Религии Индии: нетрадиционный взгляд на Индию
РЕФЕРАТ
«Религии
Индии»
«Нетрадиционный
взгляд на Индию»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
1.
Ведические писания…………………………………………………………...4
1.1
Четыре Веды…………………………………………………………….….4
1.2
Тантрические писания……………………………………………………..5
1.3
Упанишады…………………………………………………………………5
1.4
Веданта-сутры………………………………………………………………5
1.5
Итихасы……………………………………………………………………..5
2.
Шесть систем Ведической философии…………………………………………6
2.1Основные школы философской мысли……………………………………6
2.2 Бхакти-йога………………………………………………………………….9
3.
Ведическое общественное устройство………………………………………...11
3.1 Деление общества на Варны……………………………………………...11
3.2. Ашрамы (уклады) жизни человека……………………………………....11
Заключение………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………………..13
«Даже рожденные в аристократических семьях и наделенные
молодостью и красотой не выглядят привлекательно, если они лишены знания,
подобно тому, как прекрасные цветы дерева кимшука не привлекают, ибо
лишены аромата»
- Чанакья пандит
Введение
Современное использование людьми термина "индуизм"
не соответствует его изначальному смыслу. Более того, слово
"хинду" – это искаженное произношение персами слова
"синдху", санскритского названия реки Инд. Для моголов, которые
вторглись в Индию, переправившись через Инд, было естественным называть
завоеванную территорию "землей реки Инд" или "Индустаном".
Таким образом, "хинду" – это, правильнее говоря, житель Индустана,
независимо от его религии. Британцы, однако, использовали слово
"хинду" для определения тех жителей Индии, которые не были мусульманами,
буддистами, сикхами, джайнами или представителями других религиозных групп,
для которых у британцев были свои названия. Слово "хинду"
использовалось как универсальное определение для обозначения буквально
тысяч самых различных религиозных и культурных групп, располагающихся на
огромной территории Индийского субконтинента.
В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том
числе и все мировые – буддизм, ислам, христианство и т.д.
Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и
противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. До
сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же
относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.
За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился
как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и
теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца:
мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко
интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько
религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.
Знакомство с основными характеристиками индуизма важно не
только для профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает
некоторые новые теоретические положения и дает сведения о совокупности фактов,
полезных и необходимых при сравнительном анализе религий, а также при овладении
искусством понимания людей с иным образом мыслей.
1. Ведические писания
Ведические писания представляют собой духовную литературу
древней индийской культуры. Будучи огромным собранием книг, написанных на санскрите,
они включают в себя материальное (мирское), религиозное (ритуалистическое) и
духовное (монотеистическое) знание. Слово "ведический" проистекает от
санскритского слова "веда", которое переводится как
"знание" или "откровение". В соответствии с ведической
историей, эти писания были записаны около пяти тысяч лет назад. Эта дата не
принимается в современной индологии, но фактически она (эта дата) не так важна,
потому что знание, представленное в этих писаниях, существовало задолго до
того, как его записали.
Веды могут быть поняты простым принятием того, что сами
Веды говорят о себе. Такое понимание Вед может показаться удивительным или даже
невероятным для современного читателя, но различные мнения об источнике и
истории Ведических писаний происходят из-за фундаментального различия во
взглядах на мир между последователями Вед и современными мирскими учеными.
В соответствии с представлениями некоторых индологов,
"Ведических писаний" даже не существует. Многие современные индологи
говорят, что собрание книг, упомянутых в этой статье, содержит не согласующиеся
друг с другом знаниями, это просто собранием текстов из различных источников.
Они провозглашают, что эти тексты были написаны в течение продолжительного
периода времени, начиная с гипотетического арийского вторжения на Индийский
субконтинент, где-то в 1000-1500 гг. до н.э., когда смесь племен сформировала
"ведическую" культуру. Если мы поверим в этот сценарий, то
естественно думать, что индийские писания-скопление бессистемных мифологических
текстов.
Ведические писания содержат совершенно отличающееся
объяснение. Все Ведическое знание, составленное Ведическими риши (мудрецами) во
главе с Вйасадевой, имеет систематическую структуру и ясно определенную цель.
Около 5000 лет назад эти мудрецы систематически записали это знание, чтобы оно
не было утрачено в приближающуюся Кали-югу, Железный Век, век наибольшего
упадка в цикле четырех эпох.
Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со
множеством ступенек, и каждое определенное писание будет соответствовать каждой
ступеньке. Ведические писания описывают как цель, так и ступени, ведущие к этой
цели. Эти писания не "ступенях", вдохновляя каждого продвигаться до
следующей ступени. В них нет места "обращению" или
"давлению", потому что каждый должен идти сам, без посторонней
помощи. Как говорится в Ведической поговорке, "Даже в стае птиц каждая
птица должна лететь сама". Индивидуальная эволюция не ограничивается одной
жизнью. Ведическое понимание перевоплощения говорит о том, что ступени этой
символической лестницы могут также считаться жизнями. Ставшая почти притчей во
языцах терпимость Хинду основывается на твердом философском понимании и ее не
следует путать со слиянием, безразличием, или концепцией "все едино".
