Изменения в
рекламе объясняются ее высокой динамичностью. Она мгновенно реагирует на
события, происходящие на рынке, и в какой-то степени служит их индикатором.
Причина в том, что будучи частью механизма рыночных отношений, при любых сбоях
в его работе реклама вынуждена приспосабливаться к создавшимся условиям, менять
формы, вносить коррективы в содержание.
Трудности со
сбытом продукции и услуг усугубляются не только обостряющейся конкуренцией.
Возникают новые, нетрадиционные -проблемы, в частности,
недавние энергетический, топливный и сырьевой кризисы, жизненно важная
необходимость зашиты окружающей среды. Меняется социально-демографическое состояние общества, происходит переоценка ценностей
среди его членов, растет их образовательный ценз, набирает силу общественное
движение, целью которого является зашита прав потребителя (консьюмеризм).
Производителям приходится пересматривать технические параметры своих
товаров, создавать более экономичные и экологически чистые конструкции и
технологии.
Чтобы
конкурировать с транснациональными корпорациями, сконцентрировавшими в своих
руках огромные финансовые, производственные и
научно-технические ресурсы и около половины мировой
торговли, фирмам "второго эшелона" приходится, в частности,
интенсифицировать рекламу.
На обострение
конкуренции оказывает воздействие также резкое разграничение мира на
экономические зоны. За рынки сбыта борются между собой корпорации стран
"большой тройки" - СЩА, Японии и Западной
Европы. В эту борьбу все активнее включаются входящие в силу новые промышленно
развитые стран - Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Бразилия,
Турция. Появилась еще одна концентрация экономической мощи - Объединенная
Германия.
Трудности со
сбытом добавила научно-техническая революция. Повысились требования к качеству
и ассортименту выпускаемой продукции. В результате фирмам-производителям
приходится изыскивать значительные, порой непосильные средства на модернизацию
производства.
В
этих условиях
борьба за потребителя с каждым днем становится все изощреннее. Новизна и совершенство
изделий для него теперь зачастую важнее, чем цена. Поэтому на современном рынке
побеждает тот, кто наряду с принципиально новым изделием предлагает более
совершенные услуги, формы и методы сбыта. И реклама начинает играть особую
роль.
Отношение
со средствами массовой информации. Поддержание отношений с прессой не входит в
обязанности организации, но если деятельность последней вызывает интерес
общественности, средства массовой информации будут помещать о ней материал и
сообщения. Если же при этом прессе будет оказано содействие, то это значительно
снизит вероятность искажений и неточностей в сообщениях. Кроме того, отношения
с прессой используются в целях рекламы.
Отношения
со средствами массовой информации являются двухсторонними. Организация
предоставляет материалы о своей деятельности и предпринимает шаги для выпуска
комментариев информационных сообщений. Взаимное доверие и уважение между
организацией и средствами массовой информации служат необходимым залогом
хороших отношений.
Популярные
издания обычно предпочитают сенсационные сообщения тем, которые описывают
запланированные события. Разобравшись в потребностях газет, журналов, радио- и
телепрограмм, можно найти много способов обратить на себя внимание. Все
средства массовой информации готовы помещать чисто информационные материалы,
даже если они по-разному к ним относятся из-за различий в редакционной политики
и читательских привязанностях. Пресса всегда приветствует любую статью или
информационное сообщение, содержащее элемент новизны, лишь бы материал был
достоверным и своевременным. Доверительные начала, достоверность и
своевременность - вот те основы, на которых администрация предприятия должна
строить свои отношения с mass media.
От
имени администрации в отношения со средствами массовой информации вступает
ответственный за связь с прессой. Он решает три основные задачи:
предоставлять
материалы для печати, по которым затем пишут статьи, очерки, репортажи и т. д.;
отвечать
на запросы прессы и предоставлять комплексные информационные услуги;
следить
за сообщениями печати, радио и телевидения, оценивать результаты, принимать по
необходимости меры к исправлению ошибок, выступать с соответствующими
опровержениями.
Ответственный
за связь с прессой обязан обеспечить непрерывный поток новостей, исходящих от
организации. Помещение статей - весьма эффективный способ привлечь внимание
общественности к предприятию и его деятельности. Все редакторы заинтересованы в
том, чтобы получить предложение напечатать статью, и если идея статьи им
понравиться, они попросят или прислать статью, или предоставить журналисту
возможность получить материалы, необходимые для ее написания.
