11. открываются
счета, с которых начинается новый учетный цикл;
12. годовая
отчетность сдается в Государственную налоговую инспекцию.
Под техникой составления
бухгалтерского баланса понимают совокупность необходимых учетных процедур. Эти
процедуры включают: инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и
расходов) между отдельными отчетными периодами, списание стоимости имущества,
закрытие счетов и подведение итогов в учетных регистрах. Основой для
составления баланса являются учетные записи, подтвержденные сопроводительными
документами. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год,
подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) отражает состав
имущества организации и источники формирования на отчетную дату.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного
периода сопоставлены с данными бухгалтерского баланса за период,
предшествующий отчетному. Основным элементом бухгалтерского баланса является
балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса
состоит из двух разделов («Внебюджетные активы» и «Оборотные активы»), пассив
— из трех разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и
«Краткосрочные обязательства»)
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) характеризует
финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный
период предыдущего года.
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы
показываются с подразделением на обычные и прочие (операционные, внереализационные
и чрезвычайные). В нем отражается расчет следующих показателей финансовых
результатов: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до
налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Пояснения к бухгалтерскому учету и отчету о
прибылях и убытках раскрывают сведения, относящиеся к учетной политике и
обеспечивать пользователей дополнительной информацией, которую нецелесообразно
включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которая
необходима для формирования полного представления о финансовом положении и финансовых
результатах деятельности организации.
В приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках прилагаются:
Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) — отражает
информацию о наличии и движении собственного капитала организации в отчетном
году.
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) —
отражает информацию о наличии и движении денежных средств, находящихся в кассе
организации, на расчетных, валютных и специальных счетах в банках. Отчет
состоит из следующих разделов:
— «Остаток денежных средств на начало года»;
— «Поступило денежных средств» (всего и в том
числе: выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг); выручка от продажи
основных средств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей; кредиты
и займы полученные и прочие поступления);
— «Направлено денежных средств» (всего и в том
числе: на оплату приобретенных товаров (работ, услуг); на оплату труда;
отчисления на социальные нужды; на выдачу авансов
поставщикам и подрядчикам; на оплату машин, оборудования и транспортных
средств; на финансовые вложения; на расчеты с бюджетом; на оплату процентов по
полученным кредитам и займам и прочие выплаты);
— «Остаток денежных средств на конец отчетного
периода». Справочно указывается, сколько из общей суммы поступлений получено наличными
(всего и в том числе по расчетам: с юридическими, физическими лицами, из них с
применением контрольно-кассовых аппаратов, бланков строгой отчетности).
Отдельно показывается: поступление в кассу из банка, сдано в банк из кассы.
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) —
содержит дополнительные сведения о наличии и движении отдельных видов имущества
и обязательств организации в отчетном году. Приложение к бухгалтерскому балансу
состоит из следующих разделов:
— «Движение заемных средств» (долгосрочные кредиты,
займы и краткосрочные кредиты, займы). Отражается остаток каждого вида
кредитов и займов на начало и на конец года, их получение и погашение (всего и
в том числе не погашенных в срок);
— «Дебиторская и кредиторская задолженность» (отражается
каждый вид задолженности). Показывается остаток задолженности по видам на
начало и конец года, возникновение и погашение обязательств (всего и в том
числе просроченной). В справке к этому разделу приводится информация: о
движении векселей (выданных и полученных); о дебиторской задолженности по
поставляемой продукции (работам, услугам) и дебиторах и кредиторах, имеющих
наибольшую задолженность;
«Амортизируемое имущество» (нематериальные активы,
основные средства, доходные вложения в материальные ценности). Отражается
остаток каждого вида амортизируемого имущества на начало и на конец года,
поступление и выбытие (всего и в том числе по видам). В справке к этому разделу
приводятся данные на начало и на конец отчетного года: о стоимости производственных
основных средств, переданных в аренду и на консервацию, и о суммах
амортизируемого имущества, по которому амортизация не начисляется (всего и в
том числе нематериальные активы и основные средства);
«Движение средств финансирования долгосрочных
инвестиций и финансовых вложений» (собственные средства организации и
привлеченные средства). Отражается остаток каждого вида средств на начало и на
конец года, начисление и использование (всего и в том числе по видам средств);
«Финансовые вложения» (как и акции других
организаций, облигации и другие долговые обязательства, предоставленные займы и
пр.). Отражается остаток на начало и на конец года каждого вида долгосрочных и
краткосрочных финансовых вложений.
«Расход по обычным видам деятельности»
(материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные
нужды, амортизация, прочие затраты). Отражаются расходы по элементам затрат за
отчетный год и за предыдущий год. Отдельно показывается изменение остатков
незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих
расходов;
«Социальные показатели» (отчисления в «Единый
социальный налог» (по видам фондов); отчисления в негосударственные пенсионные
фонды; страховые взносы по договорам добровольного страхования пенсий;
среднесписочная численность работников; денежные выплаты и поощрения, не
связанные с производством продукции (работ, услуг); доходы по акциям и вкладам
в имущество организации). Отражаются сведения о причитающихся по расчету,
израсходованных и перечисленных в фонды отчислениях в фактических данных по
другим показателям.
В пояснительной записке раскрывается учетная политика
организации; выполняется пересчет показателей, по которым в связи с изменением
учетной политики корректировалась методика расчета; описываются причины,
объясняющие сложившееся финансовое положение организации; проводится анализ
динамики показателей бухгалтерской отчетности.
Целью бухгалтерской отчетности является
предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным внешним и
внутренним пользователям.
