Посредством диалектики в главных школах (сампрадайях)
Веданты студенты имели великолепную возможность увидеть шесть систем Ведической
философии "в действии". В диалектической Веданте доказательства
брались с позиций ньяи, вайшешики и т.п. для:
1) демонстрации того, что Веданта - это наиболее исчерпывающая
из всех даршанов;
2) прояснения точек расхождения между различными школами
Веданты.
Диалектика Веданты была представлена в бхашьях
(комментариях) ачарьев и в тиках (подкомментариях) их учеников. Все возможные
философские положения, включая известные спекулятивные теории европейских
философов, были рассмотрены, проанализированы и опровергнуты. Изучение шести
систем Ведической философии является само по себе формой йоги - гьяна-йога,
йога теоретического знания.
Однако от гьяны человеку следует переходить к вигьяне,
практической реализации Абсолютной истины. Сад-даршана состоит из шести ветвей
теоретической диалектики (шастратха), которые вращаются вокруг тезиса
(пурвапакша) и антитезиса (уттарапакша) к синтезу (сиддханта), подобно
искривленным ветвям дерева. Однако пути философских обсуждений сами по себе не
приводят к познанию Абсолютной Истины, ибо она, будучи трансцендентной, лишь
обрамляется ветвями гьяны также, как полная луна обрамляется кроной деревьев.
Друг, желающий нам показать луну, может сначала обратить наше внимание на крону
деревьев. Это может быть сравнимо с непрямой, или теоретической стадией знания.
Видение же луны есть вигьяна. Однако к вигьяне ведет прямой путь. Это
объясняется в Махабхарате, Вана-парва (13.117) "Сухие рассуждения
неубедительны. Философ становиться известен благодаря тому, что его мнение
отличается от остальных. Изучение ветвей Вед не приведет человека на путь правильного
понимания дхармы. Истина сокрыта в сердце самоосознавшей личности. Поэтому
следует идти по пути таких великих душ".
Санскритское слово ачарья походит от ачара, "делаю
сам". Великие учителя Веданты, ачарьи, были более чем просто теоретиками,
- своим образцовым поведением осознающих Бога людей они указали путь
практической трансцендентной реализации. Это путь от гьяны до вигьяны. В Индии
сампрадайи (школы Веданты), основанные великими ачарьями, являются бастионами садачары,
т.е. духовной жизни.
Студенты, входящие в эти школы, развивают в себе божественные
качества, - чистоту, аскетичность, правдивость и милосердие – без которых
божественное знание не может проявиться.
Чистота разрушается незаконным сексом, аскетичность
разрушается интоксикацией, правдивость разрушается азартными играми и
милосердие - мясоедением. Тот, кто не в силах избавиться от этих дурных
привычек, не имеет права называться ведантистом, или йогом. Сейчас столь много
энтузиазма в отношении теоретической йоги и мистицизма, но пока человек не
последует пути садачары, данного ачарьями, то его запросы индийской духовности
будут подобны облизыванию сосуда с медом: высший вкус (парам дриштва) будет
недоступен.
Среди шести школ ведической философской мысли наивысшей и
передающей суть Вед является Веданта. Имперсональная Веданта Шанкары в лучшем
случае лишь частично передает ведическую сиддханту. Помимо нее существует пять
школ Веданты, не противречащих друг другу, а скорее подчеркивающих различные
аспекты сиддханты. Из них философия Господа Чайтаньи
ачинтья-бхеда-абхеда-таттва является гармоничным синтезом остальных
четырех философий. Обращаясь к Нимбарка-ачарье сам Господь Чайтанья говорит:
«Немного погодя, когда Я начну движение санкиртаны, Я
буду проповедовать Сам, пользуясь сутью ваших четырех философий. Я возьму два
элемента от Мадхвы (Ачарья Брахма-Сампрадайи): сокрушения философии Майявади и
поклонение Божествам как вечной духовной форме Кришны. Я приму два элемента
учения Рамануджи (Шри-сампрадайя): концепция бхакти, лишенной скверны кармы и
гьяны, атакже служение преданным. Я приму два элемента из учения Вишнусвами
(Рудра-сампрдайя): чувство исключительной зависимости от Кришны и путь
рага-бхакти. А от тебя, Нимбарка (ачарья Кумара-Сампрадайи),я получу два
великих принципа: необходимость принятия прибежища у Радхи и превознесение
любви, которую питают к Кришне гопи».
Господь Чайтанья учил, что людям легче всего практиковать
медитацию санкхья-йоги, повторяя святое имя Господа. Святое имя – это звуковое
воплощение Бога, и, поскольку Господь является абсолютным целым, между Его
именем и Его трансцендентным образом нет разницы. Воспринимая звук святого
имени, человек непосредственно общается с верховной Личностью Бога.
Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – великий святой и
религиозный реформатор XVI века. Около пятисот лет назад
Чайтанья Махапрабху положил начало мощному социальному и религиозному движению
в Индии. Его учение, лежащее в основе этого движения, прямо или косвенно
повлияло на все возникшее после этого школы философской и религиозной мысли не
только в Индии, но и за ее пределами.
В то время когда люди Запада устремили всю свою энергию
на изучение окружающего мира и в поисках новых земель отправились в
кругосветные путешествия, на Востоке Шри Кришна Чайтанья начал революцию в
сердце человека. В то время, когда на Западе совершались великие научные и
географические открытия, Он совершил переворот в духовной науке, открыв людям
доступ к глубинному пониманию своей духовной природы.2
Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайа или Чайтанья Сампрадайа
впервые представила теорию и практику Веданты Западу в 1966 году, когда ачарья
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл в Нью-Йорке первое
отделение Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН). ИСККОН сейчас имеет
центры по всему миру. Вводя людей в философию Веданты, ИСККОН представляет всем
желающим возможность практиковать философию и достичь ее цели - осознания
Верховного Вечного Существа.
Конечной целью познания является возвращение души в свое
естественное духовное состояние. В обусловленном состоянии душа пытается
проявить свои способности независимо от Всевышнего, но в освобожденном
состоянии душа может непосредственно общаться с верховной Личностью Бога. Чтобы
развить эти трансцендентные отношения, человек должен идти путем бхакти,
преданного служения Господу.
В разные исторические эпохи Веды рекомендуют разные
средства для восстановления таких отношений. Для текущего века таким методом
является повторение святых имен Бога.
Ученые часто обвиняют религию в том, что она предлагает
объяснения явлений этого мира, в которые нужно верить, но нельзя проверить.
Однако наука бхакти-йоги располагает методами, которые позволяют любому
человеку развить свое чувственное восприятие до такой степени, что он сможет
непосредственно увидеть душу, Верховное Существо и высшее духовное измерение.4
2.2 Бхакти-йога
Вершиной всех видов йоги является бхакти-йога. Все другие
виды йоги – всего лишь средство достижения бхакти в бхакти-йоге. Йога, в действительности,
означает "бхакти-йога". Все же другие разделы ее – ступени на пути к
достижению бхакти. Длинный путь самореализации начинается с карма-йоги и
кончается бхакти-йогой. Карма-йога, лишенная стремления к плодам деятельности,
есть начало этого пути. Когда карма-йога обогащается большим знанием и
отречением, она приводит к уровню, называемому гьяна-йогой. Когда
сосредоточенность на Параматме усиливается посредством различных физических
процессов, и ум концентрируется на Ней, гьяна-йога переходит в аштанга-йогу. И
ступень, на которой человек превосходит уровень аштанга-йоги и непосредственно
приближается к Верховной Божественной Личности, Кришне, именуется
бхакти-йогой, наивысшей точной йоги. Фактически, бхакти-йога есть конечная
цель, но чтобы ее достичь, человек должен понять все предшествующие этапы
йоги. Прогрессирующий йог находится, таким образом, на истинном пути вечной
удачи. Тот, кто привязывается к одному из уровней йоги и не двигается дальше,
называется соответственно карма-йогом, гьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом и
т. д. Если человеку в достаточной степени повезет, и он придет к
бхакти-йоге, то следует понимать, что он уже превзошел другие ступени йоги.1
Девять ступеней бхакти-йоги
Вначале должна быть вера. Затем у человека появляется
интерес к общению с чистыми преданными. Впоследствии он получает посвящение у
духовного учителя и под его руководством следует регулирующим принципам. Таким
образом он оставляет все нежелательные привычки и крепко утверждается в преданном
служении. После этого у него развивается вкус и привязанность. Таков путь
садхана-бхакти, выполнения преданного служения в соответствии с регулирующими
принципами. Постепенно эмоции усиливаются, и в конце концов пробуждается
любовь. Так в преданном, постепенно развивается любовь к Богу.2
Итак. девять ступеней бхакти-йоги:
1. шраддха – вера
2. садху-санга – общение с чистыми преданными
3. бхаджана-крия – совершение преданного служения
4. анартха-нивритти – уменьшение числа нежелательных
привычек
5. ништха – чистая вера
6. ручи – вкус
7. асакти – привязанность
8. бхава – эмоции любви
9. према – любовь к Богу
3. Ведическое общественное устройство
Варнашрама-дхарма – это ведическое общественное
устройство, которое делит общество по двум принципам, каждый из которых имеет
четыре подразделения. Первый принцип – на основе занятий человека (варна), а
второй – на основе его духовного положения (ашрама).
