| Ресурсы, пассивные операции, депозиты, депозитные операции, депозитные счета, вклады населения, вкла... |
Кроме того, отдельные банки Республики Беларусь
предлагают открытие вкладного счета с одновременным оформлением пластиковой
карточки. Такая система предусмотрена в «Приорбанк» ОАО, который для совершения
данной операции заключил с предприятиями почтовой связи договор об
одновременном оформлении депозита в отделении связи и карт-счета. Для получения
непосредственно пластиковой карточки необходимо обратиться в само отделение
банка. При этом в отделении связи с вкладчиком одновременно заключается два
договора: депозитный и договор карт-счета. Таким образом, вкладчик имеет
возможность самостоятельно через банкомат пополнять свой депозит и снимать
денежные средства со своего счета с сохранением всех условий по договору.
В системе АСБ «Беларусбанк» такой вид услуги
отсутствует. По мнению автора, такая услуга кажется целесообразной и выгодной
не только для банка, но и для вкладчика. При этом банку не обязательно
обращаться в отделение связи для совершения данных операций. Это можно сделать
у себя на месте. При этом необходимо принять во внимание, что сроки
изготовления и доставки до банка пластиковых карточек (изготавливаются
эмиссионным центром банка централизованно) в настоящее время еще исчисляются не
только днями, но и неделями. Поэтому в данном случае можно предусмотреть в
договоре выдачу пластиковой карточки в течение 10 дней с момента оформления
вклада.
В настоящее время уже достаточно развита сеть
банкоматов, однако часто наблюдается нестабильность в их работе. К примеру,
зачастую в баноматах отсутствуют деньги, и владельцы пластиковых карт вынуждены
либо обратиться в отделение банка, либо идти к другому банкомату. Кроме того,
достаточно часто возникают ситуации, когда банкомат «зависает» и не производит
операции. Нередко можно наблюдать большие очереди перед банкоматами. Причиной
такого положения является не только нехватка наличных денежных средств в банке,
но и перебои в работе доставки денег или наплыв держателей пластиковых карт в
выходные дни, когда происходит массовое снятие денежных средств со счетов. При
этом доставку денег в банкоматы осуществляет служба инкассации, но банки часто
экономят средства на содержание этой службы, работников инкассации зачастую не
хватает, однако банк не всегда пополняет кадры этой службы. И такое положение
зачастую раздражает вкладчиков. В этой связи предлагается усовершенствовать
программное обеспечение для банкоматов и наладить систему доставки денежных
средств в банкоматы. При этом не стоит экономить денежные средства на репутации
банка и обслуживании клиентов, поскольку в дальнейшем такая экономия выражается
в негативном отношении держателей пластиковых карт к системе обслуживания банка
и к самому банку. А это в свою очередь также является сдерживающим фактором для
привлечения новых клиентов в банк.
Продолжая тему расчетов пластиковыми карточками, можно
предложить банку разработать систему возможности расчетов в торговой сети и
оплате услуг посредством дебетовых пластиковых карточек, выданных на сумму
депозита. Это позволит рассчитываться за товары и услуги не только держателям
зарплатных пластиковых карточек, но и владельцам вкладных счетов.
Также предлагается банку ввести услугу перевода
денежных средств с одного вида вклада на другой посредством зарплатной
пластиковой карточки, при условии, что известен номер вкладных счетов. При этом
сами договора должны быть заключены непосредственно в отделении банка.
Кроме того, в настоящее время многие активные
вкладчики пользуясь информацией о вкладах в других банках и надеясь на более
благоприятные условия, принимают решения об изъятии средств со вклада и
открывают вклад в другом банке на других условиях. Поскольку между
системообразующими банками существует взаимосвязь в наличии возможности снятия денежных
средств посредством пластиковых карточек, эмитированных другим банком, то также
предлагается создать такую возможность перевода средств с одного вкладного
счета одного банка в другой банк посредством пластиковой карточки.
