Однако у Генри Форда было собственное мнение и на этот счет. Он считал
любую заботу и опеку над рабочим прерогативой только лишь начальства
предприятия. «Профсоюзы и тред-юнионы своим вмешательством никогда не смогут
влиять на хорошо поставленное дело». [42]
Человеку, который более 30 лет создавал собственными руками крупнейшую
промышленную организацию в мире невозможно было смириться с тем, что «горластые
выскочки из бывших рабочих» будут «являться в штаб-квартиру, располагаться как
дома, дымить сигаретами». [43]
Генри Форд заявил, что не намерен встречаться ни с профсоюзниками, ни с
репортерами, и назначил Гарри Беннета, человека которого в организации Форда
уже давно хорошо знали по событиям 1932 года, ответственным за взаимоотношения
компании с профсоюзами. Этот человек довел уровень полицейского гнета на предприятии
до максимума.
Ситуацию усугубило и то, что в 1936 г. союз автомобилестроителей влился в
мощное объединение ─ Конгресс производственных профсоюзов, который начал
одно за другим «захватывать» крупнейшие предприятия США и подписывать
коллективные соглашения. Под натиском союза автомобилестроителей сдались
корпорации «Chrysler» и General Motors,
хотя администрация последней до конца оказывала ожесточенное сопротивление:
рабочие заняли завод и бастовали «сидячим» способом почти 2 месяца с декабря
1936 г., но в феврале 1937 г. все же добились признания своих прав.
Большинство фордовских рабочих мечтало вступить в профсоюз: их заработки
становились ниже, чем в конкурирующих фирмах, сверхурочные работы не всегда
компенсировались, а уровень беспредела со стороны Гарри Беннета и его
вооруженной команды превосходил всякие границы. Однако среди коллектива тоже
существовало немало разногласий: рабочие-инвалиды импонировали Форду, а
чернокожие не хотели поддерживать организацию белых. Форд помогал негритянским
церковным общинам и никогда не отказывался принимать на работу людей с
ограниченными возможностями. Как это ни странно, но в «Ford Motor Company» в первую очередь увольнялись
полноценные рабочие, инвалидов держали в табели до последнего.
В 1936 г. был
учрежден «Фонд Форда» («Ford Foundation») ─ частная бесприбыльная организация, призванная управлять
фондами для научных, образовательных и благотворительных целей. Была развернута
небольшая программа помощи сотрудникам при получении образования, разрешении
кризисных ситуаций, однако эти мероприятия не носили массового характера и
распространялись только на тех сотрудников, кто каким-либо чудом смог
обратиться лично к Генри Форду, либо его жене Кларе. [44]
Надежды рабочих, связанные с созданием фонда не оправдались, большая их
часть не ощутила на себе работы этого фонда. Некоторые источники говорят нам о
том, что фонд в первую очередь был создан, чтобы облегчить вступление потомков
Форда в наследство. Т.к. вплоть до 21 сентября 1945 г. Генри обладал 60%
пакетом акций, и в случае его смерти с имущества пришлось бы уплачивать
огромный налог, оцениваемый более чем в 60 млн. долларов. Чтобы не допустить
этого и был создан «Фонд Форда», который финансировал различные общественные
проекты. [45] В любом случае, рабочие
не являлись основным объектом, на который была направлена деятельность фонда и
их чаяния о лучшей жизни вновь не оправдались.
Положение «Ford Motor Company» еще более усугубилось в начале 1937
г., когда закон Вагнера был признан конституционным актом. Закон стал
полноценным и приобрел силу. Форду предстояло наконец решиться на организацию
диалога с рабочим движением. Однако на собрании высшего руководства компании (в
которое помимо Генри Форда входили также Эдсел Форд и Чарльз Соренсен) Форд
заявил, что он не собирается ни встречаться с профсоюзниками, ни давать
интервью. Было также заявлено о том, что Гарри Беннет получал практически неограниченные
полномочия, на него также возлагалась задача уладить и урегулировать ситуацию. [46]
Постепенно, атмосфера на предприятии все более накалялась. Гарри Беннет
проводит несколько операций устрашения, самая крупная из которых, в мае 1937 г.
стала наконец-таки достоянием общественности. Репортерам удалось запечатлеть,
как сотрудники частной охраны избивали троих рабочих, раздававших листовки у
проходной. [47] Действия Гарри Беннета
привели к тому, что все служащие, имевшие на груди табличку с надписью
«Администрация» подвергались катастрофическому неуважению со стороны рабочих,
т.к. именно служащие администрации чаще всего завербовывались в отдел Беннета. [48]
Естественно, при таком положении дел обратная связь между рабочими и руководством
сводилась на нет, что в свою очередь угрожало производству ─ главной
мотивирующей и движущей силе предприятия.
