Эта вечная цепь
перерождений называется у буддистов сансара. Она неотвратимо влечет всякое
живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий.
Смерть не избавляет человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое
рождение. Вырваться из этого дурного, мучительного круга сансары может только
тот, кто через долгий ряд перерождение достигнет состояния архата – святого
отшельника, познавшего истину. Перерождаясь, живое существо может принимать –
как это утверждали и брахманисты – не только человеческую, но и любую другую
форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Но
высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только
из этого состояния возможен переход в идеальное состояние нирваны. Сам Будда,
как верят буддисты, прежде своего рождения в образе Гаутамы Шакьямуни прошел
длинный ряд перерождений: он жил и на земле – в образе людей разных каст и
профессий, и на небе – в виде того или иного божества, в том числе и самого
Брахмы.
3.4 Этика раннего буддизма.
Моральные
заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный
характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь
Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не
убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться
чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Одна из важных
заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм
предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным
доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным.
Последователь
Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться к злу, уклоняясь
только от участия в нем.
3.5 Ранне-буддистские общины.
Строгость
практических моральных предписаний раннего буддизма требовала от последователей
этого учения монашеского образа жизни. И в самом деле, ранние буддистские
общины (сангха) представляли собой братства нищенских монахов (бикшу) и
монахинь (бикшуни). В них принимались люди разных каст, однако, не все: туда не
принимали рабов, солдат, преступников, должников; не принимали никого против
воли родителей. Монашеский устав был строгий: члены общины не могли иметь
никакого имущества, кроме простой одежды желтого цвета, они жили подаянием, ели
один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Но не все
последователи Будды могли или соглашались обречь себя на такие лишения;
большинство их предпочитало оставаться в миру. Такие мирские приверженцы
буддизма – упасака (женщины – упасика), то есть «почитатели», должны были
соблюдать только минимальные пять запретов и сверх того делать пожертвования в
пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не только допускало
существование таких мирских последователей Будды, но они были даже необходимы
для буддистских общин, так как иначе им нечем было бы жить – ведь буддистские
монахи сами не работали и кормились только подаянием.
3.6 Распространение раннего
буддизма.
Проповедь
буддизма имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям
разных слоев населения. Для городских классов – кшатриев и др. – буддизм был
оружием борьбы против брахманской аристократии и ее привилегий, против кастовых
стеснений. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и
бедствий, буддистское учение указывало какой-то путь к избавлению от них, хотя
бы и обманчивый, а ведь брахманская религия не давала и такого пути, ибо
брахманы высокомерно презирали народ. Впрочем, члены низших бесправных каст,
вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие
права: к ним там относились как к равным. Поэтому уже одно то, что буддистская
проповедь была обращена к народу, к простым людям, которых брахманизм вообще
игнорировал, должно было привлечь народ к новому учению. Это учение не
требовало также дорогостоящих жертвоприношений, сложных и обременительных
обрядов. К этому надо прибавить то, что Будда Гаутама и его ученики проповедали
народу на понятном разговорном языке (пракрите), а не на архаическом языке
древних ведических гимном.
3.7 Махаяна .
Основателем
учения махаяны считается видный буддистский богослов Нагарджуна (1 в.), родом
из Южной Индии, из брахманской касты. Махаянистское учение содержало в себе
существенные новшества по сравнению с первоначальным буддизмом. Оно было
несомненно большой уступкой брахманизму и отражало влияние брахманов,
принимавших новую религию, но сохранявших многое из своего старого мировоззрения.
Махаянисты
исходили из того, что основная идея буддистского вероучения – каждый человек
может достигнуть нирваны только своими личными усилиями – налагает непосильное
бремя на простого человека; этот узкий путь доступен только немногим; массе же
народа нужен более легкий, широкий путь. Религия без бога или богов народной
массе недоступна: верующим нужен бог или боги. И вот сам основатель буддизма
Гаутама превратился для махаянистов из учителя мудрости в бога. Постепенно
развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни (Гаутама) –
это лишь один из множества Будд. В число этих Будд включали брахманских богов,
а впоследствии и богов других стран, где распространялся буддизм. Пантеон
буддизма пополнялся также и за счет собственных святых – архатов. Постепенно
число будд весьма увеличилось: имеется представление о 995 буддах –
мироправителях, о 35 буддах, очищающих от грехов, и пр. В северобуддистских
монастырях ныне нередко хранятся изображения 1000 будд. Наибольшим почитанием
из будд пользуются: Шакьямуни – известный уже нам основатель вероучения;
Майтрея – Будда грядущего мирового порядка; Ваджрапани – последний из тысячи
будд; Мапджушри – мудрый; Адибудда – создатель мира; Амитабха – мистический
владыка рая.
