Меню
Поиск



рефераты скачать Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества

Немецкий социолог Г.-П.Мюллер выделяет следующие признаки жизненного стиля: целостность, добровольность, характерность, распределение шансов стилизации. А.М.Демидовым в рамках международного сравнительного исследования социокультурных стилей в Центральной и Восточной Европе были выделены и проанализированы 5 основных жизненных стилей:

- «победители» - образ лидера, сильной, волевой личности;

- «новаторы» - двигатели прогресса;

- «ретрограды» - образ человека из прошлых веков;

- «традиционалисты» - исключает экстремальное самовыражение;

- «истеблишмент» - люди правящей элиты.

В современном обществе можно выделить несколько образцов поведения, которые будут определяться жизненной позицией, а значит, формировать стиль жизни:

1. гедонистическая позиция. Характеризуется следующими образцами поведения – «наслаждаюсь жизнью», «удовлетворяю все свои потребности», «веду веселую жизнь», «живу сегодняшним днем».

2. активная жизненная позиция. «Интересы общества ставлю выше своих собственных», «служу благу других людей», «активно участвую в общественной жизни», «занимаюсь самообразованием», «занимаюсь спортом», «интересуюсь политикой» (такая позиция с точки зрения личности исключает мотивацию на внешний вид).

3. экстравагантная позиция. «У меня необычная прическа, украшения», «одеваюсь со вкусом», «имею свои оригинальные манеры, привычки», «увлекаюсь редкими хобби, видами спорта», «слежу за внешним видом» (соответственно мотивация на возможность «быть таким как все» минимальная).

4. пассивная позиция. «Такой же как все», «если бы была возможность, то не работал», «не загадываю вперед» (в этом факторе самая незначительная роль отводится «самообразованию», и «не жалею своего личного времени для дела»).

5. традиционная позиция. «Веду здоровый образ жизни», «семья», «спокойная размеренная жизнь» (определенную важность имеет «возможность использования личного времени для дела», наименьшая степень важности приписывается «редким хобби, видам спорта», хотя подчеркивается «здоровый образ жизни»).

Определенного стиля жизни в чистом виде может и не существовать. Читатель, выбирая издание для чтения исходя из собственных запросов, может также и сочетать в себе некоторые составляющие разнообразных, но не противоречащих друг другу стилей жизни.

Таким образом, средства массовой информации является одним из основных факторов формирования стиля жизни своих читателей. Личностно это проявляется в манере одеваться, говорить, вести себя, мыслить «как» и «о чем», быть ориентированными на потребление определенного рода информации.

Действует обратная связь: спрос рождает потребление. Если существует какое либо средство массовой информации, значит, какая-либо часть массовой аудитории в нем нуждается. Поэтому конкретный читатель конкретного издания будет стараться вписываться в идеалы, предлагаемые журналом или газетой.

Так  у него будет сформирована определенная жизненная позиция и характерный стиль жизни.


ГЛАВА II. Стиль жизни, формируемый журналом «Eskuire».

2.1. Роль и место журнала   «Eskuire»  в системе российских средств массовой информации


«Eskuire» - журнал, который первоначально начал издаваться на английском языке в Соединенных Штатах Америки в 1993 году. У нас в России его стали выпускать на русском языке лишь в апреле 2005 года.

«Eskuire» однозначно сообщает о своей читательской аудитории уже на обложке –  мужской журнал, но анализируя это издание и его потребителей, можно сказать, что женский сегмент реальной читательской аудитории данного журнала в количественном соотношении лишь не намного уступает мужскому. Это значит, что и женщины и мужчины одинаково заинтересованы в его прочтении.

Одна из читательниц «Eskuire» в рубрике «Почта» (письма в редакцию) поделилась своим мнением по этому поводу: «Почему женские журналы такие глупые, а мужские такие интересные? Наверно, потому, что женские создают глупые инфантильные красотки, а мужские – стильные, высокоинтеллектуальные красавцы»[11].

В этом есть доля логики, потому что современные женские издания четко классифицированы по сферам и тематике: журналы о моде и о стиле, о домоводстве, о душещипательных жизненных историях, о здоровье и т.д. Все такие журналы либо узкоспециализированные (шитье, вязание, здоровье) либо попадают под емкую характеристику слов «гламур и «глянец», что означает направленность издателей на исключительно внешний стиль, цель которого ограничивается привлечением как можно большего числа поклонников.

Исходя из такого распределения по гендерному признаку ежемесячных периодических изданий можно сделать вывод, что качественных женских журналов не существует. А теперь необходимо разобраться с качественностью журнала для мужчин  «Eskuire».

Дифференциация журналов по качественности довольно-таки условная, потому что это определение скорее можно отнести к газетам, что, в принципе, и делают крупнейшие теоретики средств массовой информации. А.И.Акопов, Е.А.Корнилов в своих исследованиях приводя примеры присуждают звание качественных изданий газетам «Известия» и «Российская газета», а звание «массовая», «бульварная»[12], «желтая» единогласно отдано газетам «Комсосольская правда» и «Московский комсомолец».

