Как уже
отмечалось, содержание доводится до читателя языковыми и внеязыковыми
средствами. Применение внеязыковых средств можно назвать вторичным кодированием
смысла текстового сообщения. Традиционное типографское оформление сообщений
приводит к тому, что внеязыковые средства легко расшифровываются, и уже сама их
постановка является как бы началом декодирования. Способ кодирования, а также
физическая природа носителя (субстрата сигнала) характеризуют форму сигнала,
являющегося ядром информационного процесса (сигнал представляет собой код
информации). В газетном производстве типографская техника диктует газете
определенную форму, она же опосредованно гарантирует ритм и соразмерность
внешнего вида издания.
Кодирование
оформлением имеет свои правила представления символов. Информация, код и здесь
образуют единство различий (что отражает единство содержания и формы). Одно и
то же сообщение может быть набрано различными текстовыми шрифтами, которые
могут разниться по величине, рисунку, насыщенности, и, наоборот, одним и тем же
шрифтом могут набираться различные сообщения; как правило, любой ряд газетных
сообщений может иметь несколько вариантов композиционного размещения на полосе,
а один и тот же план-макет может подойти для совокупности разных сообщений. То
есть одна и та же информация может быть передана с помощью различных кодов и с
помощью разных материальных носителей — для одной газеты можно разработать
несколько практически равноценных графических моделей; сегодня газета может
иметь и бумажный, и электронный варианты... При помощи одного и того же кода
можно фиксировать и передавать различную информацию — в принципе, допустимо,
что одна и та же модель подойдет для разных газет одного типа (хотя это не
практикуется, поскольку каждая модель конкретизируется в связи с особенностями
содержания данной газеты, ориентированной на особый регион, на своего
читателя). Наконец, один и тот же материальный носитель является основой
совершенно различных кодов.
В процессе
создания газетного номера коллектив редакции работает как над
совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над
совершенствованием внешней формы газеты.
Следует сразу
сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие
факторы. К первым отнесем действительность, понимая ее широко: как культуру,
духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили
исканий истины, мышления и самосознания человека нашего времени, и традиции
публицистики. Субъективные формообразующие факторы—это творческая
индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод... При оформлении газеты
действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на
богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность
конкретного дизайнера конкретной газеты.
Все, что
помещается на страницах периодического издания, имеет право на интересную
подачу, интересное оформление. Но, выделив все, мы не выделим ничего:
произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения
всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить,
что, чем более незаметна (удобна) форма, чем менее она отвлекает внимание
зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет
свою главную задачу — раскрывать содержание. Опираясь на модель, нетрудно
сделать в целом правильный макет, но он может быть “бездушным” именно потому,
что внутренняя форма выявлена неадекватно. Субъективный фактор — мастерство
дизайнера — порой играет решающую роль. Дизайнер-профессионал в газете, помимо
того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим
мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты как особого вида
периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале —
быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда он
сумеет трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и
выявить ее в контексте оформления. Работа над формой — это всегда работа над
формированием содержания.
После усилий
журналистов и полиграфистов законченная газетная форма приобретает некоторую
самостоятельность в том смысле, что даже ее производители относятся к ней
только как ценители, а содержание этой формы “развивается уже не в художнике
(оформителе, дизайнере — у нас. — В.Т.), а в понимающих”[16]. Но когда мы
станем повторно использовать данную форму, внося в нее небольшие изменения, то
читатель сможет постепенно проникнуть в общую оформительскую идею, что и
происходит на практике. В этом, собственно говоря, состоит суть
композиционно-графического моделирования в газете. Активность дизайнера обусловлена
социальным заказом — это обстоятельство всегда необходимо помнить, говоря о
специфичности газетной формы, обладающей эстетической содержательностью.
Автор в газетном
сообщении выражает свое отношение к действительности. Материальное воплощение
газетного сообщения является продолжением этого процесса — правда, это уже
будет вторичный (деление условное) аспект отношения к действительности. Но
только на этом уровне содержание сообщения будет до конца осмыслено (в
материальной форме), то есть воспринято читателем. Требования, предъявляемые к
оформлению газеты, включают в себя 1) передачу смысла каждой публикации; 2)
осознание логической связи между отдельными разделами и установлением границ
между ними; 3) удобочитаемость.
Представив
формирование целостного газетного организма, рассмотрев взаимодействие
текстовых сообщений, материальной конструкции и графического оформления газеты,
можно прийти к выводу, что принципы композиционно-графического моделирования
вытекают из самой природы газеты как целостной системы, характеризующейся
определенной устойчивой структурой содержания и формы (внутренней и внешней) и
развернутой во времени и пространстве.
