Русский язык в многонациональной России
Русский
язык в многонациональной России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ситуация в дореволюционной России
4
2. НОВАЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 9
3. русский язык в постсоветской россии 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Изучая языковую
политику и языковую ситуацию в стране, нельзя не дать хотя бы общего описания
исходной ситуации. сложившейся в России к 1917 году. Кроме того, царская
языковая политика еще долго оставалась точкой отсчета при проведении языковой
политики после революции: в 20-е годы и в первой половине 30-х годов от нее
сознательно отталкивались, позже до какой то степени ее пытались возрождать.
Сразу после революции в основу языковой политики
государства было положено стремление к удовлетворению потребности идентичности
для всего населения. Речь шла о принципиально новой, не имевшей аналогов в мировой
истории политике. Такую политику старались основывать на научных принципах.
Цель ее заключалась в том, чтобы каждый, независимо от национальной
принадлежности, мог свободно пользоваться своим материнским языком и овладеть
на нем высотами мировой культуры.
Развитие языковой ситуации в СССР при частных
различиях имело единую направленность во всех республиках и регионах. Теперь
пути России, с одной стороны, и четырнадцати других государств принципиально
разошлись. И дело даже не в том, что «языковой вопрос в России не является
столь острым, как в странах СНГ». В отличие от других новых государств в России
при коренном изменении общественного строя национально-языковая ситуация
осталась той же, что была в СССР. Как и в СССР, здесь преобладающий этнос – русские
и единственный язык, способный обеспечивать потребность взаимопонимания в
масштабах государства – русский язык.
1. ситуация в
дореволюционной России
Российская империя была многонациональным
государством, унитарным в своей основе, но на окраинах включавшим в себя
вассальные государства – Бухарский эмират и Хивинское ханство, автономную
Финляндию и имевший особый статус Урянхайский край (ныне Тува); в 1815–1831
гг. (а в некоторых отношениях, в том числе языковом, до 1863 г.) автономным
было также Царство Польское. Официальная государственная концепция не
основывалась на каком-либо национальном принципе. Население классифицировалось
не по национальностям, а прежде всего по вероисповеданиям. В число русских
всегда включались украинцы и белорусы, а иногда и любые православные. Большинство
нехристианского населения включалось в категорию так называемых инородцев, лишь
частично живших по общероссийским законам и подвергавшихся ограничениям в
правах и обязанностях. Официальных этнических привилегий русские не имели, но
государство поддерживало не только православную религию, но и русскую культуру
и русский язык. Этот язык был государственным, все другие языки не имели
официального статуса, исключая вассальные государства и автономии.
Языковая политика царского правительства не была
вполне последовательной, менялась со временем. Равно неверно рассматривать
Россию только как «тюрьму народов» или считать языковую ситуацию до 1917 г.
бесконфликтной. Слишком упрощена и такая характеристика: «В большинстве
этнорегионов – преимущественно восточных, а также в Польше, Финляндии – проводилась
политика невмешательства в национальную жизнь вполне в духе цивилизованного
европейского либерализма. В других, особенно на Украине, в Литве, до первой
русской революции осуществлялась русификация в худших традициях восточного
деспотизма». Фактически это не совсем верно: например, в Польше в 1863–1905
гг. проводилась жесткая политика «обрусения». Но неверна сама постановка
вопроса. Никакого «просвещенного либерализма» в языковой политике большинства
европейских стран в XIX в. и в начале XX в. не было. В классической стране
либерализма, Великобритании, в это время учителя били школьников-валлийцев за
произнесенное слово на материнском языке. А «невмешательство в национальную
жизнь» инородцев означало, прежде всего, недостаточное освоение того или иного
региона.