В настоящее время держатели зарплатных пластиковых
карточек при регулярном поступлении денежных средств на карточку имеют право
пользоваться овердрафтом на сумму оговоренном с банком, но не больше суммы,
поступающей в среднем в месяц на карточку. Это условие предусматривается договором
карт-счета. При этом денежные средства можно использовать только один раз и в
дальнейшем предусматривается оплата процентов за пользование овердрафтом и
погашение всей суммы задолженности по кредиту. Некоторые клиенты предпочитают
годами пользоваться овердрафтом и платить проценты, но не погашать сумму
кредита. Такое положение объясняется тем, что списание овердрафта производится
в полной сумме сразу и по желанию вкладчика. Возможность частичного погашения
овердрафта пока не предусмотрена. Это не сильно влияет на владельцев небольшой
суммы овердрафта, но тем, кто заключил договор на крупную сумму (к примеру 1
млн.руб. и более) погасить сразу такую сумму представляется сложным. Поэтому
предлагается ввести систему плавного погашения овердрафта по желанию вкладчика.
При этом при обращении в банк к договору карт-счета должно быть заключено
дополнительное соглашение, которое будет предусматривать периодичность и суммы
списания денежных средств с карточки - например, начиная с третьего месяца
пользования овердрафтом списывать с карт-счета в погашение овердрафта сумму в
размере 50,0 тысяч рублей. Это мера будет способствовать снижению задолженности
по овердрафту держателей пластиковых карт и улучшению ликвидности банка.
В настоящее время депозитный договор может иметь
только письменную форму. При этом в век высоких технологий уже достаточно много
возможностей приобретения товаров и услуг через Интернет. В этой связи
предлагается разработать систему возможности открытия вкладных счетов без
посредника – работника банка. При этом можно использовать индивидуальный
цифровой ключ в качестве подписи вкладчика, который будет известен только ему и
который выбирается хаотично программой открытия вкладов. Вкладчик выбирает
самостоятельно на сайте вид вклада, вносит сведения по вкладу, денежные
средства списываются с зарплатной пластиковой карточки и зачисляются на
вкладной счет. После того, как данные прошли обработку в банковской сети,
специалист банка составляет договор, как необходимое обязательное условие
сделки, с подлинной подписью банковского работника, и данный договор
пересылается экспресс-доставкой по Республике Беларусь в место, указанное
вкладчиком и передается ему при предъявлении ключа цифровой подписи.
Продолжая данную тему, по такой же схеме можно
переводить денежные средства с одного вклада в другой вклад через Интернет. При
этом для совершения операции программа всегда должна запрашивать индивидуальный
пароль и ключ с цифровой подписью.
Разработка системы обслуживания вкладчиков без
посредника работника банка будет способствовать минимизации расходов на
обслуживание населения и сокращению затрат времени на обслуживание, на
возможность перевести освободившуюся численность работников на те участки
работы, где это более необходимо. Эта система поможет сократить операционные
расходы банка и будет способствовать увеличению прибыли.
Предлагается использовать розыгрыши лотерей. К
примеру, при нахождении денежных средств в размере свыше 2,0 млн.руб. более 1
года при окончании срока вклада предлагать переоформить вклад на новый срок и
при этом участвовать в розыгрыше лотереи. При условии выигрыша, вкладчик имеет
право на процентную ставку по вкладу на 1% выше ставки, предусмотренной по
договору, на весь срок оформления депозита.
Предлагается для постоянных вкладчиков установить по
окончании срока вклада поощрительный приз в виде возможности получения кредита
на потребительские нужды по процентной ставке, установленной ниже, чем
предусмотрено по данным кредитам. Установить, что постоянными вкладчиками
признаются физические лица, у которых денежные средства хранятся в данном банке
3 и более лет, при этом сумма вклада должна быть не ниже 5,0 млн.рублей. Если
вкладов несколько, то общая сумма денежных средств суммируется, при этом срок
хранения денежных средств на каждом вкладе также должен превышать более 3-х
лет, в том числе с учетом переоформления этих средств на другой вид вклада.
Данные условия необходимо также предусмотреть в депозитной политике банка.
Такая мера также будет способствовать привлечению новых вкладчиков, при этом
движущим и побудительным фактором для длительного размещения средств и их
накопления будет именно возможность получения кредита.