Разногласия и недовольство, наблюдаемые среди рабочего коллектива
распространились и на высшее руководство. Гарри Беннет обладал чрезвычайными
полномочиями, а следовательно имел больше власти чем президент компании, сын
Генри Эдсел Форд. Компания, обуреваемая двоевластием, не могла не то что
уладить проблемы с рабочими, но и нормально функционировать.
После придания закону Вагнера полной силы по всей стране была проведена
проверка предприятий, в ходе которой выявлялись нарушители. В этом списке
оказалась и «Ford Motor Company». В ответ на это заявление
руководство компании обратилось в суд.
Судебный процесс явился замедлителем реакций, происходящих на
предприятии. Рабочие обреченно следили за ходом процесса, ожидая исхода в свою
пользу. И после 3 лет судебной тяжбы такое решение последовало. Верховный суд
США, в который апеллировал Форд оставил решение в силе.
Однако, несмотря на это Генри упорно продолжал гнуть свою линию. Снова
возобновились увольнения сотрудников, замеченных в связи с профсоюзом.
В апреле 1941 г. внезапно был остановлен головной завод Форда –
Ривер-Ружский. Прямо около конвейера происходили мелкие стычки, в ходе которых
бастующие избивали тех рабочих, которые отказывались принять участие в митинге.
Администрация была вынуждена пообещать рабочим выработать коллективный
договор совместно с представителями профсоюзов. Рабочие вернулись к станкам,
чувствуя себя победителями, а администрация компании получила новую головную
боль. Из Вашингтона потребовали в скорейшее время определиться с выбором
профсоюза, который должен был быть утвержден на общем собрании персонала «Ford Motor Company». Было три возможных пути: влиться в
профсоюз автомобилестроителей, Американскую федерацию труда (АФТ) либо остаться
вне организованного движения. Было проведено голосование, участие в котором
приняло более 70 тыс. человек. Подавляющим числом голосов (70%) был избран профсоюз
автомобилестроителей.[49] Выбор рабочих легко
объясним. Профсоюз автомобилестроителей являлся узко специализированным,
концентрировался только в автопроизводящей промышленности, и, что немаловажно,
в последние годы добился неплохих результатов на других предприятиях Детройта,
гораздо больших, чем АФТ, которая боролась с проблемами хаотично, не имея
общего четкого плана дальнейших действий.
18 июня, после длительных переговоров высших руководителей компании и
делегатов профсоюза был выработан коллективный договор. Сам Форд не появился ни
на одном собрании ─ он был весьма разочарован отсутствием поддержки со
стороны рабочих. Форд не видел причин недовольства рабочих, однако
автопромышленник уже давно не был тем филантропом, который организовывал всеобъемлющую
программу стимулирования рабочего в 1914 г.
Чарльз Соренсен говорит о том, что 19 июня Форд разразился тирадой: «Я не
хочу подписывать этот договор! Ключ торчит в двери, путь свободен, я собираюсь
бросить этот бизнес. Закройте завод, если сочтете это нужным, или отдайте его
профсоюзу, если он этого добивается!» На тот момент «Ford Motor Company» имела крупный правительственный
контракт, и в случае отказа управления от компании, она полностью переходила в
руки правительства. На это Форд ответил: «Пусть правительство вмешается в
автомобильный бизнес, а не в мою жизнь!». [50] Генри Форд
отождествлял свою жизнь со своим детищем ─ «Ford Motor Company», на создание которого он потратил
большую часть своей жизни и не допускал чьего-либо участия в собственном деле,
считая решение вопросов рабочего прерогативой лишь начальника.
Таким образом, когда рабочие праздновали победу, в высшем руководстве
компании снова произошел разлад, обусловленный упрямством Генри Форда в решении
«рабочего вопроса». Остальные, второстепенные руководители компании либо не
имели представлений о способах выхода из кризиса, либо были согласны идти на
все уступки, каких только потребуют. Однако выход из кризиса последовал вскоре
и весьма неожиданно.
