Меню
Поиск



рефераты скачать Социально-экономические аспекты политики Генри Форда в корпорации "Ford Motor Company" в 1...

Социально-экономические аспекты политики Генри Форда в корпорации "Ford Motor Company" в 1...

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Исторический факультет

Очное отделение

Кафедра истории менеджмента и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

Социально-экономические аспекты политики

Генри Форда в корпорации «Ford Motor Company»

в 1914-1945 годах

 

 

 

   Курсовая работа

студента 1 курса

Пузина А.А.

Руководитель:

дин. Пянкевич В.Л.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007

Содержание:


I.  Введение

II. Основная часть

1.   Программа «пять долларов за рабочий день»

1.1 Политика Генри Форда в 1910-х гг

1.2 Гуманизация методов управления в 1916г

1.3 Свертывание программы «пяти долларов за рабочий день»

 2.  Социальная политика времен Великой депрессии

2.1 Смена ориентации политики Форда во времена Великой депрессии

2.2 «Ford Motor Company» и «новый курс» Рузвельта

2.3 «Ford Motor Company» и борьба рабочих за профсоюзы

III. Заключение

IV. Список использованной литературы

Введение


Проблемы организации и совершенствования управления на промышленных предприятиях всегда стоят остро; в условиях современной России подобные вопросы приобретают особый смысл и значение. В истории России и других стран имеется немало примеров разрешения и предотвращения социальных конфликтов между администрацией и рабочими. Прежде всего, наше внимание привлекает опыт проведения программы «пять долларов за рабочий день» в компании «Ford Motor Company», задуманной и воплощенной американским автопромышленником Генри Фордом.

Однако немалая часть данного опыта остается неучтенным. Большой спрос на уже имеющиеся и приобретенные ранее навыки в этих сферах требует обобщения и подробного рассмотрения, дабы сделать возможным использование их в будущем при решении практических задач, которые возникают при совершенствовании менеджмента любого предприятия.

Опыт решения социальных конфликтов, устранения социальных противоречий в корпорации «Ford Motor Company» полезен, ценен, а главное ─ показателен. Он необходим для применения в развивающихся отраслях российской промышленности, прежде всего в автомобилестроении, которое сейчас переживает период подъема и нуждается в выверенных подходах к решению управленческих и социальных задач. Уровень промышленного развития современной России и уровень отношения к сотруднику промышленности очень часто сравнивается с уровнем развития аналогичных параметров в США в первой половине XX века, а современная Россия подобна США после Великой депрессии. Поэтому, на сегодняшний день необходимо, используя имеющийся опыт, обойти те непредвиденные проблемы, с которыми уже приходилось сталкиваться американским промышленникам и рабочим. Без описания происходивших событий может потеряться польза этого опыта, поэтому проблему следует рассматривать в связке с событиями, имевшими место и уделять им особое внимание.

Далеко не последнее значение имеет эта тема сегодня, поскольку недавно пришедшие в нашу страну крупные западные компании являют нам пример блестящего взаимодействия профсоюзов, рабочих и управления, что, в частности мы можем видеть и сегодня на заводе «Ford Motor Company» во Всеволожске. Рассмотрение выбранной темы поможет проследить «историю вопроса» и выявить основные тенденции борьбы за социальную защищенность рабочих компании Форда.

В работе рассматриваются социально-экономические аспекты политики Генри Форда, его социальные эксперименты, направленные на улучшение бедственного положения сотрудников предприятия. Кроме того, в курсовой работе рассматривается также и борьба профсоюзов за независимость, за право на существование, которая в наши дни проявляется в неуравновешенной, нерациональной и необдуманной социальной политике российских компаний, в том числе и крупных, которые организуют различные социальные программы, не опираясь на уже имеющийся опыт.

В качестве отправной точки исследования выступает 1914 г., как год, когда было объявлено о небывалой программе социального стимулирования рабочего «Ford Motor Company», которая получила название «пять долларов за рабочий день». Ей посвящена первая часть работы. Хронологические рамки ограничены 21 сентября 1945 г., т.к. в этот день Генри Форд подписал завещание в пользу наследников и отдалился от дел; в истории компании и развития социальных отношений началась новая глава.

В первой части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.

Вторая часть работы посвящена рассмотрению социальной политики Генри Форда во время Великой депрессии. Особое внимание уделяется борьбе профсоюзов за возможность улучшения положения рабочих в компании Форда. Наибольшее внимание в данном разделе уделено развитию отношений между управленческой частью «Ford Motor Company», собственно Генри Фордом и профсоюзами. Эта тема наиболее интересна, так как складывание отношений между двумя этими структурами происходило весьма нетипично, революционно.

Данная работа сосредотачивает внимание на ранее выделенных проблемах и ставит следующие задачи:

- рассмотреть и проанализировать материалы социальной программы «пять долларов за рабочий день».