Предлагается предусмотреть возможность погашения
кредитов посредством списания денежных средств с вкладного счета. Такое условия
необходимо предусмотреть в кредитном договоре в разделе «способы погашения
кредита» и в депозитном договоре в разделе «расходные операции по вкладу», если
такие операции предусмотрены условиями вклада. При обращении вкладчика в банк
для погашения кредита производится операция погашения кредита с одновременной
операцией списания денежных средств с вкладного счета. При этом учетной и
депозитной политикой банка необходимо предусмотреть увязку сроков погашения
кредитов со сроками проведения расходных операций по вкладам, по которым такие
операции предусмотрены.
По мере роста доходов граждан, стабилизации
общеэкономической ситуации, возврата доверия к финансовой системе банки
сталкиваются с большой конкуренцией на рынке банковских услуг. При этом помимо надежности
банка и привлекательности ставок на первый план начинают выходить качество
обслуживания и этика поведения персонала. В настоящее время банки становятся
центром концентрации грамотных и квалифицированных специалистов, и этика
общения специалистов клиентами находится на высоком уровне. В системе АСБ
«Беларусбанк» существует документ об этике поведения работников - «Кодекс чести
банковского работника», но в большинстве случаев специалисты не ознакомлены с
ним и не умеют использовать советы кодекса на практике. В связи с этим в целях
недопущения конфликтных и нестандартных ситуаций с клиентами необходимо усилить
контроль за соблюдением этики поведения работников и проводить семинары со
специалистами в этом направлении.
Предложения по совершенствованию депозитных операций с
физическими лицами представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Предложения по совершенствованию
депозитных операций с физическими лицами
|
№ п/п
|
Предложение
|
Результат реализации предложения
|
1
|
Ввести новые виды вкладов: «Свадебный», «Новогодний», «Ко дню рождения»
|
Привлечение новых потенциальных вкладчиков
|
2
|
Создать систему страхования вкладов при участие банка в страховых
платежах
|
Привлечение новых клиентов
|
3
|
Увязать сроки оборачиваемости кредитов со сроками привлечения денежных
средств
|
Снижение риска ликвидности банка при внезапном изъятии денежных средств
|
4
|
Зачисление денежных средств с пластиковой карточки на депозитный счет
при наличии номера этого счета и списание денежных средств на карт-счет
|
Возможность для клиента без обращения в банк самостоятельно перечислять
денежные средства на вклад и обратно на карточку
|
5
|
Открывать вкладные счета с одновременным оформлением пластиковой
карточки
|
Возможность самостоятельно пополнять вкладной счет через банкомат
|
6
|
Наладить доставку денежных средств в банкоматы и усовершенствовать
программное обеспечение для банкоматов
|
Укрепление репутации банка
|
Продолжение таблицы 3.1
|
|
|
|
|
7
|
Разработать систему расчетов в торговой сети посредством дебетовых
пластиковых карточек
|
Возможность для клиентов рассчитываться за товары посредством
пластиковых карт, сокращение наличного оборота
|
8
|
Ввести услугу перевода денежных средств через пластиковые карточки
внутри вкладных счетов одного банка и внутри вкладных счетов между банками
|
Возможность для клиентов распоряжаться своими денежными средствами без
участия работника банка
|
9
|
Ввести систему плавного погашения овердрафта
|
Снижение задолженности по овердрафту держателей пластиковых карт и
улучшение ликвидности банка
|
10
|
Предусмотреть систему открытия вкладных счетов без посредника –
работника банка через Интернет и перевод денежных средств через Интернет
внутри вкладных счетов
|
Снижение операционных расходов для банка, возможность для клиента
самостоятельно без посредника банка распоряжаться денежными средствами
|
11
|
Использовать розыгрыши лотерей
|
Привлечение новых вкладчиков
|
12
|
Предусмотреть поощрительный приз для постоянных вкладчиков в виде
возможности получения кредита по пониженной процентной ставке
|
Привлечение новых вкладчиков
|
13
|
Предусмотреть возможность погашения кредитов посредством списания
денежных средств с вкладного счета
|
Снижение задолженности по кредитам и расширение способов погашения
кредита
|
14
|
Усилить контроль за соблюдением этики поведения банковских специалистов
и проводить семинары по вопросам этики
|
Укрепление репутации банка, непопущение конфликтных ситуаций
|
Примечание: Источник: Собственная разработка
В целом все предложенные мероприятия по
совершенствованию депозитных операций направлены на увеличение ресурсной базы
банка, привлечение новых вкладчиков, расширение сегмента банковских услуг,
улучшение стабильности работы банка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты
деятельности коммерческих банков по депозитным операциям, детально рассмотрена
классификация депозитов населения, выявлены преимущества и недостатки для обеих
сторон депозитных операций. В ходе написания работы проанализирована текущая
ситуация на депозитном рынке филиала № 215 АСБ «Беларусбанк» в г.Орша.
