— начисления;
— резервов;
— переоценок.
Почему именно банки были первыми при переходе
к ведению учета по МСБУ?
Во-первых: став непосредственными участниками
международного рынка капиталов и инвестиций украинские банки стали подавать
свою отчетность в различные международные финансовые организации. Понятно, что
не адекватные подходы к формированию ее показателей вызвали необходимость
пояснений по отклонениям.
Во-вторых: построение банков на принципах,
обеспечивающих их рентабельность, надежность и ликвидность требовала изменить
подходы прежде всего к учетной информации. Возникла необходимость формирования
учетных показателей только по реальному состоянию активов, капитала и
обязательств.
Выбирая концепцию реформирования, Национальный
банк отказался от модернизации учета путем привнесения в учетную политики
международных стандартов учета и отчетности. Программа реформирования, прежде
всего, касалась традиционных подходов к отчетности. Как следствие, уже сейчас
НБУ завершает свою работу по формированию базы экономических показателей
деятельности коммерческих банков. Речь идет о создании депозитария информации а
отработки механизма доступа к каждому подразделу НБУ, но в отношении
информации, необходимой ему для работы. Значительно расширены возможности
аналитического учета. На этой основе переход к новому плану расчетов был лишь
технической стороной выполнения Программы, хотя на поверхности это выглядело
как раз основой реформирования. Приняв нормы МСБУ, инструкции НБУ обеспечивают
учетное сопровождение банковских операций.
Учитывая вышесказанное, систему регулирования
бухгалтерского учета можно рассматривать как четырехуровневую.
Первый уровень
включает законодательные акты и указы Президента. Безусловно, основным
документом высшего уровня признается Закон «О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине». Именно соблюдение положений Закона всеми хозяйственными
структурами обеспечивает однотипное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных
операций, составления и подачи достоверной информации об их имущественном
положении, о доходах и расходах, а также составления соответствующей бухгалтерской
отчетности, необходимой пользователям.
Понятно, что
учетная политика, как совокупность принципов, методов и процедур, используется
для составления и подачи отчетности, строится в соответствии с концептуальными
основами МСБУ, что в ст. 4 Закона определено как основные принципы. Определяющим
на этом уровне является также налоговое законодательство. Стоит подчеркнуть
невозможность проведения прямой параллели у разделе учета на финансовый и
управленческий, как и на бухгалтерский и налоговый. Общей задачей как
финансового, так и налогового учета является достоверное определение финансовых
результатов хозяйственной деятельности. Отличаются лишь конечные пользователи
данной информацией а отношении ее дальнейшего использования. Достаточно часто в
специальной литературе реформирование учета связывалось с реформированием
налоговой системы. Как показывает практика, налоговое законодательство является
достаточно непостоянным. Именно поэтому процедуры финансового (бухгалтерского)
учета стоит привязывать к налоговым нормам.
Действующие ныне
положения Закона «О налогообложении прибыли предприятий» являются сложными в
плане формирования базы налогообложения банков. Но все проблемы успешно
решаются при заданных параметрах учета валовых доходов и валовых затрат банковской
деятельности. Кстати, каждый коммерческий банк самостоятельно отрабатывает
процедуры налогового учета.
Другой уровень
регулирования бухгалтерского учета в Украине составляют национальные стандарты.
Як указано в ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в
Украине», разработкой национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета
и финансовой отчетности, других нормативно-правовых актов для ведения учета и составления
финансовой отчетности занимается методологический совет, который действует на
общественных началах как совещательный орган при Министерстве финансов Украины.
На сегодня в
Украине действует 6 национальных стандартов, утвержденных Министерством
финансов Украины, а именно:
1.
«Общие требования к
финансовой отчетности»,
2.
«Баланс»,
3.
«Отчет о финансовых
результатах»,
4.
«Отчет о движении денежных
средств»,
5.
«Отчет о собственном
капитале»,
6.
«Исправление ошибок и
изменения в финансовых отчетах».
Не стоит ставить
задачи найти общие и отличающиеся положения указанных украинских положений и
международных стандартов учета и отчетности.
Безусловно,
принципы МСБУ и финансовой отчетности при их подготовке учтены полностью.
Однако принципы — это не международные стандарты, но имеют непосредственное
отношение к финансовой отчетности в части ее:
—
главных задач;
—
качественных характеристик;
—
элементов;
—
концепций капитала и поддержки капитала.
