* гибкости, предусматривающей постоянную
адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
* непрерывности, предполагающей
"скользящий" характер планирования;
* коммуникативности, под которой следует понимать
координацию и интеграцию усилий (все должно быть взаимосвязано и
взаимозависимо);
* итеративности, предусматривающей творческий
характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов
плана;
* многовариантности, позволяющей выбрать
наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
* участия, предполагающего важность самого
процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных
участников будущей организации;
* адекватности отражения реальных проблем и
самооценки в процессе планирования. В экономической литературе существует
множество версий бизнес-планов как по форме, так и по содержанию, структуре и
т.д. В разрезе объектов бизнеса целесообразно применять классификацию
бизнес-планов, показанную на рис. 1. Возможны другие
классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента.
Приведенную на рисунке классификацию бизнес-планов можно разрабатывать в
различных модификациях в зависимости от их назначения: по бизнес-линиям
(продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом
(новому и действующему). Следует отметить, что к бизнес-плану близок такой
привычный ранее отечественным предпринимателям документ, как
технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана — в его
стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании
производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности
на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения. При
разработке различных типов бизнес-планов необходимо учитывать такие
особенности, как: специфика отрасли; общая стратегия организации; концепция
продукта и т.д. Оптимальным является приведенная ниже структура бизнес-плана.
1. Концепция бизнеса.
2. Ситуация в настоящее время и краткая
информация об организации.
3. Характеристика объекта бизнеса.
4. Исследование и анализ рынка (рынки и
конкуренция или среда для бизнеса)
5. Организационный план, в том числе правовое
обеспечение
6. Персонал и управление.
7. План производства.
8. План маркетинговых действий.
9. Потенциальные риски.
10. Финансовый план и финансовая стратегия
. Эта структура не рассматривается как нечто
застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и
объектов бизнеса. Главное здесь то, что бизнес-план является официальным
документом и должен быть оформлен в соответствии с требованиями потенциальных
инвесторов, партнеров по бизнесу и т.д. Для его написания необходимо собрать
большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии
отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п. Значительная часть этого
материала, как правило, не входит в окончательный, официальный вариант
бизнес-плана, поэтому заслуживает внимания предварительная разработка его
рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы,
сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут
иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до
расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в
процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта
бизнес-плана. Следует отметить, что в отечественной теории и практике
бизнес-планирование иногда неоправданно отождествляется с внутрихозяйственным
планированием. Однако между этими видами планов существуют различия.
1. Бизнес-планирование в отличие от
внутрихозяйственного включает не весь комплекс общих целей предприятия, а одну
из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида
деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется, главным образом, на
разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как
внутрихозяйственное планирование может включать различные виды совместной
текущей и перспективной деятельности.
2. Бизнес-планы разрабатываются, как правило, на
инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по
истечении которых работа над бизнес-проектом завершается. Внутрихозяйственное
планирование проводится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления
хозяйством. По мере выполнения одного годового плана организации после
соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д.
Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные
границы, тогда как любой внутрихозяйственный план таких четких ограничений не
имеет.
3. Основное назначение бизнес-плана состоит в
открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта
необходимых производственных ресурсов, в первую очередь денежных средств. Поиск
надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых
показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней
производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых
и банковских структурах. Внутрихозяйственные планы необходимы в большей степени
для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для инвесторов и
кредиторов.
4. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно
под руководством и при личном участии предпринимателя — учредителя фирмы.
Внутрихозяйственным планированием, как правило, занимаются профессиональные
экономисты-менеджеры и специалисты линейных и функциональных подразделений
предприятия. процесса планирования чаще всего применяют термин "бюджетирование".
Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных
единицах. В западных системах управленческого учета для характеристики для
управления доходами, расходами и ликвидностью пред- . приятия. Качественное
бюджетирование предполагает участие в плановом процессе многих специалистов:
маркетологов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, технологов, специалистов в
области налогообложения, нормирования трудовых и материальных ресурсов и др.
Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие
"верхов" и "низов". Данная схема является наиболее
совершенной, поскольку планирование "снизу" и составление бюджета
"сверху" представляет собой единый процесс, в котором
предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных
уровней управления предприятием. Разработка бюджета включает в себя четыре
основных этапа, а именно: * постановку проблемы и сбор исходной информации для
разработки проекта бюджета; * анализ и обобщение собранной информации, расчет
научно обоснованных показателей деятельности предприятия, формирование проекта
бюджета; * оценку проекта бюджета;
* утверждение бюджета.
При сборе исходной информации предусматривается
ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью
взаимоувязки необходимых показателей.
1.3. Бюджетирование как управленческая технология
1.3.1.
Бюджетирование как технология управления предприятием
Бюджетирование
— это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет,
а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и
повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений [29, с.
203].
Основным
объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно
бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта
финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного
или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по
сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько
видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически,
организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами, как
отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса,
сроки и направления реструктуризации и т. п.
Бюджетирование
— это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов,
получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет
анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Бюджет
— это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации,
позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в
финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным
подпериодам. Отчасти уже поэтому в высокоразвитых странах бюджет (финасовый
план) — основа внутрифирменного управления. Соответственно бюджетирование — это
технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых
планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий
внутрифирменного управления.