Наиболее
распространенный способ подачи информации прессе - информационное сообщение,
или пресс-релиз. После написания его направляют обычной почтой или по каналам
компьютерной связи в различные газеты и периодические издания, на радио и
телевидение. Главное требование, предъявляемое к пресс-релизу, заключается в
том, что он должен быть ясным, без двусмысленностей.
Другим
способом общения со средствами массовой информации являются пресс-конференции.
Они проводятся обычно в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать
какие-либо образцы или другие предметы или же когда речь идет о важной теме, по
которой у присутствующих журналистов могут возникнуть вопросы.
Пресс-конференции дают также прекрасную возможность для распространения
информации, которую по тем или иным соображениям нежелательно распечатывать.
Печатная
продукция в паблик рилейшнз. Под печатной продукцией понимаются различные
бланки, визитные карточки, счета и прочие печатные материалы, не имеющие
непосредственного отношения к паблик рилейшнз, но играющие значительную роль
при формировании организацией собственного стиля.
Печатное
слово еще долго будет служить основным средством общения любой организации со
своими клиентами, контрагентами, акционерами и т. д. Поэтому "собственное
лицо" в оформлении печатной продукции является одним из сильнейших средств
маркетинговой коммуникации. Многие организации разработали такой собственный
фирменный стиль, что их товары и рекламные объявления узнаются с первого
взгляда. Собственный стиль может заключаться в эмблеме, в виде и типе шрифтов,
цвете или сочетании этих средств. Достаточно привести пример компаний
"Кока-Кола" или "Филипп Моррис". Хороший стиль отличается
тем, что без изменений используется во всех видах наглядной агитации - от
фирменных бланков до бортов автомобилей.
Паблик рилейшнз,
или паблисити, представляет собой вид маркетинговых коммуникаций, целью
которого является завоевание положительной реакции общества на компанию и ее
продукцию. Паблик рилейшнз характеризуется большим количеством аудиторных
групп, нежели реклама (табл. 1).
Таблица
1
Целевые
группы паблик рилейшнз
Группы: внутренний рынок
|
Особенности международных рынков
|
Компания
-
сотрудники
-
акционеры
|
Культурные различия
Физическая
удаленность акционеров
|
Поставщики
ресурсов, финансовых и маркетинговых услуг
|
Необходимость
координации деятельности и адаптации методов работы
|
Потребители
-
существующие
-
бывшие
-
потенциальные
|
Меньшие знания о
компании
Эффекты страны
происхождения товара могут нарушать процесс коммуникации
|
Среда
-
общество
-
правительство
-
организации
|
Различные
требования национальных правительств
Деятельность
региональных экономических союзов и групп стран
|
Работа в сфере
паблик рилейшнз может осуществляться с помощью нескольких методов:
предоставление
призов;
спонсорская
поддержка мероприятий;
выпуск
пресс-релизов, освещающих деятельность компании;
объявления о
начинаемых рекламных кампаниях;
лоббирование.
Специалистам
по паблик рилейшнз не обязательно владеть профессиональными знаниями в области
книгопечатания, но совершенно необходимо осознавать его важную роль. Выбор
правильных шрифтов и бумаги, способа печати и полиграфических приемов является
слагаемым успеха паблик рилейшнз в области печатной продукции. В крупной
организации может быть специальный отдел печатной продукции, занимающийся
заказом таких изделий. В небольшой организации подобными вопросами занимается
либо отдел паблик рилейшнз, либо фирма, осуществляющая услуги в области паблик
рилейшнз.
Кино-
и фотосредства в паблик рилейшнз. Документальные фильмы служат мощным средством
паблик рилейшнз. Они снискали себе популярность еще в 30-х годах и до недавнего
времени активно использовались в нашей стране как массовое средство агитации и
пропаганды. Сейчас документальные киноленты перешли на телевидение, однако
фильмы по-прежнему занимают видное место в паблик рилейшнз как средство связи,
обучения, маркетинга, исследования и т. д. Растущая популярность
видеомагнитофонов и появления кабельного телевидения дали новый толчок развитию
этого вида средств связи с общественностью. Видеоклипы снимаются как для
товарной или институциональной рекламы, так и для бесплатного распространения в
информационных целях.
Нет
необходимости готовить киноспециалистов из числа работников в области паблик
рилейшнз, однако надлежащее понимание ими сути дела необходимо для последующего
консультирования по вопросам использования фильма в какой-либо организации или
для обеспечения связи с компанией - производителем кинопродукции в ходе съемок.