При восприятии
читателем содержания газеты мы можем говорить о визуальной коммуникации, так
как в этом случае основная масса разнообразной информации передается
текстуальными средствами в самом широком масштабе, и передача осуществляется
визуальным способом. При этом нет необходимости предварительно обучать читателя
какому-то особому способу восприятия информации[17] — “обучение” читателя идет
опосредованно, через социальную практику, через последовательное предложение
ему определенных средств визуальной коммуникации. Причем визуальные сообщения
нуждаются в упорядочении — современный человек утомляется даже при пассивном
восприятии, поскольку он невольно регистрирует все визуальные сообщения в
условиях локального сосредоточения (в учреждениях, в магазинах, на улицах
города, при восприятии наружной рекламы, рекламы на транспорте и т.д.).
Газетный дизайн
чутко реагирует на изменения в характере журналистики, в содержании материалов
печати. Увеличился процент публикаций информационных жанров — появилась
потребность в визуальной организации большого количества заметок, репортажей,
интервью. Увеличился объем изданий, и это повлекло обновление внешнего облика
газет, верстающихся на основе “пополосной” тематической структуры. Объем
информации, потребляемой читателем, стремительно растет[8], и перед дизайнером
встает практическая задача — суметь выделить газету из ряда других,
акцентировать внимание на как можно большем количестве материлов. Поскольку наш
вечно спешащий современник начинает чтение газет с просматривания (иногда этим
и ограничиваясь), важно “зацепить” его взгляд, выделить хотя бы главное,
существенное. Кому-то и такой “лидовой” информации достаточно, а для кого-то
акцентированное оформление служит своеобразным маяком, ведущим взгляд от
важного к более важному. Таким образом, интенсивность газетной графики,
динамичность визуальных композиций востребованы сегодняшним днем.
Психолингвисты
употребляют термин “смысловое восприятие” в связи с речевым сообщением.
Несомненно, что восприятие визуальной информации характеризуется процессом
осмысления, имеющим результативную сторону (понимание — непонимание):
“...Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт
понимания, осмысления”[9]. Следовательно, мы можем говорить и о смысловом
восприятии визуальной информации в газете (визуальная информация в газете — это
все видимые глазу элементы газетной формы, полученные при соприкосновении
бумаги и печатающих элементов печатной формы; пробелы также могут выступать в
качестве визуальных единиц).
Среди факторов,
влияющих на восприятие, запоминание и принятие или непринятие передаваемой
информации (общая оценка аудиторией общественной полезности определенного
средства доведения информации; следование морально-этическим нормам,
господствующим в аудитории; поддержание группового престижа и т.д.), Ю. А.
Шерковин выделил и такой: реакция на стиль и оформление информации[30].
Естественно, что роль дизайна при восприятии читателем газеты стоит оценивать
лишь тогда, когда в наличии благоприятные условия, оптимизирующие этот процесс:
у читателя достаточно знаний, чтобы заинтересоваться материалами данной газеты,
понять и усвоить их; для читателя эти материалы ценны новой интересной
(полезной, познавательной) информацией. Вот почему очень важно спозиционировать
свою газету на определенную часть аудитории, ясно представляя ее запросы
(мотивы, потребности, интересы, установки, стереотипы), ее интеллектуальный
уровень, жизненный опыт (практическую подготовку), придавая материалам
соответствующую литературную форму, избирая определенную тональность дизайна.
Сегодня необыкновенно сложно в процессе визуальной коммуникации “поймать глаз”
(выражение Э. Лисицкого). Особенность этого читателя заключается еще и в том,
что в процессе визуальной коммуникации он обладает наибольшим уровнем “условной
самостоятельности” в установке “прочитать— не прочитать”. А так как дизайн не
просто преподносит информацию, но при этом и убеждает, обладая к тому же
элементами внушения, понятно, насколько повышаются требования к его
идейно-смысловой и эстетической сторонам.
Газетный дизайн
обладает внушающей силой, ведь внушение может иметь место, “когда речь идет...
о несложных культурных нормах, о стереотипах, в упрощенной форме выражающих
сложные явления социальной действительности”[13]. Механизм повторения
способствует эффективности внушения (при этом не стоит забывать и об элементах
новизны в привычном, узнаваемом облике издания). Стоит уточнить: мы имеем в
виду то внушение, которое базируется главным образом на чувстве уважения и
доверия к внушающему. Оно может только тогда регулярно осуществляться, когда
будет налицо доверие читателя к газете, когда читатель будет осознавать себя
частицей большой аудитории, участвующей в процессе чтения его (их) газеты.
“Причем рожденные внушением мысли и чувства ясны и категоричны, требуют
действий, как будто они возникли не опосредованно, а в результате собственного
наблюдения и познания внушаемого”[4].
2.2.