В
сознании российских людей бюджет представляет собой категорию государственного
управления, по поводу которой ведутся дебаты между Правительством и
Государственной Думой. За рубежом бюджет является категорией прежде всего
бытовой: бюджет семьи или финансовый план компании, т. е. утвержденный ее
руководителями прогноз финансового состояния фирмы, в котором определены
основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные
целевые финансовые показатели. Бюджет — это и запланированные финансовые сметы,
и прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и
инвестиций), условия их получения и т. п. Бюджет предприятия или фирмы — это
финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее
финансовое состояние предприятия или фирмы, финансовое, количественно
определенное выражение результатов маркетинговых исследований и
производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно
бюджетирование — это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа
финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации,
позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в
финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.
Важно
также представлять себе сферы применения бюджетирования. Как процесс
составления финансовых планов и смет бюджетирование применимо ко множеству
объектов: компании или предприятию в целом, отдельному структурному
подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.), программе работ или
функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.),
отдельному контракту или проекту, специально выделенным центрам учета (центры
прибыли, центры затрат и т.п.). При постановке бюджетирования как процесса
важно выбрать объект бюджетирования. Для бюджетирования как управленческой
технологии важно также определить уровни составления и консолидации
(составления сводных бюджетов) бюджетов, соответствующие уровням управленческой
иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При
постановке бюджетирования важно также представлять себе, что универсальных
правил, методов и процедур, строго описанных в экономической литературе или закрепленных
в нормативных актах по бухгалтерскому учету, здесь быть не может.
Бюджетирование — это всегда простор для творчества, поскольку каждое
предприятие, любая большая и малая фирма — уникальны и неповторимы. А значит, и
системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и
уникальными.
Как управленческая технология бюджетирование является не только (а
может быть, и не столько) инструментом планирования. Это еще и инструмент
контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в компании в
целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий
период должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а
также сопоставляться плановые и фактические показатели. По результатам
сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т. е. оценка уровня
отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения.
Отклонения (могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже
плановых, и положительными, если фактические показатели превышают
прогнозируемые или установленные ранее.
Отклонения могут измеряться в абсолютных (например, в рублях) и в
относительных (например, в процентах) единицах измерения. Отклонения могут
рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и
по отношению к любому базовому периоду. Например, отклонения на 6-й месяц
бюджетного периода могут устанавливаться в процентах к отклонениям в 1-м
месяце.
План-факт анализ может проводиться для всех основных бюджетов, а
при необходимости (для более тщательного изучения причин отклонений) — для
отдельных операционных бюджетов. План-факт анализ может проводиться и для
компании в целом, и для ее отдельных бизнесов (чтобы выявить, за счет какого из
бизнесов возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае
выбор объекта план-факт анализа — сугубо внутреннее дело компании на основе
целей и задач бюджетирования, поставленных ее руководителями.)
Для разработки форматов основных бюджетов и определения набора
операционных бюджетов прежде всего предстоит разобраться с классификацией
затрат. Разные виды расходов нормируются и планируются различным образом. При
этом всегда нужно делать различия между некоторыми теоретическими построениями
финансового менеджмента и реальной практикой финансового планирования. В целом
все виды затрат могут быть разделены на две основные категории: постоянные
(условно-постоянные) и переменные (условно-переменные) [18, с. 52].
Постоянные (условно-постоянные) затраты — это расходы,
которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода,
независимо от изменения объемов продаж (например, управленческие расходы,
амортизация). В действительности эти расходы постоянными в буквальном смысле
слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной
деятельности (например, с появлением новых продуктов, новых бизнесов, филиалов
или представительств в других регионах) более медленными темпами, чем рост объемов
продаж, или растут скачкообразно. Поэтому их и называют условно-постоянными.
Переменные (условно-переменные) затраты — это
расходы, которые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или
уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти расходы непосредственно
связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям
(стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по
переработке, например электроэнергия и т. п.). Условно-переменными их называют
потому, что прямо пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле
существует лишь до поры до времени или в определенный период. Доля этих
расходов в какой-то период может измениться (поставщики поднимут цены, темп
инфляции отпускных цен может не совпадать с темпом инфляции этих издержек и т.
п.). А это будет означать, что с данного периода переменные затраты хотя и
будут изменяться, как и прежде, прямо пропорционально объему продаж, но на
другом уровне (с другим удельным весом).В теории финансового менеджмента также
принято выделять такие две категории, как прямые и накладные расходы. Здесь
за критерий разделения принят не порядок начисления (нормирования) этих затрат
во взаимосвязи с изменением объема продаж, а порядок отнесения различных
категорий расходов на себестоимость продукции.
Прямые расходы — это те расходы, которые
непосредственно и полностью относятся на себестоимость данной продукции. Они
непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью и формируют себестоимость
продукции (стоимость закупленных сырья, материалов, комплектующих, расходы на
заработную плату по их переработке и на производственное обслуживание).
Например, если вы купили сырье или материалы на сумму 100 руб. и произвели из
них продукцию стоимостью 200 руб., то на себестоимость продукции следует
отнести (списать) все 100 руб. затрат. Было бы странно, если бы, затратив на
изготовление чего бы то ни было 100 руб., вы из каких-либо альтруистических
побуждений списали на себестоимость только 50 руб.
Накладные расходы — это расходы,
косвенным образом связанные с производством данного продукта, бизнеса или
хозяйственной деятельностью фирмы, являлись условием ее существования как
организации. Косвенные расходы предназначены для различных целей, их нельзя
непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, контракта, клиента
(например, реклама, административные расходы, издержки связи). Например, фирма
затратила на рекламу 100 руб. Эти деньги она должна будет каким-то образом
распределить между различными видами изделий и услуг или между видами бизнесов
своей фирмы [18, с. 86].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|