Для субъектов малого предпринимательства и
представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными
положениями устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в
составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Формы финансовой отчетности банков и порядок
их заполнения устанавливается Национальным банком Украины по согласованию с
Государственным комитетом статистики Украины.
Формы финансовой отчетности бюджетных
организаций, органов Государственного казначейства по выполнению бюджетов все6х
уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным
казначейством Украины.
Формы финансовой отчетности предприятий (кроме
банков) и порядок их заполнения устанавливается Министерством финансов Украины
по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
Консолидированная и сводная
финансовая отчетность.
Предприятия, которые имеют дочерние
предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях,
обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
Министерства, другие центральные органы исполнительной
власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на
государственной, и органы, которые осуществляют управление имуществом
предприятия, основанные на коммунальной собственности, кроме собственных
отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем
предприятиям, которые относятся к сфере их управления. Указанные органы также
отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственных обществам,
акции которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.
Объединения предприятий, кроме собственной
отчетности, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем
предприятиям, которые входят в ее состав.
Отчетный период.
Отчетным периодом для составления финансовой
отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется
ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и
отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется состоянием на
конец последнего дня квартала (года). Первый отчетный период новообразованного
предприятия может быть меньше как 12 месяцев, но не больше 15 месяцев. Отчетным
периодом предприятия, которое ликвидируется, является период сначала отчетности
года до даты принятия решения о его ликвидации.
Предоставление и обнародование
финансовой отчетности.
Предприятия обязаны предоставлять квартальную
и годовую финансовую отчетность органам к сфере управления которой они
относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам согласно
учредительных документов. Органам исполнительной власти, другим пользователям
финансовая отчетность предоставляется согласно законодательства. Срок
предоставления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров
Украины.
Открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты
облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи,
инвестиционные фонды и кампании, негосударственные пенсионные фонды, страховые
кампании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за
отчетным годом обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную
отчетность путем публикации в периодичных изданиях.
В случае ликвидации предприятия ликвидационная
комиссия составляет ликвидационный баланс в случаях предусмотренных законом,
публикует в течение 45 дней.
Выполнение Программы реформирования
бухгалтерского учета предусматривает и введение 24 Положений (стандартов)
бухгалтерского учета. В целях разработки и учета более широкого спектра мнений
и предложений, принятие проектов положений, других нормативно-правовых актов по
бухгалтерскому учету и отчетности при Министерстве финансов Украины создан
совещательный орган — Методологический совет по бухгалтерскому учету, в работе
которого участвуют представители Госкомстата, ГНА, Государственной комиссии по
ценным бумагам и фондовому рынку, НБУ, Антимонопольного комитета, Союза
арендаторов и предпринимателей, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью,
Государственного комитета промышленной политики, Госпредпринимательства, Совета
предпринимателей Украины, Министерств юстиции, энергетики, АПК, транспорта,
образования, финансов, НАН Украины, ведущих высших учебных заведений экономического
профиля, Украинского общества финансовых аналитиков, Координационного экспертного
центра объединений предпринимателей. В настоящее время утверждено пятнадцать
Положений бухгалтерского учета:
— ПБУ 1 «Общие требования к финансовой
отчетности»;
— ПБУ 2 « Баланс»;
— ПБУ 3 «Отчет о финансовых результатах»;
— ПБУ 4 «Отчет о движении денежных средств»;
— ПБУ 5 «Отчет о собственном капитале» (утвержденное приказом
Министерства финансов Украины от 31.03.1999 г. № 87);
— ПБУ 6 «исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» (приказ Министерства
финансов Украины от 28.05.1999 г. № 137);
— ПБУ 8 «Нематериальные активы» (приказ Министерства финансов Украины от
08.10.1999 г. № 242);
— ПБУ 9 «Запасы» (приказ Министерства финансов Украины от 20.10.1999 г. №
246);
— ПБУ 10 «Дебиторская задолженность» (приказ Министерства финансов
Украины от 08.10.1999 г. № 237);
— ПБУ 11 «Обязательства» (приказ Министерства финансов Украины от
31.01.2000 г. № 20 вступает в силу с 01.07.2000 г.);
— ПБУ 15 «Доход» (приказ министерства финансов Украины от 29.11.1999 г. №
290);
— ПБУ 16 «Расходы» (приказ Министерства финансов Украины от 31.12.1999 г.