Компьютерная технология в оформлении российских газет
Компьютерная
технология выпуска периодических изданий не только заметно облегчила работу,
повысила оперативность допечатных процессов, но предоставила верстальщикам
огромные возможности для реализации самых сложных оформительских задач. Дизайн
современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование
информационной графики, сложных иллюстрационных и других визуальных форм,
нетрадиционных композиционных решений. Газетчики начинают осваивать цветную
печать, а это — новые возможности для создания уникального фирменного стиля
издания, психологического воздействия на читательскую аудиторию. Вместе с тем
следует сказать об опасностях, подстерегающих дизайнеров, зачастую не имеющих
профессионального художественного образования и пребывающих в эйфории от тех
самых, почти безграничных, возможностей, которые предоставляет компьютер. Без
специальной подготовки, предполагающей знакомство со своеобразием особого вида
периодического издания — газеты определенного типа (продукта
индивидуально-коллективного и производственно-творческого труда журналистов), с
принципами дизайна газет различных форматов, объемов и периодичности, с
характером восприятия газетных полос читателями, невозможно создать эстетичный
и эффективный дизайн. В работе анализируется современная практика применения
принципов дизайна оформителями российских газет (подчиненность содержанию;
единство стиля; контрастность; пропорциональность; направленность; экономность
и сдержанность; эксперимепталыюсть).
Следование
перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет
делать ее красивой. Главная ошибка ответственных секретарей газет с
невыразительным, несовременным видом состоит в том, что они не сделали
оформление своего издания системой, зависящей от содержания. В системе, или
композиционно-графической модели, лишь условно выделяются композиционный и
графический этапы. Этот процесс един. Композиционная цельность, как правило, служит
созданию графической ясности всех полос. И наоборот, удачная композиция
графических элементов полосы оптимально выявляет композицию содержания.
Мы выделяем и
рассматриваем новые тенденции в эстетике и оформлении российских газет,
связанные прежде всего с применением современных технологий при выпуске
периодических изданий, — типографизацию, визуализацию, просветленность,
плакатность. моделирование композиции и графики, повышение шрифтовой культуры,
развитие заголовочного комплекса.
Большинство
местных газет переживают сегодня переходный период, когда возможности
компьютерной технологии, офсета еще не выявлены в полной мере, а приемы,
апробированные при “металлической” верстке, высоком способе печати, “спорят” с
офсетными. Разностильность, эклектизм — временная, объяснимая болезнь роста. Но
и в тех газетах, что пережили названный выше недуг, есть просчеты: чрезмерное
увлечение подложками, использование слишком интенсивного растрового фона,
перенасыщение полос дополнительным цветом, пренебрежение удобочитаемостью
текста (иногда текст плохо читается на снимке; подложки в виде символов,
рисунков при наложении на текст затрудняют его восприятие и т. д.).
Стиль — явление
комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы. Зачастую стиль соотносят
только с его формальными проявлениями. Последнее, очевидно, связано со
способностью стиля к саморазвитию, некоторой его автономностью — содержание
может изменяться, а внешние признаки стиля какое-то время сохраняются.
Применительно к
дизайну газеты понятие “стиль” надо рассматривать на нескольких уровнях —
как совокупность особенностей “лица” конкретного издания; как “характеристику
физиогномического единства” оформления газеты на определенном этапе ее
развития; как совокупность особенностей композиции и графики газет одного
типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы оформления .
Сегодня мы
являемся свидетелями множественности стилистических решений, хотя правильнее
будет сказать — стилистических вариаций на одну “тему”. Ведь стремление к стилевому
единству — также в ряду закономерностей развития нашей оформительской культуры.
Композиционно-графическое моделирование стало тем частным методом, пользуясь
которым дизайнеры стремятся к типологической завершенности изданий. Еще
математик Курт Гедель утверждал, что нельзя до конца формализвать ни одну
реальную систему, даже если она поддается самому мощному инструменту
формализации — математике (да и сама математика — система разомкнутая). Это
положение, несомненно, приложимо к газетной форме.
2.3.
Метод в оформлении газеты
Метод в
оформлении газеты — система законов, принципов, правил и система приемов
дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле, который нельзя механически
сводить к набору оформительских приемов. Утверждение стиля всегда связано со
стандартизацией внешних форм, распространением их в виде унифицированных
шаблонов, но это не примитивная унификация. Поиск новых приемов — вот гарант
его развития (значит, стиль — процесс?). Вспомним и слова Флобера, что стиль —
единственное средство преодоления серой обыденности. Развитие существующих
приемов даже необходимо, ведь способы практических действий имеют счастливую
возможность перерастать в метод познания. Метод реконструируется в стиле с
помощью приемов. Может быть, даже разумно коллекционировать их, рождая по
аналогии фирменные дизайнерские приемы. При этом важно, чтобы новый прием
органично вписался в стиль дизайна данной газеты, в ее
композиционно-графическую модель.
Стиль — система,
которая не может меняться часто; его нельзя намеренно придумать, он возникает
нечаянно. Другое дело — приемы, манера дизайна, постоянно обновляющиеся и до
определенной степени влияющие на стиль, который несет в себе свойства
целостности и стабильности.
Страницы: 1, 2, 3
|