•
Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее
отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (материальных и
нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за
предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов
товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.).
•
Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных
бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми
собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
•
Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и
кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям
хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение
направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
•
Превращение компании в “финансово прозрачную”, понятную в финансовом отношении
для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
•
Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной
работы структурных подразделений в интересах всей организации.
•
Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов
хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
•
Контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой
устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных
структурных подразделений и видов бизнеса.
Бюджетирование
— основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего повышения
ответственности руководителей различного уровня управления за финансовые
результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями [27, с.
29].
До
сих пор на большинстве наших предприятий действует так называемый “котловой”
принцип учета затрат. В отсутствии бюджетирования, например, невозможно,
во-первых, разделить высокорентабельные, низкорентабельные и нерентабельные
виды бизнесов, а во-вторых, решить, какие из низкорентабельных видов бизнеса
следует все-таки развивать и далее по той простой причине, что они приносят
основную массу прибыли.
Кроме
того, бюджетирование позволяет сделать предприятие или фирму, что называется,
“прозрачной”, а потому более привлекательной для инвесторов. В Российской Федерации
для подавляющего большинства предприятий реального сектора острой проблемой
является обилие доставшейся в ходе приватизации собственности и неумение
эффективно управлять ей. Бюджетирование позволяет определить неработающие,
неэффективные активы, которые нужно побыстрее продать или от которых нужно
избавиться иным образом. Поэтому бюджетирование является основой осмысленной
реструктуризации предприятия, оптимизации и его структуры капитала (активов).
Виды бюджетов.
Бюджеты разрабатываются как в целом для
организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или
отдельных функций деятельности (частные бюджеты). Процесс составления сводного
(главного) бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с хорошо
известным нам процессом разработки техпромфин-плана. Главный бюджет
представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям
деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления
создаются:
* план прибылей и убытков;
* прогноз денежных потоков;
* прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о
финансовом положении).
Главный бюджет организации состоит из двух
основных бюджетов — операционного и финансового. В операционном бюджете хозяйственная
деятельность организации отражается через систему специальных
технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии
производственно-хозяйственной деятельности. Конечной целью операционного
бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его
формировании используются бюджеты:
* продаж;
* производства;
* закупки и использования материальных запасов;
* трудовых затрат; * общепроизводственных
расходов;
* административно-управленческих расходов;
* коммерческих расходов.
Разработка операционного бюджета начинается, как
правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и
стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели
организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др. Бюджет продаж
формируется как "сверху вниз" на базе стратегического планирования
(например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и "снизу
вверх", принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих
случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
Основным источником информации при составлении бюджета продаж служат данные
отдела маркетинга. После установления планируемого объема продаж
разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты
закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.
Далее готовят бюджеты коммерческих и административно-управленческих расходов.
Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в
себя следующие показатели:
1. Выручка от реализации продукции.
2. Себестоимость реализуемой продукции.
3. Валовая прибыль (п. 1 - п. 2).
4. Коммерческие расходы.
5. Управленческие расходы.
6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 - п. 4 - п.
5).
Важной составной частью главного (сводного)
бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем
виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем
количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете,
трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение
предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их
использования. С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию
о таких показателях, как: * объем продаж и общая прибыль;
* себестоимость продаж;
* процентное отношение доходов и расходов;
* общий объем инвестиций;
* использование собственных и заемных средств;
* срок окупаемости вложений и др.
В состав финансового бюджета входят бюджеты
инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о
финансовом положении). В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются
источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных
вложений. Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой
план поступления денежных средств и (платежей на будущий период. С его помощью
прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для
составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды
излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Последним шагом в процессе
подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного
бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Он отражает структуру
активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1. Расчет
ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода
позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и
его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.
Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для
собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью
использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для
непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели
и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход
выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов,
состояние расчетов и платежей. При формировании бюджетов для подразделений организации
необходимым условием является использование метода "нулевого
баланса". Бюджеты должны составляться не на основе затрат за прошедший
период, а на базе запланированных мероприятий. Бюджеты необходимо формировать
на базе одного из альтернативных вариантов плана. Возможны следующие варианты:
пессимистический, вероятностный и оптимистический. Пессимистический вариант должен
преследовать ми- нимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся
ресурсов. Вероятностный вариант должен ориентироваться на достижение
максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический
вариант должен предусмотреть выполнение максимальной цели при эффективном
использовании всех ресурсов.
Формируемые бюджеты должны отвечать следующим
требованиям.
1. Бюджеты должны быть напряженными, но
достижимыми. Лишь сбалансированность мотивирует соблюдение бюджета.
2. Право на существование имеет только
действительный бюджет. Теневой или аварийный бюджеты недопустимы.