№ 318);
— ПБУ 19 «Объединение предприятий» (приказ Министерства финансов Украины
от 07.07.1999 г. № 163);
— ПБУ 20 «Консолидированная финансовая отчетность» (приказ Министерства финансов
Украины от 30.07.1999 г. № 176);
— ПБУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (приказ Министерства
финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39).
В системе регулирования бухгалтерского учета
главным нормативно-правовым документом Закон называет положения (стандарты)
бухгалтерского учета «которые должны утверждаться Министерством финансов
Украины». Пятнадцать Положений бухгалтерского учета получили должностную
лигитимность. В 2000 году по апрель 2001 года предстоит утвердить еще девять
национальных стандартов. Этими стандартами будет предусмотрено зафиксировать
правила учета инвестиций, налогов, дивидендов, финансовых инструментов (контрактов,
которые приводят к образованию финансового актива одного предприятия и
финансового обязательства другого) влияние изменений цен, инфляции и валютных
курсов.
В процессе реформирования бухгалтерского учета
в Украине главной нормативной базой являются положения (стандарты)
бухгалтерского учета, которые были разработаны Методологическим советом при
Министерстве финансов Украины. При разработке украинских положений (стандартов)
бухгалтерского учета соблюдены требования использования международных стандартов
финансовой отчетности как базисной основы. Внедрение положений бухгалтерского
учета в Украине осуществляется вместе с утверждением формата финансовой
отчетности. показатели отчетности совпадают с названием и содержанием операций
счетов нового Плана счетов бухгалтерского учета в Украине. Каждое Положение
(стандарт) бухгалтерского учета начинается с определения терминов и это делает
документ более однозначно понятным.
Бухгалтерской отчетностью считается
отчетность, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета для
удовлетворения потребностей определенных пользователей. Бухгалтерская
отчетность, которая отображает финансовое состояние предприятия и результаты
его деятельности за отчетный период признана финансовой отчетностью. К
финансовой отчетности в Украине включены: баланс, отчет о финансовых
результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале,
примечания и пояснения.
Приказом Министерства финансов Украины от
31.03.1999 года № 87 утверждено Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1
«общие требования к финансовой отчетности».
Положением (стандартом) определяются цель,
состав и принципы подготовки финансовой отчетности и требования к признанию и
раскрытию ее элементов.
Целью составления финансовой отчетности
является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и
непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и
движении средств предприятия.
Для того, чтобы финансовая отчетность была
понятна пользователям, она должна содержать данные о:
— предприятии;
— дате отчетности и отчетного периода;
— валюте отчетности и единице ее измерения;
— соответствующей информации относительно
отчетного периода;
— учетной политике предприятия и ее изменениях.
Финансовая отчетность обеспечивает
информационные потребности пользователей относительно:
— приобретения, продажи владения ценными бумагами;
— участия в капитале предприятия;
— оценки качества управления;
— оценки способности предприятия своевременно
выполнить свои обязательства;
— обеспеченности обязательств предприятия;
— определения суммы дивидендов, подлежащих
распределению;
— регулирования деятельности предприятия;
— других решений.
Финансовая отчетность должна удовлетворять
потребности тех пользователей которые не могут требовать отчетов, составленных
с учетом их конкретных информационных потребностей.
Статья приводится в финансовой отчетности,
если отвечает следующим критериям:
— консолидации финансовых отчетов;
— прекращении (ликвидации) отдельных видов
деятельности;
— ограничении относительно владения активами;
— участия в совместных предприятиях;
— обнаруженных ошибках прошлых лет и связанных с ними корректировках; переоценка
статей финансовых отчетов;
— другой информации, раскрытие которой предусмотрено соответствующим положениями
(стандартами);
Принципы подготовки финансовой отчетности.