3.8 Дальнейшее
распространение буддизма.
Распространение
буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением
индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке.
Оттуда буддистские проповедники перенесли это учение в Бирму и Сиам (еще до 5
в. Н.э.), на острова Индонезии (с 5 в. Н.э.); в Индонезии буддизм вместе с
брахманизмом продержался до 14 в., когда был вытеснен исламом (следы буддизма
сохранились ныне только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм
распространялся еще в своей старой, хинаянистской форме; поэтому хинаяна стала
позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянское вероучение,
проникшее туда еще в 1 в. Н.э., не удержалось, и позже, особенно с 5 в., в
Китае получил распространение уже махаянистский буддизм. Здесь он нашел для
себя благоприятную почву и поделил влияние с местными религиями –
конфуцианством и даосизмом. Из Китая буддизм в 4 в. Проник в Корею, а оттуда в
Японию (6 в.). В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной
религией – синтоизмом, в Корее – с местными культами и с конфуцианством.
3.9 Современный
буддизм-ламаизм.
Для
всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса -
священный город, куда отовсюду стекаются паломники - буддисты. Большинство
населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у
всех северных буддистов, на нем написано обширная религиозная литература:
Ганджур - в 108 томах и комментарии к нему - Данджур - в 225 томах. Тибетские
святые чтятся и южными буддистами. В каждом монастыре ежедневно совершаются
хуралы (богослужения), в определенные дни устраиваются пышные праздники. Из них
главные - цам (древний, и добуддистский по происхождению праздник) и
круговращение Майтрей (будущего Будды). Во время цама устраиваются своеобразные
священные пляски лам, наряженных в страшные и уродливые маски докшитов -
чудовищ-демонов, которые должны отпугивать врагов веры.
Монахов
в Буддистских странах очень много. Есть обычаи из каждой семьи посвящать в
монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. Есть и женщины - монахи, но их
меньше. В Тибете число лам достигало четверти всего мужского населения страны.
Часть лам живет в монастырях, часть - в миру. Монастырские ламы делятся на
ранги : низший ранг - бандий (послушник), далее идут гецул, гелюнг, наконец,
настоятель монастыря - ширетуй. Монахи делятся и по роду деятельности: ламы
врачи, музыканты, учителя, служители, предсказатели и пр. особенно почетное
положение занимали, ламы - хубилганы.
Пантеон
буддизма, особенно северного, очень богат и сложен. Помимо собственно будды и
бодхисатв разных наименований почитанием пользуются грозные божества догшиты -
Махакала, Чжамсаран и др., разные буддистские святые, знаменитые ламы, особенно
Цзонкава - основатель "желтошапочной" секты.
3.10
Современный буддизм в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.
В
настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм
играет в странах Индокитайского полуострова. За исключением Вьетнама, где
господствует учение махаяны, принесенное из Китая, во всех остальных странах
Индокитая распространен хинаянистский буддизм с его разными сектами. В Бирме,
Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. В Таиланде
король считается главой буддистской церкви; все мужчины проходят обязательный
стаж послушничества в монастыре; для этого государственные служащие получают
даже 4-месячные оплачиваемый отпуск. Школы в стране находятся в руках
буддистского духовенства. В Камбодже тоже каждый мужчина должен побывать
послушником в монастыре. В Бирме буддизм составляет господствующую религию. Но
часть населения придерживается других вероучений или чисто местных культов. На
Шри-Ланке сингалы, составляющие большинство населения, - буддисты, а тамилы –
индуисты.
В
Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто
национальным синтоизмом, образовав так называемые «новые религии», что не
всегда можно с уверенностью сказать, какая секта основана на буддистском
вероучении, какая – на синтоиском.
На
почве широких демократических движений в странах Азии наметилась тенденция к
сближению буддистских церквей и отдельных сект.
3.11 Историческая оценка
буддизма.
Общая
оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнений. Буддистское учение
давало страдающему человеку какое-то утешение. Но это было иллюзорное утешение.