Внешне Ведические писания могут показаться
несистематическими и даже противоречивыми, но это впечатление легко может
измениться, когда мы увидим, как каждая ступень связана с целью.
1.1 Четыре Веды
Известные как Риг, Яджур, Сама и Атхарва, эти четыре Веды
обычно называют изначальными Ведическими писаниями. Риг означает ритуал, и, в
основном, эта Веда содержит гимны и молитвы (мантры) для поклонения вселенским
силам, известным как полубоги. Яджур значит церемония, и эта Веда, в основном,
описывает, как совершать ритуалы. Сама значит пение, и эта Веда содержит много
других мантр и строгих правил, как повторять эти мантры в соответствии с мистическими
вибрациями. Атхарва значит священнослужитель, обладающий секретным знанием, и
эта Веда описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. В более
широком смысле, Атхарва также включает в себя писания с материальным знанием,
такие как Аюрведа (фармакология и здоровье).
Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не
является независимым существом, но частицей вселенского организма, которая
зависит от высших сил.
Наиболее важным уроком, получаемым от четырех Вед,
является принятие высшего авторитета. Соединяясь с божественными силами
посредством ритуалов и понимания, человек выигрывает в материальном плане и
достигает мира и гармонии.
1.2 Тантрические писания
Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые
требуют стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные люди
требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты посредством магии,
поклонению духам и т.п. Давая такое знание, Веды пробуждают веру оккультистов,
которые однажды в этой или в одной из следующих жизней заинтересуются высшими
аспектами Вед. Такая деятельность проходит в модусах страсти и невежества.
1.3 Упанишады
Красной нитью в четырех Ведах являются философские
беседы, называемые Араньяки и Брахманы. Наиболее примечательные из них - это
Упанишады ("сидеть вблизи", т.е. "знание, получаемое от
духовного учителя"). Их тексты показывают, что все материальные формы -
лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной
двойственностью. Они показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех
увлеченных ритуалами Вед идти дальше их кратковременных целей.
1.4 Веданта-сутры
Предоставляя общую основу доказательств для всех
философских школ, 560 емких афоризмов Веданта-сутры определяют Ведические
истины в самых общих терминах. Поэтому комментарии к Веданта-сутрам как правило
состоят из многих томов.
1.5 Итихасы
Это исторические работы, главные из которых
"Рамайана" (история воплощения Рамы), 18 Пуран и 18 под-Пуран
(вселенская история творения и разрушения, о воплощениях Бога и великих царях,
святых и учителях) и "Махабхарата" (история древней Индии, или
Бхараты, вплоть до явления Кришны пять тысяч лет назад).
Эти писания существенны, поскольку они расширяют
понимание Абсолюта за абстрактную безличную платформу. Абсолют в высшей степени
совершенен и полон, что проявляется как в безличном, так и личностном аспектах.
Однако личностный аспект является изначальным источником вторичного безличного
существования Господа, поскольку безличная энергия не может быть источником
личностей. Итихасы показывают эти личностные черты, постепенно представляя и
определяя их, достигая кульминации в чисто монотеистических откровениях
"Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам" ("Бхагавата
Пурана").
2. Шесть систем Ведической философии
2.1 Основные школы философской мысли
Слово веда означает "знание". В современном
мире мы используем термин "наука" для обозначения авторитетного
знания, на котором базируется человеческий прогресс. Для античных людей
Бхаратаварши (Великой Индии) слово веда имело даже больший смысл, чем сегодня
слово "наука" имеет для нас. Это происходило потому, что научные
запросы того времени не ограничивались познанием мира с помощью физических
чувств. И сам прогресс человеческой цивилизации не означал интенсивное технологическую
эксплуатацию материальной природы. В Ведические времена фокус науки был
сосредоточен на вечности, а не временности; поэтому тогда прогресс означал
продвижение в духовном пробуждении души и освобождение, развитие духовного
знания о душе, которая пребывает в этом временном материальном мире, полном
невежества и страданий.
Ведическое знание называется апаурушейа, т.е.
сверхчеловеческое. Ведическое знание проявилось в начале творения космоса в
сердце Брахмы, повелителя творения, родившегося в стебле лотоса, из которого
исходят все формы жизни этой вселенной. Брахма передал это знание в виде шабды
(духовного звука) своим сыновьям, которые являются великими святыми и обитают
на высших планетарных системах: Сатьялоке, Гьяналоке и Тапалоке. А сыновья Брахмы,
в свою очередь, распространили Ведическую шабду по всей вселенной, включая мудрецов
с Земли в античные времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет
Кришна Дваипайана Вьяса преобразовал шабду в санскритское Писание (шастры),
известные и поныне как Веды.