- исследовать цели, ход выполнения и результаты программы.

- рассмотреть и проанализировать материалы политики Форда и борьбы рабочих за социальную обеспеченность времен Великой депрессии и «нового курса» Рузвельта.

Основополагающей целью работы является стремление исследовать опыт решения социальных конфликтов в «Ford Motor Company».

Наибольшую ценность работа представляет также для современных предпринимателей, бизнесменов и менеджеров, перед которыми встают извечные проблемы: повышение заинтересованности рабочего в общем деле, повышение эффективности работы, формирование отношения начальства к подчиненному, обхождение острых социальных противоречий.


***


Источниками для работы послужили различного рода издания. Прежде всего это биографические сочинения людей, которые имели непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Автобиографических произведений три: прежде всего, это творения самого Генри Форда ─ «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра»─ произведения, которые были написаны в 20-х гг. сразу после свертывания программы «пять долларов за рабочий день». Книга содержит множество полезных статистических материалов, но самое важное ─ мысли и отношение самого Генри Форда к тем или иным вещам и явлениям. Благодаря этим произведениям можно сопоставить представления Генри Форда с реальной обстановкой дел в организации.

Вторая важная автобиография ─ «My Forty Years With Ford» Чарльза Соренсена. Чарльз Соренсен ─ представитель высшего руководства «Ford Motor Company»,который на протяжении почти сорока лет был основным помощником и сподвижником Генри Форда, а также один из координаторов программы «пять долларов за рабочий день». Только в его мемуарах можно найти интересную, но ранее неизвестную публике информацию о работе всей компании, об отношениях в высшем командном звене и прочего. Этим сведениям можно с полной уверенностью доверять, потому что большинство из них проверено, их подлинность доказана документально, отзывы Соренсена о том или ином событии совпадают со сведениями других очевидцев.

«We Never Called Him Henry» Гарри Беннета помогает понять атмосферу и уяснить некоторые подробности весьма важных событий. В частности события 7 марта 1932 г. освещаются со стороны начальника охраны компании Генри Форда, кем и являлся Гарри Беннет, что представляет немалую ценность для данной работы.

Последняя использованная в работе автобиография ─ «Карьера менеджера» Ли Якокки. Эпоха одного из величайших менеджеров в истории США начиналась гораздо позже охватываемых в данном исследовании рамок, однако в середине 1940-х он уже работал на Форда. Приведенные в его книге, мнения молодого рабочего об обстановке в компании являются весьма важным материалом.

Роман о фордовской Америке «Автомобильный король» Эптона Синклера – послужил замечательным источником для данной работы. Автор проводит две жизненных параллели - Генри Форда и одного из его работников - Эбнера Шатта. Данное сочинение помогает наиболее объемно понять положение дел в компании Форда и отражение всех процессов, проходивших в компании на примере отдельно взятого человека и его семьи. Эптон Синклер беспристрастно подходит к вопросу. И несмотря на то, что он лично был знаком с Генри Фордом, автор не пытается возвеличить промышленника, либо скрыть какие-либо неприятные факты. В свое время, после выхода в свет этой книги в 1937 г. этот роман назвали «разоблачением политики Генри Форда», а советская цензура определила его как «социальный роман-памфлет об индустриальных королях Америки».

Работа профессионального фордиста Бориса Михайловича Шпотова «Генри Форд: жизнь и бизнес» явились бесценным источником для написания данной курсовой. В состав книги, помимо собственно работы автора, входит множество документов из различных архивов, которые несли в себе бесценные данные о том или ином явлении, происходившем в компании. Высокопрофессиональное мнение Шпотова о многих аспектах политики Генри Форда также помогло составить наиболее полное представление об изучаемом вопросе.

«История экономики» Вощановой и Годзиной помогли сопоставить обстановку в компании «Ford Motor» со всеобщей ситуацией в мировой экономике. «Мир в XX веке» Сороко-Цюпы, Смирнова и Строганова помог рассмотреть борьбу профсоюзов в компании Форда и сопоставить ее с общей обстановкой дел в экономике США и «новым курсом» Рузвельта.

Данные американского энциклопедического издания «Encyclopedia Americana International Edition» помогли понять и рассмотреть картину событий полностью, с помощью подробных статистических данных, приведенных в этом издании.

Основная часть


Программа «пять долларов за рабочий день».


12 января 1914 года в штаб-квартире «Ford Motor Company» было официально объявлено о введении абсолютно новой, небывалой ранее системе оплаты труда. Программа «пять долларов за рабочий день», как окрестили ее современники, включала в себя ряд социальных предприятий, выходивших за рамки лишь повышения заработной платы. По сути это широкая программа материального стимулирования, социального обустройства и управления рабочими.