Общая политика царского правительства при всех
пространственных и временных различиях была вполне естественной для любой
власти в едином централизованном государстве времен индустриализации. Главным
ее содержанием было поддержание и развитие господствующей роли государственного
языка. То, что этим языком оказался русский, сложилось исторически: империю
создала Московская Русь, а не Польша или Хива. Русский язык по числу носителей
значительно превосходил остальные, и конкурентов ему быть не могло. Русский
язык был языком администрации, армии, суда. Он господствовал в школьном
обучении и к концу XIX в. стал (исключая Финляндию) единственным языком высшего
образования. Большинство межнационального общения шло на русском языке. Ни
один язык не мог быть равен русскому, но и равноправие языков не признавалось
царской администрацией.
Отношение к другим языкам было различным в зависимости
от многих факторов: времени присоединения той или иной территории к России,
степени ее освоенности, религии и культурных особенностей того или иного
народа, степени конфликтности ситуации в регионе и т.д. В целом главный
водораздел проходил между полноправными гражданами Российской империи и
«инородцами». Политика в отношении первых оказывалась даже жестче. Полноправные
граждане, особенно православные, рассматривались как часть единого целого, для
них поощрялись изучение русского языка и в конечном итоге – языковая ассимиляция.
В максимальной степени подобный подход господствовал в отношении украинцев и
белорусов и не потому, что к ним относились хуже, чем к другим. И власть, и
практически вся русская интеллигенция (по крайней мере, до начала XX в.)
рассматривали украинцев и белорусов как части русского народа, имеющие лишь
небольшие этнографические отличия. Традиционно их языки именовались
«малорусским наречием» и «белорусским наречием», то есть диалектными группами
русского языка, а литература на этих языках – литературой на диалектах, аналоги
которой есть, например, в Италии. Публикация любой литературы на украинском
языке в 1876–1905 гг. была запрещена. Специальные меры против распространения
белорусского языка даже не предпринимались, поскольку до начала XX в. на нем
почти не писали.
С такими языками, как грузинский или польский, приходилось
считаться в большей степени, но и там временами предпринимались весьма суровые
меры. Политика в отношении грузинского языка была очень непоследовательной и
несколько раз менялась, грузинские школы то закрывались, то вновь допускались.
В Польше «политика невмешательства в национальную жизнь» продолжалась в полной
мере лишь 15 лет, до первого польского восстания 1830– 1831 гг. и с некоторыми
ограничениями – до второго польского восстания 1863 г. Потом польский язык
четыре десятилетия изгонялся из учебных заведений и из любой официальной
сферы.
В отношении «инородцев», как правило, не ставился
вопрос об их ассимиляции, в том числе языковой, поскольку, как считалось, они
еще «не доросли» до этого (или же ассимиляция искусственно сдерживалась, как
это было с евреями). К тому же большинство районов их расселения либо недавно
вошло в состав России, либо имело очень неразвитую инфраструктуру. Поэтому
контакты большинства «инородцев» с русскими, особенно в Средней Азии, Сибири и
на Дальнем Востоке, были незначительны, а хозяйственное освоение регионов их
проживания лишь начиналось. В Средней Азии русскоязычной царской администрации
часто хватало общения с местным населением через переводчиков, в качестве
которых обычно использовались татары. Большинству «инородцев» просто незачем
было знать русский язык, тем более, что в армии они не служили и редко меняли
место проживания. Именно из-за этого, а вовсе не из-за какой-то «гуманной»
политики царской администрации тогда еще мало было вымирающих языков, а
большинство языков с малым числом носителей оставались устойчивыми. Вымирание
языков уже шло, но прежде всего в более хозяйственно развитых районах. Тогда
уже стала неблагополучной судьба, например, мелких прибалтийско-финских языков:
водского и ижорского к юго-западу от Петербурга и ливского западнее Риги.
Царская администрация мало обращала внимания на
культурное развитие «инородцев». Более активную роль в нем играла православная
церковь, развивавшая миссионерскую деятельность. Она мало что дала в отношении
мусульманских народов, но многие народы, сохранявшие традиционные верования,
постепенно христианизировалась: чуваши, мордва, удмурты (вотяки), якуты и др.