20 июня 1941 года в СМИ пронеслась новость, которая имела эффект
разорвавшейся бомбы ─ после шестого года невыполнения компанией Форда
закона Вагнера, Генри Форд предоставляет полную свободу профсоюзам на своих
предприятиях. Все 120 тыс. рабочих на 34 заводах компании поголовно становились
членами профсоюза автомобилестроителей, а членские взносы взимались у них из
зарплаты. Типовой договор регламентировал порядок решения трудовых споров,
вопросы найма, перемещения и увольнения, выслугу лет, условия труда и пр. [51]
Генри Форд кардинально поменял свое мнение всего за одну ночь, и, как
позже выяснилось на то было две причины. В первую очередь, желание Генри Форда
бороться с конкурентами и с Уолл-стрит не в одиночку, а имея 120 тыс.
союзников, цивилизованные рычаги воздействия на которых в последнее время
просто исчезли. Но главной причиной, явился все же разговор Форда со своей
женой Кларой. Эта женщина, никогда не принимавшая никакого участия в делах
компании, уговорила мужа подписать соглашение, аппелируя тем, что она устала
жить в страхе, в ожидании кровопролития и беспорядков, и поставила мужу
ультиматум, что ей придется его покинуть, если он не подпишет соглашение. Так
было отменено решение Форда «биться до последнего», и был взят курс на
продуктивный диалог с профсоюзами, о чем Форд позже никогда не жалел. [52]
Рабочие получили полнейшую свободу в вопросах организации и устройства
своей социальной защиты, а главное ─ получили мощнейшего союзника.
Профсоюз рьяно принялся за работу и начал устранять проблемы рабочих. Реформирование
системы социальной защищенности сотрудника в «Ford Motor Company» проходило революционным путем, т.к. эволюция разрешения
проблем уже была пройдена на других автопредприятиях, например, General Motors
ввела профсоюзы еще в 1937 г. после ряда забастовок.
В правительстве Соединенных штатов, в общественном мнении, среди служащих
и рабочих «Ford Motor Company»
воцарилось убеждение, что ее руководство в ненадежных руках. Это грозило
серьезными потрясениями на рынке и в оборонном комплексе. Кризис управления,
поразивший компанию длился вплоть до передачи Генри Форда своего пакета акций
в дар внукам 21 сентября 1945 г. Компания перенесла кризис только благодаря
устойчивому производственному механизму, который «вытягивал» высшее руководство
из состояния постепенного усыхания. Активизация и увеличение правительственных
заказов после вступления США в войну после атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 г.
также весьма положительно сказались на общем состоянии «Ford Motor Company» и позволили управлению постепенно
выйти из кризиса.
Заключение
Рассмотрев и
исследовав опыт решения социальных конфликтов в «Ford Motor Company» можно прийти к следующим выводам.
Программа «пять
долларов за рабочий день» не прошла даром. Она стала крупным явлением в
социальной истории США, вошла в анналы истории американского менеджмента.
Программа заметно повысила материальный и культурный уровень значительной части
фордовских рабочих. Руководство компании обратило внимание на соотношение работы
и личной жизни, пыталось установить гармонию между двумя важнейшими сторонами
человеческого бытия. Но за пять лет программа зашла в тупик во всех отношениях,
финансовые возможности её поддержки иссякли. В конце концов, в ней
разочаровался и сам Генри Форд.
После окончания
войны приходит конец и патерналистскому методу отношений с рабочими. По мере
ослабления экономических стимулов фордовской программы рабочие компании начинали
смотреть на жизнь шире, и узнавали, что они оказались в стороне от рабочего
движения, от политики, от борьбы за свои права, от профсоюзов, которые начали
создаваться в автомобильной отрасли. Таким образом, изменение курса социальной
политики только подогрело интерес рабочих к включению в профсоюзную борьбу. Альтернативой
патернализму и стимулированию могла стать только профсоюзная организация и
борьба за её независимость. Если бы программа, подобная программе «пять
долларов за рабочий день» со всеми сопутствующими мероприятиями, имела бы место
в 1941 году, компания вполне могла бы продолжать оставаться вне профсоюзного
движения.
Отсутствие
скоординированной политики, четких и конкретных действий по улучшению положения
рабочих приводили к постоянному росту недовольства на заводах компании. Подобное
отношение начальства после свертывания программы «пять долларов за рабочий
день» объясняется отсутствием ценности рабочих рук и заинтересованности
компании в том или ином рабочем.
Великая депрессия
и общий экономический спад лишь ухудшил состояние рабочих и, в конце концов, 7
марта 1932 г. произошло самое яркое и жестокое событие в истории борьбы рабочих
«Ford Motor Company» за обустроенность и справедливость
по отношению к себе. Это событие показало, что полное отсутствие программы
социального обеспечения, низкая ценность рабочих рук требуют создания таковой и
выработки общих мер по разрешению вопроса. Но, так как администрация Форда не
намеревалась идти на поводу у рабочих и думать об их проблемах, рабочее
движение перешло в профсоюзную борьбу.
