Под искусством
книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального
облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими
ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и
полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного
формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и
декоративное убранство).
Основные
приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в
глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим
художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские
рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года,
Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления,
образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.
Первые
печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные
образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного
автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный
полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и
инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты
оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный
шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).
В
западноевропейских скрипториях в оформлении книжной страницы с уже написанным
текстом участвовали несколько человек. Вначале трудились рубрикаторы. Они наносили
контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая
текст с красной строки (лат. ruber - красный). Потом страница переходила в руки
орнаментаторов. Сначала орнамент сопутствовал только инициалам. Затем он
перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. Ее рисовали
имагинаторы - «образники». Для кодексов, созданных в странах
Средиземноморья, характерны плетеный орнамент и покрытие инициалов белыми
точками, «под жемчуг», но с местными отличиями: во Франции преобладал
растительный орнамент с геометрическими узорами, в Италии - необыкновенно
изящный бордюр, в Испании - арабески. Кодексам из Северной Европы присущ
«звериный стиль» маргинальных украшений с фигурами животных. Изобретенный в
Скандинавии и усовершенствованный в Англии, он достиг расцвета в Ирландии. Прогрессировали
и изображения заглавных букв. В романский период они почти не менялись. Но в
готический период развития западного искусства сложилась иерархия инициалов.
При полной иерархии крупные чертили в начале разделов, средние открывали собой
главы, малые - очередное предложение, а внутри крупных помещались миниатюры. Их
готовили миниаторы, а заполняли краской иллюминаторы (в переводе с латинского
«озарятели»). В XIII в. миниатюры (Приложение 1) покинули инициалы и, заняв
целую страницу, превратились в отдельные картины. Их рисовали иллюстраторы.
Случалось, что какие-то специалисты отсутствовали. Тогда манускрипт оставался
незаконченным и до нас доходил с пустотами.
Выдающимся
памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный
«Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из
фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются
по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24
строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутренне единое создание
русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как
«парсуна», «древнейший портрет», - писал один из крупнейших русских
искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров.
К
книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания
и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную
роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.
Объектами
художественного оформления являются все элементы книги - переплет, шрифт,
титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т.д., каждый из которых
имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных
средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие
способствуют созданию целостного ансамбля книги - ее художественного
оформления, которое несет на себе отпечаток эпохи, ее производительных сил и
производственных отношений, национальных традиций и эстетических требований,
стилевые признаки, отражает особенности литературного произведения и
индивидуальной творческой манеры художника-оформителя.
Искусство
оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как
предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова
лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в
области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от
соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с
возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства
книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с
процессом создания книги как художественной формы и одновременно
полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том,
чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до
читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания
книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение
особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и
читательского назначения издания.
Особенности
художественно-полиграфического оформления книги во многом определяются способом
изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала
(ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При
ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования,
гравирования или травления кислотой, а при фотомеханическом оригинал фотографируется
и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным
способам относятся: гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная
продольная и торцовая, линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать);
гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности
(глубокая печать); литография (плоская печать).
Одним
из основных элементов художественного оформления книги является книжная
иллюстрация позволяющая наилучшим образом художественно раскрыть и
дополнить содержание любого произведения - литературного, научного,
производственного и всякого другого.
Иллюстрация в широком смысле
- пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и
изображениями, а в более узком - область искусства, связанная с изобразительным
истолкованием литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг
является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно очень
своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода.
Книжные
иллюстрации различаются по содержанию - документальные, художественно-образные,
декоративно-орнаментальные; по способу исполнения - оригинальные (творческий
рисунок, технический рисунок, чертеж, схема, диаграмма, фотография), заимствованные;
по цвету - одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые) и многоцветные
(красочные); по способу воспроизведения - высокая, плоская и глубокая печать.
Они могут быть расположены в книге на суперобложке, обложке, переплете,
форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок (перед началом текста) или
буквиц (в начале глав, частей и т.д.), в любом месте текста, а также в виде
концовки (в конце книги).
Существует
много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные,
под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.
Иллюстрация
не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах,
комментирует, развивает и дополняет мысли автора. Важнейшими особенностями
иллюстрации являются её зависимость от текста и прямая цель - дополнить в
наглядно-зрительных образах повествование автора.
В
ряду изобразительных искусств книжная иллюстрация по массовости повторения и
распространения оригинала занимает ведущее место. Эта особенность иллюстрации
подчёркивает её социально-воспитательную роль и большую ответственность
издательств перед читателями по созданию настоящих, подлинно художественных
иллюстраций. Иллюстрации всегда выступают как составная часть книги, тесно
связанные не только с её содержанием, но и с её способом печати и брошюровки,
техникой её исполнения. Ведь не тот рисунок, что исполнил художник пером или
кистью, тушью или акварелью, а типографский оттиск, воспроизводящий рисунок
художника. Качество иллюстрации в книге зависит не только от художников, но и
от редакторов, работников типографии, т.е. иллюстрация становится в какой-то
мере плодом коллективного труда.
Прекрасными
иллюстраторами были известные художники Доре, Агин, Брок, Билибин, Кибрик,
Лансере, Фаворский и др. Редактор - главная фигура, определяющая характер
иллюстрирования и художественного оформления изданий. Практика иллюстрирования
различных произведений показала, что наиболее полезными читателю оказываются те
иллюстрации, которые продолжают и дополняют рассказ автора.
При
оценке иллюстраций редактор должен проверить:
·
соответствуют ли иллюстрации тексту;
·
выражены ли в рисунках основные идеи автора;
·
правильно ли сделана конкретизация произведения.