Хотя многие исследователи и признают, что «качественными могут быть и общественно-политические, и литературные, и специализированные издания»[13], но их внимание сосредотачивается лишь на газетных образцах.

Чтобы удостовериться в «качественности» мужского журнала  «Eskuire», проанализируем его по нескольким критериям:

1. «качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Преподносится заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, – что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию»[14]. «Eskuire», даже в силу своей мужской направленности, не стремиться отвечать интересам всех мужчин, а лишь тех, чей стиль вписывается в  образ «стильного, высокоинтеллектуального красавца», не претендуя на «повальную» массовость своего распространения.

 Так, например, один из читателей в своем письме отмечает: «Сначала я думал, что идея журнала – стимулировать к покупке модной дряни. Теперь понял, журнал стимулирует вот к чему: лет через 40 обзавестись такой же харей, как у Клинта Иствуда, чтобы попасть на обложку, и при этом иметь пару умных мыслей, чтобы попасть в «Правила жизни»[15]. («Правила жизни – одна из рубрик  «Eskuire», в которой мировые знаменитости делятся своими мыслями на различные темы).

2. «отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, отказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы»[16]. Самым главным, на наш взгляд, отличием журнала  «Eskuire»  от других специализированных изданий состоит в том, что в нем исключено любое обращение к частной скандальной жизни знаменитостей. Безусловно, в журнале достаточно большое количество известных всему миру звезд шоу-бизнеса, кино, политики, литературы и т.д., но эти люди рассматриваются лишь в русле их своеобразной жизненной позиции и значимости. Так, герой интервью – Роберт Де Ниро философски рассуждает: «Беда со славой в том, что все носят тебя на руках. И только дети умеют в два счета сбить с тебя спесь»[17].

3. «качественное издание старается избегать упрощения, спрямления ситуаций и проблем»[18], «стремится объективно, полно освещать события и проблемы, циркулирующие в обществе. Издания этого типа формируют у своего читателя высокий уровень культуры и самосознания. «Массовая» пресса, стремясь удовлетворить утилитарные читательские потребности, ставит на первый план не социальную значимость материала, а его интересность, захватывающий сюжет, осуществляя тем самым только гедоническую функцию СМИ, в то время как для «качественной» прессы приоритетной остается гносеологическая функция»[19]. «Eskuire», помимо ярких и содержательных фотоиллюстраций, очень серьезно подходит к публикуемым материалам. Не смотря на то, что журнал ежемесячный, в нем находят отражения остро социальные проблемы. Так в сентябрьском номере 2006 года, когда вся Россия переживала вторую годовщину после трагедии в  Беслане, был помещен крупный материал американского корреспондента газеты «The New York Times»,  в котором повествование ведется как бы от лица жителя Беслана, который испытал весь ужас происходящего на собственной жизни: «Казбек Мисиков  смотрел на бомбу, висевшую над его семьей. Это было примитивное устройство: пластмассовое ведро, наполненное пластиковой взрывчаткой, гвоздями и металлическими шариками. Весило оно килограмма три с половиной. Эта бомба стала для Казбека центром его существования. Он знал, что если она взорвется, смертоносные осколки полетят в головы его жене и двоим сыновьям, ему самому»[20]. Вот так психологически, философски и художественно оформлено подходят журналисты Eskuire» к серьезным и актуальным общественным проблемам.

Делая вывод из вышеперечисленных критериев определения «качественности» издания, мужской журнал «Eskuire» отвечает всем предложенным параметрам, из которых наглядно выявляется принадлежность журнала к  качественной журналистике. Это проявляется и в фотографиях, и в художественной обработке материалов, и в тематике, и в уважении к своей читательской аудитории.


2.2. Интеллектуальная составляющая стиля жизни


Интеллектуальная составляющая стиля жизни – это все то, что влияет на развитие культурного восприятия читателей, на уровень их образованности, на возможность и желание задумываться над течением жизни. В одном из  обращений в редакцию читатель пишет: «Вы ищете чепуху, находите чепуху, придумываете чепуху, печатаете чепуху, заставляете людей читать чепуху и задумываться  над чепухой, но при этом делаете их умнее»[21].

Расширение кругозора своих читателей, акцент на их культурном и философском просвещении можно проследить на нескольких примерах в различных рубриках и способах подачи информации журнала.

1. подбор авторов. Большее число авторов, пишущих для журнала «Eskuire» - знаменитости, прославившиеся в области кино, литературы, политики, музыкального и драматического искусства, фотографии и других областях человеческой деятельности и творчества. К таким выдающимся авторам относятся: Умберто Эко – ученый, историк и писатель, автор произведений «Имя розы», «Маятник Фуко» размышляет на страницах журнала о том, нужно ли фотографировать знаменитостей: «Фотограф, снециализирующийся на портретах писателей, философов, журналистов, - едва ли не самая массовая профессия»[22]; Чак Паланик – автор нашумевшего бестселлера «Бойцовский клуб», по мотивам которого снят фильм, представляет в журнале материал под названием «Твой выход» с подзаголовком: «Если жизнь – это повод для киносценария, то в условиях изобилия сценариев жить нужно интереснее»[23]; Сьюзен Зонтаг – романист и литературный критик Соединенных Штатов выступает в журнале с аналитической статьей «Упадок кино»[24]; Алексей Герман – кинорежиссер, автор шести фильмов и материала в «Eskuire» с названием «Круглый стол» (темой круглого стола стал отечественный кинематограф – субстанция, в которой всякий мнит себя специалистом)»[25]; Тобиас Вульф – профессор литературы Стэнфордского университета публикует в рубрике «Чтение» свой рассказ «За чистую монету»[26]  и многие другие мировые знаменитости, выступающие в качестве журналов «Eskuire».