3 Аудит операций с денежными средствами на примере МУЗ городская больница
№ 1 –ОМС
3.1 Планирование аудита операций с денежными средствами на примере МУЗ
городская больница № 1 -ОМС
Цель аудита кассовых операций:
- проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в
учетных регистрах;
- проверка обоснованности хозяйственных операций;
- проверка правильности отражения операций с денежными средствами на
счетах синтетического и аналитического учета;
- проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными
деньгами в пределах установленных норм.
Источники информации для аудита кассовых операций:
- приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение
хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных
ордеров);
- расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли
две подписи – руководителя и главного бухгалтера, соответствует ли дата
получения денег фактической дате в документах, отражен ли документ,
удостоверяющий личность получателя, – паспорт, военный билет);
- журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован,
пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в
момент выписки ордера);
- кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли
исправления);
- правильность отражения хозяйственных операций (1С -
"Бухгалтерия").
Аудит кассовых операций проводится в МУЗ городская больница для
проверки своевременного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными
средствами, правильного документального оформления этих операций, контроля за
сохранностью денежных средств.
План аудиторской
проверки денежных средств – это основа разработки конкретной программы
действий аудитора
Таблица 1
Общий план
аудита операций с денежными средствами
МУЗ городская больница № 1- ОМС
Проверяемая организация:
|
МУЗ городская больница № 1- ОМС
|
|
Период аудита:
|
01.04.07 – 30.05.07
|
|
Время проведения:
|
100 часов
|
|
Аудитор:
|
Сысоева С.С.
|
|
№ п/п
|
Планируемые виды работ
|
Период проведения
|
Исполнитель
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
Аудит кассовых операций
|
01.04.07 – 10.04.07
|
Сысоева С.С.
|
2
|
Аудит операций по расчетному
счету
|
11.04.07 – 26.04.07
|
Сысоева С.С.
|
|
3
|
Аудит расчетов с поставщиками,
покупателями и заказчиками
|
27.04.07 – 13.05.07
|
Сысоева С.С.
|
|
4
|
Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами
|
15.07.07 – 30.05.07
|
Сысоева С.С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа
аудиторской проверки является развитием общего плана аудита и представляет
собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической
реализации плана аудита.
Она служит
подробной инструкцией аудитору и одновременно – средством контроля сроков
проведения работы.
Аудитор должен
документально оформить программу аудита, присвоить номер каждой проводимой
аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки
на них в рабочих документах.
Проверка проводилась в три этапа: ознакомительный, основной,
заключительный.
На ознакомительном этапе изучались открытые расчетные счета.
На основном этапе проводился анализ операций отчетного периода, сверка
суммы остатка денежных средств с данными в журнале-ордере.
При аудите кассовых операций проверялось правильность документального
оформления; сохранность наличных денежных средств, правильность применения
контрольно-кассовой техники, полнота и своевременность оприходования денежных
средств, правильность списания денег в расход, соблюдение установленного лимита
остатка денежных средств в кассе, организация хранения свободных денежных средств
в кассах.
На основном этапе проводилась проверка сохранности наличных денежных
средств в кассе.
Аудитор устанавливал, проводилась ли инвентаризация кассы перед
составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственного лица, при
выявлении фактов хищения и т.д. при проверке установленного лимита остатка
денежных средств запрашивался расчет на установление лимита и оформление
разрешения на расходование наличных денег из выручки.
При проверке кассовых операций проводилась проверка полноты, своевременности
и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений.
Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен
обращал внимание на юридическую обоснованность выдачи денег. Проверка
организации хранения свободных денежных средств в кассах организации
устанавливает соответствие Порядку ведения кассовых операций в РФ. На
заключительном этапе аудиторской проверки формировался пакет рабочих документов
аудитора и составлялся аудиторский отчет, который вместе с рабочей
документацией представлялся руководителю проверки. Программа аудита операций с денежными
средствами представлена в таблице 2.
Таблица 2
Программа
аудита операций с денежными средствами
МУЗ городская больница № 1
№ п/п
|
Перечень
аудиторских процедур
|
Период
проведения
|
Исполнитель
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Проверка полноты, своевременности и правильности оприходования
денежной наличности в результате поступлений.
|
01.04.07 – 05.04.07
|
Сысоева С.С.
|
2
|
Анализ операций отчетного периода, сверка
суммы остатка денежных средств с данными в журнале-ордере
|
06.04.07 – 10.04.07
|
Сысоева С.С.
|
3
|
Проверка сохранности наличных денежных
средств в кассе.
|
11.04.07 – 15.04.07
|
Сысоева С.С.
|
4
|
Проверка правильности документального
оформления; сохранности наличных денежных средств, правильности применения
контрольно-кассовой техники, полноты и своевременности оприходования денежных
средств
|
12.04.07 – 18.04.07
|
Сысоева С.С.
|
5
|
Проверка правильности списания денег в
расход, соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе, организация
хранения свободных денежных средств в кассах.
|
19.04.07 – 22.04.07
|
Сысоева С.С.
|
6
|
Проверка порядка ведения кассовой книги
|
23.04.07 – 26.04.07
|
Сысоева С.С.
|
7
|
Информация об открытых расчетных счетах
|
27.04.07 – 01.05.07
|
Сысоева С.С.
|
8
|
Проверка банковских документов
|
02.05.07 – 25.05.07
|
Сысоева С.С.
|
9
|
Формирование пакета рабочих документов аудитора и
составление аудиторского отчета
|
25.07.07 – 30.05.07
|
Сысоева С.С.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|