Иллюстрации
к серийным книгам должны быть выполнены в едином формате и технике их
исполнения, книги одной серии должны иметь единое художественно-техническое
оформление. Иллюстрирование несерийных книг в каждом отдельном случае
проводится оригинально.
В
основе современного художественного оформления книги лежит абсолютная гармония
всех её элементов. Суть гармонии - соотношение пропорций. Пропорции встречаются
во всём: в размере полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке
слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности
образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной
книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только
профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом,
но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко
проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и к тому же знать художников,
индивидуальные особенности и потенциальные возможности их творчества. Редактор
должен следить за тем, чтобы книга была удобочитаемой, прочной, опрятной. Она
должна быть привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от
титульного листа до выходных сведений, а её иллюстрации должны содержать
подлинно художественные образы и быть гармоничными частями книжных страниц. При
этом редактор должен иметь в виду, что повествовательная, истолковывающая
сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение книги идти попутно с
решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино редактора должно
быть серьёзное, вдумчивое отношение к литературному произведению. Простота,
выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней
структуре, удобочитаемость - такими критериями должна обладать любая книга.
Особенностью
работы над художественным оформлением и иллюстриро-ванием книги состоит в
одновременной работе редактора и художника. Её результаты - окончательный
список тем иллюстраций. После этого начинается работа редактора над планом
иллюстрирования, который является частью общего проекта
художественно-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем
иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем
иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литературного произведения
для иллюстрирования. Редактору необходимо выбирать для иллюстрирования те места
текста, которые наиболее ярко могут передать идейный замысел писателя или
поэта, глубоко раскрыть образы героев, передать соответствующее настроение и
ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. Такой
подход к выбору тем возможен лишь после тщательного изучения рукописи. После
редактор должен выбрать виды иллюстраций, которые будут использоваться, и
количество иллюстраций. Определение количества зависит от того, кому адресуется
книга, вида литературы, её значения и полиграфических и материальных возможностей
издательства и типографии. Редактору нужно помнить, что в книге могут быть
только необходимые ей иллюстрации. Затем начинается работа редактора над
архитектоникой книги, которую наиболее ярко выражают иллюстрации. Архитектоника
книги - это соотношение отдельных частей текста (глав, подглав и т.д.) и
иллюстраций, образующих единое целое - книгу. Правильно созданная архитектоника
помогает читателю верно истолковать текст. Редактору нужно стремиться
использовать различные виды иллюстраций так, чтобы они располагались по всей
книге, ритмично[16].
Общая схема прохождения издания в производстве представлена в Приложении 2.
Рассмотрим
далее приемы художественно-технического оформления на примере серии книг
«История книжного искусства».
Наш
анализ следует начинать с 70-х годов ХХ века, когда в отечественном книжном
искусстве наступает своеобразный перелом: в эстетическом движении произошел
переход к фотонабору и офсетной печати, ознаменовавший новую ступень свободы
дизайна от сопротивления материала по сравнению с типографикой металла.
Российские
дизайнеры книги с увлечением стали постигать типографическую лексику Херба
Любалина, Пола Рэнда, Джорджа Черны.
В
авангарде дизайнерских инноваций оказался альманах «Искусство книги» (Приложение
3), который в 60-80-е годы прошлого столетия стал для ведущих книжных оформителей
своеобразной экспериментальной площадкой[17].
Например, издания Н.Калинина, одного из талантливых мастеров той поры, сплошь
состоят как бы из одних левосторонних полос, о чем говорят и сдвинутые к корешковому
сгибу колонцифры на правых страницах, и более широкие, чем противоположные,
внутренние поля на левых. От первой до последней страницы книги дизайнер четко
и последовательно выдерживает асимметрию построения.
Ритм
смещения задается уже переплетом, где три из четырех строк текстовой информации
резко сдвинуты влево. Вопреки привычным представлениям текст расположен в левом
углу и на авантитуле.
Художник
тонко учитывает эффект визуального восприятия книги, согласно которому взгляд
зрителя-читателя по левой полосе скользит, а на правой задерживается. Калинин
как бы лишает его возможности остановиться: неравновесность разворота побуждает
читателя перевернуть страницу, но и там его ждет подстегивающий толчок к
дальнейшему движению.
В
каждом новом разделе книги сравнительно с предыдущим уменьшается высота наборной
полосы. Подобный «ход» одновременно и обнажает логику рубрикации в духе
функционального дизайна, и воплощает пафос движения, непостоянства, отвечая
интенциям экспрессивной типографики.
В
творчестве российских художников книги 70-х годов как бы совместились два этапа
мирового графического дизайна. Рациональные устремления «интернационального стиля»
и игровые тенденции экспрессивной типографии проросли на нашей почве одновременно,
притом нередко синкретически переплетаясь.
Протест
семидесятников против духовного климата эпохи застоя принял форму утверждения
вневременных, субстанциальных ценностей человеческого бытия, возвышения над
рутиной реальной повседневности.
Бук-дизайн
оказался той сферой, где художественное мировидение семидесятников
реализовалось особенно продуктивно. Используя мотивы типографики прошлого, художники
70-х создали современную книгу «на тему» классической книги.
Если
Жуков вводит в контекст современного издания и символически использует элементы
и приемы традиционной типографики, то еще дальше по пути актуализации культурных
ценностей прошлого идут М. Аникст и А. Троянкер, разрабатывая серию «История
книжного искусства», которую в 70-х годах начало выпускать издательство
«Книга». В 70-е годы вышли в свет два первых издания этой серии: «Эльзевиры» В.
Аронова (М., 1975) и «Альд и альдины» В. Лазурского (М., 1977).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|