Учет
расчетов с подотчетными лицами ведется на следующих счетах:
Счет
020800000 “Расчеты с подотчетными лицами” включает следующие счета:
020801000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда”;
020802000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи”;
020803000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг”;
020804000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг”;
020805000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование
имуществом”;
020806000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества”;
020807000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг”;
020808000
“Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальному страхованию
населения”;
020809000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи
населению»;
020810000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате социальных пособий, выплачиваемых
организациями сектора государственного управления»;
020811000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»;
020812000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
020813000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»;
020814000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;
020815000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных
форм участия в капитале»;
020816000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в
капитале»;
020817000
«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению иных финансовых активов»;
На
счете 020900000 “Расчеты по недостачам” учитываются суммы выявленных недостач и
хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных
ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном
порядке.
При
определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует
исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения
ущерба.
Выявленные
недостачи и хищения, указанные в акте проверки или ревизии, относятся на
виновных лиц по рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения
ущерба. В течение пяти дней после установления недостач и хищений, материалы
должны быть переданы в для предъявления гражданского иска либо возбуждения
уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы,
отнесенные на виновных лиц, уточняются в соответствии с исполнительным листом и
отражаются в регистрах бюджетного учета.
Аналитический
учет по этому счету ведется на Карточке учета средств и расчетов по каждому
виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты
возникновения задолженности и суммы недостачи.
Операции
по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
суммы
выявленных недостач, хищений, потерь и др. по рыночной стоимости отражаются по
дебету соответствующих счетов увеличений счета 020900000 “Расчеты по
недостачам” (020901560, 020902560, 020903560, 020904560, 020905560, 020906560)
и кредиту счета 040101172 “Доходы от реализации активов”;
суммы,
поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба, отражаются по кредиту
соответствующих счетов уменьшений счета 020900000 “Расчеты по недостачам”
(020901660, 020902660, 020903660, 020904660, 020905660, 020906660) и дебету
счета 020101510 “Поступления средств учреждения на счета в кредитных
организациях”, счета 020104510 “Поступления в кассу”, соответствующих счетов счета
021002400 “Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от
реализации нефинансовых активов”;
суммы,
списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, отражаются по
кредиту соответствующих счетов уменьшений счета 020900000 “Расчеты по
недостачам” (020901660, 020902660, 020903660, 020904660, 020905660, 020906660)
и дебету счета 040101172 “Доходы от реализации активов”.
Учет
расчетов по недостачам ведется на следующих счетах:
Счет
020900000 “Расчеты по недостачам” включает следующие счета:
020901000
“Расчеты по недостачам основных средств”;
020902000
“Расчеты по недостачам непроизведенных активов”;
020903000
“ Расчеты по недостачам нематериальных активов”;
020904000
“Расчеты по недостачам материальных запасов”;
020905000
“Расчеты по недостачам готовой продукции”;
020906000
“Расчеты по недостачам финансовых активов”.
Счет
021000000 «Расчеты с прочими дебиторами» предназначен для учета в учреждениях
расчетов по НДС по приобретенным ценностям, а также расчетов по поступлениям в
бюджет с финансовыми органами.
Учет
расчетов с прочими дебиторами ведется на следующих счетах:
021001000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
021002000
«Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами».
1.3 Теоретические основы аудита денежных средств
Целью аудиторской проверки операций с денежными
средствами является формирование мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности по разделу «Денежные средства учреждения» и соответствии применяемой
методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской
Федерации нормативным документам.
При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных
средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с
балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета. До заключения
договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование
аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой
состояния дел клиента.
На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие
важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и
на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций
организации:
1. сколько касс в организации;
2. имеет ли организация структурные подразделения и, как
осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи
наличности и т.п.;
3. ведется одна или несколько кассовых книг у организации и
подразделений;
4. какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными
лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и
заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);
5. сколько расчетных счетов у организации;
6. осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и
сколько валютных счетов у организации.
После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация
определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод
проверки: сплошной или выборочный.
Цель аудита
кассовых операций:
-
Проверка
правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных
регистрах.
-
Проверка
обоснованности хозяйственных операций.
-
Правильность
отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
-
Проверка
соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах
установленных норм.
- Источники информации для аудита
кассовых операций:
- Приходный кассовый ордер
(правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи,
регистрация в журнале приходных/расходных ордеров).
- Расходный кассовый ордер
(целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и
главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата
получения, отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт,
военный билет).
- Журнал регистрации приходных
и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов,
подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера).
- Кассовая книга (прошнурована,
пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления).
