую основу международного контроля над наркотиками.

Значительное увеличение в последнее десятилетие неза­конного оборота наркотиков, негативные тенденции развития наркотической ситуации в стране в целом свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одной из основных причин такого положения являлось несовершенство законодательства, неадекватного сложившейся ситуации и потребностям правоприменительной практики.

Нельзя сказать, что наше законодательство полностью не отвечало международным нормам и требованиям конвенций. Однако оно требовало определенной корректировки и систематизации.

Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации в связи с имевшимся «законодательным вакуумом» регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и продолжена в 1993-1997 гг. по инициативе некоторых депутатов, а также заинтересованных министерств и ведомств. Работа над законопроектом в Государственной Думе Российской Федерации велась с первых дней ее созыва и к концу 1997 года была практически завершена.

8 января 1998 года Закон был подписан Президентом Российской Федерации, опубликован в «Российской газете» 15 января 1998 года и вступил в силу 15 апреля 1998 года.

Впервые в практике борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон, регулирующий правовые и организационные основы деятельности в данной сфере. Это событие имеет значение не только для российского государства, но также и для международного сообщества государств.

Федеральный закон состоит из 8 глав:

- общие положения;

- организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;

- особенности лицензионной деятельности;

- условия осуществления отдельных видов деятельности;

- использование наркотических средств и психотропных веществ;

- противодействие их незаконному обороту;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.