Социо-культурная деятельнось с людьми пожилого возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические
основы социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
I.I История
социо-культурной деятельностив России с людьми пожилого возраста
I.II Модели
социо-культурной работы с людьми пожилого возраста
Глава II Организация социо-культурной
деятельности с
людьми пожилого возраста
II.I Деятельность Комплексного Центр
социального обслуживания населения
II.II Основные характеристики
социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста в Комплексном Центре
социального обслуживания населения.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность
исследования: Проблема старения представляет собой новый социальный феномен ХХ в.,
особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым
этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных
процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной
политики на рубеже веков.
Изменение
социального статуса человека в старости, вызвано прежде всего прекращением или
ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентаций, самого
образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой,
психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки
особых подходов, форм и методов социо-культурной деятельности с пожилыми
людьми. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к
пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89
лет – к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.
Важность
повседневного внимания к решению соци-окультурных проблем этой категории
граждан возрастает в связи с тем, что в настоящее время пожилые люди стали
наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности
растет с каждым месяцем, а доходы пожилых людей практически одни и теже.
Смысл
социо-культурной работы – социальная реабилитация, действительное
восстановление в привычны обязанностях, функциях, видах деятельности, характере
отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в
субъекта.
Объектом исследования – являются
лица пожилого возраста.
Предметом исследования – организация
социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Комплексном центре
социального обслуживания населения.
Цель исследования – анализ
состояния социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста в
Муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения
единого муниципального образования «город Норильск» (далее КЦСОН).
Задачи
исследования:
-Показать историю социальной
работы в России с пожилыми людьми.
-Рассмотреть основные модели
социо-культурной деятельности с пожилыми гражданами, проанализировать их
значимость в жизни нашего общества.
-Рассмотреть деятельность Комплексного
Центр социального обслуживания населения
-Обобщить опыт работы
Комплексного Центра социального обслуживания населения, показать функционирование
форм и методов работы с пожилыми людьми.
Глава I Теоретические основы
социо-культурной деятельности
с людьми
пожилого возраста
Практическая жизнь общества свидетельствует,
что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным
преобразованиям, осуществлению глубоких демократических,
экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать
общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень
теоретической и практической
деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости,
великодушия, человечности и веры. Ведь демократия
— это прежде всего уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического
климата в стране с целью строительства и процветания общества.
Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.
Культура (с
лат. — «возделывание») — это исторически сложившаяся
совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов
и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования,
которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности
в целях ее совершенствования и развития, общественного прогресса.
Понятие это чрезвычайно многозначно, в связи с чем существует
множество вариантов его определения. Культура разделяется
на материальную, духовную и социальную – последняя представляет
интерес для нашего исследования.
Социальная
культура – это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура – составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого
субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость
предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума. Это особая социальная система, в рамках которой
осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с
учетом социо-культурных норм и технологий. [ 10, 74]
I.I История социо-культурной деятельности в России
с пожилыми людьми
Государственная
забота о пожилых людях – российская традиция. Она уходит своими корнями во
времена древних славян, которым были известны простейшие формы
благотворительности. С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь
больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в
раздаче милостыни, «кормлении на своем дворе», устройстве приютов. В
соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали
главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси
монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и
странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Систематический
характер благотворительность приобрела после крещения Руси, осуществленного
князем Владимиром в конце Х века.
Значительно расширилась сеть различного
рода государственных социальных учреждений при Петре I. В
1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в
которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся.
При Екатерине II шагом
дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым
поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей
и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для
неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.
В целом XVIII-
первая половина XIX в. были временем становления государственной системы
социального призрения, которая действовала под руководством специальных
административно – управленческих органов. Она состояла преимущественно из
благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века
началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам,
которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и
земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских
домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов
самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч
благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как
свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года
благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам
человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В
богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460
тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период – о частной
благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы,
Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы,
Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища.
Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России
действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали
68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.
Во II половине XIX века
кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие
социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные
пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.
К концу XIX века
Россия имела не только развитую благотворительность, но и
общественно-государственную систему помощи нуждающимся. Эта система социальной
помощи составила основу для возникновения в странах Запада социальной работы.