Политика Генри Форда в 1910-х гг.


Программа «разделения прибылей» (profit sharing), получившая название программы «пяти долларов за рабочий день», стала качественно новым шагом в эволюции социальной политики американских компаний. Наибольший интерес представляет то обстоятельство, что на момент своего появления, программа «пять долларов за рабочий день» не была обусловлена ни социальной, ни экономической необходимостью, а появилась по прихоти одного человека, опережающего время. Ввод этой системы отражал общую направленность социальной политики «Ford Motor Company», которая стремилась улучшить положение рабочих. Подобная система, и ряд других либеральных свойств компании (работа инвалидов, тяжелобольных, слепых, принятие на работу людей всех национальностей) предотвратила массовые недовольства рабочих, столь широко распространившихся позже, в 20-х годах, и максимально оттянула время появления фордовского профсоюза, в котором рабочие, до определенного момента просто не испытывали необходимости.

Высшее управление «Ford Motor Company» представляло новую систему, как программу повышения благосостояния рабочего, восстановления справедливости разделения прибылей, которые приносило предприятие. Наивысшая цель проявляемой заботы объяснялась «культурным воспитанием» отсталых рабочих и иммигрантов, прививание интереса к достойной, цивилизованной жизни.[1]

Однако такую оценку нельзя признать полностью справедливой. Сопоставление имеющихся данных, показывает неоднозначность мнения о лишь положительных свойствах и следствиях введенной системы. После объявления о введении программы, в обществе создалось неверное мнение о том, что «Ford Motor Company» намерена выплачивать каждому рабочему пять долларов за рабочий день. Того же мнения придерживались и рабочие, и были изумлены, когда узнали истинную суть новой системы. Прежняя заработная плата оставалась без изменений, но каждые две недели рабочий получал надбавку. Надбавка начислялась таким образом, что общий доход рабочего за день достигал минимума в пять долларов. Но получить такую надбавку мог только тот рабочий, который прошел «проверку», своеобразный экзамен, который стал для работающего на заводе притчей во языцех.

Сразу, как только было объявлено о претворении новой затеи в жизнь, был создан социологический отдел (Sociological Department), который по типу проводимой работы скорее можно назвать социальным. В отделе служило изначально сто, позже пятьдесят человек, работа которых заключалась не просто в сборе информации о сотруднике, но в консультировании рабочих по ведению хозяйства, дальнейших семейных планов, распределении семейных средств и прочего. Для части рабочих, прежде всего коренных американцев, подобное отношение было диким. Для другой же части, в основном состоящей из вчерашних иммигрантов, которые еще не до конца освоились в новых условиях, инновации в социальной сфере были необходимыми и весьма полезными. Для среднего рабочего «Ford Motor Company» время от времени посещавшие их дом инспекторы были просто спасением. Ведь служащие социологического отдела  не просто «учили, как надо жить», а могли предоставить реальную помощь, например, в поиске более комфортабельного жилья.[2] В некоторых домах работник социологического отдела играл роль семейного психолога и консультанта, выезжая по первому требованию рабочего к нему домой в случае нештатной ситуации. Таковыми считались: необходимость срочной материальной помощи, арест рабочего полицией, вызов в суд, несчастный случай, покупка жилья, семейные ссоры.

Система характеристики и критерии оценки рабочего, его быта, были продуманы самим Фордом до мелочей, и основывалась исключительно на его взглядах на жизнь, семью и ее хозяйство. Эти взгляды кому-то импонировали, кого-то раздражали. На каждого рабочего компании была составлена характеристика, включавшая в себя заключение, основанное на всех критериях оценки того или иного рабочего и имеющихся у него условий. По результатам исследования, проведенного инспектором социологического отдела, принималось решение: «достоин» или «недостоин» рабочий принимать участие в прибылях. Таким образом, в первый год действия программы допуск на участие в прибылях получило 60% сотрудников, через год уже 87%.[3]

Программа «пяти долларов за рабочий день» включала в себя целый ряд социальных мероприятий и далеко выходила за рамки повышения заработной платы. Задача инспектора заключалась в составлении личного дела, на основе данных, полученных при очной встрече с сотрудником и опросе его соседей и знакомых, мнение которых играло более значимую роль, чем мнение самого рабочего. Личное дело содержало информацию о семейном положении, количестве и возрасте иждивенцев, о состоянии здоровья рабочего, о его расходах и сбережениях. Вся информация должна была быть закреплена документально, поэтому от рабочего требовали выписку из банка, где хранятся его сбережения, справку из больницы, где он лечится и т.п.[4]

Анкета, вложенная в личное дело, содержала личные данные: вероисповедание, знание английского языка, национальность, семейное положение, гражданство, продолжительность проживания в США и в Детройте, оценка привычек и образа жизни рабочего.[5]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.