Как видно,
названиями украинские положения (стандарты) непосредственно имеют отношение к
финансовой отчетности. что касается международных стандартов, то на сегодняшний
день действуют 38 и их смысл охватывает весь комплекс операций субъектов хозяйственной
деятельности и включает принципиальные подходы в отношении их учета и
представления результатов в финансовой отчетности. Это свидетельствует о
международной гармонизации стандартов финансовой деятельности, которой
способствует целенаправленная деятельность Комитета по международных стандартам
финансовой отчетности (КМСФО) на протяжении последних 25 лет.
Нормативное
регулирование общих положений учета и отчетности в Украине (первый-второй
уровень) не исключает регулирования учета на низших уровнях.
Прежде всего,
третий уровень регулирования представляет собой методические указания, в
которой раскрываются методологические подходы к организации и ведению учета по
конкретным видам деятельности: предпринимательская, банковская, страховая, бюджетная
и т.д. понятно, что речь идется о нормативных разработках по учету НБУ, Министерства
финансов, отраслевых министерств и ведомств.
При их подготовке
учитываются особенности деятельности, технология производства продуктов и
предоставления услуг, выполнения работ.
Что касается
организации учета на каждом конкретном предприятии, то тут стоит вести речь про
четвертый уровень регулирования. Самым важным документом на этом уровне
является приказ о учетной политике, которую определяют как совокупность
принципов, методов и процедур, использующихся предприятием для составления и
подачи отчетности. по сути, учетная политика очерчивает методику учета отдельных
операций и должна отображать особенности организации и ведения бухгалтерского
учета.
Раскрытие учетной
политики проводится путем описания:
—принципов
учета статей отчетности;
—методов
их оценки;
—фактов,
касающихся изменений в учетной политике.
Важно, чтобы активы
и обязательства были оценены и отображены в учета так, чтобы не переносить
наличные финансовые риски, которые потенциально угрожают финансовому положению
учреждения, на следующие периоды.
К четвертому уровню
регулирования учета в Украине, безусловно, относится управленческий учет,
являющийся системой внутреннего учета и контроля. Основным объектом
управленческого учета должен быть весь комплекс затрат на производство.
Важно, чтобы
выбранная политика управленческого учета обеспечивала формирование всего
спектра информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих
решений.
Как свидетельствует
изложенный материал, в Украине проведена грандиозная работа по внедрению в
учетную политику базовых (концептуальных) основ международных стандартов учета
и отчетности. дальше необходимо обеспечить усовершенствование учетной системы
на всех уровнях ее регулирования. Основной акцент — на национальные процессы
принятия и внедрения международных стандартов, на которые нужно опираться при
подготовке новых законодательных и нормативных документов по учету.
Трансформация экономико-правовой среды, курс
на рыночные преобразования в Украине сопровождается реформированием
бухгалтерского учета.
Законодательное регулирование новых
направлений хозяйственной практики сопровождается нормативным урегулированием
бухгалтерского учета вексельных и валютных операций, финансовых инвестиций и
себестоимости, приватизационных процессов и арендных отношений, основных фондов
и нематериальных активов, обращением имущественных и компенсационных
сертификатов, применение единого принципа начисления при определении доходов и
расходов предприятия, проведение инвентаризации и оформления документов,
составление пересмотренной бухгалтерской отчетности, включая ее сокращенный
вариант для малых предприятий.
Для этого было введено 8 новых синтетических,
больше 25 аналитических, 2 забалансовых счета с одновременным наделением
субъектов предпринимательской деятельности права самостоятельно для
управленческих нужд расширить действующую номенклатуру субсчетов.
В 1996—1997 годах Кабинетом министров Украины
был разработан законопроект и в марте 1998 года внес на рассмотрение. В
сентябре 1998 года Комитет по вопросам экономической политики, управления
народным хозяйством, собственности и инвестиций Верховной Рады счел необходимым
создать рабочую группу из народных депутатов, представителей Минфина и других
органов исполнительной власти для подготовки согласованного законопроекта на
пленарное слушание, в феврале 1999 года Комитет на заседании признал возможным
внести подготовленный рабочей группой законопроект на рассмотрение сессии
Верховной Рады. Законопроект был принят в первом чтении с первого раза, он
опирается на реально существующую экономико-правовую среду, вобрал в себя все
то, что прошло проверку временем. При обсуждении на сессии народный депутат
Украины И. Белоусова подчеркнула, что внедрение национальных стандартов,
ориентированных на международные стандарты финансовой отчетности, не означает
демонтаж существующей системы бухгалтерского учета. Система бухгалтерского
учета в Украине в методологическом аспекте в целом себя оправдала, да и нет
потребности ее разрушать, отбрасывая позитивные формы и методы ведения учета.
