Устойчивость и
логичность композиции газеты, стабильность использования унифицированных и
выразительных графических средств — это главные требования прогрессивного
оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Для
обозначения системы оформления газеты, предполагающей наличие правил и
принципов, закрепленных в тех или иных редакционных документах, в начале 70-х
гг. был предложен термин “композиционно-графическая модель” — КГМ (А. П.
Киселев)[7].
Как мы показали
выше, содержание, оформление, весь выпуск газеты (журнала, радио- или
телепередачи) можно и необходимо рассматривать в системе. И в истории уже имели
место прецеденты, когда, к примеру, газету рассматривали как целостную
динамичную систему, когда тенденция оформления выражалась “в сознательном
стремлении к разработке методов оформления массовой продукции самыми
экономичными и целесообразными полиграфическими средствами”, когда для
дизайнеров было характерно повышенное внимание “к выражению особенностей
изданий различного типа, прекрасное знание издательского дела и типографского
дела, фотографии и фотомонтажа, яркая агитационно-пропагандистская
направленность”[18]. Имеются в виду 20-е — начало 30-х гг. — время расцвета
конструктивизма, который оказал заметное влияние на западную дизайнерскую
культуру. Конструктивизм — стиль, проповедовавший лаконичность, рациональность,
новаторство форм, создаваемых ограниченными средствами и дающих экономию
времени и труда плюс большую выразительность, — охватил в те годы архитектуру и
поэзию, кино и театр, фотографию и дизайн, рекламную графику и оформление книг,
журналов, газет. Идеи конструктивизма сегодня переживают своеобразный
ренессанс, и это можно объяснить так: “В известный период определенные формы
употребляются широко, потом их вытесняют другие, и они отступают на задний план
или вообще исчезают, а впоследствии снова возвращаются в практику, хотя и в
измененном виде. Это относится прежде всего к жанрам, но и в известной степени
и к другим выразительным формам: графическому оформлению, тону изложения,
стилю, словарю, иллюстрациям и т.д.”[39]. Подобные явления объясняются
цикличностью развития журналистских приемов, происходящего в виде
диалектической формы “спиралевидного восходящего развития”.
Конструктивизм,
являвшийся “выражением... повышенного внимания к технико-организационным вопросам”
(из Декларации конструктивистов 1924 года), имеет несомненное продолжение в
современной журналисткой практике — в упомянутом выше единстве содержания,
оформления, всего выпуска газеты. Очевидно, что все лучшее, чем располагал
конструктивизм, в большей степени проявилось в архитектуре, но также и в
графическом дизайне. Именно оформители, по мнению лефовцев, наиболее близко
подтягивались к декларируемому теоретическому пределу: подчинение всех видов
искусства задаче производственной — украшению быта. Понимая сегодня
ограниченность крайних теоретических претензий (“идеология технического
делячества”, преувеличение роли техники и др.), мы не можем не оценить взгляд
конструктивистов на газету не только как чисто литературную форму, но и как
своеобразную конструкцию. Показательна тирада Ю.Тынянова: “Факт быта оживает
своей конструктивной стороной. Мы не безразличны к монтировке газеты и журнала.
Журнал может быть по материалу хорош, и все же мы можем его оценить как
бездарный по конструкции, по монтировке, и потому осудить как журнал”[20].
Конструктивисты
пропагандировали оформление печатных изданий исключительно средствами
полиграфии, вводили принцип минимальности затрат и максимума целесообразности
(при выпуске той же газеты), но, отсгаивая новое в оформлении, в порыве
запальчивости были излишне прямолинейны. К счастью, не всегда теоретические
ошибки проявляются в практической работе. Творчество А. Родченко, Э. Лисицкого,
С. Телингатера, А. Гана как оформителей печатных изданий говорит само за себя —
их разработки методов оформления, повышающих “полезное действие предмета”, до
сих пор представляют большой практический интерес (идея системного
проектирования в искусстве книги во многом сходна с идеей
композиционно-графического моделирования в газете).
В тех редакциях,
которые используют компьютерную верстку, рано или поздно приходят к выводу:
системное представление о газете и ее оформлении — не мода, а требование, как
бы предъявляемое самой техникой. Оформительский стиль — это не только
эстетическое понятие, но и конкретный компьютерный термин. Стиль
разрабатывается для газеты в целом, для каждой полосы, тематической страницы
или подборки в отдельности. Первый этап разработки модели — моделирование групп
оформительских элементов; второй — систематизация и унификация оформления всех
тематических объединений материалов; третий — комплексная разработка модели
издания[11]. В диссертации рассматриваются опыты практического моделирования
газет различного типа — от многотиражной вузовской до республиканской общественно-политической.
