Важное место в обеспечении
национальной безопасности является участие Казахстана в такой организации, как
"Шанхайская пятерка". В рамках этого форума обеспечено взаимное
доверие в области границ пяти стран-участниц, что существенно укрепляет
региональную безопасность.
Третье.
Развитие регионального сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и
многовекторности, а также с учетом мировой тенденции экономической
глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному
сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых
Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское
Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и др.
Интеграция в Центральной Азии
является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания
рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности,
вопросы водообеспечения и проч. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан
трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между
Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.[8]
Интеграционные процессы в СНГ
проходят с различной скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы.
Так, были созданы различные блоки - ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный
Комитет и проч. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею
создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к
интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое
практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.
Для политиков и деловых людей Запада
Казахстан представляет интерес в первую очередь как источник сырья, рынок
сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе
"Казахстан-2030" отмечает, что "... как это ни парадоксально,
мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами,
не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных"[9]. К этим странам можно отнести Нигерию, Тобаго,
Венесуэлу. Их пути не должен повторить Казахстан.
Министерство
иностранных дел Республики Казахстан призвано осуществлять внешнеполитический
курс, направленный на дальнейшее укрепление суверенитета, политической и
экономической независимости, территориальной целостности, нерушимости границ и
полноправного членства Республики Казахстан в мировом сообществе, как
государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов
международных отношений Устава ООН, прагматичного и конструктивного подхода во
внешнеполитических делах, а во внутренних - привержено политике гражданского
мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдения прав
человека.
«Внешняя политика
- это атрибут любого государства, показатель его суверенитета и
самостоятельности, способности представлять и защищать свои национальные
интересы в мировом сообществе. Едва ли в мире найдется государство, не имеющее
своего внешнеполитического органа.»[10]
Происходящие в
мире события, новые тенденции в международных отношениях, активное развитие
процессов глобализации на рубеже веков значительно изменили характер дипломатии
- она становится более прагматичной, динамичной, экспертной с точки зрения
решения отраслевых задач - экономика, финансы, экология, военная сфера,
международный терроризм, организованная преступность, наркотики.
Именно с этих
позиций Республикой Казахстан предложена адаптированная Концепция внешней
политики Казахстана, одобренная Советом Безопасности страны. Экономическая
составляющая все больше превалирует во внешнеполитической деятельности многих
стран. Казахстан не является исключением. Внешние глобальные экономические
перемены требуют активной и согласованной работы со стороны внешнеполитического
ведомства и других министерств РК.
Современные
международные отношения - это комплекс двустороннего и многостороннего
сотрудничества между государствами не только в экономике, но и в области
безопасности, политики, международного права, социальных, гуманитарных,
культурно-исторических и целого ряда других проблем. Все они взаимосвязаны и
тесно переплетены. Подтверждением может служить, например, тема Каспия, где
сходятся воедино многие важнейшие проблемы - геополитика и военные аспекты,
нефтедобыча и транспортировка, инвестиции и экономическая безопасность,
правовой режим и делимитация, экология и дальнейшее развитие региона и др. Наша
задача здесь состоит в том, чтобы внимательно отслеживать все нюансы каспийской
политики каждого из "игроков", делать все, чтобы эта чисто
экономическая проблема не переросла в проблему политическую, решалась
справедливо, равноправно, с учетом взаимных интересов.
Сегодня, по
экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более восьмидесяти
процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный
Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных в инвестиционном
отношении стран мира.
Отрадно, что
экспорт Казахстана в 2000 году в стоимостном выражении увеличился более чем на
60% по сравнению с предыдущим годом. Однако его структура завязана на
нескольких товарных позициях и почти на 70% представлена в виде сырья.