Программа реформирования бухгалтерского учета
с применением международных стандартов, утвержденная ранее Кабинетом Министров
Украины от 28.10.1998 года № 1706, провозгласила важным аспектом нормативного
обеспечения сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета и
создание надлежащих условий для последовательного и рационального осуществления
присущих бухгалтерскому учету функций. Это свидетельствует о правильности
выбранного эволюционного пути реформирования бухгалтерского учета, который не
приведет к легкому разрушению старой системы без создания другой.
Постановлением Кабинета Министров № 1706 от
28.10.1998 года утверждена программа реформирования системы бухгалтерского
учета с применением международных стандартов. Задачей реформы является:
— формирование нормативной базы;
— методическое обеспечение;
— кадровое обеспечение;
— международное сотрудничество.
Целью нормативного регулирования
бухгалтерского учета является обеспечение доступа всех заинтересованных
пользователей к информации и отчетности, которая дает объективную картину
финансового состояния и результатов деятельности субъектов хозяйствования.
Регулированию со стороны государства подлежат
аспекты бухгалтерского учета, связанные с обобщением информации и составлением
отчетности, необходимой внешним пользователем. Порядок, формы, сроки и
структура информации отчетности для внутренних пользователей регулируются
субъектом хозяйствования. Урегулирование бухгалтерского учета дает возможность
обеспечить взвешенное использование международных стандартов с учетом
экономико-правовой среди и состоянием рыночных отношений в Украине.
Для этого предусматривается:
— пересмотр первичных учетных документов,
регистров бухгалтерского учета и других носителей учетно-экономической
информации, которые подлежат унифицированной системе бухгалтерской учетной и
отчетной документации;
— утверждение Плана счетов бухгалтерского учета
производственно-хозяйственной деятельности предприятий, организации и
финансовых институций;
— усовершенствование методики бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства;
— внесение изменений в структуру затрат и порядка
формирования себестоимости продукции.
К Программе реформирования системы
бухгалтерского учета с применением международных стандартов предлагается
разработанный План мероприятий по выполнению Программы. Начальник Управления
методологии бухгалтерского учета, заместитель председателя Методологического
совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины, академик АЭН
Украины, доцент В.М. Пархоменко в своей редакции «Стандартизация бухгалтерского
учета в Украине» состоянием на 15.09.1999 года «Компас», — Киев, 1999 г. отметил,
что эти нововведения не означают, что проблема реформирования бухгалтерского
учета исчерпана, тем более на переходном этапе экономики, когда условия и события
изменяются бурливей, чем в стабильной экономике и они несут кардинальный характер.
С целью реализации программных положений
ежегодного обращения Президента Украины к народу и Верховной Раде Украины,
Кабинет Министров утвердил Программу реформирования бухгалтерского учета,
которая предусматривает осуществление в 1999—2001 годах перехода субъектов хозяйствования
на применение международных стандартов финансовой отчетности.
Главной задачей трансформации бухгалтерского
учета в соответствии с Программой является приведение национальной системы
бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реальностью положения
рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности.
Концептуально на основе анализа действующей украинской системы, параметров
континентальной и англо-саксонской системы бухгалтерского учета Методологическим
советом рекомендовано выполнять реформирование в направлении синхронизации с
англо-саксонской, что является ближе к нашим традициям и позволит лучшие из них
уберечь, развить и уйти от неудобств и расходов.
16 июля 1999 года на втором слушании парламент
Украины принял Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в
Украине». Закон вводится в действие с 2000 года и эта дата синхронизируется с
основной датой начала реализации Программы реформирования бухгалтерского учета
с применением международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной
постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.1998 года № 1706.
Пятнадцать статей Закона в утвержденном
варианте закрепили основы ведения бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющиеся сейчас базисными в системе
нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Закон Украины «О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 года № 996 –Х1У определяет
правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и
составления финансовой отчетности в Украине. Он представлен в следующем содержании:
Раздел 1. Общие положения.
Активы — ресурсы,
контролированные предприятием в результате прошлых действий, использование
которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.
Бухгалтерский учет
— это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения,
сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и
внутренним пользователем для принятия решений.
Хозяйственная операция — это действие или событие, которое вызывает изменение в структуре
активов или обязательств, собственном капитале предприятия.
Обязательства —
задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и
погашение которой в будущем, как ожидается приведет к уменьшению ресурсов
предприятия, которые несут в себе экономические выгоды.
Консолидированная финансовая отчетность – финансовая отчетность, которая отображает финансовое состояние,
результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его
дочерних предприятий как единой экономической единицы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|