В результате изучения теоретических аспектов дипломной
работы автором сделаны выводы, что вклады населения в банках являются главным
источником ресурсов с точки зрения возможности их привлечения для
финансирования экономики республики.
Банки привлекают средства населения,
используя определенный набор вкладов. В Республике Беларусь открываются вклады
до востребования, срочные и условные вклады. Основную позицию занимают срочные
вклады. Белорусскими банками предлагаются краткосрочные вклады со сроками до 1
года и долгосрочные - до 3 лет.
В результате проведенного анализа депозитных операций
на примере филиала № 215 АСБ «Беларусбанк» автором сделаны следующие выводы:
1. Возрастает внимание населения к срочным вкладам и
снижается к вкладам до востребования.
3. Наибольшим спросом пользуются вклады в белорусских рублях,
нежели вклады в иностранной валюте, поскольку ставки процентов по вкладам в
белорусских рублях значительно выше ставок по вкладам в иностранной валюте.
2. В результате улучшения экономической ситуации в
стране и улучшения жизненного уровня населения происходит перераспределение
денежных средств населения из вкладов до востребования в срочные вклады.
В результате изучения проблем проведения депозитных
операций автором предложены следующие меры по их совершенствованию:
1. Расширить перечень вкладов путем введения целевых
вкладов, выплата которых будет приурочена к личным или государственным
праздникам.
2. Создать такую систему страхования депозитов, при
которой расходы по страхованию депозитов частично банк принимает на себя.
3. Усовершенствовать программное обеспечение для
банкоматов и наладить систему доставки денежных средств в банкоматы.
4. Разработать систему возможности расчетов в торговой
сети и оплате услуг посредством дебетовых пластиковых карточек, выданных на
сумму депозита.
5. Создать программу перевода средств с одного
вкладного счета одного банка в другой банк посредством пластиковой карточки.
6. Разработать программу открытия вкладных счетов без
участия работника банка.
7. Ввести систему плавного погашения овердрафта по
желанию вкладчика.
8. Для постоянных вкладчиков установить по окончании
срока вклада поощрительный приз в виде возможности получения кредита на
потребительские нужды по процентной ставке ниже, чем предусмотрено условиями
банка.
9. Предусмотреть возможность погашения кредитов
посредством списания денежных средств с вкладного счета.
10. Предусмотреть увязку сроков по вкладам со сроками
размещения денежных средств в кредиты.
11. Улучшить контроль за соблюдением этики поведения
банковских работников.
Все предложенные мероприятия по совершенствованию
депозитных операций направлены на увеличение ресурсной базы банка, привлечение
новых вкладчиков, расширение сегмента банковских услуг, улучшение стабильности
работы банка.
Таким образом, в ходе написания дипломной работы была
достигнута поставленная цель и решены задачи, сформулированные исходя из
целевой установки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Анализ
надежности банков. Учебное пособие. Изд. 2-е перерб. и доп. Под ред. Иванова
В.В. - М.: Русская деловая литература, 2001г. – 320 с.
2.
Банковское
дело / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Роспотребрезерв, 2000. – 432 с.
3. Банковское дело: Учебник /
Под ред. В.И.Колесникова. 2-е изд., стереотипное – М.: Финансы и статистика,
1996. – 480 с.
4.
Введение
в банковское дело: Учебное пособие / Под ред. Г.Асхауэр. – М.: Финансы и
статистика, 2003. – 627 с.
5.
Банковский
кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-3 с изменениями и дополнениями.
Нормативно-правовая база «Эксперт».
6.
Беляцкий
Н.П., Семенов Б.Д., Вермеенко С.Д. Банковский менеджмент: Учебное пособие. Мн.:
БГЭУ, 2004. - 267 с.
7.
Дорох Е.
Вклады населения как источник ресурсов для кредитования жилищного
строительства. / Белорусский банковский бюллетень, Выпуск № 47 (250) – с.45-49.
