Расходы
и услуги, возмещаемые покупателями, по мере их поступления в учете отражаются
записью: 
Д-т
счета 51 «Расчетный счет» 
К-т
счета 45 «Товары
отгруженные». 
При
отражении реализации по мере предъявления платежных документов покупателям за
отгруженную продукцию (работы, услуги) счетом 45 «Товары отгруженные» не
пользуются. В этом случае на основании предъявленных к оплате расчетных
документов в учете делают следующие проводки: 
Д-т
счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 
К-т счета 90 «Реализация» субсчет 90/1 «Выручка от
реализации» – на стоимость по ценам реализации; 
одновременно: 
Д-т счета 90 «Реализация»
субсчет 90/2
«Себестоимость реализации» 
К-т
счета 43
«Готовая продукция» – на фактическую производственную себестоимость,  
К-т
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
субсчет 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции,
работ, услуг» –
на начисленные налоги. 
По
мере поступления денежных средств на ранее отгруженную продукцию делаются
записи: 
Д-т
счета 51 «Расчетный счет» 
К-т
счета 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками» [15]. 
В
обеспечении правильного кругооборота хозяйственных средств предприятий, его
своевременного завершения большую роль играет избранная система расчетов.
Рациональная их организация способствует своевременной реализации продукции и
бесперебойному возобновлению кругооборота средств. Формы и порядок расчетов
устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Им определено, что
расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими
предприятиями, а также между юридическими и физическими лицами за
товарно-материальные ценности должны производиться, как правило, в безналичном
порядке через учреждения банков. 
Совокупность
способов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота
денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков представляют
собой форму расчетов. 
Под
формой расчетов понимают
порядок отпуска продукции и расчета за нее, а также документооборот между
поставщиками продукции и покупателями [16]. 
При
взаимных расчетах предприятия с покупателя или заказчиками наиболее часто
встречаются следующие формы расчетов: 
-      
акцептная; 
-      
аккредитивная; 
-      
расчетными
чеками. 
Акцептная форма расчета
Акцептная
форма расчетов
осуществляется платежными требованиями на оплату (см. приложение 4). При такой
форме вначале отражается передача продукции покупателю, а затем оплата за нее. Порядок
прохождения документов отражен на рисунке 2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.
2.1 Акцептная
форма расчетов 
 
Последовательность
выполнения операций при акцептной форме расчетов такова: 
1)      
отдел
сбыта выписывает товарно-транспортные накладные на передачу продукции
покупателю; 
2)      
отпуск
продукции со склада покупателю на основании товарно-транспортной накладной и
доверенности (Д-т сч.90 – К-т сч.43 или Д-т сч.45 – К-т сч.43 и Д-т сч.62 – К-т
сч.90); 
3)      
представление
платежного требования на оплату в банк поставщика; 
4)      
представление
копии товарно-транспортной накладной в банк поставщика; 
5)      
передача
платежного требования на оплату в банк покупателя; 
6)      
получение
покупателем платежного требования для акцепта (согласия на оплату); 
7)      
АКЦЕПТ –
согласие на оплату платежного требования; 
8)      
перечисление
денег на расчетный счет поставщик за реализованную продукцию (Д-т сч.51 – К-т
сч.62). 
На
предприятии продавца составляют следующие бухгалтерские проводки:  
Д-т счета 90 «Реализация»
субсчет 90/2 «Себестоимость
реализации»  
К-т
счета 43
«Готовая продукция» – списание со склада продукции по себестоимости; 
Д-т
счета 62
«Расчеты с получателями и заказчиками»  
К-т счета 90 «Реализация» субсчет 90/1 «Выручка от реализации» – отражение передачи продукции покупателю
по договорной (отпускной) цене; 
Д-т счета 51 «Расчетный счет»  
К-т
счета 62 «Расчеты
с получателями и заказчиками» – поступление на расчетный счет дебиторской
задолженности покупателя.  
Аккредитивная
форма расчета 
Суть
аккредитивной формы расчета заключается в том, что оплата предшествует
выполнению работ или реализации продукции. При такой форме оплата может производиться
платежными поручениями в виде предоплаты (см. рис. 2.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.
2.2 Аккредитивная
форма расчетов (платежными поручениями) 
 
