Дали тщетно пытался всучить Фрейду журнал со
своей статьей о паранойе, тот же словно не замечал художника и в, конце концов,
воскликнул: «Какой классический образец испанца! Фанатик до мозга костей!».
Что на самом деле поразило Фрейда, так это то,
что подсознательное, которое он мучительно отыскивал в картинах великих
мастеров ─ Микеланджело, Леонардо, Энгра, в работах Дали было видно
невооруженным глазом. Все, что так интересовало его в классической живописи ─
загадочные, тревожные, подсознательные идеи, ─ так и лезло в глаза с
полотен Дали. «Ваша тайна, ─ сказал он Дали, ─ лежит на
поверхности, картина ─ лишь механизм ее раскрытия».
Итак, психоанализ подсознательного ─
содержание живописи Сальвадора Дали. Не случайно, наверное, самый большой успех
Дали имеет у невротической молодежи с неустоявшейся психикой, с ее
эмоциональной амбивалентностью, изменчивостью настроения, постоянным
чередованием чувств и их проявлений, от агрессии до апатии. А вот французский
писатель Жюльен Грин уверяет, будто Дали «постигает обе бесконечности ─
макрокосмоса и микрокосмоса».
Так или иначе, картины Дали завораживают своею
странной пугающе-загадочной красотой и удивительно точными, реалистически
выписанными деталями. В них есть все, кроме обывательского здравого смысла.
Впрочем, против здравого смысла Сальвадор Дали боролся всю свою жизнь. Он
пытался окончательно стереть границу между разумом и творческим безумием (или
сверхразумом?). И это ему удалось в его удивительных живописных фантазмах.
«Что касается живописи, ─ напомним еще
раз высказывание самого Дали, ─ то цель у меня одна: как можно точнее
запечатлеть конкретные образы Иррационального».
4.
«Праздник» Сальвадора Дали.
Самое главное на свете ─ это Гала и
Дали.
Потом идет один Дали.
А на третьем месте ─ все остальное,
разумеется, снова включая и нас двоих.
Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали был анти-Казановой, хотя
женщины и манили его. В Париже он посещал бордели, но как! «Если внутреннее
убранство борделей очаровывало меня, то девушки ─ наоборот... К этим я не
притронусь, пообещал я себе, увидев их появляющимися одна за другой, заспанных
и перепуганных, как будто их только подняли с постели». Сальвадор Дали боялся
контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя
женской красоты. Вот одно из его рассуждений из авторской книги «Тайная жизнь
Сальвадора Дали»:
«В ту пору я возымел интерес к элегантным
женщинам. А что такое элегантная женщина?..
Итак, элегантная женщина, во-первых, вас
презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки. Когда я впервые увидел чисто
выбритую подмышку, меня потряс ее цвет ─ отдающий в голубизну: изысканный
и чуть порочный. Я решил поглубже изучить проблему и изучил ─
досконально, ибо все, что я делаю, делаю основательно.
Я никогда не встречал женщины одновременно
красивой и элегантной ─ это взаимоисключающие характеристики. В
элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко
выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того. Ее красота
всего-навсего заметна, но не исключительна. Элегантная женщина может и должна
обходиться тем немногим, что ей выделила природа: лицо ее не блещет красотой,
настырной, как трубный глас. Лицо ее отмечено печатью уродливости, усталости и
нервности (а уж элегантность возводит эти составляющие в качественно новую,
возвышающую степень манящего и властного цинизма). Итак, лицу элегантной
женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно
красивы и ─ насколько возможно ─ открыты взору. Грудь же не имеет
ровным счетом никакого значения. Если она красива ─ прекрасно, если нет ─
прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к
ней одно непременное для элегантности требование ─ это рисунок бедер,
крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой
одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен
рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза? Это
очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных
женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для
красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой. Наглядным примером
тому ─ Венера Милосская. В очертаниях рта элегантной женщины должна
непременно сквозить отчужденность, высокомерная и печальная. Но иногда ─
не часто ─ в минуты душевного волнения лицо ее вдруг преображается,
исполняясь неземной нежностью. Нос? У элегантных женщин не бывает носов! Это
привилегия красавиц. А волосы у элегантной женщины должны быть, причем
здоровые. Это единственное, чему в организме элегантной женщины надлежит быть
здоровым. Элегантная женщина, единожды подчинившись ярму своей элегантности,
должна с достоинством выносить ее гнет вкупе с нарядами и драгоценностями.
Элегантность должна стать стержнем ее бытия и в то же время причиной ее
изнеможения.
Потому элегантная женщина строга и не
сентиментальна, и душа ее оттаивает лишь в любви, а любит она сурово, отважно,
изысканно и жадно. Только такая любовь ей к лицу, равно как драгоценности и
наряды ─ их роскошь рифмуется с высокомерной роскошью пренебрежения,
которой она нас одаряет.
Никогда не довольствуйтесь элегантностью в
первом приближении! Ничего хуже почти элегантной женщины и представить себе
невозможно. Вообразите, что вам суют лекарство и уверяют, что оно почти сладкое
─ это то же самое, если не гаже».