8.
Поляков
В.П Основы денежного обращения и кредита: учеб пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА
– М, 1997. – 187 с.
9.
Финансы.
Денежное обращение. Кредит: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.А.Дробозиной - М.:
Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 527 с.
10.
Управление
деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент): Учебник /
О.И.Лаврушин, И.Д.Мамонов, Н.И.Валенцева и др.; Под общ. ред. О.И.Лаврушина.
М.: Юристъ, 2002. - 688 с.
11.
Основы
банковской деятельности (Банковское дело): Учебное пособие / К.Р. Тагирбеков,
Н.Г. Журкина, Р.Г. Тагирбеков и др.; Под общ. ред. К.Р.Тагирбекова. М.:
Издательский Дом ИНФРА, 2001. - 720 с.
12.
Плешкун
А.М. Место сберегательных вкладов в системе банковских вкладов населения. //
Вестник Полоцкого государственного университета, серия Д, 2006. № 8 – с.29-32.
13.
Сенько В.,
Ноздрина-Плотницкая Е. Тенденции и перспективы развития сберегательного дела в
Республике Беларусь. // Банкаўскі веснік, студзень, 2002. – с. 2-5.
14.
Постановление
правления Национального банка Республики Беларусь от 06.03.2003г. № 38 «Об
утверждении инструкции по выпуску и обращению депозитных сертификатов».
Нормативно-правовая база «Эксперт».
15.
Антонов
Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО Финстатинформ,
2002. – 296 с.
16.
Финансовая
отчетность филиала № 215 АСБ «Беларусбанк» в г. Орша «Депозитный портфель
банка».
17.
Условия
по вкладам и сберегательным сертификатам в системе АСБ «Беларусбанк».
18.
Указ
Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 № 274 «Об утверждении Концепции
развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы».
Нормативно-правовая база «Эксперт».
19.
Программа
социально-экономического развития на 2006-2010 годы (проект, принятый на
Всенародном собрании Республики Беларусь) /Рэспублiка, 24 февраля 2006г. № 36
(3973). Нормативно-правовая база «Эксперт».
20.
Постановление
Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30.07.2002г. № 260
«Об утверждении правил выпуска, размещения, обращения и погашения индексируемых
облигаций Национального банка Республики Беларусь на предъявителя».
Нормативно-правовая база «Эксперт».
21.
Постановление
Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2002г. № 326
«Об утверждении положения о выпуске, размещении, обращении и погашении
облигаций Национального банка Республики Беларусь на предъявителя,
номинированных в иностранной валюте». Нормативно-правовая база «Эксперт».
22.
Банковские
операции: Учебное пособие / С.И.Пупликов, М.А.Коноплицкая, С.С.Шмарловская и
др.; Под общ. ред. С.И.Пупликова. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003. - 351 с.
23.
Белых
Л.П.. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 192 с.
24.
Бриштелев
А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь.// Банкаўскі веснік, 2005., студзень, с. 26 –
31.
25.
Введение
в банковское дело. Под ред. Ю.Б. Рубина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. –626
с.
26.
Велислава
Т. Банковские риски. - М: Дело ЛТД, 2002. – 122 с.
27.
Деньги
банковское дело и денежно-кредитная политика: пер. с англ. Э.Д. Долан, К.Д.
Кэмпбелл, Р.Д. Кэмпбел; под ред. Лукашевича и др. – М.: Банки и биржи, 1999. –
448 с.
28.
Деньги.
Кредит. Банки: Учебник для вузов. Под. ред. Е. Ф. Жукова, М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2002г. – 438 с
29. Организация деятельности коммерческих
банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под ред.
Г.И.Кравцовой. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 504 с.
30. Поморина М.А. Планирование как основа
управления деятельностью банка. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 179с.
31. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в
банке. – Тернополь: ОА Тарнекс, ЦММС Писпайп, 1993. – 656 с.
32.
Смирнов
А.В. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом
банке. - М.: Издательская группа БДЦ - пресс, 2002.- 176 с.
33.
Финансы.
Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.
– М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.
34.
Шеремет
А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Финансы и
статистика, 2002. - 256 с.
35.
Экономический
анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое
прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. М.И.Баканова - М.: Финансы и
статистика, 2001. - 656 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|