Использование
фотографии в публичной деятельности имеет большое значение. Прежде всего
фотография создает впечатление достоверности и имеет притягательность, который
не обладает печатный текст. В наше время крайне редко встречаются материалы без
фотографий и иллюстраций, если они грамотно подготовлены. Фотографии
используются при оформлении годовых отчетов компаний, рекламных проспектов,
газетных репортажей, при выпуске иллюстрированных изданий, организации фототек.
Устная
речь в паблик рилейшнз. Устная речь служит древнейшим средством общения между людьми
и, несмотря на конкуренцию со стороны письменной, остается в настоящее время
мощнейшим способом поддержания связей с общественностью. Умение выступать на
заседаниях, конференциях, официальных встречах является одним из
профессиональных требований в общественной жизни. Подготовка выступления
специалистом паблик рилейшнз - обычная практика в правительствах, организациях
или на предприятиях.
К этой
области паблик рилейшнз относится также контроль за умением вести телефонные
разговоры. Телефонный секретарь становится первым человеком, к которому
обращается клиент, и его поведение может оказать сильное влияние на первое
впечатление о фирме. В задачу специалиста по паблик рилейшнз входит организация
такой процедуры ведения телефонных разговоров, которая отражала бы позитивный
имидж организации. Во многих организациях принято, что контроль за умением
вести телефонные разговоры осуществляет сам управляющий. Умение вести
телефонный разговор должно распространяться на всех сотрудников организации от
высшего звена до низшего.
Реклама
и паблик рилейшнз. Логически реклама является составной частью паблик рилейшнз,
поскольку она оказывает влияние на образ компании в глазах общественности. В
современном мире недостаточно лишь произвести хороший товар, обеспечить
маркетинг, распределить продукцию, успешно разрекламировать ее и продать. Даже
качественный товар может не найти потребителя, если его производитель проводит
неэффективную социальную политику или неправильно воспринимается
общественностью. Необходимо, чтобы компания имела достойный уровень, а
общественность знала о приносимой ею пользе. Именно это лежит в основе так
называемой рекламы "престижа", или "институциональной"
рекламы.
Существует
два вида рекламы "престижа". Первый ставит перед собой задачу
проинформировать общественность о том вкладе, который компания вносит в
благосостояние страны. Второй вид рекламы использует не столь прямой подход: он
сводиться к предоставлению информации по тем вопросам, которые интересуют
общественность; при этом название компании-спонсора просто упоминается.
Спонсорство представляет
современную форму покровительства.
Правильнее
всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской
деятельности, основная цель которого заключается в действиях на благо как
самого спонсора, так и получателя его помощи. Спонсорство является составной
частью стратегии маркетинга, которая определяет лицо компании. В осуществлении
этой стратегии особое место отводиться паблик рилейшнз и органичному сочетанию
основных методов паблик рилейшнз со спонсорством.
Реклама
- распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.
Таким
образом, реклама, по определению закона, является собирательным понятием,
объединяющим в себе требования, совокупность которых и образует понятие
«реклама». По мнению автора данной работы, это определение требует комментария.
В
законе указывается, что реклама должна быть предназначена для неопределенного
круга лиц. Иными словами, если информация предназначена для заранее
определенного круга лиц, то это уже считается не рекламой, а офертой или
приглашением сделать оферты. А также будет ли пониматься под рекламой
информация, размещенная в газете/ журнале, распространяемом по подписке ( т. е.
круг лиц - потребителей информации определен пофамильно).
Во-вторых,
необходимо более четко разграничить понятия «реклама «и»пропаганда', указав,
что рекламная информация открыто исходит от рекламодателя и оплачивается им.
В-третьих,
следует указать, что реклама - неличная форма коммуникации (в отличии,
например, от личных продаж).
В
силу вышеизложенных замечаний к закону, определение рекламы будет следующим:
реклама
- это распространяемая в любой неличной форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (
рекламная информация), которая предназначена для неопределенного или
определенного круга лиц, открыто исходит и оплачивается рекламодателя и
призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому
лицу, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.'
Реклама
- это инструмент рынка. По существу, она представляет возможность продавать
потенциальному потребителю сообщения об изделие, услуге, начинании. При чем
так, чтобы предпочесть это изделие, эту услугу всем другим. В основе рекламы -
информация и убеждение.