Так считал и писал Сальвадор Дали. Кого он
имел в виду под совершенной элегантной женщиной? Возможно, свою русскую музу, с
которой Дали повстречался летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Но свои
первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом
классе у сеньора Трайтера: «…Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера я
увидел то, что перевернуло мне всю душу, ─ я увидел русскую девочку,
которую в тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до
кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку,
укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка ─ почти чудом она спаслась
от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя
взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения…
То была Гала? Я никогда в этом не сомневался ─ то была она».
Гала была женой Поля Элюара, французского
поэта. Дали и Гала увидели друг друга ─ и после первой встречи не
расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году. Гала по-французски
означает «праздник». Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора
Дали. Главной моделью для живописца.
Жизнь Елены Дмитриевны Дьяконовой, вошедшей в
мировую историю искусств как Гала, ─ захватывающий роман. Весной 1995
года во Франции в издательстве «Фламмарион» вышла первая биография Гала,
написанная писательницей Доминик Бона.
Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году,
стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые,
а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично
вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в
Москву. Она училась в гимназии вместе с Анастасией Цветаевой, которая оставила
ее словесный портрет, и всмотреться в него будет весьма любопытно:
«В полупустой классной комнате на парте сидит
тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое
лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть
по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как
утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и
та степень застенчивости, которая делает движения резкими».
В юные годы Гала была болезненным подростком,
и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории
«Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом
Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью,
отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее
он взял другое имя ─ Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от
туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, ─
они влюбились друг в друга.
Это был на стоящий страстный роман,
закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во
Францию, Гала ─ в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном
жанре, посредством обмена письмами. «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя,
мой дорогой мальчик! ─ писала Элюару Гала. ─ Мне не хватает тебя,
как чего-то незаменимого». Она обращалась к нему как к «мальчику», а иногда
даже как к ребенку ─ это фрейдистское обращение говорило о том, что в
Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя,
хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять,
холить...
Отец Элюара был категорически против связи
сына с больной и капризной девушкой из холодной и загадочной России. «Я не
понимаю, зачем тебе нужна эта русская девочка? ─ спрашивал отец поэта. ─
Неужели тебе мало парижских?». Но в том-то и дело, что русская девочка была
особенной.
Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять
судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за
службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала до
билась своего!) ─ в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены
которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам
огромную, из мореного дуба кровать. «На ней мы будем жить и на ней умрем», ─
сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.
Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он
превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую
женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в
свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и
новых стихов.
И все же романтическая роль жены поэта ─
не в духе Гала. Она открыто признавалась: «Я никогда не буду просто
домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу,
но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает.
Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с
наманикюренными ногтями».
Через год после бракосочетания родилась дочь
Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось.
Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали
домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры
сменялись не менее бурными признаниями в любви. «Мы вросли друг в друга» ─
так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не
надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир
другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими
глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил.
Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и
она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не
случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена ─ Поль Элюар ─
художник Макс Эрнст. Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и
незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с
Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.
В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой
(ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в
Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику
Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе
«Бал Габарин» и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.
По дороге в Испанию Элюар с восторгом
рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме
«Андалузский пес». «Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором,
словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела», ─
вспоминала впоследствии Гала.
Дом художника располагался за деревней, на
берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос
эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.
Чтобы поразить новую гостю, о которой он
кое-что слышал, художник решил предстать перед ней в экстравагантном виде, для
чего располосовал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой,
натер тело оригинальным одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды,
чтобы задействовать и сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже
собрался в таком неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне
жену Элюара. Она показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило
его лицо Елены, строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы, о
которых Элюар писал: «Они удобно лежат у меня в руках». Поражали и глаза.
Влажные и карие, большие и круглые, они, по словам того же Элюара, обладали
способностью «проникать сквозь стены».
Дали смыл с себя всю краску и явился на пляж
почти обыкновенным человеком. Он подошел к Елене и вдруг понял, что перед ним
его единственная и настоящая любовь. Осознание этого пришло к нему как
озарение, как вспышка, отчего он не мог нормально с ней разговаривать, ибо на
него напал судорожный, истерический смех. Он не мог остановиться. Елена
смотрела на него с нескрываемым любопытством.
Гала не была красавицей, но обладала большим
шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали
мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер
Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Эта женщина обладала
необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал
ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали
и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря,
она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ
непростой. Коль скоро она его вдохновляла...»
В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:
«Она призналась, что приняла меня за
противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали
мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я
всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час
приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические
сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на
запястье».
«Она стала рассматривать меня как гения, ─
признавался далее Дали. ─ Полусумасшедшего, но обладающего большой
духовной силой. И чего-то ждала ─ воплощения ее собственных мифов.
Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».
Версия Гала: «Я сразу поняла, что он ─
гений». Элюар был талантлив, а Дали ─ гениален, и это сразу определила Елена
Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.
А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала
Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не
покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником
Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и
дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета?
Трудно ответить.
Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал
чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены
своеобразную компенсацию в виде собственного портрета. Дали так объяснял идею
его создания: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик
поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Сначала Гала и Сальвадор жили вместе
неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Это был,
конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом.
Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой,
─ и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной.
Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную
энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как
свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была
ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и
часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|