3.1 Деление общества на варны
Четыре варны (т. е. деление по типу занятий) таковы:
брахманы (интеллектуалы), кшатрии (воины и администраторы), вайшьи
(земледельцы и торговцы) и шудры (рабочие). Место человека в этой системе
определяется по его качествам и деятельности, а не по рождению, и ребенок
должен воспитываться и обучаться, чтобы получить квалификацию для того или
иного положения в этой системе. Обязанности представителей четырех варн можно
кратко описать следующим образом.
Брахманы – это учителя,
которые учат своим примером, а также наставлениями. Они должны знать
моральные принципы и уметь контролировать себя.
Кшатрии занимаются
управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от
брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными
людьми. Кшатрии известны как "нарадева", т. е. как представители
Бога на земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.
Вайшьи отвечают за сельское
хозяйство, торговлю и защиту коров. Поскольку смысл общества варнашрама –
простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не занимаются производством или
продажей товаров для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.
Шудры – это рабочий класс, и
они служат, помогая трем остальным классам общества.
Социальное тело сравнивается с человеческим телом,
причем брахманы сравниваются с головой, кшатрии – с руками, вайшьи – с
животом, а шудры – с ногами. Это естественная система деления труда, в
противоположность искусственной кастовой системе. Внутри этой системы
каждый человек под руководством брахманов постепенно возвышается до духовного
осознания. Это такая социальная система, которая удовлетворяет насущные
потребности всех ее представителей, не причиняя ущерба их духовному
прогрессу.
3.2. Ашрамы (уклады) жизни человека
Четыре ашрама представляют собой стадии жизни
индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении. Они
таковы: брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (жизнь с семьей), ванапрастха
(уход от дел) и санньяса (жизнь в отречении).
Мальчик становится брахмачари в возрасте пяти лет и живет
с духовным учителем до двадцатипятилетнего возраста. Он получает у него и
духовное, и материальное образование, обретая понимание необходимости
развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным
образованием он обучается деятельности своей варны, или профессиональным обязанностям.
В возрасте двадцати пяти лет брахмачари может уйти из
гурукулы и жениться. Полученное им образование позволит ему стать хорошим
мужем, способным вести свою семью к духовной реализации. В возрасте пятидесяти
лет он должен отказаться от семейной жизни и вместе с женой начать путешествовать
по святым местам. Эта стадия жизни называется ванапрастха. По достижении семидесяти
лет он доверяет заботу о жене своему взрослому сыну и принимает санньясу,
основательно готовясь к возвращению обратно к Богу, не имея никаких других
занятий, кроме служения Ему.
Заключение
Безвременная мудрость Индии выражена в Ведах, древних
санскритских текстах, которые затрагивают все области человеческого знания.
Изначально сохраняемые через устную традицию, в этом цикле эпох Веды были
впервые записаны 5000 лет назад великим мудрецом Вьясадевой, "литературным
воплощением Бога". В дополнение к составлению Вед мудрец также записал Махабхарату,
Упанишады, Пураны и Веданта-сутры.
Как явствует из этих Ведических писаний, знание, которое
они содержат, было изначально дано Верховной Личностью Бога в начале творения.
После этого оно было передано через эпохи по непрерывной цепи духовных учителей,
и распространялось в соответствии с изменяющимся временем, местом и обстоятельствами,
однако без изменений сути или заключения.
Человеческая жизнь, несмотря на изменение внешних
обстоятельств, имеет все те же проблемы: рождение, смерть, старость и болезни.
Коренная причина всех этих проблем в нашем ложном отождествлении с этим
материальным и забытье нашего изначального положения во взаимоотношениях со Всевышним.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Бхагавад-гита как она есть», пер. и комментарий А.Ч. Бхактиведанты
Свами Прабхупады, изд. 3-е исправленное, Москва, Бхактиведанта Бук Траст, 2001
2. Кришнадас Ковираджа Госвами «Шри Чайтанья-Чаритамрита», пер.
и комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, М., Бхактиведанта Бук Траст,
2003
3. Яшмати-нандана дас, «Культура вайшнавов», Том I, М., Гауранга, 2003
3. Майлс Дэвис, Путешествуя по земле Кришны, Москва, 2003
4. Журнал «Истоки. Наука высших измерений», М.,
Бхактиведанта
Бук
Траст, 1994
5. Мифы древней Индии.
Лит. изложение В. Г. Эрамана и Э. Н. Темкина. М., 1975
6. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974
7. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряд. М., 1982
9. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М.,
1969
10. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М.,
1980
11. Бонгард-Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М.,
1985
12. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977
13. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977
|
|
Присылайте Ваши
отзывы об этом реферате автору на e-mail: scrit@yandex.ru
|
|
Страницы: 1, 2
|