Однако в России она не пошла тем же путем, что на Западе.
Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная
помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее
десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной
жизни, начавшимся в России после революционных событий Октября 1917 года.
Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и
социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих
гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления.
Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на
оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые
на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не
осуществлялась.
Вторая причина отсутствия в
советское время социо-культурной деятельности заключается в том, что одна из ее
исторических предпосылок — благотворительность — всегда была объектом
отрицательного отношения со стороны марксизма, который в течение семи
десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам
марксизма, благотворительность является завуалированной формой эксплуатации
трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает «эксплуатируемым
сотую часть того, что им следует по праву». Отметим, что благотворительная
деятельность, породив в начале нынешнего столетия социальную работу, не
исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной
помощи нуждающимся. Апеллируя к чувству сострадания у людей,
благотворительность способствует пониманию в обществе важности профессии
социального работника. В России, однако, она почти семьдесят лет была в загоне,
пока на волне перестройки не началось ее возрождение.
В отличие от стран Запада, которые с начала XX века развивали у себя профессию
социального работника, Советская Россия в решении проблемы помощи нуждающимся
пошла по бюрократическому пути. Иными словами, она отдала эту проблему на откуп
государственным чиновникам, не проявлявшим особого интереса к непосредственной
работе с нуждающимися. Многие социальные проблемы, с которыми сталкивались
советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по
идеологическим соображениям. Государственная система помощи нуждающимся,
созданная в России за годы советской власти при практическом отсутствии
организованной благотворительности, ограничилась рамками социального
обеспечения и социального страхования. Другие направления и формы
социальной деятельности практического развития не получили. Как справедливо
считает ряд исследователей (М.Сухоруков и др.), все это, в конечном счете,
привело к тому, что в нашей стране в начале 90-х годов социо-культурная
деятельность начала свое становление и развитие в современном значении этого
понятия.
В 1991 г. В России была введена новая профессия социального
работника, специалиста по социальной работе.
К середине 90-х активизировалась работа организаций
социо-культурного обслуживания населения. Только за 1994 г. через отделения
социальной помощи на дому необходимую поддержку получили свыше 1 млн пожилых
граждан и инвалидов, а через систему срочной социальной помощи — почти 1,5 млн.
малоимущих граждан.
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального
обслуживания в Российской Федерации» (1995 г.) стала формироваться целая сеть
новых социальных учреждений, включая комплексные центры социального
обслуживания населения, геронтологические центры, центры
психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры и
др. Развивая у себя профессию социального работника, Россия учитывает опыт
других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять ее роль в современном
обществе. В еще большей степени она опирается на свой собственный опыт — от
благотворительности у древних славян до советской системы социального
обеспечения — организации помощи нуждающимся, накопленной ею за ее многовековую
историю. [11, 10 ]
Как социо-культурное явление благотворительность имеет в
России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет
теоретическую и практическую ценность. Мировой
опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса:
процесс рыночных реформ и
процесс становления специфической социальной профессиональной деятельности, т.е. социальной
работы, развиваются
параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует,
что зарождение этого вида
профессиональной деятельности началось с конца XIX — начала XX в.,
в период бурного роста рыночных отношений.
Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что социальная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Прежде всего потому, что при осуществлении
реформ проблемы социальной защиты человека
стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного
предприятия или учреждения. Ведь
успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социальной
работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного
внимания к нуждам и потребностям
людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на механизмы самофинансирования,
страхования и благотворительности.
В настоящее время очень важно создать
действенную систему социальной защиты населения, способную сгладить многие негативные последствия рыночных отношений, еще столь
далеких от совершенства. Для этого
необходимо продолжать соответствующую законотворческую работу,
обеспечить дифференцированный подход к
отдельным слоям и группам населения, создать социальные службы на различных
уровнях, и с различной специализацией. [
10, 77]
I.II Формы
социо-культурной работы с людьми пожилого возраста
В соответствии с федеральным законодательством определены
следующие формы социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая
социально-медицинское; полустационарное в отделениях дневного (срочного)
пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное в стационарных
учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других,
независимо от их наименования); срочное в целях оказания неотложной помощи
разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого
возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение
адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. [2,16]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|