Создание рабочего
законодательства, постепенный вывод из кризиса экономики и успешный опыт
профсоюзной борьбы в других отраслях лишь усилил потребность рабочих в
профсоюзе. Особая роль в игнорировании мнения рабочих принадлежит самому Генри
Форду, который, отчасти в силу преклонного возраста, уже был не в состоянии
понять требований рабочих и трезво оценить обстановку.
Основное отличие
рабочего движения в компании Форда от движений рабочих на других предприятиях
заключается в методах борьбы. В «Ford Motor Company»
не проводилось «сидячих» забастовок, которые были весьма распространены,
особенно на автомобильных предприятиях. Это объясняется пренебрежительным
отношением администрации к рабочему: в случае забастовки организаторов и
задействованных попросту увольняли.
Благодаря
отсутствию подобных методов борьбы и стали возможными события марта 1932 г.
Именно из-за отсутствия ранее опробованных методов воздействия на администрацию
и их невозможности, процесс борьбы протекал крайне революционно.
Однако после ряда
неудач, направленность политики Генри Форда снова меняется, и это привело к
созданию профсоюза после многих лет активной борьбы, воззваний государства и
судебных исков.
20 июня 1941 г.
профсоюз добился окончательной победы, получив полную независимость в «Ford Motor Company». С того момента и по сей день,
профсоюз этой компании остается одним из самых влиятельных и авторитетнейших
производственных профсоюзов в мире. Пример прекрасного взаимодействия
профсоюзов и управления мы можем видеть даже в небольших подразделениях
компании Форда у нас в стране.
Таким образом, за
все годы профсоюзной борьбы уровень грамотности рабочего «Ford Motor Company» в сфере обеспечения собственной
социальной защищенности повысился. Тип рабочего тоже не остался без изменений.
Это был уже не тот рабочий, который благодарен за любую подачку. Эволюционным
путем борьбы и противоречий появился новый рабочий, который мог требовать
лучшего отношения к себе со стороны начальства.
В конечном итоге,
после целого ряда событий, борьбы рабочих за улучшение собственного положения,
независимость профсоюзов, привели к тому, что к 1940 г. «Ford Motor Company» стала третьим в США
автопроизводителем после «General Motors» и «Chrysler», хотя до этого, в течение нескольких десятилетий компания
удерживала позицию лидера. Чтобы вернуть компанию к работоспособному состоянию,
предстояло реорганизовать всю систему управления, принципы работы компании, что
и проделал позже Генри Форд II ─
внук Генри Форда, который возглавил компанию 21 сентября 1945 г. Положение
сотрудника администрацию больше совсем не волновало, ведь у рабочих был мощный
защитник ─ профсоюз.
Список использованной
литературы
1. Васильева Е. К., Пернатьев Ю.С.
50 знаменитых бизнесменов XIX ─
начала XXв. Харьков: Фолио, 2004.
2. Вощанова Г.П., Годзина Г.С.,
История экономики: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Синклер Э. Автомобильный король.
М.: Гослитиздат, 1957.
4. Сороко-Цюпа О. С., Смирнов
В.П., Строганов А.И. Мир в XX веке:
Учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
5. Форд Г. Моя жизнь, мои
достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ, 2005.
6. Шпотов Б. М. Генри Форд:
жизнь и бизнес. Москва., КДУ, 2005.
7. Якокка Л. (с У. Новаком). Карьера
менеджера. Минск: Попурри, 2006.
8. Agreement between Ford Motor
Company and the International Union United Automobile Workers of America ─
C.I.O. June 20. 1941// FMC (FIA) Archives. Acc. Ar-83-53835.
9. Bennet H. We Never Called Him
Henry. N.Y.: Fawcett Publications, Inc., 1951.
10. Encyclopedia Americana
International Edition. Danbury, Connecticut.: Scholastic Library Publishing
Inc, 2004.
11. Meyer S. The Five Dollar Day:
Labor Management and Social Control in the Ford Motor Company, 1908-1921.
Albany: State University of New York Press, 1981.
12. Nevins A., Hill F. Ford:
Expansion and Challenge, 1915-1933. N. Y.: Charles Scribners’s Sons, 1957.
13. Nevins A., Hill F. E. Ford: The
Times, the Man, the Company. N.Y.: Charles Scribners’s Sons, 1954.
