Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Введение
Актуальность темы исследования
качественных журналов: Средства массовой
информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной
стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию – трансляция
объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию,
СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на
формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей,
создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества.
Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности
иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование
стиля жизни своего читателя или читательницы.
Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей
аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в
пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует
определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать.
Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях
образцы поведения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому что
глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир
сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.
Цель: выявить
основные формы влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни
аудитории.
В качестве объекта исследования
выступает современный качественный журналы для мужчин.
Предмет:
публикации, фотоиллюстрации и реклама журнала «Eskuire»,
влияющие на формирование стиля жизни читателей.
Задачи исследования:
- проследить влияние СМИ на формирование стиля жизни;
- охарактеризовать понятие «стиль жизни» и его классификацию;
- обосновать «качественность» журнала «Eskuire»;
- выявить в текстах интеллектуальную (внутриличностную) составляющую
стиля жизни;
- выявить внешнюю (экстравертную) составляющую стиля жизни.
Источниковой базой
послужил мужской журнал «Eskuire» за апрель 2005 – февраль 2007.
Теоретическая база: в
основу исследования легли работы российских теоретиков в области средств
массовой информации (А.И.Акопова, Е.А.Корнилова), диссертационные работы
ставропольских аспирантов (О.В.Зиминой, Н.А.Водопьяновой, Л.Е.Климовой,
С.А.Орлянского), а также социологические исследование российских журналов для
мужчин и женщин.
Хронологические рамки определены
в соответствии с выходом мужского «Eskuire»: с апреля 2005 года (появление
анализируемого журнала на русском языке в России) и до последних номеров 2007
года.
Методы: системный метод,
сравнительного анализа (для выявления особенностей мужских и женских изданий с
целью определения их специфики).
Практическая значимость:
проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует
известные данные по вопросам влияния средств массовой информации на
формирование стиля жизни, что подтверждается многоплановым исследованием.
Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, из которых первая состоит из
двух, а вторая из трех параграфов, заключения, списка литературы из 23
наименований.
ГЛАВА I.
Стиль жизни и средства массовой информации
1.1. Влияние средств массовой информации на формирование
стиля жизни
Одной из основных потребностей современного человека является потребность
в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе
социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация
всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия
удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы
людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном
информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность
не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время
является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них
управляющее воздействие»[1].
В современном информационном обществе создаются особые высокие
технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет
формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только
влияют на массы, но и «производят» их.
Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не
столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения,
формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая
культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.
Так на обложку одного из номеров журнала «Eskuire»[2] вынесены имена мировых
знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях
показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся
ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой
«Хочу быть таким же! (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)
Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со
своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой
действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ,
действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он
«пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только
действительность, но и восприятие человека.
Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных
средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип
поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы
тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную
реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми в пространство такой
«мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель
поведения, а также на приобретение того или иного товара»[3].
(В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).
Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно
высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным
воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание
об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и
воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно
участвуют в процессе формирования социальной реальности.
Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их
способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и
процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.
Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.
Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители
формируют для себя гендерные образцы, которые затем получают распространение и
воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. Здесь у массового читателя и
зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое
собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий
именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. Очевидным
является тот факт, что и здесь выбор весьма ограничен, потому перечень
предлагаемых изданий и телепередач ограничен и определен их производителями.
Особенно наглядно влияния на аудиторию прослеживается у иллюстрированных
журналов. «Журнал - печатное периодическое издание, которое оказывает влияние
на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных
общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал»
произошел от французского cлова journal – «дневник, газета, которое
фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще
не совсем отделился от газеты»[4].
Журналы занимают промежуточное положение в медиа-индустрии между
газетами и книгами, что определяет их специфику. Она заключается в том, что
изначально, «с момента своего возникновения, конец 19 века, журналы были
призваны заполнить пробел между газетами и «серьезными», «интеллектуальными»
книгами. На страницах журналов информация развлекательного характера (модные
новинки, реклама товаров и услуг) чередуется с материалами по истории,
искусству, культурному наследию, которые по форме и содержанию доступны
массовому читателю. Второй особенностью журнала как медиа-продукта является его
«адресность», ориентация на определенную группу читателей. Целевая аудитория
журналов выделена по определенному признаку потенциального читателя: пол (мужские/женские),
профессиональная принадлежность (журнал для бухгалтеров, учителей физики и
математики и проч.), место жительства (городская/сельская местность) и др. В
качестве третьей специфической характеристики журнала можно выделить дизайн
издания. В отличие от газет и книг, в которых преобладает текст, а картинки,
фотографии, карикатуры и проч. являются только иллюстрацией к тексту, в журнале
визуальный и вербальный компоненты сосуществуют как равные части целого»[5].