Переход в православие превращал эти народы в полноправных граждан империи.
Политика в отношении христианизации не была однородной: шла борьба между
откровенными ассимиляторами и сторонниками постепенного приобщения этих народов
к русской культуре.
Определенные изменения курса происходили не только в
отдельных регионах, но и в стране в целом. При этом степень жесткости
политики далеко не совпадала с общим соотношением консерватизма и либерализма.
Относительно либеральное и реформаторское царствование Александра II было
периодом максимально жесткой языковой политики, особенно на западе империи. И
это было естественно, поскольку реформы Александра II были направлены на
ускоренную капитализацию России, развитие единого рынка, единой
административной системы, усиление армии и не в последнюю очередь на
распространение единой, то есть русской культуры, прежде всего через
значительное распространение школьного образования. Отсюда вполне естественными
были и меры по усилению позиций русского языка, до которых просто не доходили
руки в застойную эпоху Николая I. Естественно и то, что более активно эти меры
велись в экономически более развитых районах Европейской России. Сыграло роль и
польское восстание, поддержанное и литовцами: власть старалась принять меры,
не допускавшие его повторение. В то же время после революции 1905 г. власть
вынуждена была пойти на либерализацию национально-языковой политики. Подъем
оппозиционных движений, в том числе национальных, требовал поиска компромиссов.
В целом же политика царской власти по отношению к
языкам национальных меньшинств была достаточно жесткой и порождала конфликты.
Эти конфликты где-то существовали лишь в зачаточном виде, но в более
экономически и культурно развитых регионах, особенно в Европейской России и в
Закавказье, они к началу XX в. уже четко оформились. Хотя общая политика власти
не представляла собой чего-либо особенного по сравнению с другими странами
Европы, недовольство ею стало, пожалуй, наиболее острым. В Западной Европе, как
правило, существовали два варианта. Там, где ассимиляторская политика издавна
была жесткой, ассимиляция зашла настолько далеко, что активная борьба за права
малых языков уже оказывалась нереальной; так было, например, в Великобритании и
Франции. Там же, где многоязычие играло значительную роль, складывались более
гибкие по сравнению с Россией типы языковой политики – от равноправия языков в
Швейцарии до культурно-национальной автономии в Австро-Венгрии. В России же
жесткая ассимиляторская политика совмещалась с достаточно большим количеством
носителей языков меньшинств и для многих – с развитым национальным
самосознанием. Неудовлетворенность потребности идентичности стала к началу XX
в. серьезной проблемой. Распространение принципа равноправия народов на
языковую сферу нашло поддержку не только среди национальных движений, но и
среди русской оппозиции разного толка – от либералов до революционеров.
Взгляды оппозиционеров различались степенью
радикальности, но было в них и нечто общее. Все они были против ассимиляции и
привилегий для русского языка. На всех воздействовал опыт Швейцарии, где не
было обязательного государственного языка. Более радикальные из них допускали
лишь два варианта государства: национальное одноязычное и многонациональное
швейцарского типа. Более умеренные также признавали и австро-венгерский
вариант с господством немецкого языка и культурно-национальной автономией для
других. Другим, обычно неявным постулатом было представление о наивысшей
ценности того, что мы назвали потребностью идентичности. Каждый человек должен
иметь право пользоваться материнским языком всегда, когда он того хочет, и
никто не может его принуждать к другому языку. Такая возможность и для
меньшинств Запада была скорее идеалом, достигавшимся, например, франкоязычными
швейцарцами, но никак не бретонцами, валлийцами или даже чехами. Но для
нерусского населения России, особенно как раз для его более развитой части,
она совершенно открыто нарушалась.
Позиция большевиков отличалась от приведенных выше
взглядов лишь последовательной радикальностью: они отвергали австрийский
вариант культурно-национальной автономии и отстаивали право наций на
самоопределение вплоть до отделения. В.И. Ленин в 1914 г. писал: «Что означает
обязательный государственный язык? Это значит практически, что язык
великороссов, составляющих меньшинство населения России, навязывается
всему остальному населению России... Русские марксисты говорят, что необходимо:
отсутствие обязательного государственного языка при обеспечении
населению школ с преподаванием на всех местных языках». «Мы... хотим, чтобы
между угнетенными классами всех без исключения наций, населяющих Россию,
установилось возможно более тесное общение и братское единство. И мы,
разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться
великому русскому языку. Мы не хотим только одного: принудительности»;
«Потребности экономического оборота сами собой определят тот язык данной
страны, знать который большинству выгодно в интересах торговых сношений».
Они исходили из необходимости удовлетворения
потребности идентичности для каждого гражданина России. И это было естественно
в условиях, когда именно эта потребность постоянно ущемлялась для многих. Однако
вставал и вопрос о потребности взаимопонимания. Народы России должны быть
свободны в одном: либо использовать наряду с материнским языком русский для
«потребностей экономического оборота» (а это тоже принудительность, пусть и
экономическая), либо отказаться и от русского языка, и от «экономического
оборота», что означает либо автаркию внутри государства (ситуация мало
реальная в развитом обществе), либо право на отделение. И еще одно. Критикам
царской языковой политики казалось, что раз языки России в большинстве далеки
от вымирания, то это сохранится и в изменившихся социальных условиях; наоборот,
при ликвидации ассимиляторской политики эти языки смогут устойчиво
функционировать и расширять свои возможности.
После 1905 г. заметно расширились выпуск литературы на
ряде языков: украинском, польском, грузинском, языках Прибалтики и др., стало
развиваться школьное обучение на этих языках. Впервые стала систематически
издаваться литература на белорусском языке. Активно развернулось
просветительское джадидистское движение у тюркских народов; у некоторых из них,
прежде всего казанских и крымских татар, активно начали издаваться книги и
развилась периодическая печать. Даже в по-прежнему отсталом Туркестанском крае,
где в начале века существовали лишь медресе, к 1917 г. уже открылись 166 школ
нового типа. Однако главные проблемы не были решены, а политика власти, став
несколько либеральней, не изменила своей сути. Недовольство сложившейся
ситуацией сохранялось.
После Октябрьской революции встал вопрос о коренной
смене всей политики, в том числе и языковой.
2. НОВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Сразу после революции в основу языковой политики
государства было положено стремление к удовлетворению потребности идентичности
для всего населения. Речь шла о принципиально новой, не имевшей аналогов в
мировой истории политике (опыт буржуазной Швейцарии учитывался, но, безусловно,
речь не шла о его копировании). Такую политику старались основывать на научных
принципах. Цель ее заключалась в том, чтобы каждый, независимо от национальной
принадлежности, мог свободно пользоваться своим материнским языком и овладеть
на нем высотами мировой культуры.
В первом же советском правительстве, образованном
сразу после революции, был создан специальный Народный комиссариат по делам
национальностей (Наркомнац), который возглавил И.В. Сталин. Уже в «Декларации
прав народов России» от 15 ноября 1917 г. говорилось о равноправии наций, а 15
февраля 1918 г. декрет ВЦИК и СНК о суде № 2 устанавливал: «В судах всех
инстанций допускается судоговорение на всех местных языках». В самый тяжелый
период гражданской войны, 31 октября 1918 г. появилось постановление
Наркомпроса «О школах национальных меньшинств». В том же году при Наркомнаце
создали национальные комиссариаты, издававшие литературу на языках народов
РСФСР (позже, в декабре 1922 г., при том же наркомате образовалось Центральное
восточное издательство, печатавшее литературу на языках Средней Азии, Поволжья
и Сибири). В 1919 г. на VIII съезде РКП(б) говорилось о необходимости создания
единой трудовой школы с преподаванием на родном языке.
Страницы: 1, 2, 3
|