Природа газеты,
изначально текстовая, со временем приобрела словесно-визуальный характер. И
если признать визуальные формы передачи информации более ранними, чем
письменные, то, окинув взором современную периодику, можно сделать вывод: “диалектическая
спираль” развития СМИ завершает очередной виток, роль визуальной коммуникации
сегодня необыкновенно велика, и ее значение, по прогнозам ученых, будет
возрастать. Газеты сегодня уделяют особое внимание аппарату ориентирования
читателя, процессам фотоиллюстрирования.
Фотоиллюстрации —
один из существеннейших элементов графической модели газеты. Размещение снимков
— также очень важный этап при создании типовых макетов, макетов-стандартов.
Любая газетная полоса имеет идею, оформительскую в том числе, главный материал,
являющийся одновременно и графической доминантой. Нередко в качестве такой
доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр).
Конечно, значение
текста и снимка в периодическом издании (если оно не специализированное
фотографическое) неравноценно, и все же журналистская фотография играет
важнейшую роль при формировании внешнего облика газеты. Во-первых, фото может
быть самостоятельно первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя
текст. Во-вторых, — наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя
явления дня, запечатлевать “свое время, и не только в общих чертах, но и в
мелочах, деталях”[2]. В-третьих, контрастируя с серым полем текста, снимок
освежает графику и композицию газеты — тем самым привлекает внимание читателя
ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с
фотографией.
Переход газет на
офсетную печать, увеличение их формата делает иллюстрации не только красивыми,
но и, главное, — удобными для чтения. Изображение на фотографиях смотрится
мягко, оно не теряется даже при самых малых их размерах. Появились специальные
приемы: наложение снимков на текст, подпись на снимке и др.
Пресс-фотофафия
выполняет различные функции: она сама по себе отличный журналистский материал,
хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно представляет события текущей жизни,
наглядно запечатлевая время в общих чертах и деталях; контрастируя с серым
полем текста, она освежает графику и композицию газеты, тем самым привлекая
наше внимание ко всему номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или
иной функции зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера,
журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и даже от
способа печати и качества бумаги... Треугольник “редактор — ответственый
секретарь — фотокорреспондент” уважительно называют равносторонним, думается,
справедливо было бы включить в эту цепочку и бильдредактора.
Есть мнение, что
профессиональные особенности мышления фотокорреспондентов и литераторов связаны
с определенным типом образности: мыслительный тип первых приближается к
целостности детского восприятия (единство цвета и контура, буквали-стичность
метафор и др.), для вторых характерны быстрота оценочных реакций,
противопоставление цвета и контура, умозрительность метафор и проч.[3] Вполне
логично предположить, что мышление бильдредактора, скорее всего,
визуально-словесное, т. е. объединяющее описанные типы образности. Более того,
бильдредактор призван обогатить процесс коммуникации, предлагая, а возможно, и
создавая визуальные образы, преодолевающие “догматизм словесных формул”.
Профессия бильдредактора представляет собой специализацию универсала,
владеющего основами фотомастерства, типог-рафики, теорией и практикой
журналистики. Он призван выявлять идейно-тематические и эстетические свойства
фотографий, а также использовать их оформительские возможности: выступать в
качестве средства акцентирования внимания читателей, средства ориентации,
средства, характеризующего определенные вид и тип издания. В последнее время
функции бильдредактора расширяются. Но процесс бильдредактирования совершенно
не мыслится без творческого подхода к изобразительной журналистике. А
творчество, как известно, удел эстетически образованных людей.
Внешняя форма
газеты, так же представляет собой систему. Различные виды соединений элементов оформления
– ряды, комплексы, подсистемы, системы – образуют в оттисках единое целое.
Самая простая система публикаций – подборка. Следующие уровни – полоса, номер,
газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем
низшего и высшего уровней.
Единство
содержания и формы, как и всякое единство противоположностей, относительно.
Форма развивается, и ее «движение» зависит от изменений в содержании. Хотя
очевидно, что при этом форма все же более устойчива. Форма реагирует на
существенные изменения. Ну а поскольку форма газеты, как и любая форма, –
относительно устойчивая система и реагирует лишь на качественные изменения
содержания, видимо, возможно закрепить на определенный период данную форму, точнее
ее систематизированную, структурированную суть. Важно только верно определить
момент, когда действительно настанет необходимость обновить устаревшую. Причем
для содержания и формы характерно при этом следующее: приобретая новые
элементы, они сохраняют некоторые старые, но в измененном виде – в этом
проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты. Закрепить
внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана
композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в
то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих
поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов
заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может
изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель
представляет собой систему – некую организацию элементов содержания и формы,
характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.