В древней Индии изучение Вед было исключительной
привилегией брахманов (класса интеллектуалов и священников). Тогда существовало
четыре степени Ведического образования в соответствии с четырьмя ашрамами
брахманической культуры. Первой степенью знания было заучивание на память
Ведической "Самхиты", состоящей из 20 000 мантр (стихов), разделенных
на четыре секции - Риг, Сама, Яджур и Атхарва, которые воспевались брахманами
для прославления различных аспектов Верховного существа на протяжении
религиозных ритуалов. Второй степенью было мастерство брахмана, знающего все
ритуалы для полного исполнения семейного, социального, священного долга по
отношению к полубогам, святым личностям, живым существам и Верховному Господу.
Третьей степенью было мастерство Араньяка, подготавливающее пожилого
домохозяина к полному отречению. И, наконец, четвертой степенью было мастерство
Упанишад, представляющее личностям, ищущим освобождения от цикла перерождений,
философии Абсолютной Истины. Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального
Ведического образования, назывались в общем шрути-шастра, "писания,
воспринятые на слух" брахманами.
Но шрути-шастрой не ограничивается вся Ведическая
литература. Чхандокья-Упанишад 7.1.2 объявляет, что Пураны и Итихасы представляют
собой пятый раздел Ведического обучения. Пураны и Итихасы учат тому же, что и
четыре Веды, но это знание иллюстрируется обширными историческими повествованиями.
Пятая Веда известна как смрити-шастра, "писание, которое надо
запомнить". Изучение смрити-шастры было предназначено для не-брахманов.
Традиционно, существует шесть школ, описывающих
сокровищницу Ведической мудрости, каждая с различных философских точек зрения.
Каждая из этих точек зрения, или даршана, связана с известным мудрецом,
являющимся автором сутры (кодекса), выражающим суть его даршана. Веданта-сутра
Вьясы, который внимательно изучил и исследовал шесть систем Ведической
философии (как и другие философы), сформировал третью большую часть Ведической
литературы после шрути-шастр и смрити-шастр. Оно известно как ньяя-шастра, или "писание
философских обсуждений".
Сад-даршана (шесть философских взглядов) состоит из ньяи
(логики), вайшешики (атомистическая теория), санкхьи (анализ материи и духа),
йоги (науки самоосознания), карма-мимамсы (науки деятельности ради ее плодов) и
веданты (науки осознания Бога).
Сад-даршана относится к философам аштикам (от ашти -
"это так"), признающим знание Вед авторитетом, и противостоит
наштика-философам, наподобие Чарваки, буддистам, джайнистам (от нашти -
"это не так"), отвергающим Веды. Начиная с ньяи, каждая из школ
сад-даршаны в своем собственном виде представляет более развитую и
исчерпывающее объяснение аспектов Ведического знания. Ньяя устанавливает
правила философских споров и определяет предмет дискуссии - физический мир,
душа, Бог и освобождение. Вайшешика глубже применяет метод ньяя, или логики,
для всестороннего анализа категории материального проявления, показывая, что
видимые материальные объекты, к которым мы так привязаны, неизбежно разрушаются
на невидимые атомы. Санкхья развивает далее этот аналитический процесс, помогая
душе стать отрешенной от материи.
Посредством йоги душа пробуждает внутреннее духовное
видение, чтобы увидеть себя вне тела. Карма-мимамса направляет душу к
постижению цели всех Ведических ритуалов, а Веданта сосредотачивает ее на
окончательной духовной цели, упомянутой в Упанишадах.
Изначально шесть даршанов были разделами знания,
объединяющими понимание Вед, сравнимых с факультетами в современном
университете. Однако под влиянием Кали-юги (века вражды), ученые этих даршанов
стали ограниченными и вздорными. А некоторые даже искажали Ведическую философию
ради своих корыстных целей. К примеру, карма-мимамса (которая к 500 г. до н.э.
стала главной философией класса брахманов) была дискредитирована кровожадными священнослужителями,
устраивавшими массовые казни животных под видом исполнения Ведических
жертвоприношений. Но возникновение новой неведической религии ослабило влияние
карма-мимамсы. Этой новой религией был буддизм. К 250 году до н.э. влияние
карма-мимамсы и других даршанов существенно ослабело. Когда царь Ашока
установил доктрину буддизма официальной религией своей империи, многие брахманы
отказались от Ведической системы обучения и стали изучать концепции настики об
ахимсе (ненасилии) и саньяты (войдизма).
В свою очередь, буддизм был вытеснен ведантистским
учением Шанкары, который восстановил Ведическую культуру в Индии в 17-м
столетии нашей эры. Однако формулировка Веданты Шанкары находилась под влиянием
буддизма и поэтому неточно представляла изначальную веданта-даршану, данную
Вьясой.
После Шанкары Веданта была очищена школами великих
учителей (ачарий) Рамануджи и Мадхвы. Дело в том, что под крышей тайного
буддизма Шанкары философы Веданты обрели вес в диалектическом софизме, и это
приветствовалось многими западными мыслителями.
Страницы: 1, 2
|