В тех случаях,
когда за рубежом в отношении казахстанской продукции инициируются
антидемпинговые расследования со стороны органов страны-импортера, МИД
внимательно отслеживает складывающуюся ситуацию и координирует работу
соответствующих ведомств и дипломатических представительств республики по
защите отечественных экспортеров. Например были отменены антидемпинговые
пошлины, наложенные американской стороной на титановую губку (июль 1998 года),
уран (июль 1999 года), ферросилиций (август 1999 года), сняты санкции Индии на
казахстанский феррохром (декабрь 2000 года), прекращены антидемпинговые
разбирательства со стороны Колумбии и Аргентины в отношении сталелитейной
продукции, произведенной в Казахстане.
Подтверждением
международного признания успехов Казахстана в последовательном проведении
рыночных преобразований и либерализации экономики служит решение Совета
Европейского Союза о внесении поправок в антидемпинговое законодательство,
принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает
Казахстан как государство с рыночной экономикой. В настоящее время
казахстанские дипломаты предпринимают активные шаги и по вопросу отмены
действия так называемой поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту США 1974 года
в отношении республики и предоставления Казахстану безусловного статуса страны
наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами и Канадой.
В частности, в
целях корректировки экономической политики в августе 2000 года на расширенном
заседании правительства глава государства поручил всем министерствам и
ведомствам республики, в том числе МИДу, активизировать работу по развитию
отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья,
третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе. Шел разговор и о
реанимации сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности,
строительстве дорог, развитии транзитно-транспортного потенциала. Была
подчеркнута необходимость стимулирования импортозамещения, а также создания
предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих инфраструктуру крупных
промышленных предприятий. Такие конкретные задачи поставлены и перед
внешнеполитическим ведомством республики.
В развитии
транзитного потенциала предстоит решить проблему удешевления транспортной
составляющей нашего экспорта-импорта, развития транзитных маршрутов. В этом
ряду чрезвычайно перспективным выглядит организация транзита по маршруту Юго-Восточная Азия - Казахстан - Россия - Европа, а также по оси
Север - Юг. Активная защита за рубежом интересов казахстанского бизнеса и
экономических субъектов - новая приоритетная задача нашей дипломатии. Она четко
прописана в адаптированной Концепции внешней политики РК. В экономическом
контексте необходимо расценивать и решение о создании в системе МИД РК Комитета
по инвестициям на базе бывшего самостоятельного соответствующего агентства
Общеизвестно, что
внешняя политика - дорогое удовольствие. От этого факта никуда не деться. Но
казахстанские дипломаты также понимают и необходимость обеспечения высокой
отдачи от вложенных средств.
Только
нормальные и партнерские отношения в политической сфере между государствами
создают необходимые условия для всемерного развития и укрепления
взаимовыгодного экономического сотрудничества. Поэтому было бы не совсем
правильно разделять, а тем более противопоставлять внешнюю политику и
внешнеэкономическую деятельность. Это две стороны единого процесса обеспечения
национальных интересов страны.
Казахстанские
дипломаты стремятся выполнять адресованное к ним требование президента:
"Ваш долг - создать максимально благоприятные внешние условия для нашего
поступательного внутреннего развития, гармоничной интеграции Казахстана в глобальные
и региональные процессы в качестве крупного регионального государства".[11]
Важное место в политической
элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич
Токаев. Касымжомарт Токаев - одна из самых известных и знаковых фигур в
президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний
момент, г-н Токаев - один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах
государственной власти.[12]
Как результат - за последние
годы в казахстанскую экономику только прямых иностранных инвестиций было
вложено свыше 12,5 млрд. долларов. В прошлом году достигнут наибольший рост ВВП
среди стран СНГ - 9,6 процента.[13]
2 декабря 1991 г. В Алма-Ате
состоялась пресс-конференция для зарубежных корреспондентов и журналистов
республиканских средств массовой информации. Нурсултан Абишевич Назарбаев
получил мандат первого Президента Казахстана. На пресс-конференции выступил
Президент Казахской ССР Н. А. Назарбаев, отметив роль Казахстана в
межгосударственных отношениях и заявив о его открытости. Президент подчеркнул,
что государство, имеющее срединное геополитическое положение, должно стать
мостом между Европой и Азией. Казахстан не будет замыкаться только на Азиатском
континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией.