Последовательность
выполнения
операций при аккредитивной форме расчетов выглядит следующим образом: 
1)    
выписка
счета-фактуры на предполагаемую сумму сделки и передача покупателю; 
2)    
представление
платежного поручения и счета-фактуры покупателем в банк для оплаты стоимости
покупки; 
3)    
перечисление
денег на расчетный счет поставщик за реализованную продукцию; 
4)    
выписка с
расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика (Д-т сч.51
– К-т сч.62); 
5)    
отпуск
продукции со склада поставщика покупателю на основании товарно-транспортной
накладной и доверенности (Д-т сч.90 – К-т сч.43 или Д-т сч.45 – К-т сч.90). 
На
предприятии продавца составляют следующие бухгалтерские проводки:  
Д-т счета 51 «Расчетный счет»  
К-т
счета 62 «Расчеты с получателями и
заказчиками» – поступление на расчетный счет денежных средств от покупателя
(отпускная цена с НДС); 
Д-т счета 90 «Реализация» субсчет 90/2 «Себестоимость
реализации»  
К-т
счета 43
«Готовая продукция» – списание со склада передаваемой продукции по себестоимости. 
Расчет
чеками из чековой книжки 
При
реализации продукции покупателем может быть использована форма расчета с
помощью чека из чековой книжки. В данном случае последовательность операций
отражена на приведенном ниже рисунке 2.3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.
2.3 Расчет чеками из чековой книжки 
 
Последовательность
выполнения операций при расчетах чеками: 
1)      
передача
в бухгалтерию предприятия – поставщика чека, заполненного покупателем, на суму
сделки (Д-т сч.50/3 – К-т сч.62); 
2)      
отпуск
продукции со склада поставщика покупателю осуществляется сразу же после
поступления чеков от покупателей на основании товарно-транспортной накладной и
доверенности (Д-т сч.90 – К-т сч.43 или Д-т сч.45 – К-т сч.43); 
3)      
передача
в банк предприятия – поставщика чека с реестром чеков для получения денег с
покупателя (Д-т сч.57 – К-т сч.50/3); 
4)      
пересылка
чека в банк покупателя; 
5)      
перечисление
денег с депозитного счета покупателя на расчетный счет поставщика в счет оплаты
по чеку (Д-т сч.51 – К-т сч.57); 
6)      
выписка с
расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика (Д-т сч.62
– К-т сч.90). 
Для
отражения поступивших чеков от других субъектов хозяйствования на предприятии
продавца используются субсчет 50/3 «Денежные документы» и счет 57 «Переводы в
пути». 
В
бухгалтерии поставщика (продавца) поступление от покупателей чеков за
реализуемую продукцию и затем денежных средств на расчетный счет отражается
бухгалтерскими записями: 
Д-т
счета 50/3 «Денежные документы»  
К-т
счета 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступление в кассу предприятия чеков
от покупателей; 
Д-т
счета 57 «Переводы в пути»  
К-т
счета 50/3 «Денежные документы» –
передача чеков за реализацию продукцию в банк продавца; 
Д-т
счета 51 «Расчетный счет»  
К-т
счета 57 «Переводы в пути» –
поступление на расчетный счет денежных средств за реализованную продукцию [15]. 
На
ОАО «Дрожжевой комбинат» при взаимных расчетах с покупателями и заказчиками
используют акцептную и аккредитивную формы расчетов.  
Аналитический
учет отгруженной продукции предусматривает: необходимость текущей регистрации
операций по отгрузке на основе предъявленных платежных документов; наблюдение
за оплатой грузов и продвижением товаров в случае отказа от оплаты счетов;
обобщение за каждый месяц произведенных записей в таком порядке, при котором
видны бухгалтерские записи по синтетическим счетами необходимые данные для
составления отчетности. Он ведется в ведомости № 16 «Движение готовых изделий,
их отгрузка и реализация». В разделе «Отгрузка, отпуск и реализация продукции
(работ и услуг)» регистрируется каждое платежное требование-поручение с
указанием по соответствующим графам покупателей, количества и стоимости готовых
изделий, тары (упаковки) и транспортных расходов, возмещаемых покупателями, а
также скидок и накидок, относимых за счет грузополучателей. Здесь совмещается
аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции
(работ, услуг) и расчетов с покупателями и заказчиками. Аналитический учет
отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в
натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках – по
отпускным ценам и фактической себестоимости. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |