Романо-германская правовая система
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема была выбрана мной в связи с ее
актуальность и познавательностью. В современном мире каждое государство имеет
свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют
несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные
общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское
право. Существует также международное право, призванное регулировать во
всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые
отношения. Различие между правом разных стран значительно уменьшается, если
исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов,
используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть
бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования
показывают наличие некоторых таковых, которых не так уж и много. Поэтому
возможно группировка правовых норм в семьи, подобно тому, как это делают и
другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и выделяя семьи.
Возможна группировка правовых систем современности на несколько видов, но
отсутствует единое мнение о том, каким путем должна быть проведена эта
группировка и какие «семьи права» мы признаем в итоге. Одни стремятся провести
классификацию, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии
различных источников права. Другие считают, что классификация не может
основываться на второстепенных технических свойствах, и выдвигают на первый
план тип общества, который стремится создать с помощью права. Существенные
признаки позволяют выделить в современном мире три главные группы правовых
систем: 1) романо-германскую правовую семью; 2) семью общего права; 3) семью
социалистического права.
Целью данной работы является рассмотрение
романо-германской правовой семьи, исторического формирования данной системы,
источников и структуры права.
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В этой части дадим определения некоторым понятиям,
имеющим отношение к данной теме.
Правовая система - `это совокупность внутренне
согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств
(явлений), с помощью которых официальная власть оказывает
регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные
отношения, поведение людей (закрепление, регулирование дозволение, обвязывание,
запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение и так далее).1
Категория "правовая семья" служит для
обозначения группы правовых систем объединенной на основе общности источников,
структуры права и других юридических признаков, а так же исторического пути её
формирования. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и
логического развития.
В рамках той или иной возможны более дробные элементы,
представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют
группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран,
как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право
латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в
которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и
другие. Западные компаративисты при классификации правовых семей используют
различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и
заканчивая юридической техникой и стилем права. Вследствие этого возникло
множество различных классификаций.
1
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1997.
1. Одна из самых популярных - классификация правовых
семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:
идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры,
и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники
права. Выдвигается идея трихотомии - выделения трех основных семей:
романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает
остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные
системы".2
2. А. Х. Саидов основывает свою классификацию правовых
систем на трех критериях: "во-первых, исторический генезис правовых норм:
во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы -
ведущие правовые институты и отрасли права". Он выделяет внутри
буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую,
латиноамериканскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную
правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В
пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте,
существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система,
правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы
социалистических стран Азии, и правовая система республики Куба.3
Источник права - специфическая форма
изъявления воли и придания ей значения общеобязательной нормы.4
2 Давид Рене. Основные правовые системы современности. - М.: Прогресс,
1988.
3 Саидов
А.Х. Введение в основные правовые системы современности. - Ташкент: Фан, 1988.
4 Зивс
С. Л. Источники права. - М., 1981.
В рамках данной темы дадим определения таким
источникам права, как закон, обычай, судебная практика, доктрина.
Закон - это принятый в особом порядке
«первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства,
непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей
юридической силой.5 Или: «В юридическом смысле закон - это
нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей
юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных
отношений.6
Обычай - правило поведения, сложившееся
вследствие фактического его применения в течение длительного времени.7
Обычай, получивший санкцию государства, считается правовым.
Судебная практика - явление, возникающее в
силу целенаправленного стремления к реализации той или иной юридической нормы
или основополагающего правового принципа; каждое из составляющих ее решений
подчиняется требованиям закона как источника права более высокого
иерархического уровня.8
Доктрина - разъяснение законов, правовых норм.9
Право состоит из действующих в данном обществе
юридических или правовых норм.
5 Алексеев
С.С. Общая теория права. Т2. - М., 1982, с. 219
6 Общая
теория права / под редакцией А.С. Пиголкина. - М., 1994, с.181
7 Теория
права и государства / под редакцией Г.Н. Манова. - М., 1996, с.165
8
Теория права и государства»/ под редакцией Г.Н. Манова. - М., 1996, с.264-265
9 Там
же.
Норма права - это общеобязательное правило
(веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможность
государственного принуждения, регулирующее общественные отношенияю.10
Понятийный аппарат был бы неполным без рассмотрения
вопроса о делении права на частное и публичное. Это деление, имеющее
принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно - его
проводили еще римские юристы.
Суть указанного разделения состоит в том, что в любом
праве есть нормы, призванные обеспечить, прежде всего, общезначимые (публичные)
интересы, т.е. интересы общества, государства в целом, и нормы, защищающие
интересы частных лиц.11
Публичное право связано с публичной властью, носителем
которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном
потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными
полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
В основе этой градации лежат две в известной мере
самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, - предметы правового
регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана
(170-228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению
Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц.12
Публичное право - это область государственных дел, а частное право -
область частных дел.
10 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2002, с.422.
11 Теория государства и права. Курс лекций / под редакцией Н.И. Матузова.
- М.: Юристъ, 2000, с.358
12 Там же.
Глава II. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
Романо-германская правовая система сформировалась в
континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что
вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны
присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.
Датой, когда с научной точки зрения появилась система
романо-германского права, считается XIII век. До XIII века в европейском праве
элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая
система, носили характер обычного права. Вообще, о соотношении между
германскими и римскими первоисточниками, полученными из районов Древнеримской
империи, можно сказать, что исследования последних лет показали, что влияние
римского права оказалось намного значительнее, чем это предполагалось ранее13.
В рассматриваемый период, то есть в начале XIII века, Римская империя не
существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне, с одной
стороны, и варвары - с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим
законам. «Законы варваров» регулировали только самую незначительную часть тех
общественных отношений, которые мы считаем в настоящее время регулируемыми
правом. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, очень скоро
оказались слишком сложными. Право ученых, которое мы находим в этих
компиляциях, было модифицировано и заменено на практике вульгарным правом,
которое и применялось спонтанно населением. Никто не стремился письменно
зафиксировать нормы этого права, которые имели лишь местное значение. Право еще
существовало, но господство его прекратилось, отброшен был и сам идеал
общества, основанного на праве.
13 Косарев А.И. Римское право. - М., 1986, с.130
Создание романо-германской правовой семьи связано с
возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Одним из
важных аспектов возрождения был аспект юридический. Новое общество осознало,
что только право может обеспечить порядок и безопасность. Церковь стала более
отчетливо различать религиозное общество верующих и светское общество, суд
совести и правосудие и создала в эту эпоху каноническое частное право. В XIII
веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом;
за правом вновь была принята его собственная роль и автономия.
Зарождение романо-германской правовой системы в XII и
XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической
власти и централизации, осуществленной королевской властью. Этим
романо-германская правовая система отличается от английского права, где
развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с
существованием сильно централизованных королевских судов. Система
романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не
только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется
несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи
не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи.
Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме
общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от
каких-либо политических целей.
Основным источником, откуда распространились новые
идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в Западной
Европе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из
которых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии.
В университетах не преподавали «практическое право», а
учили методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы,
более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни
общества. В университетах право рассматривали как модель социальной
организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или
исполнении вынесенных решений; оно оставляло в стороне процессуальные
процедуры, доказательства, способы исполнения. Университетская наука обращена к
праву во взаимосвязи с философией, теологией и религией, она указывает судьям,
как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым
добропорядочные граждане должны следовать в своем социальном поведении. Право,
как и мораль, - это должное, а не сущее. Ни один европейский университет не
мог, таким образом, взять в качестве основы преподавания позитивное (местное
или региональное) право, так как в глазах университета оно не выражало
справедливости и, следовательно, не было правом.
Но в отличие от несовершенных местных обычаев
существовало право, пригодное для изучения и восхищавшее всех - и профессоров,
и студентов. Это было римское право.
Основой преподавания права во всех университетах
Европы стало, таким образом, римское право и наряду с ним каноническое право. И
лишь значительно позднее в университетах начали преподавать национальное право.
Преподавание римского права в университете претерпело
определенную эволюцию; ряд школ, каждая со своими задачами и методами, сменяли
друг друга. Первая из них - школа глоссаторов - стремилась установить
первоначальный смысл римских законов. Со школой постглоссаторов в XIV веке
связана новая тенденция: римское право было очищено и подвергнуто обработке.
Таким образом, оно было подготовлено для совершенно нового дальнейшего развития
(торговое право, международное частное право) и в то же время
систематизировано. Такое право, приспособленное юристами к нуждам нового
общества и преподававшееся в университетах, все более и более отходит от права
Юстиниана. Оно становится систематизированным правом, основанным на разуме и
предназначенным в силу этого для всеобщего применения. Забота об уважении
римского права уступает в университетах место стремлению установить и изложить
принципы права, являющиеся во всех отношениях выражением рациональных начал.
Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах
в XVII и XVIII веках. Эта школа в отличие от постглоссаторов отказалась от
схоластического метода, стремилась, подражая точным наукам, видеть в праве
логическую аксиоматическую систему. Она отходит от идеи естественного порядка
вещей, основанного на воле Бога, ставит в центр любого общественного строя
человека, подчеркивая неотъемлемые «естественные права». 14
Школа естественного права добилась яркого успеха в
двух направлениях. Прежде всего, она положила конец невниманию юристов к сфере
публичного права. (Римское право формулировало различие между публичным и
частным правом, но лишь для того, чтобы оставить публичное право в стороне).
Вопросы публичного права стали занимать юристов со значительным успехом в
области уголовного права, со средним - в области административного права и с
весьма посредственным - в области конституционного права. Тем не менее, после
XVIII века сложилось здание публичного права, которое по всем параметрам близко
к традиционному частному праву.
14 Давид Рене. Основные правовые системы современности. - М., 1988, с.37
Вторым направлением, где проявился успех школы
естественного права, стала кодификация, явившаяся естественным завершением
концепции, лежащей в ее основе, и всего многовекового творчества университетов.
Кодификация положила конец достаточно многочисленным юридическим архаизмам и
множественности обычаев, мешавших практике.
Целью кодификации должно было стать изложение
принципов обновленного общего права, приспособленного к условиям и нуждам XIX
века. Однако закат универсализма и национализм XIX века придали кодификации, во
всяком случае, временно, иной характер. Кодексы рассматривались не как новое
изложение общего права, а как простое обобщение, новое издание «частного
обычая», возведенного на национальный уровень, как средство придания праву
«национального духа».
В настоящее время этот кризис как будто бы находится
на стадии разрешения. Кодексы устарели, и это ослабило, если не устранило,
законодательный позитивизм XIX века. Мы все более открыто признаем ведущую роль
доктрины и судебной практики в формировании эволюции права; все более широкие
полномочия предоставляются судьям или администрации по определению меры
наказания и урегулированию его применения, что фактически ставит право в
значительную зависимость от идей тех, кто призван его осуществлять. Наличие
многочисленных международных конвенций и развитие сравнительного права
заставляет судей все чаще интересоваться тем, как понимается и толкуется право
в других странах. Таким образом, юридический национализм отступает, и модно
полагать, что кризис, вызванный европейскими кодификациями XIX и XX веков,
носит временный характер.
Страницы: 1, 2, 3
|