Республика Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами
мира.[14]
2 марта 1992 г. Вступление
Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН). На пленарном заседании 6-й
сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования принято решение о принятии
Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций. После заседания
состоялась торжественная церемония поднятия флага Казахстана перед
штаб-квартирой ООН. Автоматически после вступления Республики Казахстан в ООН,
Республика Казахстан стала членом Экономической и Социальной Комиссии для Азии
и Тихого Океана (ЭСКАТО).
6 апреля 1992 г. Состоялся
обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой
Казахстан и Канадой. Америка, Канада (Республика), а 10.04.92 обмен нотами об
установлении дипломатических отношений.[15]
18 апреля 1993 г. В Алматы
открылась выездная сессия Всемирного экономического форума, на которую прибыли
представители деловых кругов из тридцати стран мира. Первое пленарное заседание
открыл президент ВЭФ Клаус Шваб. На сессии выступил Президент Н. А. Назарбаев,
подчеркнувший, что Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества в
области вложения иностранных инвестиций, создании высокоэффективных совместных
производств.
Британский специалист в области
стратегии Гарольд Маккиндер однажды назвал обширное географическое пространство
Центральной Азии, сердцевиной, важнейшей зоной в мировой истории. В XXI веке
Центральная Азия как часть евро-атлантического пространства по-прежнему
сохраняет за собой это свое ключевое значение. НАТО как оплот
евро-атлантической безопасности готова углублять сотрудничество с государствами
Центральной Азии во имя всеобщего блага.[16]
Важным итогом двусторонних
усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н.
Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими
сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в
силу 1 июля 1999 года.[17]
Таким образом, была заложена
основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более
динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием
соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая
торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной
продукцией. В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный
договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для
Казахстана принципиальное значение, прежде всего потому, что гарантирует
недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в
мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных
торгово-экономических интересов.
Глава II. Состояние и перспективы Казахстано-Канадских
внешнеполитических связей на современном этапе.
На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и
глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном
независимости вышли казахстанско-американские и казахстано-канадские отношения.
Они развиваются динамично, выйдя на уровень демократического партнерства,
сегодня США и Канада являются крупнейшими инвесторами экономики Казахстана. В
немалой степени, развитию связей Казахстана со странами АТР, способствовала
проведенная в октябре 1998 г. в центре делового сотрудничества
"Атакент", международная торговая ярмарка стран
Азиатско-тихоокеанского региона "АСПАТ-98".
Традиция проведения ярмарок АСПАТ зародилась в 1966 г. Первая ярмарка
прошла в Бангкоке. Последующие пять проводились в Тегеране, Дели, дважды в
Пекине, а последняя, в 1996 году - в Маниле, где Казахстан представляли
Торгово-промышленная палата и выставочная фирма "Каз-ЭКСПО". Именно
АСПАТ принадлежит доля заслуги в том, что компании региона составляют 21 % от
всех инвесторов, работающих в Казахстане.
Инициатива проведения очередной ярмарки принадлежит правительству
Казахстана. Республика открыта для многостороннего сотрудничества с зарубежными
партнерами. В выставке приняли участие 120 компаний из 19 стран мира, в том
числе из США, Японии, Китая, Канады и других.
Особо нужно отметить международную конференцию "Казахстан и
Азиатско-Тихоокеанский регион: возможности и перспективы", в которой приняли
участие представители иностранных компаний, коммерческих и торговых делегаций.
Конференция прошла под патронажем Государственного комитета Республики
Казахстан по инвестициям.
Спонсорами и организаторами выставки ярмарки стали экономическая и
социальная комиссия ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО ООН) и
торгово-промышленная палата Республики.
Эти два события - имеют неоценимое значение не только для развития
торговых связей со странами АТР, но и для общего процесса интегрирования
Казахстана с мировым сообществом и в частности с Канадой.
Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь,
сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР,
КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для
некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между
некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).[18]
В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного
производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли[19]. Концентрация
внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные
обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в
Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)[20]. Здесь производится
67% автомобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали,
две трети судов и синтетических волокон.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|