- Журнал ордер №1 и ведомость
№1 (правильность отражения хозяйственных операций).
-
Инвентаризация
кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об
утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств" и Порядком ведения кассовых операций. Цель инвентаризации -
проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной
документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в
кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях: при смене кассира; при
выявлении недостач и хищений; перед составлением годовой отчетности.
-
В
остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель
организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается
комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии,
службы аудита). Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка,
отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если
фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен
быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае
в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира. По результатам
инвентаризации составляется Акт. Возможны следующие нарушения при ведении
операций по кассе:
- Прямое хищение денежных
средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными
документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов
выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда
оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу,
растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности
работниками счетного аппарата.
- Неоприходование и присвоение
поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц
по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Наиболее
часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного
счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой
операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных
чеков с приходными документами по кассе.
- Излишнее списание денег по
кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет
итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по
подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением
сумм списаний).
- Присвоение сумм, законно
начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной
платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм,
причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом
неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся
лиц, погашающих при расчете свою задолженность.
- Расчеты суммами наличных
денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими
лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица;
поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением денег,
полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления
безналичных расчетов во всех возможных случаях.
- Расчеты с населением
наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги
без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых
машин в налоговых органах.
- Нарушение лимита остатка
кассы организации.
- Некорректное отражение
кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Цели проведения
аудита по операциям на расчетном счете:
- Правильность оформления
расчетных документов в банке.
- Целесообразность совершенных
операций.
- Соответствие перечисленных
сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договора.
- Соответствие остатка денег на
расчетном счете с балансом предприятия.
- Правильность обобщения всех
хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их
формирование в журнале-ордере №2 и в Главной книге.
Главная книга сверяется с данными журнала-ордера №2 и ведомости №2
(последние проверяются арифметически, а также на направленность оформления
и заполнения). Данные журналов-ордеров и ведомостей сверяются с выписками
банка. "Итого" по строке журнала-ордера должно совпадать с
"Итого" расход по выписке из банка за ту же дату. "Итого"
по строке ведомости № 2 должно совпадать с "итого" приход по выписке
из банка за туже дату. Выписка банка сверяется с данными первичных документов:
проверяются арифметически на правильность расставления проводок возле каждой
суммы. Первичные документы проверяются на правильность и своевременность
составления, а так же на наличие основания для их составления. При проверке безналичных
расчетов, проверяющему необходимо удостовериться в наличии и правильности
оформления различных договоров с партнерами. Проверяется правильность
использования этих средств, т.е. те цели, на которые они получены. Расчеты
аккредитивами проверяются сверкой сумм оборотов по выпискам банка с записями в
реестрах бухгалтерского учета.
Проверяются полнота и своевременность использования и возврата
неиспользованных аккредитивов. Проверяется оприходование материальных средств,
поступивших от поставщиков при аккредитивной оплате. Операции с чековыми
книжками также анализируются с точки зрения их правильности и полноты оплаты.
Наличие ценных бумаг и денежных документов проверяются методом инвентаризации и
сличается их количество, номера и серии с описью или книгой регистрации.
Сравниваются полученные данные с показателями бухгалтерского учета по
счетам.
Цель аудита
операций валютного счета проверить:
1) Своевременность представления
платежных поручений на продажу валюты,
2) Правильность отражения учета
в операциях по покупке и продаже валюты,
3) Правильность определения и
отражения в учете курсовых разниц,
4) Правильность составления
бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в
Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге,
5) Полноту и своевременность
зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке,
6) Имеются ли факты наличия
счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ,
7) Правильность использования
собственной валютной выручки.
Источники
информации:
- Платежные поручения.
- Платежные требования.
- Сводное платежное поручение и
требование-поручение.
- Корешки чеков на получение
иностранной валюты (Журнал-ордер №2)
Цель аудита
расчетов и прочих операций в банках:
-
Проверить
своевременность отражения в учете операций на прочих счетах.
-
Изучить
какие открыты у предприятия прочие счета.
-
Проверить
правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка
и журналу-ордеру №3.
-
Проверить
соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и в балансе предприятия.
-
При
открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной
форме.
Источники
информации:
А) При аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие
аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным
накладным при отгрузке.
Б) При расчете чековыми книжками – проверяется корешки чековых книжек,
при установлении лимита – правильность использования лимита.
В) Депозитные счета – наличие документов подтверждающих перечисление
денежных средств на депозитные счета.
Цель аудита
денежных документов:
- Проверка наличия денежных
документов и их оценки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|