В одном из писем читателе говориться: «С каждым номером открываю что-то абсолютно новое. Благодаря июньскому открыл писателя Умберто Эко»[27].

2. форма и герои интервью. В качестве героев интервью также выступают широко известные люди – Роберт Де Ниро, Том Хенкс, Габриэль Гарсиа Маркес, Энтони Хопкинс, Борис Гребенщиков и др. При таком обилии знакомых имен, журнал «Eskuire» не влезает в их личную жизнь. Гораздо важнее жизненные принципы и мышление актеров, музыкантов и писателей. Вот фрагмент из интервью с Энтони Хопкинсом: «Моя житейская философия? Ты всегда должен понимать, на что способен из одного только презрения к себе. Что бы я ни делал в молодости, все говорили: «Ты безнадежен». Отец говорил: «Безнадежен», ровесники говорили: «Безнадежен». Так что потом все, что со мной случилось в жизни, стало для меня большим откровением»[28].

Что касается формы интервью, то она несколько отступает от традиционных вопрос-ответов. В тексте полностью отсутствует автор, есть лишь герой – вещатель и читатель – слушатель. Вопросов к герою нет, лишь в начале абзацев жирным шрифтом выделены первые слова интервьюируемого, чтобы показать читателю тематическую направленность ответа объемом в абзац.

Интервью с Боно (музыкантом):

«Мой любимый политик – Горбачев. Он по-настоящему душевный человек, который мужественно следовал следовал своим убеждениям и совершенно открылся для критики. Многие презирают его, поскольку он разрушил эту старую махину. Но без него у двадцатого века мог бы быть совсем другой конец.

Никогда не верьте артисту, артисты врут лучше всех. Это их хлеб.

Рай похож на земную жизнь, только без земного зла, которое царапает, кусает и запугивает людей. Так мне кажется, но я не знаю наверняка. Мне не хватает воображения, когда я раздумываю над вопросом  «сколько мне будет лет в раю?»[29].

3. тематика текстов. В материалах журнала обсуждаются темы различного характера – начиная с личностных и заканчивая глобальными. Так, встречаются тексты по проблемам терроризма, проживания иностранцев в  стране в период ее кризиса, закулисная жизнь мировой славы и многие другие. Пишется о балете, о футболе, о человеческих страхах и о радостях. Например, «Как научиться смотреть балет»[30] (о движениях рук  и тела балетных артистов).

4. юмористический подход. Один из подзаголовков гласит: «…читатели «Eskuire узнают, в каком году в России не останется ни одного человека, во сколько раз следователи Генпрокуратуры плодовитее Льва Толстого и сколько миллионов рублей в час тратит президент Путин»[31]. «Сколько книг мы не прочитали? Писатель Умберто Эко пытается подсчитать, сколько нужно времени на то, чтобы прочесть все созданные человечеством великие книги (180 лет), а так же предупреждает читателей, что им совсем не обязательно так надрываться»[32].

5. колонки. Весьма удивительны и разнообразны колонки в журнале Eskuire»: «Правила жизни» (о знаменитостях), «Мнение», «Почта» (письма читателей», колонка Умберто Эко и Владимира Познер, «Некролог», «Чтение», «10 вещей, которые стоит узнать о женщинах» и др.  Одной из самых оригинальных, на наш взгляд, является рубрика «Некролог», в которой  объектом некролога выступают утраченные или исчезающие явления нашей жизни: «Памяти книги», «Памяти эрудиции», «Памяти скуки» и др. «…скука аристократична, ее надо заслужить у природы как речь или прямохождение. Разучившись пользоваться этим преимуществом, мы возвращаемся на предыдущую – пролетарскую – ступень эволюции. Взамен скуки она дарит нам иллюзию полной занятости. Мы вынуждены, - сказал один умный циник, - убить свободное время, чтобы оно не убило нас»[33].

6. фотоиллюстрации. Авторами почти всех фотографий в журнале являются знаменитые фотографы со всего мира: Грег Сегал – молодой американский фотограф, Стенли Грин – многократный лауреат самой значимой премии в области фотожурналистики World Press, Алекс Харрис – профессор фотографии и один из основателей центра документалистики в университете Дьюка и др. В характеристике Стенли Грина пишется: «…побывал в лагере беженцев в Судане, на Балканской войне, среди моджахедов в Кашмире и под обстрелов танков в Белом доме. Около 20 раз ездил в Чечню, снимал бои и со стороны федералов и со стороны боевиков, в результате чего выпустил книгу «Открытая рана: Чечня в 1993-2003 годах»[34].

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.