14. Sorensen Ch. E. My Forty Years
with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956.
[1] Meyer S. The Five Dollar Day: Labor Management and Social Control
in the Ford Motor Company, 1908-1921. Albany: State University
of New York Press, 1981.P. 123-126.
[2] Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957. С. 49-50.
[3] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 119.
[4] Nevins A.,
Hill F. E. Ford: The Times, the Man, the Company. N.Y.: Charles Scribners’s
Sons, 1954. P. 554.
[5] Там же ─ 555.
[6] Meyer S.
The Five Dollar Day: Labor Management and Social Control in the Ford Motor
Company, 1908-1921. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 162-163.
[7] Шпотов Б. М. Генри Форд: жизнь и бизнес. Москва., КДУ, 2005. С.
145-146.).
[8] Там же ─ 146.
[9] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 131.
[10] Meyer S.
The Five Dollar Day: Labor Management and Social Control in the Ford Motor
Company, 1908-1921. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 126.).
[11] Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957. С. 50-52.
[12] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 119.
[13] Nevins
A., Hill F. E. Ford: The Times, the Man, the Company. N.Y.: Charles Scribners’s
Sons, 1954. P. 545.
[14] Sorensen
Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956. P. 139.
[15] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 108-109.
[16] Meyer S.
The Five Dollar Day: Labor Management and Social Control in the Ford Motor
Company, 1908-1921. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 124.
[17] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 107-108.
[18] Там же ─ 120-127, 147-149, 164.
[19] Там же ─ 107-115.
[20] Там же ─ 144-145, 253-255.
[21] Meyer S.
The Five Dollar Day: Labor Management and Social Control in the Ford Motor
Company, 1908-1921. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 161
[22] Nevins
A., Hill F. Ford: Expansion and Challenge, 1915-1933. N. Y.: Charles
Scribners’s Sons, 1957. P. 341-343.)
[23] Там же ─ 188-192.
[24] Шпотов Б. М. Генри Форд: жизнь и бизнес. Москва., КДУ, 2005. С.
174-175.
[25]
Encyclopedia Americana International Edition. Danbury, Connecticut.: Scholastic
Library Publishing Inc, 2004. Vol. 19. P. 39
[26] Вощанова Г.П., Годзина Г.С., История экономики: Учеб. пособие.- М.:
ИНФРА-М, 2003. С. 124.
[27] Шпотов Б. М. Генри Форд: жизнь и бизнес. Москва., КДУ, 2005. С. 374.
[28] Сороко-Цюпа О. С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Мир в XX веке: Учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2004. С. 80-85, 102-107.
[29] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 242.
[30] Там же ─ 244-245.
[31] Шпотов Б. М. Генри Форд: жизнь и бизнес. Москва., КДУ, 2005. С. 374.
[32] Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957. С. 133-134.
[33] Bennet H.
We Never Called Him Henry. N.Y.: Fawcett Publications, Inc., 1951. P.6-14.
[34] Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957. С. 141-142.
[35] Там же ─143-145.
[36] Encyclopedia Americana International Edition. Danbury, Conn.:
Scholastic Library Publishing Inc, 2004.Vol.27. P. 440
[37] Sorensen
Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956. P.
260.
[38] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 163-172.
[39]
Encyclopedia Americana International Edition. Danbury, Connecticut.: Scholastic
Library Publishing Inc, 2004. Vol. 19. P. 39
[40] Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957. С. 139-140.
[41] Вощанова Г.П., Годзина Г.С., История экономики: Учеб. пособие.- М.:
ИНФРА-М, 2003. С. 124.
[42] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ,
2005. С. 349.
[43] Sorensen
Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956. P. 260.)
[44]
Encyclopedia Americana International Edition. Danbury, Connecticut.: Scholastic
Library Publishing Inc, 2004. Vol. 11. P.
569.
[45] Васильева Е. К., Пернатьев Ю.С. 50 знаменитых бизнесменов XIX ─ начала XXв. Харьков: Фолио, 2004. С. 488.
[46] Sorensen
Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956. P.
260.
[47] Там же ─261.
[48] Якокка Л. (с У. Новаком). Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2006. С.
56-57.
[49] Sorensen Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton
& Company, 1956. P. 268.
[50] Там же─ 269.
[51] Agreement between Ford Motor Company and the International
Union United Automobile Workers of America ─ C.I.O. June 20. 1941// FMC (FIA)
Archives. Acc. Ar-83-53835.
[52] Sorensen
Ch. E. My Forty Years with Ford. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1956. P.
269-271.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|