С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления
злу отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. Впоследствии же буддизм
выродился в систему грубого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления
масс верующих. Проникая в отсталые страны – Тибет, Монголию, Бурятию, -
буддизм, правда, нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего
письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Но образованность эта была
только для немногих, для ламской аристократии. Собственно народу буддизм ничего
не давал, кроме грубых суеверий. Несмотря на проповедь любви и
благожелательности ко всем живым существам, буддизм никак не содействовал
смягчению нравов.
4. Христианство.
Второй из мировых религий по
времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом
сплелась историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих
внеевропейских стран.
Сейчас христианство – самая
распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов
человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно
с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект,
зачастую враждующих между собой.
4.1 Вопрос о происхождении христианства.
Наиболее трудной проблемой в
истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был
предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В буржуазной
литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два
основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционной
богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано
богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране
Палестине в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия (начало 1
в. н.э.) и проповедовавшем свое учение; переданное человечеству его
учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто
церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на
страницы буржуазной исторической литературы.
Другое, противоположное
направление в изучении раннего христианства – его можно назвать
буржуазно-антиклерикальным – ведет свое начало от просветительской литературы
18 в., точнее от Шарля Дюпюи. Этот предтеча мифологической школы, как известно,
толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения;
с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа,
считая его тоже солнечным богом. Когда в середине 19 в. стали лучше изучаться
религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и
воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в
христианства открывать многочисленные совпадения с древними восточными
культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных
вместе черт древних восточных богов – Осириса, Митры, Диониса и др., а частью
из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические
мотивы. Отсюда делал и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего
оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов
еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую
личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.
4.2 Источники.
Источники изучения раннего
христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские.
Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические
книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения – апокрифы и др.;
произведения апологетов и других раннехристианских писателей.
Канонические новозаветные
книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений.
Четыре евангелия (греческое
слово; буквально – благовестия): «от Матфея», «от Марка», «от Луки» и «от
Иоанна»; это повествования о земной жизни основателя христианства Иисуса
Христа, о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении.
Деяния апостолов,
приписываемые апостолу Луке (мнимому автору третьего евангелия); это рассказы о
деятельности первых проповедников христианства.
Послания апостолов, то есть
письма к разным христианским общинам, в том числе 14 посланий, приписываемых
апостолу Павлу, и 7 посланий других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды).
Апокалипсис, или Откровение
святого Иоанна Богослова (якобы автора четвертого евангелия).
Таково церковное мнение об
авторстве этих произведений. Церковь читает их боговдохновенными, то есть
написанными хотя и людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово
их считается абсолютной истиной.
Другая категория
раннехристианских памятников – неканонические сочинения; они хотя и не
отвергаются церковью, но не считаются боговдохновенными. Это – апокрифические
евангелия, которых было очень много, но большая часть их до нас не дошла,
нередко они известны нам только по названиям.
Третья, наиболее надежная
категория христианских источников – это сочинения апологетов (то есть
защитников христианства от его литературных врагов) и отцов церкви.
К числу раннехристианских
источников надо отнести археологические памятники: погребения (особенно в
катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко 2 в.
Идея греховности, идея
спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя – вот основные идеи
христианства.
4.3 Формирование церковной
организации.
Первые века христианства были
наполнены ожесточенной борьбой идеологических направлений, в которых отразилась
борьба разных классовых интересов. В ходе этой борьбы происходил постепенно и
процессов формирования церковной организации, которая в значительной степени
обеспечила христианству успех в его борьбе с другими религиями.
Особенно значительную роль в
развитии христианской церкви сыграло усиление епископа. Из перечисленных
должностных лиц епископы имели наибольшие шансы на преобладающие роль благодаря
тому, что в их руках находились денежные средства.
4.4 Распространения
христианства.
Сделавшись государственной
религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с
греко-римской культурой к германцам и славянам. В 4 в. принимают крещение готы
и вандалы, в конце 5 в. франки. В 6-9 вв. христианство постепенно проникает к
более отдаленным германским племенам (аллеманам, баварам, фризам, англосаксам и
др.). В 9-10 вв. оно распространяется среди славянских народов. К 10 в. почти
вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему в 4 в.
вплоть до Кавказа (армяне, грузины), пришлось, однако, вести гораздо более
трудную борьбу с зороастризмом, а с 7 в. с исламом, который почти преградил
путь дальнейшему распространению христианства в странах Востока.
Страницы: 1, 2, 3
|