Финансовая отчетность предприятия формируется
с соблюдением следующих принципов:
— автономности предприятия, по которому каждое предприятие
рассматривается как юридическое лицо, обособленное от собственников. Поэтому
личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в
финансовой отчетности предприятия;
— непрерывности деятельности, предусматривающей оценку активов и
обязательств предприятия исходя из предложения, что его деятельность будет
продолжаться;
— периодичности, предполагающей распределение деятельности предприятия на
определенные периоды времени в целях составления финансовой отчетности;
— периодичности (фактической) себестоимости, определяющей приоритет
оценки активов исходя из расходов на их производство и приобретения;
— начисления и соответствия доходов и расходов, по которым для определения
финансового результата отчетного периода следует сопоставить доходы отчетного
периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом
доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения,
независимо от времени поступления и уплаты денег;
— полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна
содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и
событий, которая может повлиять на решения, принимаемые на ее основании;
— последовательности, предусматривающей постоянное (из года в год)
применение предприятием избранной учетной политики. Изменения учетной политики
должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
— осмотрительности, согласно которой методы оценки, применяемые в
бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и
расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;
— превалирование содержания над формой, по которому операции должны
учитываться в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
— единого денежного измерителя, предусматривающего измерение и обобщение
всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной
единице.
Предприятие должно освещать избранную учетную
политику путем описания:
1. Принципов оценки статей отчетности.
2. Методов учета относительно отдельных статей отчетности.
Информация, подлежащая раскрытию, приводится
непосредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к ним.
В примечаниях к финансовым отчетам следует
раскрывать:
1. учетную политику предприятия.
2. Информацию, которая не приведена непосредственно в финансовых отчетах,
но является обязательной по соответствующим положениям (стандартам).
Большинство принципов и характеристик, которым
должна отвечать финансовая отчетность приведены в Положении (стандарт)
бухгалтерского учета 1 и воспринимаются без особых вопросов так как, в полной
или меньшей мере характерны для Положения об организации бухгалтерского учета и
отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 года (пункты: 5, 6, 10, 16, 43, 49,
51, 68, 72), Указания по организации бухгалтерского учета № 25 от 07.05.1993
года (в редакции приказ от 15.01. 1998 года № 10), Инструкция о порядке заполнения
форм годового бухгалтерского отчета предприятия (пункт 1, 3; 1, 16; 3,1) от
18.08.1995 года № 139.
Применение в какой-то мере принципов полного
освещения, по которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о
фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которые могут
влиять на принятие решений, в Украине нормативно закреплено для составления
бухгалтерского отчета за 1998 год В пояснительной записке, которая является
составной частью бухгалтерского отчета, от предприятий требовалось осветить без
записей в системе счетов бухгалтерского учета ведомости о доходах, расходах и
обязательствах, которые имеют существенное влияние для получения объективной
оценки о финансово-имущественном состоянии предприятия и возникли или выявлены
после окончания года, но предоставляются до отчета. Однако, международный стандарт
финансовой отчетности 10 «Непредвиденные события и события, которые произошли
после даты баланса» не только предусматривает раскрытие такой информации в
примечаниях к отчету, но соответствующее коригирование активов и обязательств к
событиям, которые произошли после даты, на которую составляется баланс
(отображение оцененного события в системе счетов бухгалтерского учета). Такое
коригирование, например, должно осуществляться списанием со счетов
бухгалтерского учета дебиторской задолженности, если после даты баланса
получены документальные ведомости о ликвидации дебитора. реакция такого
принципа должна найти отображение в Инструкции по применению Плана счетов
бухгалтерского учета и представлена в Положении бухгалтерского учета 6.
Некоторые принципы, которые представлены в
Положении (стандарт) бухгалтерского учета 1, до этого времени в
нормативно-правовых актах прямо не нашли отображения. Однако, это не означает,
что в другой или такой же самой форме по содержанию они не использовались в методологической
базе. Поэтому, можно считать, что они найдут в дальнейшем правильное и полное
применение на практику. Так, принципу автономности в Положении (стандарт)
бухгалтерского учета 1, по которому личное имущество и обязательства
собственников не должны отображаться в финансовой отчетности предприятия, в
принципиальном плане соответствуют пункты 5 и 9 положения об организации
бухгалтерского учета и отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 года, в которых
подчеркивается, что «предприятие ведет бухгалтерский учет результатов своей
работе». Результатом своей работы могут быть имущество и обязательства
предприятия.
Еще больше приближено к Положению (стандарт)
бухгалтерского учета 1 звучит норма, а именно пунктов 2.3 и 2.4 Инструкций о
порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятий, по которым
в балансе отображаются собственные основные фонды и стоимость принадлежащих
предприятию нематериальных активов. Существующая система внебалансовых счетов
бухгалтерского учета, которые предназначены для учета имущества, что не
относятся к собственности этого предприятия, и данные которых не отображаются в
балансе предприятия также подтверждает фактическое применение этого принципа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|