3. Бюджет является обобщающим планом в натуральных
и денежных единицах.
4. Ответственный за исполнение бюджета должен
принимать участие при его разработке, для того чтобы со всей ответственностью
отнестись к составлению бюджета.
5. Бюджет является своеобразной инструкцией к
записи по счетам. Он требует равенства планируемых и фактических данных.
6. Бюджет остается неизменным во время
бюджетного периода.
Составленный бюджет должен проходить
согласование со всеми службами организации, участвующим в его формировании,
после чего он представляется на рассмотрение руководству организации. После
одобрения руководством организации бюджет становится действующим. Он должен
[быть обязательно принят перед началом хозяйственного [года, для того чтобы
требуемые мероприятия могли быть :своевременно выполнены. Бюджет имеет силу для
целого временного периода. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к
изменению бюджета. Сведения об отклонениях, полученные в результате сравнения
плановых и фактических показателей, учитываются на будущее к началу :рока действия
следующего бюджета. На основании утвержденного руководством организации-бюджета
строятся ежемесячные планы доходов и рас-ходов, которые обязательны для
исполнения всеми службами. Через эти планы осуществляется управление затратами
в организации и обеспечивается достижение необходимого уровня экономических
показателей (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность активов, норма
прибыли и др.), без чего невозможно гибкое развитие предприятия. Эффективность
и обоснованность принятых бюджетов выявляется тогда, когда сопоставляются
плановые показатели с фактическими. Для этого на предприятии могут быть
составлены как статические, так и гибкие бюджеты. Статический бюджет рассчитывается
на конкретный уровень деловой активности организации. В нем доходы и расходы
планируются исходя только из одного уровня реализации. При сравнении данных
статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами фактический объем
реализации во внимание не берется, т.е. проводится сравнительный анализ результатов
(табл. 1).
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о
том, что производственным предприятием показатели, предусмотренные в главном
бюджете, не были достигнуты. По всем показателям, зависящим от объема
реализации продукции, имеются отрицательные значения. Статический бюджет
отражает сам факт достигнутого результата. С его помощью сравнивают и
анализируют только абсолютные значения показателей как в денежном, так и в
процентном отношениях.
Возможности более детального анализа статический
бюджет не предоставляет. В этих целях используют гибкий бюджет. В гибком
бюджете предусматривается несколько альтернативных вариантов объема
реализации. Он учитывает изменение затрат и доходов в зависимости от изменения
уровня продаж и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых
результатов с запланированными показателями. Гибкий бюджет включает доходы и
расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в статическом бюджете
показатели планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. При
использовании гибкого бюджета применяется факторный анализ результатов (табл. 2).
Сравнение статического и гибкого бюджетов показывает, что гибкий бюджет
предоставляет более объективные данные для анализа показателей предприятия.
Так, например, недовыполнение плана по прибыли по статистическому бюджету
составляет 300 тыс. руб., а по гибкому бюджету — 60 тыс. руб. Это связано с
тем, что статический бюджет не учитывает влияния фактического объема реализации
продукции, т.е. он оторван от реальной действительности.
В гибком бюджете для производственных затрат
вначале определяют норму в расчете на единицу продукции, а затем на основе этих
норм определяется плановый объем производственных затрат в зависимости от
уровня фактической реализации. Как видно из приведенных данных, главным
бюджетом, составленным на объем реализации 10 000 шт., планировалось 3800 тыс.
руб. производственных затрат. Это означает, что плановые производственные
затраты на единицу продукции составляют 380 руб. (3 800 000 : 10 000). Умножая
их на фактически достигнутый объем реализации, получим 3040 тыс. руб. (8000 х
380) производственных затрат. Такая корректировка в гибком бюджете
осуществляется по всем статьям производственных затрат. Аналогичным образом
также корректируется выручка от продаж. Так, главным бюджетом, рассчитанным на
10 000 тыс. шт. изделий, определен объем выручки от продаж в размере 5000 тыс.
руб. Это означает, что предполагаемая цена реализации одного изделия должна
составить 500 руб. (5 000 000 : 10 000). В нашем примере фактически реализовано
8000 шт. изделий. Следовательно, выручка от продаж по гибкому бюджету должна
составить 4000 тыс. руб. (8000 х 500). Таким образом, система бюджетирования,
основанная на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в
современных условиях является одним из наиболее передовых методов управления.
Он применим во многих областях управления. Так:
* в финансовом менеджменте при его помощи можно
заранее сформировать достаточно ясное представление о, структуре бизнеса
организации, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему
притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено
финансирование;
* в области управления коммерческой
деятельностью этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься
маркетингом для разработки более точных прогнозов и определять наиболее
целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных
имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
* в области организации общего управления этот
метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой,
производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой в
организации, позволяет обеспечить должную координацию деятельности этих служб,
ориентируя их на совместную деятельность для достижения утвержденных в бюджете
показателей;
* в области управления затратами этот метод
способствует более экономному использованию ресурсов и обеспечивает поиск путей
снижения затрат.