Такое сочетание текстовой и иллюстративной информации влияет на
формирование ценностей и мировоззрения, которое должен разделять «настоящий»
мужчина/женщина. При этом декларируется система «настоящих мужских/женских»
идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают
поведенческие образцы для настоящего мужчины/женщины в повседневных ситуациях
(на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для
читателей потребления. Роль и значение рекламы товаров определенных, как
правило, престижных и дорогих марок, трудно недооценить.
«Причин, по которым в данном типе СМИ реклама стала равной, а иногда
большей по своей значимости частью медиа-продукта, достаточно много, отметим
две наиболее очевидные. Первая непосредственно связана с тем, что любой журнал,
СМИ представляет собой коммерческий проект, и целью его создателей является
получение материальной прибыли. Экономическая эффективность изданий напрямую зависит
от доли и качества рекламы, публикуемой на его страницах. Вторая причина
связана с увеличение роли и места потребления в жизни современного общества.
Создание лейбл-культуры способствует также конструированию наиболее очевидной
демаркационной линии между «печатной версией» и другими типами мужественности и
женственности, когда вещь престижной марки становится объектом референции,
ссылкой на образ. Материальный характер товаров потребления (одежда, обувь,
аксессуары, автомобили, сотовые телефоны и проч.) позволяет им быть наиболее
явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной
мужественности или женственности»[6].
Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для
мужчин или для женщин «являются не только трансляторами гендерной культуры
общества, репрезентируя образы аутентичной мужественности и/или женственности,
стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри
одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современного
мужчины и/или женщины. Можно предположить, что одной из задач этих изданий
является попытка формирования определенного стереотипа поведения,
«корпоративного стандарта»[7] для настоящих мужчин и
женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни определять
себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и
женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов -
формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума;
составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим
мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе.
1.2. Определение стиля жизни и его классификация
Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они
претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.
В современной социологической теории сложились две традиции в понимании
стиля жизни. Представителями первой являются У.Бек, Г.-П.Мюллер, Л.Г.Ионин и
др. Стиль жизни здесь рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная
форма», не зависящая от социального расслоения. Стиль жизни каждого индивида –
особый и неповторимый: он не идентичен стилю жизни кого-либо другого. Но в то
же время стили ориентированы на общие и социальные. Индивиды выбирают стили
жизни, ориентируясь на других людей»[8]. Таким образом, в любом
обществе определенное число индивидов выберут такие стили жизни, которые будут
сходны.
Другой подход к пониманию жизненного стиля сложился в концепциях М.
Вебера, Т.Веблена, П.Бурдье, Б.С.Турнере, В.И.Ильина и др. В данных теориях
утверждается, что «статусные различия поддерживаются как посредством классового
членения общества, так и посредством культурной исключительности: «статус как
стиль жизни». Такое понимание определяет потребление индивида «с целью
выделится», чтобы сконструировать индивидуально-целостную модель показательных
действий с целью показать социальное положение»[9]. Таким образом,
акцентируется внимание на демонстративном аспекте жизненного стиля – «показном
потреблении» - процессе превращения богатства в видимые, демонстрируемые
символы экономического успеха, которые должны символизировать жизненный успех и
принадлежность к избранному слою, сословию, группе, племени. В итоге понятие
«жизненный стиль» напрямую связано с социальным и экономическим неравенством.
В современных словарях под «стилем жизни» понимают определенный тип,
стандарт, отличительную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную
сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях
решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной
группы или слоя. «Жизненный стиль» (или «стиль жизни») – исторически изменчивая
и исторически обусловленная категория, прошедшая путь от единого стиля жизни
примитивных сообществ, характеризовавшихся естественной целостностью
жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества.
Понятия «стиль жизни» и «образ жизни» не тождественны друг другу. «Категория
образа жизни отражает силовой характер социокультурного поля. Образ жизни – это
типичные формы жизнедеятельности людей, навязанные социокультурным полем. Можно
и иное определение: образ жизни – это социальная структура как совокупность
необходимых, типичных индивидуальных практик. Образ жизни обычно ассоциируется
с более или менее стабильной общностью. Он проявляется в таких характеристиках
как общие для нее нормы, ритуалы, формы социального порядка и, вероятно, особый
диалект или речь. Поэтому образ жизни близок к определению культуры как
феномену жизни и опирается на такие социоструктурные формы как профессия, пол,
этничность и возраст»[10].
Иными словами, индивид в обществе осознанно не выбирает своего
собственного образа жизни, поскольку это формирование этой составляющей
человеческого самосознания порою предопределено не личностными, а
социокультурными характеристиками.
Стиль жизни включает в себя несколько компонентов – разнообразных сфер
деятельности человека и его предпочтений:
1)
работа,
взаимоотношения с коллегами
2)
отдых
(активный, физический или интеллектуальный)
3)
хобби,
увлечения
4)
личная
жизнь, включающая взаимоотношения с противоположным полом, родственниками,
друзьями, поведение в семье
5)
предпочтения
в одежде, аксессуарах
6)
предпочтения
в выборе классовых объектов: автомобили, рестораны, курорты и др.
Страницы: 1, 2, 3
|