Содержание
оформления всегда имеет определенную идею и определенную эмоциональную окраску.
К примеру, графическую композицию характеризуют как «спокойную» или
«беспокойную»; шрифтами порой дают абстрактные значения «легкости»,
«жестокости»; внешний вид газеты нередко оценивают как «праздничный»,
«будничный», «траурный» и т.д. Думается, что в этом смысле понятие «лицо
газеты» в какой-то мере соотносится с понятиями «имидж», «образ газеты».
Доводом в пользу эстетической содержательности газетной формы является и то,
что важнейшая сторона этой формы – графическая композиция - соединяет элементы
графики в единое целое при помощи таких художественных средств, как линейное и
тоновое построение, контраст, ритм, пропорции, равновесие, симметрия и
асимметрия. Да и «строительный материал» графической композиции составляют
элементы, зачастую определяемые, как формы художественные: шрифты, рисунки,
фотографии, линейки, украшения.
Вывод. Таким образом, искусство
оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор
определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных
композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Дизайнер
воспринимает идею не только рассудочно, но и эмоционально. Важно не ошибиться в
понимании идеи (дизайнер должен чувствовать природу журналистского творчества)
и правильно преподнести ее (дизайнер должен знать современную теорию и практику
газетного офбрмления, традиции верстки своей газеты). В противном случае
возможно снижение или отсутствие планируемого эффекта в процессе коммуникации
(журналист-коммуникатор — читатель-реципиент).
Формообразование
газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На
первых двух происходит планирование вида газеты — здесь ведущую роль играет
дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером
газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки
— здесь важна квалификация верстальщика (композиционно-графическая модель,
конечно, страхует от грубых ошибок в оформлении, сводит их к минимуму, но и она
не спасет, если верстальщик не соблюдает законы эстетики газетной полосы —
пропорциональность, контрастность, законы равновесия, ритма и др.); на третьей
— полиграфической ступени — происходит тиражирование номера (печать).
Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую
зависит уже от квалификации полиграфистов (изготовление и установка печатной
формы, точная приводка, регулировка красочного аппарата, приправка и др.).
Такое разделение труда позволяет доводить формообразование газеты до
определенного идеала — как говорил Аристотель, “кормчий знает, какова должна
быть форма руля и предписывает ее, производящий же знает руль — из какого
дерева и какими приемами его сделать”. И чем теснее будет связь между этими
ступенями, тем современнее будет форма.
Оформление газеты
на редакционном (секретариат) и полиграфическом (типография) уровнях есть
своего рода кодирование. Сообщение в газете — определенная совокупность знаков,
выраженных в вербальной и изобразительной форме. Поскольку знаковая ситуация
включает обозначаемый предмет, знак того, кому знак адресован, дизайнер должен
закодировать сообщение так, чтобы оно было оптимально воспринято читателем.
Заключение
Компьютерная
революция, помноженная на российские реформы последнего десятилетия, внесла в
издательское дело колоссальные перемены. Это видно по количеству появившихся
красочных, разнообразных новых газет и журналов. Борьба на рынке прессы, за
читателя, в самом разгаре, некоторые издания умирают, не выдержав такого накала,
те же периодические издания, которые завоевывали читательскую аудиторию на
протяжении многих десятилетий стараются удержать своего потребителя путем новых
технологий и новой подачи своей продукции. Не только качество публикаций, но и
качество печати сейчас является важным.
Если внешний вид
газеты или журнала не привлекает внимание, его вряд ли купят. Такие газеты как
«Российская газета», «Известия», «Труд», Коммерсант», «Комсомольская правда»
тоже меняют свой дизайн, стремясь выглядеть на общем рынке прессы достойно.
Газета
«Телекурьер» «Телекурьер на кухни, на даче и дома» не исключение. В течение
десяти лет она пыталась найти свое новое лицо, и я думаю, что это получилось,
хотя, как говорят «Совершенству нет предела».
Газета, за
исключением своего логотипа, поменялась полностью, с первой по четвертую
полосы, она стала более яркой и насыщенной снимками, оформительским элементами,
если в начале 90-х это были только линейки, то сейчас огромное количество
заставок на тематические полосы, коллажи, рисунки - применяются ко всем
материалам. Поменялись шрифты и кегли набора текстов. Внутренняя структура
издания тоже изменилась, если раньше на полосе стояли огромные материалы, то
сейчас редакция стремиться уменьшать их размеры. Разнообразие подачи материалов,
привлекает читателя сначала своим оформлением, оно не скучное, но в то же
время, для этого используется только 3 основных шрифта, которыми, уже
оформитель, пытается достичь совершенства на всех полосах, чтобы не потерять
наработанный стиль. Крупные тексты смотрятся живее и доступнее, расчлененными
внутренними подзаголовками.