В рыночных
условиях хозяйствования процветающим считается предприятие, получающее
устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть
реализована на стабильной основе через систему внутрихозяйственного
планирования. Естественно, возникает вопрос: как могут сочетаться в реальной
действительности рыночный механизм и планирование? Как известно, ведущая роль в
координации деятельности продавцов и покупателей принадлежит ценам, именно они
определяют выгодные объемы и способы производства для участников хозяйственных
связей. Каждое предприятие вынуждено подчинить свои действия ценовому
механизму, закону спроса и предложения, поскольку никто не в состоянии отменить
их действие. Однако во внутренней структуре каждого предприятия механизм цен
вытесняется сознательными действиями администрации, менеджеров и других
специалистов. Поэтому деятельность предприятия регулируется через принятие
плановых решений. С этой позиции планирование и следует рассматривать как
механизм, который заменяет цены и рынок во внутренней деятельности предприятия.
Одновременно оно является и составной частью менеджмента. Поэтому планирование
представляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат его
деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование в зависимости от времени действия подразделяется на долгосрочное,
среднесрочное и краткосрочное, а по характеру преследуемой цели — на
стратегическое, тактическое и оперативное. В рамках стратегического или
долгосрочного планирования (на срок 5—10 лет) разрабатывается концепция перспективного
развития предприятия. Она преследует достижение стратегических целей его
существования: сохранение стабильного положения на рынке; расширение доли
рынка; максимизацию прибыли; повышение рентабельности; поддержание и
обеспечение ликвидности (платежеспособности); завоевание лидерства на рынке;
расширение экспортных возможностей и др. По каждому из этих направлений
определяют, в какие сроки должны быть достигнуты те или иные цели, что для
этого нужно сделать и кто несет ответственность за решение той или иной
проблемы. Осуществление стратегических направлений деятельности
предусматривается всей системой разрабатываемых на предприятии планов. С
помощью тактического или среднесрочного планирования (3—5 лет) осуществляется
детализация стратегических целей и задач предприятия. В рамках такого
планирования обеспечивается разработка конкретных программ, направленных на
постепенное и последовательное внедрение в жизнь намеченных долгосрочных целей
предприятия. В них предусматривается увязка целей развития с ресурсами и
определяются пропорции между различными показателями. Система оперативного или
краткосрочного планирования задает динамику и ритмичность работы предприятия в
течение дня, недели, декады, месяца, квартала или года. Такие планы
разрабатываются на основе утвержденных программ, имеют узкую направленность,
высокую степень детализации и характеризуются использованием различных приемов
и методов при их обосновании. Принятый план является стратегией предприятия, а
конкретные меры по его осуществлению — тактикой. Во многих западных фирмах
получило развитие непрерывное планирование, при котором ежегодно конкретизируют
планы предстоящего года и уточняют показатели на следующие два года. В
результате фирмы имеют перспективный план и последовательно добиваются
повышения его обоснованности. Такой подход к планированию должен стать правилом
и для всех отечественных предприятий. Одним из мощных инструментов
внутрихозяйственного планирования является бизнес-планирование. В
странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли свое достойное
место. Отечественная же теория и практика только накапливают опыт разработки
таких планов, необходимых как для получения инвестиций, так и для формулировки
собственных идей в части бизнеса, а также для оценки жизнеспособности его
предлагаемого объекта. Бизнес-план — краткое, точное, доступное и
понятное , описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при
рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать
наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план предназначается для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки
результатов за определенный период времени. В связи с этим он может
рассматриваться как мерило степени достижения успеха. Бизнес-план является
документом, позволяющим "высветить" курс действий и управлять
бизнесом. Поэтому его можно представить и как неотъемлемый элемент
внутрихозяйственного планирования, и как руководство для исполнения и контроля.
Очень часто бизнес-план используется как средство получения необходимых
инвестиций. В этом аспекте он служит "наживкой" для инвесторов и
мощным инструментом финансирования бизнеса. Кроме того, бизнес-план может стать
хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и
являясь своеобразной визитной карточкой организации. Поэтому он должен быть
компактным, красиво оформленным и информационно наполненным. Бизнес-план должен
гарантировать успех предполагаемого бизнеса и демонстрировать готовность
организации идти на риск. Его можно рассматривать и как инструмент
самообучения. В этом аспекте его разработка — это непрерывный процесс познания
и самопознания. Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что
бизнес-планирование — это творческий процесс, требующий профессионализма и
искусства. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса очень
важно соблюдение следующих основополагающих принципов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|