Реклама
в СМИ способствует развитию массового рынка сбыта товаров и услуг, и в конечном
счете вложения предпринимателей в производство становятся оправданными. Доходы
от рекламы начинают обеспечивать жизнедеятельность газет и журналов,
стремящихся охватить большую аудиторию. Таким образом, миллионы людей, получают
свежие новости, а также и рекламные сообщения.
Реклама
развивается потому, что сообщает людям о предлагаемых новых и долее совершенных
товарах. Благодаря ей не увядают стремление к развитию и конкуренция в бизнесе.
Поэтому в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся
огромные деньги на рекламу.
Реклама
может передавать общественные, политические и благотворительные идеи и тем
самым становиться частью общественной жизни.
Ценность
рекламы заключается и в том, что привлекает к себе талантливых людей, которые
превращают ее в искусство.
Реклама
является как частью экономических отношений, так и частью взаимоотношений между
людьми. Поэтому реклама - диалог между продавцом и потребителем, где продавец
выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель -
заинтересованностью в данном товаре. Если интерес покупателя не проявился,
значит цель рекламодателя не достигнута.
Эффективность
рекламной деятельности экспортера с большой степенью точности можно установить
путем анализа структуры рекламных затрат. Характерно, что в специфических
условиях, создавшихся в нашей стране, отечественные экспортеры в первую
очередь отдают предпочтение печатной рекламе (проспектам, каталогам,
листовкам), так как она дает возможность представлять информацию о производстве
и экспортируемых товарах на переговоpax, выставках, а также направлять ее
зарубежным партнерам.
Малые объемы
реализации отдельных товаров, вызванные, правило, лимитированными экспортными
возможностями, а ограниченные валютные ассигнования на рекламу не стимулируют
использование за рубежом высокоэффективных, особенно для экспортных изделий
широкого потребления, но дорогостоящих средств (телевидение, радио, газет). На
втором месте по уровню затрат находится выставочная деятельность. На третьем -
затраты на сувенирные изделия, (настенные календари, настольные дневники и
т.д.). Вместе с тем ограниченно применяется такое высокоэффективное средство
распространения рекламы, как не требующая валютных ассигнований прямая
почтовая рассылка.
Международной
рекламной кампанией является комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых за
пределами страны рекламодателя - производителя или продавца товара.
Участниками крупномасштабной международной рекламной кампании, помимо
рекламодателя, обычно выступают рекламное агентство, расположенное в той же
стране, где проводится кампания, а также организации товаропроводяшей сети -
коммерческие агенты (национальные, региональные), дистрибьюторы, дилеры.
При проведении
комплексных международных рекламных кампаний большое внимание уделяется их
координации, т.е. согласованию по времени, географии охвата целевой
направленности отдельных мероприятий, составляющих комплекс. Такая координация
осуществляется между рекламодателем, его филиалами и коммерческими агентами в
различных странах и регионах рекламным агентством, обслуживающим рекламодателя,
и другими организациями, участвующими в проведении кампаний. В координации
заинтересованы все участники.
На мировом рынке
на нее тратятся астрономические суммы, которые растут с
беспрецедентной быстротой, опережая темпы увеличения выпуска валового национального
продукта и инфляции. Это - показатель постоянного развития, эффективности,
прибыльности и актуальности рекламной деятельности.
Ответственный
за связь с прессой обязан обеспечить непрерывный поток новостей, исходящих от
организации. Помещение статей - весьма эффективный способ привлечь внимание
общественности к предприятию и его деятельности. Все редакторы заинтересованы в
том, чтобы получить предложение напечатать статью, и если идея статьи им
понравиться, они попросят или прислать статью, или предоставить журналисту
возможность получить материалы, необходимые для ее написания.
1.
Андреева
О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М -НОРМА, 2003.
2.
Герчикова
И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 2001.
3.
Голубков
Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2001.
4.
Голубков
Е. П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2003.
5.
Дайн А. и
др. Маркетинг. М.: Экономика, 2004.
6.
Данько Т.
П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2003.
7.
Ковалев
А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга,
2004.
8.
Котлер Ф.
Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2002.
9.
Ламбен
Ж.Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 2004.
10.
Моисеева
Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Центр экономики и
маркетинга, 2003.
11.
Хруцкий
В. Е., Корнеева И. В., Автухова Е. 3. Современный маркетинг. М.: Финансы и
статистика, 2002.
12.
Эванс М.
Дж.. Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2003.
Страницы: 1, 2, 3
|