Функциональность
эстетики газетного дизайна проявляется и в соблюдении равновесия на полосе.
Согласно этому правилу все части газетной полосы взаимоуравновешиваются
относительно ее центра, ударные графические пятна (фото, заголовки и т.д.)
располагаются примерно на одинаковом удалении от вертикали и горизонтали,
делящих полосу на четыре сектора.
Моделирование
оформления представляет собой одну из форм научной организации работы редакции.
Модель, есть система, включающая ряд подсистем: Начиная с графика публикаций
основных разделов и рубрик, и заканчивая набором типовых схем верстки, которые
связанны с графиком. Модель избавляет журналистов от повторяющихся рутинных
процессов при выпуске номера, стабилизирует процесс планирования, позволяет
учесть определенные эстетические требования при разработке внешней формы
издания.
Список
использованной литературы
1. В мастерской
газетного оформителя. Уфа: Башкнигоиздаг, 2005. —78 с.
2. Российская
пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж: Инфа, 2006. — 112с.
3. Дизайн и
реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж: Воронежский
университет, 2000. — 336 с.
4. Бильдредактор
и его функции в газете // Журналистика в 1991 году. М., 1992, с. 12-14.
5. Визитная
карточка газеты: тематическая концепция и практическое моделирование местного
издания // Факс. Екатеринбург, 1997, № 2, с. 6-14,
6. Газета как
товар в комплексе маркетинга // Акценты. Новое в журналистике и литературе.
Воронеж, 1997” с. 14-22.
7. Дизайн рекламы
// Полиграфия. М., 1990, № 7, с. 15-17.
8. Жанровая
система фотожурналистики и молодежная газета // Пути совершенствования и
проблемы эффективности средств массовой информации на современном этапе.
Воронеж, 1992, с. 46-49.
9. Журналистика —
реклама — паблик рилейшнз // Журналистика в 1994 году. Ч. 1.М., 2005, с. 42-45.
10. Заметки о
рекламе. Нужна ли она молодежной газете // Журналист. М., 1994, № 6, с. 50.
11. Из истории
связей с общественностью // Журналистика конца XX-го столетия: уроки и
перспективы. Воронеж, 1998, с. 142-143.
13.
Композиционно-графическое моделирование и компьютерная технология выпуска
газеты // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Воронеж, 2005, № 11 с.
55-72.
14. Компьютерная
технология выпуска газеты и моделирование // Средства массовой информации в
современном мире. СПб, 2005, с. 127-128.
16. Модели
менеджмента в журналистике // Российская журналистика конца XX-го столетия:
власть прессы или пресс власти? Воронеж, 2006. с. 53-54.
17. Моделирование
редакционной деятельности: мода или необходимость?// Идеологическое обновление
многонациональной советской прессы: вопросы теории и практики, Уфа, 2001, с.
60-61.
18. Новые
тенденции в эстетике и оформлении районных газет // Вести. Моск. унта. Сер. X.
Журналистика, 2001, № 3, с. 40-47.
19. Новое в
типологии современной прессы // Новая пресса: проблемы становления и развития.
Воронеж, 2001, с. 12-17.
20. О некоторых
традициях 20-х годов в современной печати // Журналистика конца 80-х: смена приоритетов.
Екатеринбург, 1991, с. 88-95 (в соавторстве).
21. Опыт
профилирования информационно-рекламного вестника // Пресса региона. Вып. 2.
Томск, 2003, с. 34-36.
22. Опыт и
перспективы профилирования деловой региональной газеты Центрального Черноземья //
Журналистика в 1995 году. Ч. Ш. М., 1996, с. 16-18.
23. Основы
бильдредактирования // Вести. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. М., 2003, №5,
с. 20-26.
24. Оформление
как часть процесса формообразования газеты // Акценты. Новое в массовой
коммуникации. Воронеж, 1999, № 5-6, с. 10-18.
26. Поэтика
газетного дизайна. К постановке проблемы // Российская журналистика конца XX-го
столетия: власть прессы или пресс власти? Воронеж, 1997, с. 81-82.
27. Реклама в
прессе // Вести. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. М., 1993, № 3, с. 9-17.
Страницы: 1, 2, 3
|